Сан-Адриан (туннель)
Сан-Адрианский туннель | |
---|---|
Северный доступ к туннелю Сан-Адриан | |
Расположение | Природный парк Айзкорри-Арац , Гипускоа, Страна Басков, Испания |
Координаты | 42 ° 56'07 "N 2 ° 18'55" W / 42,93528 ° N 2,31528 ° W |
Входы | 2 |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iv, vi |
Назначен | 2015 |
Часть | Маршруты Сантьяго-де-Компостела: Путь Франсес и маршруты Северной Испании |
Справочный номер. | 669бис-017 |
Область | Европа и Северная Америка |

Туннель Сан-Адриан или Лизаррате [ 1 ] представляет собой самую выдающуюся веху на историческом внутреннем баскском маршруте Пути Святого Иакова . Он состоит из естественной пещеры, высеченной в результате водной эрозии в скале (называемой Лизаррате , возможно, происходящей от «leize arrate», «каменных ворот пещеры») с отверстиями с обеих сторон, северной и южной; внутри также находится скит. Туннель представляет собой естественный проход, разделяющий провинции Гипускоа и Алава/Араба (фактическая граница проходит в Альто-де-ла-Орка ).
Испано- баскская лингвистическая граница двадцатого века была установлена в этой области, следующая деревня на юге, Салдуондо , в тот период была преимущественно испаноговорящей. В настоящее время многие туристы пересекают туннель, чтобы получить доступ к близлежащим вершинам, лесам и пастбищам, а именно Арацу , Айзкорри и Урбии.
Имя
[ редактировать ]Как это часто бывает в баскских топонимах и именах людей, это культовое имя (Сан-Адриан) претерпело мутацию, возможно, вызванную писцами и путешественниками, не знающими баскского языка. Сам перевал засвидетельствован как Лейзаррат в начале 17 века. [ 2 ] в то время как в настоящее время это название (в современной форме Лизаррате ) обычно ограничивается скалой на испанском языке, при этом баскский язык все еще сохраняет имя Лисаррате также с его первоначальным значением, то есть относящимся к туннелю. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Первоначально скит был посвящен «Sancta Trinitate» или Святой Троице . Тем не менее, это слово, как и многие романские и латинские слова, было адаптировано к баскскому языку путем редукции по фонетическим правилам, описанным К. Митчеленой , что в конечном итоге привело к Сандрати или Сандратеи , как его называют местные жители. [ 6 ] Другие фонетические результаты, подтвержденные топонимами, близкими к этому району, включают Сандрати , Санта-Триа и их вариации, особенно на землях Алавы / Араба, простирающихся к югу от горного хребта, например Санта-Триа (деревня Аудикана), Сан-Тетрия (деревня Контраста 1556 г.) . , оставшийся топоним бывшего скита, иначе называемого в романском стиле Сан-Адриан ).
Святой Адриан не занимает репрезентативного положения среди баскских религиозных икон, в отличие от вездесущих Сан-Мартина, Сан-Мигеля или Сан-Хуана/Донибане, но святого Адриана на самом деле очень почитали, как святого Иакова . Таким образом, название Сан-Адриан является результатом фонетической интерпретации романоязычными людьми баскского названия «Sancta Trinitate». [ 7 ] Местные жители до сих пор ежегодно собираются на праздник в День Троицы или в следующее воскресенье. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Появление и актуальность туннеля засвидетельствованы с 16 века, особенно с 13 века, когда исторические обстоятельства сделали его предпочтительным маршрутом для паломничества и торговли. Статус, который в то время все больше приобретал перевал Сан-Адриан и путь, идущий на юг от Гаскони до Гипускоа, должен был оказать важное влияние на социальное, экономическое и строительное развитие ядер населения, расположенных на нем и вокруг него. Тем не менее, период расцвета этой ветви Пути Святого Иакова впоследствии пошел на убыль из-за спада популярности, основной поток торговли и паломничества сместился на более удобный Французский путь (через Орреагу ).
