Jump to content

Фонтелла Басс

Фонтелла Басс
Бас в 1965 году
Бас в 1965 году
Справочная информация
Имя при рождении Фонтелла Мари Басс
Рожденный ( 1940-07-03 ) 3 июля 1940 г.
Сент-Луис , Миссури , США
Умер 26 декабря 2012 г. (26 декабря 2012 г.) (72 года)
Сент-Луис, Миссури, США
Жанры
Род занятий
  • Певица
  • автор песен
  • музыкант
Инструменты
  • Вокал
  • фортепиано
Годы активности 1961–2012
Этикетки

Фонтелла Мари Басс ( / b æ s / ; 3 июля 1940 — 26 декабря 2012) [ 1 ] — американская R&B и соул -певица и автор песен, наиболее известная своим хитом номер один в стиле R&B « Rescue Me » 1965 года. [ 2 ] Она была дважды номинирована на премию Грэмми .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Фонтелла Басс родилась в Сент-Луисе , штат Миссури. Она была дочерью госпел певицы Марты Басс , которая была участницей группы Clara Ward Singers , и старшей сестрой R&B певца Дэвида Пистона . [ 3 ] [ 4 ] В раннем возрасте Фонтелла проявила большой музыкальный талант. В возрасте пяти лет она аккомпанировала своей бабушке на похоронах, пела в церковном хоре в шесть лет, а к девяти годам уже сопровождала свою мать в турне по Южной и Юго-Западной Америке. [ 2 ] [ 5 ]

Басс продолжала гастролировать со своей матерью до шестнадцати лет. В подростковом возрасте Басса привлекала более светская музыка. Она начала петь песни в стиле R&B на местных конкурсах и ярмарках, когда училась в средней школе Солдан , которую окончила в 1958 году. [ 6 ] В 17 лет она начала свою профессиональную карьеру, работая в клубе Showboat Club недалеко от Чейн-оф-Рокс, штат Миссури . [ 2 ] В 1961 году она прошла прослушивание на карнавальное шоу Леона Клэкстона и была нанята играть на фортепиано и петь в хоре в течение двух недель, зарабатывая 175 долларов в неделю за две недели, которые она провела в городе. Она хотела поехать в тур с Клэкстоном, но ее мать отказалась и, по словам Басса, «она буквально вытащила меня из поезда». Именно во время этого недолгого пребывания с Клэкстоном ее услышали вокалист Литтл Милтон и руководитель его группы Оливер Сейн, которые наняли ее, чтобы она поддерживала Литтл Милтона на фортепиано для концертов и записи. [ 5 ] [ 2 ]

Изначально Басс играла с группой только на фортепиано, но однажды вечером Милтон не пришла вовремя, поэтому Сайн попросил ее спеть, и вскоре ей было предоставлено собственное вокальное место в шоу. Милтон и Сейн в конце концов расстались, и Басс ушел с Сейном; он также нанял певца Бобби МакКлюра , и группа стала известна как «The Oliver Sain Soul Revue с участием Фонтеллы и Бобби МакКлюра».

Записывающая карьера

[ редактировать ]

При поддержке Боба Лайонса, менеджера в Сент-Луисе станции KATZ , Басс записал несколько песен, выпущенных на лейбле Bobbin Records . Ее продюсировал Айк ​​Тернер, когда она записывалась на его лейблах Prann и Sonja . [ 7 ] [ 8 ] В ее сингле "Poor Little Fool", выпущенном Соней в 1964 году, участвует Тина Тернер . Она не увидела особого успеха в этих синглах. Также в этот период она познакомилась и впоследствии вышла замуж за джазового трубача Лестера Боуи . [ 5 ]

Два года спустя она покинула группу Милтона и переехала в Чикаго после ссоры с Оливером Сэйном. Она прошла прослушивание в Chess Records , которые сразу же подписали с ней контракт в качестве записывающейся артистки на дочерний лейбл Checker Records . [ 9 ] Ее первыми работами с лейблом были несколько дуэтов с Бобби МакКлюром , который также был подписан на лейбл. Выпущенная в начале 1965 года, их запись "Don't Mess Up a Good Thing" (приписанная Оливеру Сейну) сразу же обрела успех, заняв 5-е место в чарте Billboard R&B и 33-е место в Hot 100 . [ 10 ] Позже песня была записана Рай Кудером и Чакой Ханом для альбома Кудера Bop 'Til You Drop (1979).

