Jump to content

Сан-Адриан (туннель)

Координаты : 42 ° 56'07 "N 2 ° 18'55" W  /  42,93528 ° N 2,31528 ° W  / 42,93528; -2,31528

Сан-Адрианский туннель
Северный доступ к туннелю Сан-Адриан
Карта, показывающая расположение туннеля Сан-Адриан
Карта, показывающая расположение туннеля Сан-Адриан
Расположение Природный парк Айзкорри-Арац , Гипускоа, Страна Басков, Испания
Координаты 42 ° 56'07 "N 2 ° 18'55" W  /  42,93528 ° N 2,31528 ° W  / 42,93528; -2,31528
Входы 2
Тип Культурный
Критерии ii, iv, vi
Назначен 2015
Часть Маршруты Сантьяго-де-Компостела: Путь Франсес и маршруты Северной Испании
Справочный номер. 669бис-017
Область Европа и Северная Америка
Путь к северному доступу

Туннель Сан-Адриан или Лизаррате [ 1 ] представляет собой самую выдающуюся веху на историческом внутреннем баскском маршруте Пути Святого Иакова . Он состоит из естественной пещеры, высеченной в результате водной эрозии в скале (называемой Лизаррате , возможно, происходящей от «leize arrate», «каменных ворот пещеры») с отверстиями с обеих сторон, северной и южной; внутри также находится скит. Туннель представляет собой естественный проход, разделяющий провинции Гипускоа и Алава/Араба (фактическая граница проходит в Альто-де-ла-Орка ).

Испано- баскская лингвистическая граница двадцатого века была установлена ​​в этой области, следующая деревня на юге, Салдуондо , в тот период была преимущественно испаноговорящей. В настоящее время многие туристы пересекают туннель, чтобы получить доступ к близлежащим вершинам, лесам и пастбищам, а именно Арацу , Айзкорри и Урбии.

Как это часто бывает в баскских топонимах и именах людей, это культовое имя (Сан-Адриан) претерпело мутацию, возможно, вызванную писцами и путешественниками, не знающими баскского языка. Сам перевал засвидетельствован как Лейзаррат в начале 17 века. [ 2 ] в то время как в настоящее время это название (в современной форме Лизаррате ) обычно ограничивается скалой на испанском языке, при этом баскский язык все еще сохраняет имя Лисаррате также с его первоначальным значением, то есть относящимся к туннелю. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Первоначально скит был посвящен «Sancta Trinitate» или Святой Троице . Тем не менее, это слово, как и многие романские и латинские слова, было адаптировано к баскскому языку путем редукции по фонетическим правилам, описанным К. Митчеленой , что в конечном итоге привело к Сандрати или Сандратеи , как его называют местные жители. [ 6 ] Другие фонетические результаты, подтвержденные топонимами, близкими к этому району, включают Сандрати , Санта-Триа и их вариации, особенно на землях Алавы / Араба, простирающихся к югу от горного хребта, например Санта-Триа (деревня Аудикана), Сан-Тетрия (деревня Контраста 1556 г.) . , оставшийся топоним бывшего скита, иначе называемого в романском стиле Сан-Адриан ).

Святой Адриан не занимает репрезентативного положения среди баскских религиозных икон, в отличие от вездесущих Сан-Мартина, Сан-Мигеля или Сан-Хуана/Донибане, но святого Адриана на самом деле очень почитали, как святого Иакова . Таким образом, название Сан-Адриан является результатом фонетической интерпретации романоязычными людьми баскского названия «Sancta Trinitate». [ 7 ] Местные жители до сих пор ежегодно собираются на праздник в День Троицы или в следующее воскресенье. [ 8 ]

Появление и актуальность туннеля засвидетельствованы с 16 века, особенно с 13 века, когда исторические обстоятельства сделали его предпочтительным маршрутом для паломничества и торговли. Статус, который в то время все больше приобретал перевал Сан-Адриан и путь, идущий на юг от Гаскони до Гипускоа, должен был оказать важное влияние на социальное, экономическое и строительное развитие ядер населения, расположенных на нем и вокруг него. Тем не менее, период расцвета этой ветви Пути Святого Иакова впоследствии пошел на убыль из-за спада популярности, основной поток торговли и паломничества сместился на более удобный Французский путь (через Орреагу ).

