Фонтелла Басс
Фонтелла Басс | |
---|---|
![]() Бас в 1965 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Фонтелла Мари Басс |
Рожденный | Сент-Луис , Миссури , США | 3 июля 1940 г.
Умер | 26 декабря 2012 г. Сент-Луис, Миссури, США | (72 года)
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Годы активности | 1961–2012 |
Этикетки |
Фонтелла Мари Басс ( / b æ s / ; 3 июля 1940 — 26 декабря 2012) [ 1 ] — американская R&B и соул -певица и автор песен, наиболее известная своим хитом номер один в стиле R&B « Rescue Me » 1965 года. [ 2 ] Она была дважды номинирована на премию Грэмми .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фонтелла Басс родилась в Сент-Луисе , штат Миссури. Она была дочерью госпел певицы Марты Басс , которая была участницей группы Clara Ward Singers , и старшей сестрой R&B певца Дэвида Пистона . [ 3 ] [ 4 ] В раннем возрасте Фонтелла проявила большой музыкальный талант. В возрасте пяти лет она аккомпанировала своей бабушке на похоронах, пела в церковном хоре в шесть лет, а к девяти годам уже сопровождала свою мать в турне по Южной и Юго-Западной Америке. [ 2 ] [ 5 ]
Басс продолжала гастролировать со своей матерью до шестнадцати лет. В подростковом возрасте Басса привлекала более светская музыка. Она начала петь песни в стиле R&B на местных конкурсах и ярмарках, когда училась в средней школе Солдан , которую окончила в 1958 году. [ 6 ] В 17 лет она начала свою профессиональную карьеру, работая в клубе Showboat Club недалеко от Чейн-оф-Рокс, штат Миссури . [ 2 ] В 1961 году она прошла прослушивание на карнавальное шоу Леона Клэкстона и была нанята играть на фортепиано и петь в хоре в течение двух недель, зарабатывая 175 долларов в неделю за две недели, которые она провела в городе. Она хотела поехать в тур с Клэкстоном, но ее мать отказалась и, по словам Басса, «она буквально вытащила меня из поезда». Именно во время этого недолгого пребывания с Клэкстоном ее услышали вокалист Литтл Милтон и руководитель его группы Оливер Сейн, которые наняли ее, чтобы она поддерживала Литтл Милтона на фортепиано для концертов и записи. [ 5 ] [ 2 ]
Изначально Басс играла с группой только на фортепиано, но однажды вечером Милтон не пришла вовремя, поэтому Сайн попросил ее спеть, и вскоре ей было предоставлено собственное вокальное место в шоу. Милтон и Сейн в конце концов расстались, и Басс ушел с Сейном; он также нанял певца Бобби МакКлюра , и группа стала известна как «The Oliver Sain Soul Revue с участием Фонтеллы и Бобби МакКлюра».
Записывающая карьера
[ редактировать ]При поддержке Боба Лайонса, менеджера в Сент-Луисе станции KATZ , Басс записал несколько песен, выпущенных на лейбле Bobbin Records . Ее продюсировал Айк Тернер, когда она записывалась на его лейблах Prann и Sonja . [ 7 ] [ 8 ] В ее сингле "Poor Little Fool", выпущенном Соней в 1964 году, участвует Тина Тернер . Она не увидела особого успеха в этих синглах. Также в этот период она познакомилась и впоследствии вышла замуж за джазового трубача Лестера Боуи . [ 5 ]
Два года спустя она покинула группу Милтона и переехала в Чикаго после ссоры с Оливером Сэйном. Она прошла прослушивание в Chess Records , которые сразу же подписали с ней контракт в качестве записывающейся артистки на дочерний лейбл Checker Records . [ 9 ] Ее первыми работами с лейблом были несколько дуэтов с Бобби МакКлюром , который также был подписан на лейбл. Выпущенная в начале 1965 года, их запись "Don't Mess Up a Good Thing" (приписанная Оливеру Сейну) сразу же обрела успех, заняв 5-е место в чарте Billboard R&B и 33-е место в Hot 100 . [ 10 ] Позже песня была записана Рай Кудером и Чакой Ханом для альбома Кудера Bop 'Til You Drop (1979).
