Моррис Лапидус
![]() | Эта статья написана как рассказ . ( август 2018 г. ) |
Моррис Лапидус | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 января 2001 г. | (98 лет)
Альма-матер | Колумбийский университет (бакалавр архитектуры, 1927 г.) [ 1 ] |
Занятие | Архитектор |
Награды | В 2000 году Национальный музей дизайна Купера-Хьюитта при Смитсоновском институте удостоил Лапидуса звания «американского оригинала» за его всю жизнь; цитируется в специальных коллекциях Сиракузского университета, Моррис Лапидус, 2011 г. |
Здания | Фонтенбло Майами Бич Иден Рок |
Проекты | Линкольн Роуд Молл |

Моррис Лапидус (25 ноября 1902 - 18 января 2001) был архитектором, прежде всего известным своими в стиле необарокко отелями «Майами Модерн» , построенными в 1950-х и 60-х годах, которые с тех пор стали определять стиль курортных отелей той эпохи, синоним с Майами и Майами-Бич .
Еврейский украинский иммигрант, проживающий в Нью-Йорке, Лапидус спроектировал более 1000 зданий за свою более чем 50-летнюю карьеру, большую часть которой он провел в качестве аутсайдера американского архитектурного истеблишмента.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Родившийся в Одессе в Российской империи (ныне Украина ), его ортодоксальная еврейская семья бежала от русских погромов в Нью-Йорк, когда он был младенцем. В молодости Лапид изучал актерское мастерство, что привело к его интересу к театральным декорациям, где художники-декораторы направили его изучать архитектуру. Он учился в Колумбийском университете , который окончил в 1927 году. [ 1 ] Лапидус работал в известной изящных искусств фирме Warren and Wetmore . В то время его первым проектом было оформление гаража особняка Вандербильтов. Его дизайн включил Меркурия, бога скорости, в современную скульптуру. Лапид пояснил, что предложенные «голова лошади и повозка были анахронизмом». С 1929 по 1943 год он работал с Россом-Франкелем архитектором розничной торговли. Когда в начале 1942 года компания его отца, US Metals, наняла Морриса для разработки сигнального прожектора по заказу адмирала Риковера, он ушел из Росс-Франкеля, но не раньше, чем показал Эвану Франкелю картофельные поля в Хэмптоне, где они отправился на успешное полевое испытание фонаря.

После очень успешной 22-летней карьеры в дизайне интерьеров розничной торговли с Росс-Франкелем Лапидусу предложили стать «гостиничным доктором» в нескольких отелях Майами. Вскоре он стал помощником архитектора пяти гостиничных проектов в Майами-Бич: отель Sans Souci 1947 года (открыт в 1949 году, после 1996 года назывался RIU Florida Beach Hotel), за которым последовали Nautilus 1950 года, diLido (1951 год), Biltmore Terrace (1951 год). ), и Алжир (1951 г.), вдоль Коллинз-авеню, что представляет собой единоличную реконструкцию всего района. Отели сразу же завоевали популярность, и Лапидус начал расширять границы гостиничного бизнеса.
Затем, в 1952 году, он получил работу в крупнейшем роскошном отеле в Майами-Бич, отеле, с которым он больше всего связан, - отеле Fontainebleau , отеле на 1200 номеров, построенном Беном Новаком на территории бывшего поместья Файерстоун, и, возможно, самом известном отеле. в мире. [ 2 ] В следующем году за ним последовал столь же успешный отель Eden Roc Hotel (где Гарри Белафонте нарушил «цветную линию» на пляже, остановившись там на ночь) и Americana (позже Sheraton Bal Harbour) в 1956 году. был снесен в результате взрыва вскоре после рассвета в воскресенье, 18 ноября 2007 года, и теперь это отель W The St. Regis в Бэл-Харборе. Используя эти отели в качестве «лаборатории дизайна» и исследуя, «как продать хорошее время», Лапидус прославился своими отелями в Майами-Бич: Fontainebleau (1954), Eden Roc (1955) и Americana (Bal Harbour Sheraton). ) (1956). Открытие Фонтенбло показали по телевидению. Американцы наблюдали, как танцующие люди из бальных залов устремлялись в свои гостиные. По сути, Лапидус превзошел дворец, и началась современная эра Майами-Бич и ее курортных отелей: всем пришлось уйти.