Предыстория

[ редактировать ]

Горный перевал на протяжении веков использовался пастухами, о чем свидетельствуют доисторические следы сезонной миграции скота, дольмены и курганы (обычно небольшие) в этом районе. Скот, особенно овцы, до сих пор пасется на крутых пастбищах по всей территории пещеры. Топонимы, связанные с инопланетными культурами, такие как соседний город Зегама или Аракама (распространенная фамилия в этом регионе), которые, по утверждению некоторых ученых, происходят от индоевропейских языков. [ 9 ] предполагают, что европейские народы могли использовать этот проход.

Античность и раннее средневековье

[ редактировать ]

В соответствии с популярным названием «Римский путь» (которое местные жители также называют estratea [es̺ˈtɾatea] ), некоторые указывают на строительство оригинальной дороги римлянами с постоянным содержанием и ремонтом в средние века. В любом случае, этот участок не расположен на важной оси Бордо-Асторга, проходящей с востока на запад через равнины Алавы (точка слияния с туннельным маршрутом в Сальватьерре/Агурейне ). Римская надпись была найдена в Зегаме (пока только два памятника обнаружены в Гипускоа, еще один находится в древнем Ойассо ). Упоминание об отшельнике и перевале Сан-Адриан в ранние века содержится в Noticias Históricas (Х. А. Льоренте ), где это место идентифицировано (и вполне обоснованно, см. «Название ») как ориентир «Санктам Трианам», упоминаемый как основа южного границы епископства Байонны . В туннеле были собраны раннесредневековые наваррские и кастильские монеты и медные пряжки, что подтверждает, что его часто посещали еще до 13 века. [ 10 ] Прибрежный маршрут был опасен из-за нападений и набегов викингов , в то время как южные дороги, а именно Французский путь, пересекающий Памплону/Ируньо , Логроньо и ведущий в Бургос, подвергался набегам и нападениям мусульман, в результате чего алаванские земли (и, следовательно, Сан Адрианский туннель) безопаснее и надежнее, поскольку «они всегда оставались во владении его жителей». [ 11 ]

Позднее Средневековье

[ редактировать ]

Отвоевав у Наварры территории Алавы и Гипускоа , Альфонсо X поощрял использование этого участка, который по суше соединял Кастилию с Гасконью через полосу, простирающуюся от Сан-Себастьяна до Ируна . В целях усиления как торгового, так и военного контроля в регионе король основал в 1256 году города Сальватьерра (Агурайн), Сегура и Виллафранка ( Ордиция ) в различных местах пути. [ 12 ] настолько стал популярен среди паломников, что мог найти там приют и безопасность. [ 13 ]

Современные времена

[ редактировать ]

Несмотря на переход паломничества на более плоский, безопасный и удобный Французский путь , туннельная дорога Сан-Адриан сохранила свой профиль и широко использовалась в качестве европейского маршрута в 15, 16 и 17 веках; Стоит помнить, что первый находился на Наварры территории (окончательное завоевание Наварры кастильцами в 1521 году), поэтому кастильские короли продолжали развивать туннельный маршрут. В этот период свидетельства и описания маршрута, данные паломниками и другими пользователями из Европы, становятся все более частыми.