Басс и МакКлюр последовали за своим ранним успехом тем летом с песней "You're Gonna Miss Me", которая имела умеренный успех и вошла в топ-30 в R&B-чарте, хотя и не произвела существенного впечатления в поп-чарте. После короткого тура Басс вернулся в студию. Кульминацией одной конкретной сессии стала оригинальная композиция с агрессивной ритм-секцией; Среди сопровождающих музыкантов трека были барабанщик Морис Уайт (позже лидер Earth, Wind, & Fire ), басист Луи Саттерфилд (будущий выпускник Earth, Wind, & Fire) и тенор-саксофонист Джин Бардж , а также молодая Минни Рипертон среди аккомпанирующих музыкантов. певцы. [ 2 ] Получившаяся в результате песня « Rescue Me » взлетела в чартах осенью и зимой 1965 года. [ 10 ] После месячного пребывания на вершине R&B-чартов песня достигла 4-го места в поп-чартах США и 11-го места в Великобритании, а также принесла Chess первый сингл с миллионным тиражом после Чака Берри десятилетием ранее. [ 2 ] Было продано более миллиона копий, и он был награжден золотым диском . [ 11 ]
Затем Bass выпустил "Recovery", который имел умеренный успех, достигнув 13-го места (R&B) и 37-го места (поп-музыка) в начале 1966 года. В том же году появились еще два R&B-хита, "I Can't Rest" (при поддержке "I Сдавайся)» и «Ты никогда не узнаешь». Ее единственный альбом выпущенный на Chess Records , The New Look , продавался достаточно хорошо, но Басс вскоре разочаровался в Chess и решил покинуть лейбл всего через два года, в 1967 году. Басс утверждал, что, хотя признанные соавторы Карл Смит и Рейнард Майнер и продюсер Билли Дэвис заверили ее, что ее вклад в совместное написание текста "Rescue Me" будет признан, но этого так и не было сделано. [ 12 ]
Примерно 10 лет назад у меня был первый миллионный продавец шахмат со времен Чака Берри. Дела у них были на высоте, но когда пришло время получать мой первый гонорар, я посмотрел на него, увидел, насколько он мал, разорвал его и швырнул обратно через стол. [ 5 ]
Басс потребовал повышения ставки гонорара и художественного контроля; она обратилась к своему тогдашнему менеджеру Билли Дэвису с просьбой обеспечить ей авторство песни, но ей сказали не беспокоиться об этом. Когда запись вышла, а ее имени все еще не было в ней, ей сказали, что оно будет в юридических документах, но этого не произошло. Она продолжала агитировать по этому поводу в течение нескольких лет. [ 2 ] но позже вспоминал: «На самом деле это обошло меня стороной в бизнесе, потому что я заработал репутацию нарушителя спокойствия». [ 13 ]
Устав от мейнстримовой музыкальной сцены, она и ее муж Лестер Боуи покинули Америку и переехали в Париж. [ 2 ] в 1969 году она записала два альбома с Художественным ансамблем Чикаго - Арт-ансамбль Чикаго с Фонтеллой Басс и Les Stances a Sophie (оба 1970 года). Последний был саундтреком к одноименному французскому фильму. Вокал Басса, подкрепленный мощной, пульсирующей энергией группы, позволил "Theme De YoYo" с тех пор оставаться культовой андеграундной классикой. [ нужна ссылка ] Она также появилась в фильмах Боуи «Великий претендент» (1981) и «Вся магия» (1982).
Даже несмотря на успех "Rescue Me", прошло много лет и множество судебных разбирательств, прежде чем Басс была приписана ее доля в написании песен и гонорары. [ нужна ссылка ]
Более поздняя карьера и смерть
[ редактировать ]В следующие несколько лет Басс работал на нескольких лейблах, но не добился заметных успехов. После того, как ее второй альбом Free провалился в 1972 году, Басс ушла из музыки и сосредоточилась на воспитании семьи; у нее было четверо детей от авангардного трубача Лестера Боуи. [ 5 ] Время от времени она возвращалась, выступая в качестве бэк-вокалистки на нескольких записях, в том числе Боуи. В 1990 году вместе со своей матерью и братом Дэвидом Пистоном она записала госпел-альбом под названием « Обещания: семейный портрет веры» и предприняла осенний тур по западному побережью США под названием «Juke Joints and Jubilee», в котором присутствовали как традиционный госпел, так и блюз. исполнители. В 1990-е годы она вела недолговечное ток-шоу на радио в Чикаго и выпустила несколько пластинок в стиле госпел на независимых лейблах. В 1992 году через своего старого друга Хэмиета Блюетта она была приглашена исполнить три трека на World Saxophone Quartet альбоме Breath of Life .