В 1955 году Лапидус спроектировал торговый центр Ponce de Leon рядом с площадью в Сент-Огастине, Флорида . Главный магазин Woolworth's стал местом первой сидячей забастовки чернокожих демонстрантов из Мемориального колледжа Флориды в марте 1960 года, а в 1963 году четырех молодых подростков, которые стали известны как « Четверка Святого Августина ». Дверные ручки отеля Woolworth и указатель «Тропы Свободы» увековечивают память этих событий.
Позже Лапидус работал с Игорем Полевицким над пристройкой отеля Shellborne, который, как и предыдущие отели, входил в большую восьмерку. Во всех первых отелях он придавал Коллинз-авеню в Майами-Бич архитектурный стиль и создавал интересные ночные пейзажи своими неоновыми надписями; выделяется венецианской надписью «диЛидо», изогнутой буквой «S» на Shellborne или буквой «ER» на вершине скалы в Eden Roc. В интерьерах отеля он предвосхитил постмодернизм , создавая открыточные виды через современное остекление и явно современный экстерьер. Современный тропический стиль Лапида продолжился в жилищных проектах, которые он завершил на всем протяжении побережья на Коллинз-авеню, с 44-й по 94-ю; Морское побережье на востоке и западе, а также кондоминиумы на пляже Хауловер являются чувственными подставками для книг невероятной извилистой поездки по улице Миллионеров Флориды на берегу Атлантического океана.
Стиль Лапидуса своеобразен и сразу узнаваем на фотографиях, поскольку он основан на его новаторских и хорошо продуманных методах привлечения внимания в дизайне коммерческих магазинов: плавные изгибы, театрально плавающие потолки с подсветкой, «бобы» и амебовидные формы, которые он называемые «вогглы», «сырные дырки», а также его умелое использование цвета, вывесок, освещения, зеркал, методов «плавающих колонн», плавающих лестниц и перемещения людей по извилистым линиям — поскольку люди не ходят по прямой линии — являются словарный запас его дизайнерского стиля. Его многочисленные небольшие проекты придают Коллинз-авеню в Майами-Бич свой стиль, в том числе интересные стили неоновых надписей в «диЛидо» и «Шеллборн», предвосхищающие постмодернизм . Помимо визуального стиля, здесь присутствует некоторая степень функционализма . Его изогнутые стены улавливали океанские бризы, преобладавшие в эпоху, когда не существовало центрального кондиционирования воздуха, а последовательность его внутренних помещений была результатом пристального внимания к пользовательскому опыту: Лапидис слышал жалобы на бесконечные безликие гостиничные коридоры и, когда это было возможно, изгибал свои коридоры, чтобы избежать этот эффект.
Фонтенбло был построен на месте поместья Харви Файерстоун и определил новый Золотой Берег Майами-Бич. Отель предоставил места для Джерри Льюиса съемок фильма 1960 года «Посыльный» , который имел успех как для Льюиса, так и для Лапидуса, а также для триллера о Джеймсе Бонде « Голдфингер » (1964); Там снималась Уитни Хьюстон в фильме «Телохранитель» (1992), а Мадонна снимала фотографии на компакт-диске для своего альбома «Сказки на ночь» 2005 года в отеле Eden Roc. Самой известной особенностью Фонтенбло является «Лестница в никуда» (официально называемая «плавающей лестницей»), которая просто вела на мезонин и в дамскую туалетную комнату, но давала возможность совершить блестящий спуск в вестибюль отеля. Вазон под лестницей — это все, что сегодня оригинально из открытых интерьеров 1954 года.
Весь мой успех в том, что я всегда создавал дизайн для людей, в первую очередь потому, что хотел продавать им товары. Потом, когда я занялся отелями, мне пришлось переосмыслить, что я продаю сейчас? Вы продаете хорошее времяпровождение.