Гора и перевал Сан-Адриан «непроходимы и сложны для лошадей», - комментирует картограф Ян Янссониус в своем «Новом атласе» . «Пассажиры обычно вырезают свои имена на толстых камнях или камнях, поэтому на многих именах записаны даты года, когда они пересекли неровности этих гор», - добавляет он. Примерно через В 1567 году Хорхе Браун рисует в воображении внутреннюю часть туннеля: красивая гостиница и хорошие ужины, предлагаемые паломникам, особенно тем, кто принес с собой деньги, и корм для лошадей, независимо от того, были ли путешественники лишены денег. В 1572 году Ж. Б. Вентурино путешествовал в свите Александрийского патриарха, пересекшего тоннель на север. Пещера «темна и пугающая», отмечает он, но там он также упоминает обитель и дом губернатора, ответственного за наблюдение за перевалом, как пристанище проповеди и гарантию безопасности для путешественников. [ 14 ] Согласно традиции, король Кастилии Энрике IV (годы правления 1454–1474 гг.), а затем сестра и королева Кастилии Изабель I. туннель пересекли Легенда гласит, что по пути из Германии в Испанию император Карл V впервые слез с лошади у этой пещеры.

Со времен средневековья туннель был местом, где взималась плата за проезд из-за его приграничного положения. Однако обычно ночью, когда ворота закрыты, контрабандисты минуют туннель, взбираясь на скалу к северу от туннеля по очень узкой тропе, называемой Очоа Аррате . В то время разбойников, посещающих этот район, опасались как паломники, так и путешественники, которые не были знакомы с дикой природой, где местные бандиты могли легко выследить и найти укрытие. Уход, оказываемый внутри туннеля, приветствуется. Многие вспоминают в своих путевых воспоминаниях уютную атмосферу, царившую на постоялом дворе, пение паломников и обслуживающую их «толстуху». Над северным входом в туннель крепость наблюдает и защищает перевал, здание, в котором могут разместиться 100 солдат, как сообщил путешественник 17 века. Очень ценная вода вытекала из каменной стены туннеля, как рассказал францисканец в 1633 году.

Между тем, другие маршруты постепенно становятся более важными за счет участка, соответствующего туннелю Сан-Адриан. «Перевал Сан-Адриан хорош только для людей на лошадях или пешком, поскольку проезжая часть, выходящая из Витории, проходит через Салинас, Мондрагон, Оньяте и Вильяреаль [из Гипускоа]», - объясняет в 1612 году, возможно, французский баскский путешественник Ж. К. Сантойо. Однако этот участок продолжал широко использоваться до конца 18 века, когда в 1765 году было построено новое Королевское шоссе из Мадрида во Францию ​​и произошло изменение движения транспорта, что привело к явному упадку туннеля Сан-Адриан.

Окружение

[ редактировать ]
Убежище Баскской горной федерации

Пещера возвышается на высоту 1005 м и находится в самой низкой точке между возвышающимися массивами гор Айзкорри и Арац (1528 м и 1442 м соответственно). Обширные буковые леса, покрытые осенью буколическим коричневым цветом, изобилуют территориями к северу и югу от пещеры, а известняковые скалы появляются все чаще, когда мы набираем высоту и приближаемся к пещере с севера. Наиболее распространенными точками доступа для туристов являются:

  • На Гипускоанской стороне: деревня Отзаурте (652 м). Бетонная дорога, начинающаяся от главной асфальтированной дороги ( Зегама Альцасу , GI-2637), ведет на юг. Эта линия разделяет воды, которые стекают в Средиземное море через водораздел Эбро , и те, которые текут на север в Атлантику через реку Ория . Тропа вьется через буковый лес. Путешественники могут следовать по красным и белым знакам GR, ведущим к тропинкам, которые попеременно отделяются от основной бетонной дороги и сливаются с ней. Через некоторое время перевал Беунда/е выходит на дикую долину (20 футов), тропа ведет на запад вниз по склону. На ориентире Альдаола (50 футов) путь направляется на запад, а транспортные средства должны следовать по левому пути, спускающемуся вниз. Двигаясь на запад, через несколько метров крутой мокрый склон лежит в стороне от основной дороги (красный и белый знаки GR), пока не соединяется с широкой дорогой возле убежища (1 час 5 минут). Отсюда открывается вид на туннель Сан-Адриан, а легко заметная пологая тропа поднимается на запад к пещере, сливаясь с мощеной дорогой Сент-Джеймс, ведущей из Зегамы (1 час 20 минут). Выбрав левый путь вниз (автомобиль), через пару минут доходим до ручья и переходим на другую сторону, где на крутом повороте можно припарковаться транспортным средствам (см. карту); туристы могут подняться на север по узкой тропе, ведущей из леса к убежищу.
  • Со стороны Алавана : автостоянка (тупик) Зумарраунди ( Залдуондо ). Лоскутное одеяло тропинок, спускающихся на север среди буковых деревьев, проникает в густой лес. Легко заметить следы средневековой дороги, ведущей (20 футов) к самой высокой точке горного перевала, Альто -де-ла-Орка , названной в честь ранее установленной там виселицы (35 футов). Спускаясь по впадине, средневековая тропа ведет на север мимо источника Эскаратца справа (45 футов) до туннеля (55 футов). [ 15 ]

