Коллиридизм
Коллиридианство (или коллиридианство ) было предполагаемым ранним христианским движением в Аравии, приверженцы которого поклонялись Деве Марии , матери Иисуса , как богине . [ 1 ] [ 2 ] Существование секты является предметом некоторых споров со стороны ученых, поскольку единственными современными источниками, описывающими ее, являются Панарий святого Епифания Саламинского , опубликованный около 376 года нашей эры, и теоретически Коран . [ 1 ] [ 3 ]
По словам Епифания, некоторые женщины в преимущественно языческой Аравии сочетали местные верования с поклонением Марии и предлагали маленькие лепешки или булочки. [ 4 ] Торты назывались коллирисами (греч. κολλυρίς ) и являются источником названия коллиридианцы . [ 5 ] Епифаний заявил, что коллиридианство зародилось во Фракии и Скифии, хотя, возможно, сначала оно пришло в эти регионы из Сирии или Малой Азии . [ 4 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Принятие матери Иисуса в качестве виртуальной богини может представлять собой повторное введение некоторых аспектов поклонения Изиде . По словам Сабрины Хиггинс: «Глядя на изображения египетской богини Исиды и Девы Марии, можно изначально заметить иконографическое сходство. Эти параллели побудили многих ученых предположить, что между Исидой и Марией существует отчетливая иконографическая связь. на самом деле, некоторые ученые пошли еще дальше и на основе этой связи предположили прямую связь между культом Марии и культом Исиды». [ 6 ] И наоборот, Карл Олсон и Сандра Мизель оспаривают идею о том, что христианство скопировало элементы иконографии Исиды, заявляя, что символ матери и ее ребенка является частью универсального человеческого опыта. [ 7 ]
Богослов Карл Герок оспаривал существование коллиридийцев, считая невероятным, что секта, состоящая только из женщин, могла существовать так долго, как описано Епифанием. [ 1 ] Протестантский писатель Самуэль Цвемер отмечал, что единственным источником информации о секте был Епифаний. [ 1 ]
В своей книге 1976 года «Дева Мария » историк Джеффри Эш выдвинул гипотезу о том, что коллиридианцы представляли собой религию Марии , параллельную христианству, основанную последователями Девы Марии в первом поколении, чьи доктрины позже были включены Церковью на Эфесском соборе. в 431. [ 5 ] Историк Аверил Кэмерон более скептически относился к существованию этого движения и отметил, что Епифаний является единственным источником группы и что более поздние авторы просто ссылаются на его текст. [ 8 ]
В христианско-мусульманском диалоге
[ редактировать ]Коллиридианцы стали вызывать интерес в христианско-мусульманских религиозных дискуссиях в связи с исламской концепцией христианской Троицы . Спор ведется вокруг некоторых стихов Корана, в первую очередь 5:73 , 5:75 и 5:116 суры , «Аль-Маида» которые подразумевают, что Мухаммед считал, что христиане считали Марию частью Троицы. [ 9 ] Эта идея никогда не была частью господствующей христианской доктрины и не получила ясного и однозначного подтверждения ни у одной древней христианской группы, включая коллиридианцев.
Однако исследования в области исламоведения утверждают, что «коранические обвинения в том, что христиане называют Марию Богом, можно понимать как риторическое заявление». [ 10 ] [ 11 ] Например, Дэвид Томас утверждает, что стих 5:116 не следует рассматривать как описание фактически исповедуемых убеждений, а скорее как пример ширка (заявления о божественности существ, отличных от Бога) и «предостережение против чрезмерной преданности Иисусу и чрезмерного почитания Марии». , напоминание, связанное с центральной темой Корана о том, что есть только один Бог и Ему одному следует поклоняться». [ 12 ] Если читать его в таком свете, его можно понимать как предостережение: «Против обожествления Иисуса, которое дается в других местах Корана, и предупреждение против фактического обожествления Марии в декларации церковных соборов пятого века о том, что она является « Богоносцем ». Точно так же Габриэль Рейнольдс, Сидней Гриффит и Муним Сирри утверждают, что этот стих следует понимать как риторическое заявление, предостерегающее от опасностей обожествления. Иисус или Мария. [ 13 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Блок, Корри (08 октября 2013 г.). Коран в христианско-мусульманском диалоге: исторические и современные интерпретации . Рутледж. п. 186. ИСБН 9781135014056 .