С 1993 по 2001 год, в период перед его смертью, стиль Лапидуса вновь оказался в центре внимания. Дебора Десилетс, архитектор и художница, была последней соратницей Морриса Лапидуса. Впервые она познакомилась с Лапидусом, когда была директором по маркетингу Arquitectonica в 1993 году. К 18 января 1996 года Десилец покинула ARQ и основала собственную фирму VVA INC, где она смогла работать с Лапидусом над рядом архитектурных проектов. , оформлять его теоретические заметки, рассказы и изображения для лекций, а также изучать дизайн продуктов. Лапид сказал: «Я перешел из Фонтенбло к авторучке!» Точно так же он помогал в расширении Фонтенбло, посещая встречи с отелем Hilton и его владельцем Стивеном Х. Массом. О новом дизайне Лапидус сказал, что он стал «восклицательным знаком» для его здания 1954 года и обеспечил его престиж, помогая получить новую пристройку. Десилец и Лапид были командой, и это сотрудничество продолжалось до его безвременной кончины. До этого Лапид завещал свое имя и наследие Десилецу - беспрецедентный поступок в ежегодниках истории архитектуры - в качестве соавтора-женщины. Чтобы сохранить свое наследие, Десилец подарил Специальным коллекциям Сиракузского университета все оставшиеся документы Лапида; поскольку сам Лапид несколько лет назад отправил документы в Сиракузы. Следуя своему стилю, Десилетс с 2005 по 2018 год производил мебель, ковры и зеркала совместно с Dennis Miller and Associates, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, под торговой маркой Morris Lapidus. Из проектов, над которыми они сотрудничали, было три проекта для Roots of Canada; Roots в торговом центре Promenade Mall в Торонто, Roots в Блумфилде, штат Иллинойс, и Roots в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк. Из нескольких проектов Майами первым был орнамент для в испано-итальянском Особняк стиле на острове Сансет II; Следующим стал совершенно современный дизайн красочного и жизнерадостного ресторана Aura на Линкольн-Роуд, 603, в Майами-Бич, в торговом центре Lincoln Road, который появился в первом цветном выпуске New York Times от 23 декабря 1999 года. возрождение в Лапиде. Он начал читать лекции, выступать и дарить в дар свою обширную коллекцию памятных вещей: книги возрастом 100–150 лет были переданы в дар Школе архитектуры Международного университета Флориды, Майами, Флорида. Новый кампус SOA был спроектирован Бернардом Чуми, деканом. Колумбии; Вольфсоновский музей в Майами-Бич получил слайды с его дизайном здания ликеро-водочного завода на Всемирной выставке 1939 года; Басовый музей получил комплект мебели для гостиной; и Колумбия получила больше документов. На многочисленных мероприятиях в Майами-Бич Лапидус был удостоен награды за помощь в реконструкции Линкольн-роуд в 1994–1996 годах Беном Вудом из Вуда и Томпсона. Лапидус не дожил до зданий Фрэнка Гери, Саха Хадида или Херцога и Де Мерона, или «джунглей в торговом центре» Рэя Джангла, но его выражение относительно Линкольн-роуд подходит: «Зачем быть экзотикой наедине?».
Лапидус и Десилец появились на CNN, обсуждая проект Рона Блумберга на 21-й улице; очень современное здание, в котором размещался производственный персонал балета Майами-Бич (MBB), новая штаб-квартира которого располагалась рядом с площадкой Bloomberg. MBB Arquitectonica в стиле тропического модернизма. (Примечательно, что Лоринда Спир проходила стажировку у Лапидуса в 70-х годах, а позже познакомила Десилеса с Лапидусом во время критики студенческой работы Университета Майами в офисе ARQ. Десилец работал в ARQ и основал компьютерную лабораторию, а затем стал директором. Лапидус также был удостоен чести Общества историков архитектуры на съезде, состоявшемся в отеле Eden Roc в 1998 году. Лапидус установил мемориальную доску в его честь на Линкольн-роуд в отеле The Clam Бандшелл у Евклида, цитируя его: «Машину никогда ничего не покупали». На лекции в Гарварде Дин Сильветти спросил: «Кто боится Лапида? Что в течение 50 лет его архитектура не публиковалась в журналах…». В 2000 году Национальный музей дизайна Купера-Хьюитта Смитсоновского института удостоил Лапидуса звания американского оригинала за всю его жизнь. 14 ноября 200 года он дал интервью Чарли Роузу. В последние годы его жизни его сопровождал и/или заменял Десилец на лекциях по всей Америке; Крэнбрук, Гарвард, Архитектурная лига Нью-Йорка, Галерея Коркоран, Колумбийский университет, SOA Растон, Остин, Техас, Лос-Анджелес и другие. Десилец продолжает эту работу и по сей день.