Басс и МакКлюр последовали за своим ранним успехом тем летом с песней "You're Gonna Miss Me", которая имела умеренный успех и вошла в топ-30 в R&B-чарте, хотя и не произвела существенного впечатления в поп-чарте. После короткого тура Басс вернулся в студию. Кульминацией одной конкретной сессии стала оригинальная композиция с агрессивной ритм-секцией; Среди сопровождающих музыкантов трека были барабанщик Морис Уайт (позже лидер Earth, Wind, & Fire ), басист Луи Саттерфилд (будущий выпускник Earth, Wind, & Fire) и тенор-саксофонист Джин Бардж , а также молодая Минни Рипертон среди аккомпанирующих музыкантов. певцы. [ 2 ] Получившаяся в результате песня « Rescue Me » взлетела в чартах осенью и зимой 1965 года. [ 10 ] После месячного пребывания на вершине R&B-чартов песня достигла 4-го места в поп-чартах США и 11-го места в Великобритании, а также принесла Chess первый сингл с миллионным тиражом после Чака Берри десятилетием ранее. [ 2 ] Было продано более миллиона копий, и он был награжден золотым диском . [ 11 ]

Затем Bass выпустил "Recovery", который имел умеренный успех, достигнув 13-го места (R&B) и 37-го места (поп-музыка) в начале 1966 года. В том же году появились еще два R&B-хита, "I Can't Rest" (при поддержке "I Сдавайся)» и «Ты никогда не узнаешь». Ее единственный альбом выпущенный на Chess Records , The New Look , продавался достаточно хорошо, но Басс вскоре разочаровался в Chess и решил покинуть лейбл всего через два года, в 1967 году. Басс утверждал, что, хотя признанные соавторы Карл Смит и Рейнард Майнер и продюсер Билли Дэвис заверили ее, что ее вклад в совместное написание текста "Rescue Me" будет признан, но этого так и не было сделано. [ 12 ]

Примерно 10 лет назад у меня был первый миллионный продавец шахмат со времен Чака Берри. Дела у них были на высоте, но когда пришло время получать мой первый гонорар, я посмотрел на него, увидел, насколько он мал, разорвал его и швырнул обратно через стол. [ 5 ]

Басс потребовал повышения ставки гонорара и художественного контроля; она обратилась к своему тогдашнему менеджеру Билли Дэвису с просьбой обеспечить ей авторство песни, но ей сказали не беспокоиться об этом. Когда запись вышла, а ее имени все еще не было в ней, ей сказали, что оно будет в юридических документах, но этого не произошло. Она продолжала агитировать по этому поводу в течение нескольких лет. [ 2 ] но позже вспоминал: «На самом деле это обошло меня стороной в бизнесе, потому что я заработал репутацию нарушителя спокойствия». [ 13 ]

Устав от мейнстримовой музыкальной сцены, она и ее муж Лестер Боуи покинули Америку и переехали в Париж. [ 2 ] в 1969 году она записала два альбома с Художественным ансамблем Чикаго - Арт-ансамбль Чикаго с Фонтеллой Басс и Les Stances a Sophie (оба 1970 года). Последний был саундтреком к одноименному французскому фильму. Вокал Басса, подкрепленный мощной, пульсирующей энергией группы, позволил "Theme De YoYo" с тех пор оставаться культовой андеграундной классикой. [ нужна ссылка ] Она также появилась в фильмах Боуи «Великий претендент» (1981) и «Вся магия» (1982).

Даже несмотря на успех "Rescue Me", прошло много лет и множество судебных разбирательств, прежде чем Басс была приписана ее доля в написании песен и гонорары. [ нужна ссылка ]

Более поздняя карьера и смерть

[ редактировать ]

В следующие несколько лет Басс работал на нескольких лейблах, но не добился заметных успехов. После того, как ее второй альбом Free провалился в 1972 году, Басс ушла из музыки и сосредоточилась на воспитании семьи; у нее было четверо детей от авангардного трубача Лестера Боуи. [ 5 ] Время от времени она возвращалась, выступая в качестве бэк-вокалистки на нескольких записях, в том числе Боуи. В 1990 году вместе со своей матерью и братом Дэвидом Пистоном она записала госпел-альбом под названием « Обещания: семейный портрет веры» и предприняла осенний тур по западному побережью США под названием «Juke Joints and Jubilee», в котором присутствовали как традиционный госпел, так и блюз. исполнители. В 1990-е годы она вела недолговечное ток-шоу на радио в Чикаго и выпустила несколько пластинок в стиле госпел на независимых лейблах. В 1992 году через своего старого друга Хэмиета Блюетта она была приглашена исполнить три трека на World Saxophone Quartet альбоме Breath of Life .

