Модель Рубикон
В психологических теориях мотивации модель Рубикон , более полно модель фаз действия Рубикон , проводит различие между мотивационными и волевыми процессами. Модель Рубикона «определяет четкие границы между фазами мотивации и действия». Первая граница «отделяет мотивационный процесс фазы перед принятием решения от волевых процессов фазы после принятия решения». [3] Другая граница — это граница между началом и завершением действия. [3] Модель саморегулируемой обратной связи, включающая эти интерфейсы, была предложена позже другими, как показано на рисунке. [1]
Название «модель Рубикона» происходит от рассказа о том, как Цезарь пересек реку Рубикон , точку невозврата, тем самым раскрывая его намерения. Согласно модели Рубикона, каждое действие включает в себя такую точку невозврата, в которой человек переходит от постановки цели к ее стремлению. [4] [5]
- «Как только субъекты переходят от планирования и постановки целей к реализации планов, они пересекают метафорический Рубикон. То есть их цели обычно защищаются и поощряются саморегулирующейся деятельностью, а не пересматриваются или изменяются, часто даже когда им бросают вызов».
- - Лин Корно, Самые продуманные планы , с. 15 (цитата: Раубер)
Модель Рубикона отвечает на четыре вопроса, поставленные Ахцигером и Гольвитцером : [3]
- Как люди выбирают свои цели?
- Как они планируют достижение своих целей?
- Как они реализуют свои планы?
- Как они оценивают свои усилия по достижению конкретной цели?
Изучением этих проблем занимаются как когнитивная нейробиология , так и социальная психология . Возможная связь между этими подходами – это работа по визуализации мозга, пытающаяся связать волю с нейроанатомией . [6]
Фон
[ редактировать ]Человеческие действия координируют такие аспекты человеческого поведения, как восприятие, мышление, эмоции и навыки, позволяющие классифицировать цели как достижимые или недостижимые, а затем участвовать или прекращать попытки достичь этих целей. По мнению Хекхаузена и Хекхаузена, [7] «Исследования, основанные на модели фаз действия Рубикона, предоставили множество эмпирических доказательств того, что психические и поведенческие ресурсы организуются таким образом». Вовлеченность и отстраненность от целей влияет на личное беспокойство по поводу недостижимого. «Имея новые цели и вновь участвуя в достижении этих новых целей, человек может уменьшить страдания… продолжая при этом обретать чувство цели в жизни, находя другие ценные занятия». [8]
См. также
[ редактировать ]- Когнитивная психология
- Исполнительные функции
- Отложенное удовлетворение
- Мотивация
- Самоконтроль
- Самоэффективность
- Саморегулируемое обучение
- Теория саморегуляции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бернхард Шмитц; Беттина С. Визе (2006). «Новые перспективы оценки учебных занятий в области саморегулируемого обучения: анализ временных рядов дневниковых данных» . Современная педагогическая психология . 31 : 64–96. doi : 10.1016/j.cedpsych.2005.02.002 . См. Рисунок 1: Компонентная модель регулируемого обучения.
- ^ Барри Дж. Циммерман (2005). «Глава 2: Достижение саморегуляции. Социально-когнитивная перспектива». В М. Бокартсе ; PR Пинтрич; М. Зейднер (ред.). Справочник по саморегуляции . Академическая пресса. стр. 13–39. ISBN 978-0123695192 . Аналогичный рисунок см. на рис. 2, с. 16 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ахцигер; Премьер-министр Голлвитцер (2010). «Глава 11: Мотивация и воля в процессе действия». У Й. Хекхаузена; Х. Хекхаузен (ред.). Мотивация и действие (PDF) (2-е изд. в мягкой обложке). Издательство Кембриджского университета. стр. 272–295. ISBN 9780521852593 .
- ^ Майкл Раубер (2007). «Некогнитивные навыки и жизненный успех: важность мотивации и саморегуляции» (PDF) . Технический отчет . КОПС – Университет Констанца.
- ^ Лин Корно (1993). «Лучшие планы: современные концепции воли и исследования в области образования». Исследователь образования . 22 (2): 14–22. дои : 10.3102/0013189x022002014 . JSTOR 1176169 . S2CID 30835158 .
- ^ Марсель Брасс; Маргарет Т. Линн; Желле Демане; Давиде Ригони (21 марта 2013 г.). «Изображение воли: что мозг может рассказать нам о воле» . Экспериментальное исследование мозга . 229 (3): 301–312. дои : 10.1007/s00221-013-3472-x . ПМИД 23515626 . S2CID 12187338 .
- ^ Дж. Хекхаузен; Х Хекхаузен (2010). «Глава 1: Мотивация и действие: Введение и обзор». У Й. Хекхаузена; Х. Хекхаузен (ред.). Мотивация и действие (Мягкая обложка, 2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 1–9. ISBN 978-0521149136 .
- ^ С Врош; М. Е. Шайер; Дж. Е. Миллер; Р. Шульц; CS Карвер (декабрь 2003 г.). «Саморегуляция недостижимых целей: отстранение от целей, повторное присоединение к целям и субъективное благополучие» (PDF) . Бюллетень личности и социальной психологии . 29 (12): 1494–1508. дои : 10.1177/0146167203256921 . ПМИД 15018681 . S2CID 16497537 .