Сольнок (исп.)
Сольнок | |
---|---|
![]() Статуя Испана Сольнока в одноименном городе работы Бенё Габора Погани (2001 г.) | |
Испан из Сольнока | |
Царствование | ?–1046 |
Предшественник | первый |
Преемник | Евсидин (1134 г.) |
Умер | Сентябрь 1046 г. на Дунае недалеко от Келенфельда (современный Будапешт ) |
Дворянская семья | род Сольнок |
Сольнок (также Зоунок , Зонунц или Зауник ; убит в сентябре 1046 года) — венгерский дворянин первой половины 11 века, служивший первым испаном округа Сольнок , названного в его честь. Следовательно, город Сольнок сохранил его имя и по сей день. Он был убит во время языческого восстания Вата . [ 1 ]
Исторические интерпретации
[ редактировать ]По словам историка Габора Баги, Сольнок представлял последнее поколение королевских чиновников, появившееся во время правления первого венгерского короля Стефана I. Он родился в начале 11 века. Вероятно, он занимал важные должности при королевском дворе с начала 1030-х годов. [ 2 ] Местный историк Ласло Сабо утверждал, что его имя впервые упоминается в 1018 году, но источников для этого нет. [ 3 ] По словам историка Дьёрдя Дьёрфи , Стефан I поручил Сольноку основать королевские владения ближе к концу своего правления, во время второй волны организации графств, где-то между 1018 и 1038 годами. [ 4 ] Напротив, Дьюла Кристо считал, что округ Сольнок был основан в то же время, когда была основана Вацкая епархия , во времена правления Питера Орсеоло , преемника Стефана. Соответственно, Сольнок построил одноименный замок (разновидность городища ) на месте слияния рек Тиса и Загива , территория которого была пересечением нескольких торговых путей. [ 5 ] Уезд, названный в честь Сольнока и его недавно построенного форта, возник из этого замкового района во второй половине 11 века. Его замковые жители впервые упоминаются в учредительном уставе аббатства Гарамсентбенедек (сегодня Гронский Бенядик, Словакия ) в 1075 году, уезд (или, по крайней мере, испанат) уже существовал в то время. Однако первый известный испан , некий Евсидин , впервые появляется в этом качестве лишь в 1134 году. [ 1 ]
Сольноку принадлежали унаследованные поместья вокруг недавно созданного замкового округа. Его юрисдикция также распространялась на Северную Трансильванию . Дьерфи предположил, что Сольнок, помимо своей должности испанца , возможно, также служил воеводой Трансильвании , поскольку с середины 13 века эти две должности явно совмещались. [ 6 ] Тем не менее, Сольнок мог иметь больше власти, чем обычный чиновник уездной администрации, поскольку в «Анналах Альтахенсеса » он упоминается как « принцепс », а не « приход ». [ 7 ] При Испане Сольноке новый развивающийся центр королевской власти стал одной из важных станций по транспортировке соли из королевских рудников Трансильвании в центр. [ 8 ] так как он лежал вдоль дороги для перевозки соли. Некоторые соседние земли вдоль соляной дороги, расположенные в уездах Сабольч , Бихар , Сатмар и Добока, были присоединены к уезду Сольнок. [ 7 ] Кристо подчеркнул военное значение этого района. По его словам, Петр поручил этот регион Сольноку, чтобы противостоять растущей территории языческого Вата вокруг Бекеша . [ 5 ]
Судя по повествованию « Иллюминированной хроники» XIV века , Сольнок был набожным христианином , который сам крестил людей, в том числе и своего будущего убийцу Муртмура. Габор Баги считал, что Сольнок может осуществлять прозелитическую деятельность по приказу своего монарха (Стефана I) в районе Центрального Дуная , конечно, до своего поручения в Сольноке. [ 2 ] Неизвестно, на чьей стороне он был во время внутренней войны между Петром и Самуэлем Абой . Первоначально Кристо утверждал, что Сольнок был ярым сторонником Петра, принадлежавшим к кругу Герарда Чанадского . [ 9 ] Ласло Сегфу, однако, подчеркнул, что Жерар бежал из Венецианской республики из-за своей оппозиции Орсеолам , поэтому нет уверенности в том, что епископ был бы сторонником короля Петра. Жерара Основываясь на «Deliberatio» , историк Йожеф Герич утверждал, что епископ, как и большинство прелатов и дворян, присягнул Самуэлю Абе на верность. [ 2 ] Когда в 1046 году вспыхнуло языческое восстание Вата, Сольнок, как член венгерской элиты, проживал в Секешфехерваре . Следовательно, археолог Роберт Кертеш считал, что Сольнок к тому времени отступил от верности Петру и был среди тех лордов, которые пригласили изгнанных принцев Левенте и Андрея на венгерский престол. [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]Что касается Испана Сольнока, то он сел на своего коня, прыгнул в Дунай, и пока он плыл, некий человек по имени Муртмур взял его в свою лодку, чтобы спасти от смерти. За это Муртмур был крещен испаном Сольноком. Но когда он пожелал спасти испанцу жизнь, еретики стали угрожать ему смертью, если он сам не убьет испана Сольнока. Напуганный этими угрозами, Муртмур убил испанца в лодке своим мечом.
