Иоанн Жандунский
Жан де Жандун или Жан де Жандун ( фр. Жан де Жандун, Йоханнес фон Жандун, Жоаннес Гандавенсис или Йоханнес де Жандуно, около 1285–1328) — французский философ, богослов и политический писатель. Жандун наиболее известен своей откровенной защитой аристотелизма и своим влиянием на раннее латинское аверроистское движение.
Жизнь
[ редактировать ]Жандун родился в Реймсе , в регионе Шампань во Франции, между 1280 и 1289 годами, хотя точная дата неизвестна. Вполне вероятно, что он вырос в небольшом городке Жандун (современный Сигни -л'Аббай ).
Известно, что Жандун стал членом факультета искусств в Париже к 1310 году, вероятно, уже в 1307 году. Будучи профессором в Париже, Жандун был хорошо информирован и участвовал в богословских дебатах. В 1315 году Жандун стал одним из первых преподавателей Наваррского колледжа и руководил 29 студентами. В 1316 году папа Иоанн XXII наградил Жандуна каноном Санлиса , и вполне вероятно, что он провел там время, хотя продолжал преподавать в Париже в течение следующих десяти лет.
Жандун тесно отождествлял себя с Марсилием Падуанским , еще одним латинским аверроистом , который был ректором парижского университета в 1312–1313 годах. Марсилий подарил Жандуну копию комментария Пьетро д'Абано к проблемам Аристотеля .
19 июня 1324 года Джандун участвовал в деловой сделке по аренде дома на всю жизнь. Четыре дня спустя Марсилий закончил Defensor Pacis . Когда в 1326 году стало известно, что Марсилий является автором « Защитника мира» , он и Яндун вместе бежали ко двору Людовика IV Баварского . Папа Иоанн XXII начал осуждать Джандуна с 6 сентября 1326 года и, наконец, 23 октября 1327 года отлучил Джандуна от церкви как еретика.
Жандун сопровождал Людовика IV в Италию и присутствовал в Риме 1 мая 1328 года, когда Людовик IV был коронован императором Священной Римской империи. Людовик назначил Жандуна епископом Феррары . Десять недель спустя Жандун был официально принят в члены двора Людовика IV и получил бессрочный паек для трех слуг и трех лошадей. Позже тем же летом, около 31 августа 1328 года, Джандун умер в Тоди , скорее всего, по пути в свое новое епископство.
Работает
[ редактировать ]Джандун наиболее известен своей работой над agens sensus , принципом индивидуации и приоритетом универсального знания над частным знанием. Он также писал о теории вакуума, множественности форм, формы и материи, души, интеллекта, а также на другие темы, относящиеся к Аристотелю . Из-за его близости к Марсилию Падуанскому Жандуну часто ошибочно приписывают авторство или соавторство Defensor pacis . Сейчас общепринято, что он ее не писал, но не исключено, что Жандун консультировал Марсилиуса по поводу этой работы. [ нужна ссылка ] [ 1 ]
Работы Жандуна впервые появились в рукописи, начиная с короткого quaestio в 1314 году, хотя он, возможно, начал писать уже в 1310 или 1307 году. Он также является автором восхваления Парижу ( Tractatus de laudibus parisius ), написанного в 1323 году, в котором приводится описание этого города в четырнадцатом веке. [ 2 ] Печатные издания его произведений включают:
- Вопросы по трем книгам Аристотеля о душе . Венеция : партнеры Ф. де Хайльбруна и Н. де Франкфордии, 1483 г. [1]
- Вопросы мастера Иоанна Дуллаерта из Гандаво в книге предсказываемых Прфирий, во-вторых, двоякий способ номинального и реального двустороннего взаимодействия друг с другом дополняет некоторые вопросы и затруднения Иоанна Драббе Бониколлия из Гента . Parisiis : в Prigentium Calvarin, в закрытом Брунелло, 1528 год. [2]
- Вопросы учителя Джона Дуллаерта из Гандаво в книге «Затруднения Аристотеля»; По номиналу сейчас . Parisiis: в Prigentium Calvarin, 1528 г. [3]
- В книгах Аристотеля «De coelo et mundo» есть очень тонкие вопросы, к которым мы недавно в консультации добавили Аверроэса: рассуждение о субстанции мира, с комментарием и вопросами того же Иоанна . Венеция: Хунты, 1552 г. [4]
- Вопросы в двенадцати книгах Метафизики . Венеция, 1553 г. Новое издание, Франкфурт: Минерва, 1966 г.
- О книгах Аристотеля о душе . Венеция, 1480, 1587 гг . [5] . Новое издание: Франкфурт: Минерва, 1966.
- Вопросы по 8 книгам Физики Аристотеля . Новое издание: Франкфурт: Минерва, 1969.
Наследие
[ редактировать ]Работы Жандуна пронесли латинскую аверроистскую традицию из Парижа в Болонью , Падую и Эрфурт в 14 веке и Краков в 15 веке. Жандун склонялся к взглядам Аристотеля , но не боялся довести идею до ее логического завершения. Многие из его взглядов были необычными и противоречивыми и не были хорошо приняты католической церковью. Рукописи и печатные издания влияли на латинское аверроистское движение вплоть до времен Галилея .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ есть упоминание об этом сотрудничестве у Р. Рубинштейна «Дети Аристотеля» с. 237
- ↑ Издание текста вместе с вступительными примечаниями и переводом опубликовано в Paris et ses historiens aux 14. и и 15 и столетия; оригинальные документы и сочинения, собранные и прокомментированные Ле Ру де Линси и Л. М. Тиссераном (Париж: Imprimerie Imperiale, 1867): 1-79.
- Гевирт, А. (1948). Иоанн Жандунский и защитник мира. Зеркало, 23(2), 267-272.
- Грант, Э. (1981). Много шума из ничего: теории космоса и вакуума от Средневековья до научной революции. (стр. 10–32). Кембриджский университет Pr.
- Инглис, Э. «Готическая архитектура и схоластика: «Tractatus de laudibus Parisius» Жана де Жандуна (1323 г.), Gesta Vol. 42, нет. 1 (2003), с. 63-85.
- МакКлинток, С. (1956). Извращенность и ошибка: исследования «аверроиста» Джона Жандуна. (стр. 4–101). Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- Махони, EP (1998). Иоанн Жандунский. В Э. Крейге (ред.), Философская энциклопедия Routledge, том 5 (стр. 106–108). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- Маренбон, Дж. (2003). Бонавентура, немецкие доминиканцы и новые переводы. В Дж. Маренбоне (ред.), * Средневековая философия: история философии Рутледжа, том 3 (стр. 225–240). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- Юг, Дж. Б. (2002). Иоанн Жандунский. В JJE Gracia & TB Noone (ред.), «Спутник философии в средние века» (стр. 372–373). Получено с http://www.elcaminosantiago.com/PDF/Book/A_Companion_To_Philosophy_In_The_Middle_Ages.pdf.