- ^ Анжелика Нойвирт: Исследования Корана сегодня. п. 301. Коллиридианцы, арабская женская секта четвертого века, предлагали Марии лепешки из хлеба, как они это делали своей великой матери-земле в языческие времена. Епифаний, выступавший против этой ереси, говорил, что нужно поклоняться Троице, но нельзя поклоняться Марии .
- ^ «Панарий Епифания Саламинского, книги II и III. De Fide » . Наг-Хаммади и манихейские исследования . 79 (Второе, исправленное изд.). 3 декабря 2012 г. - через Brill.
- ^ Перейти обратно: а б Святой Епифаний (2013) [ок. 375]. Панарий Епифания Саламинского: De fide. Книги II и III . Перевод Уильямса, Фрэнка. Лейден: Брилл. п. 637. ИСБН 978-9004228412 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэрролл, Майкл П. (5 мая 1992 г.). Культ Девы Марии: психологические истоки . Издательство Принстонского университета. п. 43. ИСБН 0691028672 .
- ^ Журнал Канадского общества коптских исследований 3–4 — 2012 Сабрина Хиггинс: «Божественные матери: влияние Исиды на Деву Марию в египетских лактанах-иконографии»
- ^ Карл Олсон; Сандра Мизель (2004). Мистификация да Винчи: разоблачение ошибок в «Коде да Винчи» . Игнатиус Пресс. ISBN 978-1-58617-034-9 .
- ^ Кэмерон, Аверил (2004), «Культ Богородицы в поздней античности: религиозное развитие и мифотворчество», Исследования по истории церкви , 39 : 1–21, doi : 10.1017/S0424208400014959 , S2CID 163960138 , стр. 6–7.
- ^ Статья «Марьям» А. Дж. Венсинка в Краткой энциклопедии ислама , ред. Х. А. Гиббса и Дж. Х. Крамерса. (1953, Лейден: Э. Дж. Брилл), с. 328.
- ^ Коранические исследования сегодня, фон Анжелика Нойвирт, Майкл А. Селлс. п. 302: «...коранические обвинения в том, что христиане называют Марию Богом, можно понимать как риторическое заявление» .
- ^ Муним Сирри (1 мая 2014 г.). Библейская полемика: Коран и другие религии. Издательство Оксфордского университета. п. 47 .
- ^ Дэвид Томас, Троица, Энциклопедия Корана .
- ^ Библейская полемика: Коран и другие религии, фон Муним Сирри. 2014, с. 47 и далее. «В более поздних исследованиях Корана, представленных работами Хотинга, Сиднея Гриффита и Габриэля Рейнольдса, наблюдается сдвиг от еретических объяснений к акценту на риторический язык Корана. Когда Коран утверждает, что Бог есть Иисус сын Марии... это следует понимать как... заявления Гриффит утверждает: «Поэтому, кажущееся неверное утверждение Корана, риторически говоря, не следует считать ошибкой, а скорее... карикатура, цель которой состоит в том, чтобы, говоря исламскими терминами, подчеркнуть абсурдность и неправильность христианской веры с исламской точки зрения». [...] Рейнольдс убедительно доказывает, что «в отрывках Корана, касающихся христианства, мы должны искать творческое использование Кораном риторики, а не влияние христианских еретиков»» .
- ^ Нойвирт, Анжелика; Селлс, Майкл Энтони (2016). Анжелика Нойвирт: Исследования Корана сегодня, с. 300–304 . Рутледж. ISBN 978-1-138-18195-3 .