Оригинальная версия «Rescue Me» использовалась в телевизионной рекламной кампании American Express . Фонтелла Басс заявила, что она была на самом низком этапе своей жизни, когда в первый день Нового 1990 года она была поражена, услышав свой собственный голос, поющий «Rescue Me» в телевизионной рекламе American Express. Этот опыт вдохновил Басс навести порядок в своей жизни: он также побудил ее задать вопросы по поводу несанкционированного коммерческого использования ее записи "Rescue Me", что в конечном итоге привело к соглашению в 1993 году с American Express. [ 2 ] и его рекламное агентство Ogilvy & Mather присудили Бассу 50 000 долларов плюс штрафные санкции. [ 14 ] [ 5 ]
Как и многие художники ее времени, к Бассу возродился интерес. Она пела в телешоу NBC Night Music в 116 серии 1989 года. Она была показана в специальном выпуске PBS и сопровождающем его DVD Soul Celebration. Soul Spectacular записана вживую в Heinz Hall в Питтсбурге , штат Пенсильвания, в ноябре 2001 года. Ее голос можно услышать на двух треках альбома Cinematic Orchestra 2002 года Every Day и еще двух треках на их альбоме 2007 года Ma Fleur .
В мае 2000 года Басс получил звезду на Аллее славы в Сент-Луисе . [ 15 ]
В 2000-х годах она гастролировала по Европе со своим младшим братом Дэвидом Пистоном , пока не заболела. Последние годы ей приходилось бороться из-за ухудшения здоровья. Басс пережил рак груди, серию инсультов, начавшуюся в 2005 году, и ампутацию ноги. [ 16 ] 26 декабря 2012 года она умерла в больнице Сент-Луиса от осложнений сердечного приступа, перенесенного ранее в этом месяце; ей было 72. [ 4 ] [ 17 ] [ 18 ] У нее осталось четверо детей. [ 10 ]
Премии Грэмми
[ редактировать ]Премия «Грэмми» ежегодно вручается Национальной академией звукозаписывающих искусств и наук . Басс получил две номинации на Грэмми . [ 19 ]
Год | Категория | Номинированная работа | Результат |
---|---|---|---|
1965 | Лучшее женское современное вокальное исполнение | « Спаси меня » | номинирован |
1995 | Лучшее традиционное исполнение соул-евангелия | Никакой усталости | номинирован |
Дискография
[ редактировать ]Альбом
[ редактировать ]Год | Альбом |
---|---|
1966 | Новый взгляд |
1970 | Les Stances a Sophie с Художественным ансамблем Чикаго |
1970 | Концерт в Париже с Художественным ансамблем Чикаго. |
1970 | Художественный ансамбль Чикаго с Фонтеллой Басс |
1972 | Бесплатно |
1980 | От корня к источнику |
1992 | Спасены: лучшее из Фонтеллы Басс |
1995 | Никакой усталости |
1996 | Теперь, когда я нашел хорошую вещь |
2001 | Путешествую |
Одиночные игры
[ редактировать ]Год | Одинокий | Этикетка и номер по каталогу | Пиковые позиции в чартах | Альбом | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Американский R&B [ 20 ] |
Американская поп-музыка [ 21 ] |
Великобритания [ 22 ] | ||||||
1962 | «Мне больше не больно» / «Совершенно новая любовь» | Бобина 134 | — | — | — | Неальбомные треки | ||
«Медовая пчелка» / «Плохой мальчик» | Бобина 140 | — | — | — | ||||
1963 | «Я люблю этого мужчину» / «Моя хорошая любовь» | Возьми 5005 | — | — | — | |||
1964 | «Бедный дурачок» / «Это сделало бы меня счастливым» | Соня 2006 г. | — | — | — | |||
1965 | «Не испорти хорошее дело» с Бобби МакКлюром |
Шашка 1097 | 5 | 33 | — | |||
«Ты будешь скучать по мне (когда я уйду)» с Бобби МакКлюром |
Шашка 1111 | 27 | 91 | — | ||||
« Спаси меня » / «Душа человека» | Шашка 1120 | 1 | 4 | 11 | Новый взгляд | |||
1966 | «Восстановление» / «Оставьте это в руках любви» | Шашка 1131 | 13 | 37 | 32 | Спасены: лучшее из Фонтеллы Басс | ||
«Я не могу отдохнуть» / "Я подчиняюсь" |
Шашка 1137 | 31 33 |
— 78 |
— — | ||||