Оригинальная версия «Rescue Me» использовалась в телевизионной рекламной кампании American Express . Фонтелла Басс заявила, что она была на самом низком этапе своей жизни, когда в первый день Нового 1990 года она была поражена, услышав свой собственный голос, поющий «Rescue Me» в телевизионной рекламе American Express. Этот опыт вдохновил Басс навести порядок в своей жизни: он также побудил ее задать вопросы по поводу несанкционированного коммерческого использования ее записи "Rescue Me", что в конечном итоге привело к соглашению в 1993 году с American Express. [ 2 ] и его рекламное агентство Ogilvy & Mather присудили Бассу 50 000 долларов плюс штрафные санкции. [ 14 ] [ 5 ]

Как и многие художники ее времени, к Бассу возродился интерес. Она пела в телешоу NBC Night Music в 116 серии 1989 года. Она была показана в специальном выпуске PBS и сопровождающем его DVD Soul Celebration. Soul Spectacular записана вживую в Heinz Hall в Питтсбурге , штат Пенсильвания, в ноябре 2001 года. Ее голос можно услышать на двух треках альбома Cinematic Orchestra 2002 года Every Day и еще двух треках на их альбоме 2007 года Ma Fleur .

В мае 2000 года Басс получил звезду на Аллее славы в Сент-Луисе . [ 15 ]

В 2000-х годах она гастролировала по Европе со своим младшим братом Дэвидом Пистоном , пока не заболела. Последние годы ей приходилось бороться из-за ухудшения здоровья. Басс пережил рак груди, серию инсультов, начавшуюся в 2005 году, и ампутацию ноги. [ 16 ] 26 декабря 2012 года она умерла в больнице Сент-Луиса от осложнений сердечного приступа, перенесенного ранее в этом месяце; ей было 72. [ 4 ] [ 17 ] [ 18 ] У нее осталось четверо детей. [ 10 ]

Премии Грэмми

[ редактировать ]

Премия «Грэмми» ежегодно вручается Национальной академией звукозаписывающих искусств и наук . Басс получил две номинации на Грэмми . [ 19 ]

Год Категория Номинированная работа Результат
1965 Лучшее женское современное вокальное исполнение « Спаси меня » номинирован
1995 Лучшее традиционное исполнение соул-евангелия Никакой усталости номинирован

Дискография

[ редактировать ]
Год Альбом
1966 Новый взгляд
1970 Les Stances a Sophie с Художественным ансамблем Чикаго
1970 Концерт в Париже с Художественным ансамблем Чикаго.
1970 Художественный ансамбль Чикаго с Фонтеллой Басс
1972 Бесплатно
1980 От корня к источнику
1992 Спасены: лучшее из Фонтеллы Басс
1995 Никакой усталости
1996 Теперь, когда я нашел хорошую вещь
2001 Путешествую

Одиночные игры

[ редактировать ]
Год Одинокий Этикетка и номер по каталогу Пиковые позиции в чартах Альбом
Американский R&B
[ 20 ]
Американская поп-музыка
[ 21 ]
Великобритания
[ 22 ]
1962 «Мне больше не больно» / «Совершенно новая любовь» Бобина 134 Неальбомные треки
«Медовая пчелка» / «Плохой мальчик» Бобина 140
1963 «Я люблю этого мужчину» / «Моя хорошая любовь» Возьми 5005
1964 «Бедный дурачок» / «Это сделало бы меня счастливым» Соня 2006 г.
1965 «Не испорти хорошее дело»
с Бобби МакКлюром
Шашка 1097 5 33
«Ты будешь скучать по мне (когда я уйду)»
с Бобби МакКлюром
Шашка 1111 27 91
« Спаси меня » / «Душа человека» Шашка 1120 1 4 11 Новый взгляд
1966 «Восстановление» / «Оставьте это в руках любви» Шашка 1131 13 37 32 Спасены: лучшее из Фонтеллы Басс
«Я не могу отдохнуть» /
"Я подчиняюсь"
Шашка 1137 31
33