К тому времени, когда два брата, Андрей и Левенте, решили вернуться, в Венгрии вспыхнуло языческое восстание. Князья заключили случайный союз с язычниками во главе с Ватой, чтобы победить Петра. Их армия двинулась в Пешт . Узнав об этом, Жерар и еще трое прелатов, помимо Сольнока, покинули Секешфехервар, чтобы встретиться с князьями и присягнуть им в верности. Однако язычники схватили и убили их в порту Пешта при попытке переправиться через Дунай. О смерти Сольнока упоминают три источника. Что касается мученической смерти Герарда и его сопровождающих, современные Анналы Альтахенсес дворянин ( принцепс ) по имени Зауник». говорят, что « вместе с ними был убит и [ 12 ] Основная легенда о святом Герарде, составленная около 1340 года, также упоминает о его насильственной смерти, как и обо всей компании и свите епископов. [ 13 ] Наиболее подробный отчет (см. цитату выше) содержится в « Иллюминированной хронике» XIV века . Герарда Баги считал, что его текст представляет собой повествование о современной записи или утерянный вариант агиографии . [ 12 ]
Дьюла Кристо считал, что убийство Жерара и Сольнока свидетельствует об их личной оппозиции Вате. Юрисдикция обеих из них ( Чанадской епархии и округа Сольнок соответственно) граничила с территорией Ваты вокруг Бекеша, власти которого они угрожали как с церковной, так и со светской стороны с юга и северо-запада. Кристо предположил, что территория Ваты могла быть затронута попытками экспансионистского преобразования со стороны Герарда и Сольнока до 1046 года. [ 14 ]
Потомки
[ редактировать ]Некий Сольнок ( Зунук ) был советником герцога Гезы в начале 1070-х годов. Он вместе с Петрудой и Бикачем предал своего господина незадолго до битвы при Кемее в феврале 1074 года. [ 15 ] где войска царя Соломона разгромили армию Гезы. Однако в конечном итоге Геза одержал решающую победу в битве при Модьёроде в марте 1074 года. Историки считают, что этот Сольнок был тезкой сына Испана Сольнока. Его предательство привело к тому, что его потомки потеряли значительную власть и влияние, которые так и не были восстановлены. [ 16 ]
По преданию, род (род) Сольнок от него произошел . В 13 веке они владели поместьями вокруг замка Сольнок, например, Сайол и Пюспёки . Они основали монастырь клана в Теньё . [ 10 ] Кроме того, им принадлежали некоторые земельные владения в Ноград , Фейер и Баранья . уездах [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ззолдос 2011 , с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б с Доля 1992 , с. 28.
- ^ Кертеш 2014 , с. 7.
- ^ Дьерфи 2013 , стр. 232.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо 1988 , с. 434.
- ^ Дьерфи 2013 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 2013 , с. 331.
- ^ Дьерфи 2013 , с. 171.
- ^ Кристо 1965 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Кертеш 2014 , с. 8.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 84), стр. 160–161.
- ^ Перейти обратно: а б Доля 1992 , с. 27.
- ^ Основная легенда о Святом Герарде (гл. 15), с. 323.
- ^ Кристо 1965 , стр. 43, 54.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 114), стр. 212–213.
- ^ Перейти обратно: а б Доля 1992 , стр. 29–30.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Бак, Янус М.; Веспреми, Ласло; Керскен, Норберт (2018). Хроника gestis Hungarorum и codex picto saec. XIV [ Иллюминированная хроника: Хроника деяний венгров из Иллюминированного кодекса четырнадцатого века ]. Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-9-6338-6264-3 .
- Кланичай, Габор; Чепреги, Ильдико, ред. (2023). Святость вождей: святые короли, князья, епископы и аббаты из Центральной Европы ( Sanctitas Principum: Sancti Reges, Duces, Episcopi et Abbates Europae Centralis (Saec. xi–xiii) [ одиннадцатый – тринадцатый века) ]. Будапешт – Нью-Йорк – Вена: Издательство Центрально-Европейского университета. ISBN 978-615-5225-28-4 .
Среднее образование
[ редактировать ]- Баги, Габор (1992). «Заметки к истории Испана Сольнока [ Заметки к истории Испана Сольнока ]». Яшкунсаг (на венгерском языке). 38 (5). Библиотека округа Ференц Версеги: 27–30. ISSN 0448-9144 .
- Дьёрфи, Дьёрдь (2013). Король Стефан и его работа (на венгерском языке) Издательство Баласси. ISBN 978-963-506-896-8 .
- Кертеш, Роберт (2014). «Сольнок в эпоху Арпада: факты и результаты [ Сольнок в эпоху Арпада: факты и результаты ]». Археология — Altum Castrum Online . МНМ Вышеградский музей короля Матьяша: 2–7.
- Кристо, Дьюла (1965). Карачонь, Бела (ред.). «Комментарии к истории так называемой эпохи «языческих восстаний» [ Комментарии к истории так называемой эпохи «языческих восстаний» ]». Acta Universitatis Szegediensis de Attila József nominatae. Acta Historica (на венгерском языке). 18 . MTA-SZTE-MOL Венгерская исследовательская группа средневековья: 1–59. ISSN 0324-6965 .
- Кристо, Дьюла (1988). Образование повятов в Венгрии [Образование повятов в Венгрии] . Будапешт: Магветё . ISBN 978-963-14-1189-8 .
- Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] (на венгерском языке). História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN 978-963-9627-38-3 .