После всего этого возобновившегося интереса Лапидус сказал: «Я никогда не думал, что доживу до того дня, когда внезапно обо мне напишут журналы, обо мне напишут газеты!» И действительно, люди — клиент его клиента — аплодировали ему на вечеринке Купера-Хьюитта, когда Лапид воскликнул; развенчание принципа Баухауза «форма следует за функцией» фразой «чувства обретают форму».
Персональный
[ редактировать ]Дезилетс» является автором книги Риццоли «Моррис Лапидус: Архитектура радости», выпущенной в октябре 2010 года. До этого Ассулин опубликовал вместе с Десиле три книги: «Моррис Лапидус» (2004 г.), «50-летие Эдема Рока» (2005 г.) и «ДиЛидо». 2006.
Его сын, архитектор Алан Лапидус, который работал с его отцом 18 лет, сказал: «Его теория заключалась в том, что если вы создадите декорации, и они будут грандиозными, каждый, кто войдет, сыграет свою роль».
В 2001 году Моррис Лапидус умер от сердечной недостаточности в возрасте 98 лет в своей квартире в Майами-Бич. 63-летняя жена Морриса Лапидуса, Беатрис, умерла в 1992 году.
Критический прием
[ редактировать ]Лапидус спроектировал 1200 зданий, в том числе 250 отелей по всему миру. Американский архитектурный истеблишмент считал Лапида чужаком, пытался игнорировать его работы, а затем охарактеризовал их как яркий китч. [ 3 ] Ада Луиза Хакстейбл в статье в « Нью-Йорк Таймс» сказала об «Америкене»: «Воздействие по прибытии было такое, будто от удара взорвался позолоченный баклажан». [ 4 ] Кульминацией этого оскорбительного критического приема, возможно, стала встреча Американского института архитекторов (AIA) в 1963 году, проходившая в Американе, где ряд известных архитекторов, включая Пола Рудольфа , Роберта Аншена и Уоллеса Харрисона, отчитали Лапидуса за то, что они назвали вульгарностью. дешевизна и некомпетентность. [ 5 ]
1970 года Выставка Архитектурной лиги в Нью-Йорке положила начало серьезной оценке его работ. Лапид пытался игнорировать критику, но это повлияло на его карьеру и репутацию. Когда он вышел на пенсию в 1984 году, он сжег все свои рисунки, созданные за 50 лет, и остался лично огорчен некоторыми аспектами своей карьеры. Несколько недостроенных отелей Lapidus были подарены Desilets Доном Зейдлером, который был продюсером Lapidus более тридцати лет. Незастроенные проекты Лапидуса находятся в центре внимания новой книги Десиле «Слишком многое нужно построить: Моррис Лапидус». Лапидус был заново открыт в его автобиографии « Слишком много никогда не бывает достаточно» (1996), которая является ответом на Людвига Миса ван дер Роэ изречение «Меньше значит больше». По словам его немецкого биографа Мартины Дуттманн, в Европе его всегда более высоко ценили, чем в США, где аналогичный футуризм элитного класса называется « Гуги ». Сегодня книги, изданные AIA, такие как «Основы создания дизайнерской фирмы для архитекторов», 2003 г., положительно относятся к работам Морриса Лапидуса.
Проекты
[ редактировать ]Список адаптирован из автобиографии «Работы в Лапидусе».