«Ты никогда не узнаешь» / «В целости и сохранности» |
Шашка 1147 | 34 — |
— 100 |
— — | ||||
1967 | "Счастливчик в любви" / "Милый любящий папочка" | Шашка 1183 | — | — | — | Самое лучшее из Фонтеллы Басс | ||
«—» обозначает релизы, не попавшие в чарты. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Игл, Боб; ЛеБлан, Эрик С. (2013). Блюз – региональный опыт . Санта-Барбара: Издательство Praeger. п. 141. ИСБН 978-0313344237 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рэмси, Дэвид (7 декабря 2021 г.). «Разве ты не видишь, что я одинок?: «Спаси меня» на повторе» . Выпуск 115, зима 2021 . Оксфордский американский . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Уотрус, Питер (21 января 1989 г.). «Обзор/Музыка; Клан Бассов занимается своими делами» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б «Фонтелла Басс умерла в 72 года» . KSDK.com. Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «К сожалению, мы не можем найти эту страницу — выполните поиск в МГУ» . МГУ.edu . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Соркин, Майкл Д. и Кевин Джонсон, «Фонтелла Басс умирает; певица «Rescue Me» стала хитом в США и большим хитом в Европе» , St. Louis Post-Dispatch , пятница, 28 декабря 2012 г.
- ^ Гринсмит, Билл; Камаригг, Марк; Роу, Майк (2015). Blues Unlimited: важные интервью из журнала Original Blues Magazine . Издательство Университета Иллинойса. п. 259. ИСБН 978-0-252-09750-8 .
- ^ Тернер, Айк. (1999). Верни мое имя: Признания Айка Тернера . Лондон: Девственница. ISBN 1852278501 . OCLC 43321298 .
- ^ Сисарио, Бен (27 декабря 2012 г.). «Фонтелла Басс, 72 года, певица песни «Rescue Me» мертва» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- ^ Jump up to: а б с Солтер, Джим (27 декабря 2012 г.). «Фонтелла Басс, соул-певица, написавшая и записавшая «Rescue Me» в 1965 году, умерла в возрасте 72 лет» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 .
- ^ Мюрреллс, Джозеф (1978). Книга золотых дисков (2-е изд.). Лондон: Barrie and Jenkins Ltd., с. 186 . ISBN 0-214-20512-6 .
- ^ Перроне, Пьер (28 декабря 2012 г.). «Фонтелла Басс: Певица, известная своей мощной интерпретацией песни «Rescue Me», разошедшейся миллионным тиражом » . Независимый . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ «Джерри Ройсс - Фонтелла Басс - Спаси меня» . www.jerryreuss.com .
- ^ «Моя песня меня спасла» . Новости Таскалузы . 25 ноября 1995 г.
- ^ «Фонтелла Басс» . stlouiswalkoffame.org .
- ↑ Кевин С. Джонсон, «Умер певец R&B и госпел Дэвид Пистон» , St Louis Post-Dispatch, 3 февраля 2012 г.
- ^ «Некролог Фонтеллы Басс» . Legacy.com . 27 декабря 2012 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «Фонтелла Басс, 72 года, певица песни «Rescue Me» мертва» . Нью-Йорк Таймс . 28 декабря 2012 года . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ «Фонтелла Басс» . Грэмми.com .
- ^ «Фонтелла Бас (Горячие соул-песни)» . Billboard.com .
- ^ «Фонтелла Басс (Горячая 100)» . Billboard.com .
- ^ «Фонтелла Басс» . Официальный сайт Charts.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1940 рождений
- смертей в 2012 г.
- Афроамериканские певицы XX века
- Американские певицы 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Американские эмигранты во Франции
- Американские исполнители ритм-н-блюза
- Американские ритм-н-блюзовые музыканты
- Американские певцы госпела
- Члены художественного ансамбля Чикаго
- Исполнители Checker Records
- Певцы из Сент-Луиса
- Американские блюзовые певцы
- Американские соул-певцы
- Артисты Sonja Records
- Артисты Bobbin Records
- Афроамериканские музыканты XXI века
- Афроамериканские певицы XXI века
- Исполнители None such Records