Jump to content

Годологическое пространство

В психологии годологическое пространство (от греческого слова ходос , что означает «путь») обозначает пространство возможного движения. [1] В отличие от прямой линии, это пространство включает в себя так называемые «предпочтительные пути», которые служат компромиссом различных областей, включающих кратчайшее расстояние, безопасность, минимальную работу и максимальный опыт. [1]

Немецкий гештальт-психолог Курт Левин впервые представил эту концепцию в начале 20-го века, перед своей ссылкой в ​​США . [2] Оно возникло в его попытке использовать математические концепции для решения психологических проблем и было основано на понятии Альберта Эйнштейна о «пространстве поля» и математике современной теории топологии. [3] Это также было основано на его идее о том, что люди почти не воспринимают евклидово пространство , поскольку построенные физические пространства не позволяют следовать прямой линии. [2]

В качестве системы измерения годологическое пространство использовалось Левином для расширения неколичественного, но математического представления структуры и положения в психологии, чтобы оно включало динамические и векторные аспекты поля. [4] В то время топология была новой областью: «В некоторой степени можно дать общее математическое решение, используя своего рода пространство, которое определяется возможными путями между точками и которое можно назвать «годологическим пространством». Концептуализация Левина определяет годологическое пространство как пространство, которое имеет значение, как пути, которые связывают людей вместе, или как расстояния, которые разделяют их. [5] Отто Фридрих Боллноу еще больше уточнил понятие Левина и описал годологическое пространство как не что-то однородное и предопределенное, поскольку оно выражается импровизировано, когда мы движемся в пространстве. [6]

Некоторые авторы отмечают близость годологического пространства с такими элементами древнегреческого театра, как структура скены , соединяющая сценическое и закулисное пространство; эккиклема , приспособление , позволяющее раскрывать информацию «наизнанку»; и эйсодои , которые ведут на расстояние и обратно. [7]

Философ Жан-Поль Сартр также опирается на концепцию Левина в своем эссе «Очерк теории эмоций», в котором он изображает феноменологическое чувство или опыт жизненного пространства как «годологическое» по своей природе. [8] В этом опыте все люди несут «годологическую карту», ​​поскольку они существуют в любой данной среде - это означает, что люди обладают субкогнитивным и нерепрезентативным жизненным ощущением путей действия, инструментальных возможностей, закрытий, открытий, возможностей, блокировок. , изменение альтернативных маршрутов и т. д., где это живое ощущение пространства организуется вокруг своих проектов. [8] Подразумевается, что два индивида, занимающие одно и то же внешнее пространство, будут обладать разным феноменологическим смыслом этого пространства, где оно отмечено в соответствии с их годологической картой - идея, фундаментально схожая по своему характеру с Хайдеггером и его концепцией «эквивалентности». [9] Чтобы сделать это конкретным: находясь в какой-либо среде, скажем, в комнате, человек имеет представление об окружающих комнатах, о том, что в них находится, что доступно для использования, а что нет, каковы различные пути действия и угрозы или где могут возникать блокировки, при этом фактическая степень и уровень, на котором эти возможные динамики начинают играть в течение отдельного момента опыта, переживаемого агентом прямо сейчас, в этом месте, будут варьироваться в соответствии с проектами и планами агента. этот агент (например, грабитель банка, работник, клиент и полицейский — все в одном и том же банке). Следовательно, использование Сартром термина «годологический» пытается достичь этого жизненно-экзистенциального и субъективного чувства жизненного пространства, которое отличается от научного, объективного и измеримого пространства, как это предполагается с точки зрения третьего лица. [10] Годологическое пространство не имеет фиксированного набора координат, независимого от какого-либо конкретного субъекта, а вместо этого существует постоянно меняющееся силовое поле испытывающего субъекта. [11]

По мнению Жиля Делёза , годологическое пространство конкретно удерживает сенсомоторную схему, поскольку поле сил, оппозиций и напряжений разрешается в соответствии со своими целями. [12]

Концепции

[ редактировать ]

Проходимое пространство можно воспринимать двумя разными способами: судоходным и навигационным . [6] Навигационное восприятие реализуется годологическим пространством, а первое — окружающим пространством . [6] Окружающее пространство или окружающее конфигурационное пространство — это пространство , окружающее объект. Согласно этой концептуализации, мы не движемся внутри годологического пространства, но оно создается, когда мы движемся через окружающее пространство. [6] Пространство интерпретируется как «живое» и отличается от евклидова пространства , которое считается «представленным». Таким образом, это аналогично «увидению объекта и совершению годологического прыжка от этой актуальности к его виртуальной потенциальности прошлого при формировании сенсомоторной связи». [12]

Годологическое пространство формулируется посредством неколичественного математического анализа, который не обязательно включает в себя рассмотрение расстояния. [13] Здесь расстояние между точками A и B с точки зрения такого пространства может отличаться от расстояния от B до A. Это может произойти в определенных случаях, например, когда кто-то чувствует, что расстояние от дома до школы больше или меньше, чем расстояние из школы домой. [13]