- Универмаг Martin's , Бруклин, Нью-Йорк, 1944 год.
- Bond Clothing Stores , Пятая авеню, 372, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1948 год. Флагманский магазин
- Курортный отель Grossinger's Catskill , несколько зданий 1949 года постройки. [ 6 ] (снесен)
- Еврейский центр Хьюлетт-Ист-Рокэвей, Ист-Рокуэй, Нью-Йорк, 1951 год.
- Здание Эйнсли / Передовое здание / Уан Флагер, Майами , Флорида, 1952 год.
- Отель Фонтенбло , Майами-Бич, Флорида, 1954 год.
- Торговый центр Ponce de Leon, Сент-Огастин, Флорида, 1955 год. [ 7 ]
- Отель Eden Roc Miami Beach , Майами-Бич, Флорида, 1955 год.
- Отель Aruba, ныне Hilton Aruba Caribbean Resort & Casino, Аруба, 1955 год.
- Американа отеля Bal Harbour, Майами-Бич, Флорида, 1956 г., снесена в 2007 г.
- Курорт Довиль , Майами-Бич, Флорида, 1950-е годы.
- Отель Concord Resort , Катскиллс, Нью-Йорк, ночной клуб Imperial Room и множество других проектов середины 1950-х годов. [ 8 ] (снесен)
- Golden Triangle Motor Hotel, Норфолк, Вирджиния, 1959–60; только интерьеры [ 9 ]
- Линкольн-роуд , Майами-Бич, Флорида, 1960 год.
- Sheraton Motor Inn, ныне китайское консульство, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1959 год.
- Отель Summit , ныне отель Doubletree Metropolitan, Нью-Йорк, 1960 год.
- Отель Ponce de Leon, позже отель Hilton San Jeronimo, ныне Condado Plaza Hilton, Сан-Хуан, 1960 год.
- Конгрегация Шаарей-Цион , Бруклин, Нью-Йорк, 1960 год.
- Мотель Ричмонд, Ричмонд, Вирджиния, 1961 год.
- Отель «Американа Нью-Йорка», ныне отель «Шератон Нью-Йорк Таймс-сквер» , Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1961 год.
- Отель Americana of San Juan, ныне InterContinental San Juan, Сан-Хуан, 1961 год.
- International Inn , ныне отель Washington Plaza, Вашингтон, округ Колумбия, 1962 год. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
- Отель Capitol Skyline , Вашингтон, округ Колумбия, 1962 год.
- Храм Менора, Майами-Бич, Флорида, 1962 год (после реконструкции)
- 1800 G Street NW, Вашингтон, округ Колумбия, 1962 год.
- Кондоминиум Crystal House, 5055 Collins Avenue, Майами-Бич, Флорида, 1962 г.
- Курорт Эль Конкистадор, Фахардо, Пуэрто-Рико, 1965 год.
- Отель Сан-Хуан Интерконтиненталь, ныне отель Эль-Сан-Хуан, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, 1965 год.
- Побережье 5151, Майами-Бич, Флорида, 1966 год.
- Oceanside Plaza, 5555 Collins Avenue, Майами-Бич, Флорида, 1967 год.
- Храм Иудеи, бульвар Гранада, 5500, Корал-Гейблс, Флорида, 1966 год.
- 1100 L Street NW, Вашингтон, округ Колумбия, 1967 год.
- Отель Portman Square, Лондон, Англия, 1967 год.
- Кондоминиум Royal Embassy, 5750 Collins Avenue, Майами-Бич, Флорида, 1968 г.
- Уитмен (кооперативные апартаменты) Генри-стрит, 75, Бруклин, Нью-Йорк, 1968 год.
- 1425 K Street NW, Вашингтон, округ Колумбия, 1970 г. (после реконструкции)
- Parker Plaza Estates, 2030 South Ocean Drive, Халландейл-Бич, Флорида 33009 [ 13 ]
- Кондоминиум Bonavida, 20100 West Country Club Drive, Авентура, Флорида, 1974 г.
- ТСС Марди Гра , 1975 год.