Предыстория
[ редактировать ]Горный перевал на протяжении веков использовался пастухами, о чем свидетельствуют доисторические следы сезонной миграции скота, дольмены и курганы (обычно небольшие) в этом районе. Скот, особенно овцы, до сих пор пасется на крутых пастбищах по всей территории пещеры. Топонимы, связанные с инопланетными культурами, такие как соседний город Зегама или Аракама (распространенная фамилия в этом регионе), которые, по утверждению некоторых ученых, происходят от индоевропейских языков. [ 9 ] предполагают, что европейские народы могли использовать этот проход.
Античность и раннее средневековье
[ редактировать ]В соответствии с популярным названием «Римский путь» (которое местные жители также называют estratea [es̺ˈtɾatea] ), некоторые указывают на строительство оригинальной дороги римлянами с постоянным содержанием и ремонтом в средние века. В любом случае, этот участок не расположен на важной оси Бордо-Асторга, проходящей с востока на запад через равнины Алавы (точка слияния с туннельным маршрутом в Сальватьерре/Агурейне ). Римская надпись была найдена в Зегаме (пока только два памятника обнаружены в Гипускоа, еще один находится в древнем Ойассо ). Упоминание об отшельнике и перевале Сан-Адриан в ранние века содержится в Noticias Históricas (Х. А. Льоренте ), где это место идентифицировано (и вполне обоснованно, см. «Название ») как ориентир «Санктам Трианам», упоминаемый как основа южного границы епископства Байонны . В туннеле были собраны раннесредневековые наваррские и кастильские монеты и медные пряжки, что подтверждает, что его часто посещали еще до 13 века. [ 10 ] Прибрежный маршрут был опасен из-за нападений и набегов викингов , в то время как южные дороги, а именно Французский путь, пересекающий Памплону/Ируньо , Логроньо и ведущий в Бургос, подвергался набегам и нападениям мусульман, в результате чего алаванские земли (и, следовательно, Сан Адрианский туннель) безопаснее и надежнее, поскольку «они всегда оставались во владении его жителей». [ 11 ]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]Отвоевав у Наварры территории Алавы и Гипускоа , Альфонсо X поощрял использование этого участка, который по суше соединял Кастилию с Гасконью через полосу, простирающуюся от Сан-Себастьяна до Ируна . В целях усиления как торгового, так и военного контроля в регионе король основал в 1256 году города Сальватьерра (Агурайн), Сегура и Виллафранка ( Ордиция ) в различных местах пути. [ 12 ] настолько стал популярен среди паломников, что мог найти там приют и безопасность. [ 13 ]
Современные времена
[ редактировать ]Несмотря на переход паломничества на более плоский, безопасный и удобный Французский путь , туннельная дорога Сан-Адриан сохранила свой профиль и широко использовалась в качестве европейского маршрута в 15, 16 и 17 веках; Стоит помнить, что первый находился на Наварры территории (окончательное завоевание Наварры кастильцами в 1521 году), поэтому кастильские короли продолжали развивать туннельный маршрут. В этот период свидетельства и описания маршрута, данные паломниками и другими пользователями из Европы, становятся все более частыми.
Гора и перевал Сан-Адриан «непроходимы и сложны для лошадей», - комментирует картограф Ян Янссониус в своем «Новом атласе» . «Пассажиры обычно вырезают свои имена на толстых камнях или камнях, поэтому на многих именах записаны даты года, когда они пересекли неровности этих гор», - добавляет он. Примерно через В 1567 году Хорхе Браун рисует в воображении внутреннюю часть туннеля: красивая гостиница и хорошие ужины, предлагаемые паломникам, особенно тем, кто принес с собой деньги, и корм для лошадей, независимо от того, были ли путешественники лишены денег. В 1572 году Ж. Б. Вентурино путешествовал в свите Александрийского патриарха, пересекшего тоннель на север. Пещера «темна и пугающая», отмечает он, но там он также упоминает обитель и дом губернатора, ответственного за наблюдение за перевалом, как пристанище проповеди и гарантию безопасности для путешественников. [ 14 ] Согласно традиции, король Кастилии Энрике IV (годы правления 1454–1474 гг.), а затем сестра и королева Кастилии Изабель I. туннель пересекли Легенда гласит, что по пути из Германии в Испанию император Карл V впервые слез с лошади у этой пещеры.