78

«Ты никогда не узнаешь» /
«В целости и сохранности»
Шашка 1147 34

100

1967 "Счастливчик в любви" / "Милый любящий папочка" Шашка 1183 Самое лучшее из Фонтеллы Басс
«—» обозначает релизы, не попавшие в чарты.
  1. ^ Игл, Боб; ЛеБлан, Эрик С. (2013). Блюз – региональный опыт . Санта-Барбара: Издательство Praeger. п. 141. ИСБН  978-0313344237 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рэмси, Дэвид (7 декабря 2021 г.). «Разве ты не видишь, что я одинок?: «Спаси меня» на повторе» . Выпуск 115, зима 2021 . Оксфордский американский . Проверено 7 ноября 2023 г.
  3. ^ Уотрус, Питер (21 января 1989 г.). «Обзор/Музыка; Клан Бассов занимается своими делами» . Нью-Йорк Таймс .
  4. ^ Jump up to: а б «Фонтелла Басс умерла в 72 года» . KSDK.com. Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж «К сожалению, мы не можем найти эту страницу — выполните поиск в МГУ» . МГУ.edu . Проверено 2 мая 2017 г.
  6. ^ Соркин, Майкл Д. и Кевин Джонсон, «Фонтелла Басс умирает; певица «Rescue Me» стала хитом в США и большим хитом в Европе» , St. Louis Post-Dispatch , пятница, 28 декабря 2012 г.
  7. ^ Гринсмит, Билл; Камаригг, Марк; Роу, Майк (2015). Blues Unlimited: важные интервью из журнала Original Blues Magazine . Издательство Университета Иллинойса. п. 259. ИСБН  978-0-252-09750-8 .
  8. ^ Тернер, Айк. (1999). Верни мое имя: Признания Айка Тернера . Лондон: Девственница. ISBN  1852278501 . OCLC   43321298 .
  9. ^ Сисарио, Бен (27 декабря 2012 г.). «Фонтелла Басс, 72 года, певица песни «Rescue Me» мертва» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  10. ^ Jump up to: а б с Солтер, Джим (27 декабря 2012 г.). «Фонтелла Басс, соул-певица, написавшая и записавшая «Rescue Me» в 1965 году, умерла в возрасте 72 лет» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 .
  11. ^ Мюрреллс, Джозеф (1978). Книга золотых дисков (2-е изд.). Лондон: Barrie and Jenkins Ltd., с. 186 . ISBN  0-214-20512-6 .
  12. ^ Перроне, Пьер (28 декабря 2012 г.). «Фонтелла Басс: Певица, известная своей мощной интерпретацией песни «Rescue Me», разошедшейся миллионным тиражом » . Независимый . Проверено 29 декабря 2012 г.
  13. ^ «Джерри Ройсс - Фонтелла Басс - Спаси меня» . www.jerryreuss.com .
  14. ^ «Моя песня меня спасла» . Новости Таскалузы . 25 ноября 1995 г.
  15. ^ «Фонтелла Басс» . stlouiswalkoffame.org .
  16. Кевин С. Джонсон, «Умер певец R&B и госпел Дэвид Пистон» , St Louis Post-Dispatch, 3 февраля 2012 г.
  17. ^ «Некролог Фонтеллы Басс» . Legacy.com . 27 декабря 2012 года . Проверено 30 августа 2013 г.
  18. ^ «Фонтелла Басс, 72 года, певица песни «Rescue Me» мертва» . Нью-Йорк Таймс . 28 декабря 2012 года . Проверено 2 мая 2017 г.
  19. ^ «Фонтелла Басс» . Грэмми.com .
  20. ^ «Фонтелла Бас (Горячие соул-песни)» . Billboard.com .
  21. ^ «Фонтелла Басс (Горячая 100)» . Billboard.com .
  22. ^ «Фонтелла Басс» . Официальный сайт Charts.com .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bd147310857e3bc719d1a081b64abab__1722896040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/ab/2bd147310857e3bc719d1a081b64abab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fontella Bass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)