- ТСС Карнавал , 1975 год.
- Здание терминала Carnival Cruise Lines , порт Майами, Майами, Флорида, 1975 год.
- 100 Бэйвью Драйв, Санни-Айлс-Бич, 1975 год.
- Апартаменты «Лозанна», Неаполь, Флорида, 1978 год.
- Грандвью на Изумрудных холмах, Голливуд, Флорида, 1981 год.
- Тропикана, Санни-Айлс-Бич, Флорида. 1984.
- Магазин модной одежды Magram, Берлингтон, Вирджиния, 1955 год. [ 14 ]
Кондоминиум 5600 Collins Ave Майами-Бич
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б «Моррис Лапидус / Исторический район середины 20 века». Архивировано 27 августа 2013 г. в Wayback Machine , Департамент планирования города Майами-Бич, 14 июля 2009 г.
- ^ Коммуникации, Международный цифровой университет Флориды. «Еврейский музей Флориды» . jmof.fiu.edu .
- ^ «Образы архитектуры Нью-Йорка - Моррис Лапидус» . nyc-architecture.com . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ↑ Ада Луиза Хакстейбл, «Шоу предлагает «радость» гостиничной архитектуры», New York Times , 15 октября 1970 г., стр. 60.
- ^ «Я модернист» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 октября 2013 г. Проверено 4 октября 2013 г.
- ^ Падлак, Росс (2013). Курорты Катскилл: Затерянная архитектура рая . Шиффер Паблишинг, ООО с. 139. ИСБН 978-0-7643-4317-9 .
- ^ Лейн, Марша (3 июня 2013 г.). «Фреска из больших фотографий в центре Сент-Огастина отражает историю города» . Рекорд Святого Августина . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Падлак, Росс (2013). Курорты Катскилл: Затерянная архитектура рая . Шиффер Паблишинг, ООО с. 153. ИСБН 978-0-7643-4317-9 .
- ^ «Рэдиссон Отель (Отель Золотой Треугольник)» . Общество историков архитектуры, SAH Archipedia.
По проекту Энтони Ф. Мусолино длинная подъездная дорога, окруженная двумя изогнутыми пандусами, ведет к въезду на автомобиль; Когда-то в его центре находился круглый фонтан. Стеклянные навесные стены обшивают тринадцатиэтажную V-образную башню. За башней к задней части участка тянутся два крыла, похожие на мотель, с бассейном в центре и парковочными местами по периметру. В отличие от относительно строгого внешнего вида, интерьер отеля был работой Морриса Лапидуса.
- ^ «Скончался знаменитый архитектор отелей Моррис Лапидус» . Вашингтон Пост . 20 января 2001 года . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Джоэл, Йель (26 июля 1963 г.). «Гауди Гранд Мотельс» . ЖИЗНЬ . Том. 55, нет. 4. Тайм, Инк. с. 71 . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Уильямс, Пол К. (14 июня 2012 г.). «Отличный бассейн в гостинице «Интернационал», детка» . Человек истории дома [блог] . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Официальный веб-сайт Parker Plaza Estates» . www.parkerplazaestates.org .
- ^ «Витрина модного магазина Magram спроектирована Лапидусом» . Берлингтонская свободная пресса . 19 января 1955 года.
- Библиография
- Данлоп, Бет, «Культовый Лапидус, размышления о пути архитектора от презираемого к почитаемому», The Miami Herald , 13 июня 2010 г., стр. 3M.
- Нолан, Дэвид, «Пятьдесят футов в раю: бум Флориды» (Харкорт Брейс Йованович, 1984).
- Ринген, Джонатан, «Лапидус роскоши» , Metropolis , 2007 г. журнал
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Архитекторы-модернисты из США.
- 1902 рождения
- 2001 смертей
- Архитекторы из Флориды
- Архитекторы из Одессы
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Еврейские архитекторы
- Майами Современная архитектура
- Модернистская архитектура во Флориде
- Выпускники Колумбийского университета
- Одесские евреи
- Эмигранты из Российской империи в США
- Американские архитекторы 20-го века