Со времен средневековья туннель был местом, где взималась плата за проезд из-за его приграничного положения. Однако обычно ночью, когда ворота закрыты, контрабандисты минуют туннель, взбираясь на скалу к северу от туннеля по очень узкой тропе, называемой Очоа Аррате . В то время разбойников, посещающих этот район, опасались как паломники, так и путешественники, которые не были знакомы с дикой природой, где местные бандиты могли легко выследить и найти укрытие. Уход, оказываемый внутри туннеля, приветствуется. Многие вспоминают в своих путевых воспоминаниях уютную атмосферу, царившую на постоялом дворе, пение паломников и обслуживающую их «толстуху». Над северным входом в туннель крепость наблюдает и защищает перевал, здание, в котором могут разместиться 100 солдат, как сообщил путешественник 17 века. Очень ценная вода вытекала из каменной стены туннеля, как рассказал францисканец в 1633 году.
Между тем, другие маршруты постепенно становятся более важными за счет участка, соответствующего туннелю Сан-Адриан. «Перевал Сан-Адриан хорош только для людей на лошадях или пешком, поскольку проезжая часть, выходящая из Витории, проходит через Салинас, Мондрагон, Оньяте и Вильяреаль [из Гипускоа]», - объясняет в 1612 году, возможно, французский баскский путешественник Ж. К. Сантойо. Однако этот участок продолжал широко использоваться до конца 18 века, когда в 1765 году было построено новое Королевское шоссе из Мадрида во Францию и произошло изменение движения транспорта, что привело к явному упадку туннеля Сан-Адриан.
Окружение
[ редактировать ]
Пещера возвышается на высоту 1005 м и находится в самой низкой точке между возвышающимися массивами гор Айзкорри и Арац (1528 м и 1442 м соответственно). Обширные буковые леса, покрытые осенью буколическим коричневым цветом, изобилуют территориями к северу и югу от пещеры, а известняковые скалы появляются все чаще, когда мы набираем высоту и приближаемся к пещере с севера. Наиболее распространенными точками доступа для туристов являются:
- На Гипускоанской стороне: деревня Отзаурте (652 м). Бетонная дорога, начинающаяся от главной асфальтированной дороги ( Зегама — Альцасу , GI-2637), ведет на юг. Эта линия разделяет воды, которые стекают в Средиземное море через водораздел Эбро , и те, которые текут на север в Атлантику через реку Ория . Тропа вьется через буковый лес. Путешественники могут следовать по красным и белым знакам GR, ведущим к тропинкам, которые попеременно отделяются от основной бетонной дороги и сливаются с ней. Через некоторое время перевал Беунда/е выходит на дикую долину (20 футов), тропа ведет на запад вниз по склону. На ориентире Альдаола (50 футов) путь направляется на запад, а транспортные средства должны следовать по левому пути, спускающемуся вниз. Двигаясь на запад, через несколько метров крутой мокрый склон лежит в стороне от основной дороги (красный и белый знаки GR), пока не соединяется с широкой дорогой возле убежища (1 час 5 минут). Отсюда открывается вид на туннель Сан-Адриан, а легко заметная пологая тропа поднимается на запад к пещере, сливаясь с мощеной дорогой Сент-Джеймс, ведущей из Зегамы (1 час 20 минут). Выбрав левый путь вниз (автомобиль), через пару минут доходим до ручья и переходим на другую сторону, где на крутом повороте можно припарковаться транспортным средствам (см. карту); туристы могут подняться на север по узкой тропе, ведущей из леса к убежищу.