Годологическое пространство описывается как более общее, чем пространство Евклида и Римана [см. метрическое пространство ], но не такое общее, как топологическое пространство , в котором невозможно определить расстояния или направления». [14] Отмечается, что концептуализация Левина носила скорее ментальную, чем физическую типологию. [12] По мнению Жиля Делёза , годологическое пространство конкретно удерживает сенсомоторную схему, поскольку поле сил, оппозиций и напряжений разрешается в соответствии со своими целями. [12] Основываясь на идее Левина о том, что годологическое пространство приравнивается к сознательному и запланированному движению по измеримому евклидову пространству, он считал, что ее можно применить к способности оценивать действия с моральной точки зрения. [15] Делез также выдвинул концепцию образа времени, который возникает до годологического пространства. [16]

Приложения

[ редактировать ]

Годологическое пространство можно применять к различным областям. Например, в области литературы и кино он символизирует повествование или речь, которую называют «экономной», допускающей простейший маршрут или подходящий обходной путь. [12] По мнению Делёза, годологическое пространство решает проблему перекрытия перспектив, позволяющую эффективно понять данный объект. [17]

Жан-Поль Сартр также использовал концепцию годологического пространства, чтобы объяснить свою идею о воплощении сознания. В основе его аргументации лежит то, что личность характеризуется намеренной и целенаправленной деятельностью - что цели или валентности являются положительными, если агенты к ним привлекаются, и отрицательными, если их избегают. [18]

В психологии годологическое пространство может использоваться для объяснения личной причинности и цели пребывания в определенном состоянии или достижения эффекта. [19]

  1. ^ Jump up to: а б Перес-Гомес, Альберто; Парселл, Стивен (1999). Хора 3: Интервалы в философии архитектуры . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 26. ISBN  0773517111 .
  2. ^ Jump up to: а б Осет, Эспен; Гюнцель, Стефан (2019). Лудотопия: Пространства, места и территории в компьютерных играх . Билефельд: стенограмма Verlag. п. 28. ISBN  978-3-8376-4730-3 .
  3. ^ Эдлинг, Кристофер; Ридгрен, Йенс (2011). Социологические идеи великих мыслителей: социология через литературу, философию и науку . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 118. ИСБН  978-0-313-38470-7 .
  4. ^ Валсинер, Яан (2011). Мышление в психологической науке: идеи и их создатели . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. п. 259. ИСБН  9780765803481 .
  5. ^ Рем, Раш (2020). Игра пространства: пространственная трансформация в греческой трагедии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 18–19. ISBN  0-691-05809-1 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Макмертри, Роберт Джеймс (2017). Семиотика движения в пространстве . Нью-Йорк: Рутледж. п. 41. ИСБН  9781138191716 .
  7. ^ Рем, Раш (2009). Игра пространства: пространственная трансформация в греческой трагедии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 270. ИСБН  0691058091 .
  8. ^ Jump up to: а б Сартр, Жан-Поль. «Очерк теории эмоций». (1939). Routeledge Press, 2008. стр. 34–62.
  9. ^ Хайдеггер, Мартин. «Бытие и время». (2008). Маккьер-Робинсон Пресс. стр. 95-145
  10. ^ Там же. Сартр, Жан-Поль. стр. 45
  11. ^ Уайдер, Кэтлин В. (1997). Телесная природа сознания: Сартр и современная философия разума . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 130. ИСБН  0-8014-3395-9 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и Батчо, Джеймс (2018). Невидимое кино Терренса Малика: память, время и слышимость . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. п. 69. ИСБН  9783319764207 .
  13. ^ Jump up to: а б Вайнер, Бернард (1985). Человеческая мотивация . Нью-Йорк: Springer-Verlag. п. 147. ИСБН  9781461295600 .
  14. ^ Левин, Курт (1933). «Векторы, когнитивные процессы и критика г-на Толмана». Журнал общей психологии . 8 (2): 318–345.
  15. ^ Вои, Джинхи; Фрей, Матиас (2014). Киноэтика: этические аспекты теории, практики и зрительского кино . Оксон: Рутледж. п. 65. ИСБН  9780415821254 .
  16. ^ Димер, Дэвид (2016). Книги Делеза о кино: три введения в таксономию изображений . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 62. ИСБН  978-1-4744-0767-0 .
  17. ^ Делез, Жиль (2005). Кино II . Перевод Томлинсона, Хью; Галета, Роберт. А&С Черный. п. 125. ИСБН  9780826477064 .
  18. ^ Гордон, Хаим (1999). Словарь экзистенциализма . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. п. 93. ИСБН  0-313-27404-5 .
  19. ^ Хайдер, Ф. (2013). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Psychology Press. ISBN  978-1-134-92225-3 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33ceba6502cc8671afb5b2b945cb46bc__1692301500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/bc/33ceba6502cc8671afb5b2b945cb46bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hodological space - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)