Паломники, идущие на юг от Зегамы , идут по паломнической дороге, которая сначала идет по асфальтированной дороге (Зегама-Альцасу, GI-2637) и разделяется на бетонную тропу, поднимающуюся справа (указатели на всем протяжении пути см. Графическое описание Сегура- Растяжка Сальватьерра/Агурайн ). в форме хижины Санкти-Спиритус Приближаясь к туннелю Сан-Адриан, слева от дороги стоит отшельник . Часто утверждают, что он мог принадлежать рыцарям -тамплиерам , хотя эта ассоциация остается спорной.

  1. ^ (на испанском языке) Луис Пенья Басурто: «Лисаррате», Баскская энциклопедия Аунаменди.
  2. ^ «Пила и туннель Святого Адриана» . Дополнительная энциклопедия Eusko . Проверено 21 октября 2010 г. Сайт на испанском языке
  3. ^ (на баскском языке) GipuzkoaKultura: Garai bateko Lizarrate , видео Департамента культуры и баскского языка Совета провинции Гипускоа, опубликовано на YouTube, 30 сентября 2010 г. Проверено 25 октября 2010 г. Длина: 10 футов 50 дюймов. Начиная с 1 минуты 03 минут, Альфредо Мораса (археолог Аранзади Зиентция Элькартеа и руководитель раскопок в Сан-Адриане) рассказывает о баскском названии (предпочитая использование Лисаррате для обозначения туннеля) и об истории этого места.
  4. ^ (на баскском языке) Пантксике Агирре: «Новое время для старой дороги» , Архивировано 16 июля 2011 года в Wayback Machine Berria , 3 октября 2009 г. Проверено 25 октября 2010 г.
  5. ^ (на баскском языке) Ируне Ласа: «Лизаррате, путь в прошлое». Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine , Новое , 23 июня 2009 г. Проверено 25 октября 2010 г.
  6. ^ «История: Сан-Адриан» . Совет Зегамы и т. д . Проверено 17 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке
  7. ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. стр. 17, 35. ISBN  84-7821-066-0 .
  8. ^ «История: Сан-Адриан» . Совет Зегамы и т. д . Проверено 17 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке
  9. ^ Бэр, Герхард (1948). Баскиш и Ибериш . Эуско Якинца. Байонна. п. 38. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. п. 35. ISBN  84-7821-066-0 .
  11. ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. п. 6. ISBN  84-7821-066-0 .
  12. ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. стр. 32–33. ISBN  84-7821-066-0 .
  13. ^ «Обзор: туннельный маршрут от Ируна до Санто-Доминго-де-ла-Кальсада» . Братство Святого Иакова. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
  14. ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. стр. 36–37. ISBN  84-7821-066-0 .
  15. ^ «Св. Адриан-Арац-Св.» (PDF) . Команда Сальватьерра. Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля . Получено 15 февраля. Сайт на испанском языке
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32d52207b57fcc5e55dc9a536b5bf9c8__1718637540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/c8/32d52207b57fcc5e55dc9a536b5bf9c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
San Adrian (tunnel) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)