- Со стороны Алавана : автостоянка (тупик) Зумарраунди ( Залдуондо ). Лоскутное одеяло тропинок, спускающихся на север среди буковых деревьев, проникает в густой лес. Легко заметить следы средневековой дороги, ведущей (20 футов) к самой высокой точке горного перевала, Альто -де-ла-Орка , названной в честь ранее установленной там виселицы (35 футов). Спускаясь по впадине, средневековая тропа ведет на север мимо источника Эскаратца справа (45 футов) до туннеля (55 футов). [ 15 ]
Паломники, идущие на юг от Зегамы , идут по паломнической дороге, которая сначала идет по асфальтированной дороге (Зегама-Альцасу, GI-2637) и разделяется на бетонную тропу, поднимающуюся справа (указатели на всем протяжении пути см. Графическое описание Сегура- Растяжка Сальватьерра/Агурайн ). в форме хижины Санкти-Спиритус Приближаясь к туннелю Сан-Адриан, слева от дороги стоит отшельник . Часто утверждают, что он мог принадлежать рыцарям -тамплиерам , хотя эта ассоциация остается спорной.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на испанском языке) Луис Пенья Басурто: «Лисаррате», Баскская энциклопедия Аунаменди.
- ^ «Пила и туннель Святого Адриана» . Дополнительная энциклопедия Eusko . Проверено 21 октября 2010 г. Сайт на испанском языке
- ^ (на баскском языке) GipuzkoaKultura: Garai bateko Lizarrate , видео Департамента культуры и баскского языка Совета провинции Гипускоа, опубликовано на YouTube, 30 сентября 2010 г. Проверено 25 октября 2010 г. Длина: 10 футов 50 дюймов. Начиная с 1 минуты 03 минут, Альфредо Мораса (археолог Аранзади Зиентция Элькартеа и руководитель раскопок в Сан-Адриане) рассказывает о баскском названии (предпочитая использование Лисаррате для обозначения туннеля) и об истории этого места.
- ^ (на баскском языке) Пантксике Агирре: «Новое время для старой дороги» , Архивировано 16 июля 2011 года в Wayback Machine Berria , 3 октября 2009 г. Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ (на баскском языке) Ируне Ласа: «Лизаррате, путь в прошлое». Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine , Новое , 23 июня 2009 г. Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ «История: Сан-Адриан» . Совет Зегамы и т. д . Проверено 17 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке
- ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. стр. 17, 35. ISBN 84-7821-066-0 .
- ^ «История: Сан-Адриан» . Совет Зегамы и т. д . Проверено 17 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке
- ^ Бэр, Герхард (1948). Баскиш и Ибериш . Эуско Якинца. Байонна. п. 38.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. п. 35. ISBN 84-7821-066-0 .
- ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. п. 6. ISBN 84-7821-066-0 .
- ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. стр. 32–33. ISBN 84-7821-066-0 .
- ^ «Обзор: туннельный маршрут от Ируна до Санто-Доминго-де-ла-Кальсада» . Братство Святого Иакова. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ Портилья, Микаэла Дж. (1991). Европейский маршрут. Через Алаву в Компостелу. От перевала Сан-Адриан до Эбро . Витория: Провинциальный совет Алавы. стр. 36–37. ISBN 84-7821-066-0 .
- ^ «Св. Адриан-Арац-Св.» (PDF) . Команда Сальватьерра. Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля . Получено 15 февраля. Сайт на испанском языке
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Описание помещений на Туннельном маршруте , предоставленное Братством Святого Иакова.
- Графическое описание участка Сегура-Сальватьерра/Агурайн.
- Описание всего маршрута туннеля туристическим офисом регионального правительства Басков.