Дом Сциндии
Дом Сциндии (Шинде) | |
---|---|
Страна | Штат Гвалиор |
Основан | 1731 |
Основатель | Раноджи Шинде |
Текущий руководитель | Джйотирадитья Сциндия |
Последний правитель | Дживаджирао Сциндия (Гвалиор) Мадхаврао Сциндия (как Раджпрамух ) |
Титулы |
|
Поместье(а) | Форт Гвалиор Шинде Чхатри Джай Вилас Махал |
Депонирование | 1948 (штат Гвалиор) 1971 ( Раджпрамух при Индийском Союзе) |
Дом Сциндия (англ. Shinde ) — королевский дом индуистских маратхов , правивший бывшим штатом Гвалиор в центральной Индии. Он имел корабль Патил в Канхерхеде в округе Сатара и был основан Раноджи Шинде , который начинал как личный слуга пешвы Баджирао I. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Раноджи и его потомки вместе со своими соперниками Холкарами сыграли ведущую роль во время господства маратхов на севере Индии в 18 веке. Штат Гвалиор стал княжеским государством во время британского владычества в 19 и 20 веках. После обретения Индией независимости в 1947 году и упразднения княжеских государств несколько членов семьи Сциндия (Шинде) продолжили заниматься индийской политикой. [ нужна ссылка ]
Фундамент
[ редактировать ]Династия Сциндия (Шинде) была основана Раноджи Шинде , личным слугой и солдатом пешвы Баджирао I. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Раноджи рано процветал при Баджирао из-за благоприятных обстоятельств, созданных назначением Баджирао пешвой в возрасте двадцати лет. Это вызвало зависть у высокопоставленных чиновников, таких как Анант Рам Сумант, Шрипатрао Пант Пратинидхи , Хандерао Дабхаде и Канходжи Бхосле. Это побудило Баджи Рао выдвигать на должности командиров своих войск талантливых молодых людей, едва вышедших из подросткового возраста, таких как Малхар Рао Холкар , Братья Павар (Пуар), Пиладжи Джадхав, Фатех Сингх Бхосале и, конечно же, Раноджи. Ни один из этих мужчин не принадлежал к семьям, которые обладали наследственными правами дешмукхи при более ранних правителях, таких как султанаты Декана. [ 5 ] [ 6 ] Шиндесы или сциндиасы служили шиледарами (кавалеристами) при султанате Бахмани , играли важную роль в положении дел и удерживали Патилки в Кумберкеррабе. [ 7 ] [ 3 ]
Кроме того, существует несколько анекдотов о происхождении сциндий (шиндесов), особенно тех, которые записаны сэром Джоном Малкольмом . [ 8 ] Стюарт Гордон заявляет о земледельце и т. д. происхождении других маратхов . [ 9 ]
История
[ редактировать ]Маратхский период
[ редактировать ]Династия Сциндия была основана Раноджи Сциндиа , который был сыном Джанкоджирао Сциндия, Патила из Канхерхеда , деревни в округе Сатара , Махараштра . [ 10 ] Карьера Пешвы Баджи Рао ознаменовалась усилением Империи маратхов . Раноджи отвечал за завоевания маратхов в Малве в 1726 году. Раноджи основал свою столицу в Удджайне в 1731 году. Среди его преемников были Джаяджирао, Джьотибарао, Даттаджирао, Джанкоджирао, Махаджи Шинде и Даулатрао Сциндия . Во второй половине Сциндия стали крупной региональной державой. Они и господствовали над многими штатами раджпутов завоевали северную Индию. В 1818 году, приняв условия вспомогательного союза с англичанами, семья перенесла свою базу из Удджайна в Гвалиор . [ нужна ссылка ]
Правители штата Гвалиор под властью британцев
[ редактировать ]После поражения союзных государств маратхов от британцев в Третьей англо-маратхской войне 1818 года Даулатрао Шинде был вынужден признать местную автономию в качестве княжеского государства в оккупированной британцами Индии и отдать Аджмер британцам. После смерти Даулатрао империей правил Махарани Байза Бай, спасая ее от британской власти, пока приемный ребенок Джанкодзи Рао не взял на себя управление. Джанкодзи умер в 1843 году, а его вдова Тарабай Радже Сциндия успешно сохранила свое положение и усыновила ребенка из близкого происхождения по имени Джаяджирао. [ нужна ссылка ]
Присоединение штата Гвалиор к независимой Индии
[ редактировать ]Семья Сциндиа правила Гвалиором до обретения Индией независимости от Соединенного Королевства в 1947 году, когда махараджа Дживаджирао Сциндия присоединился к правительству Индии. Гвалиор был объединен с рядом других княжеских штатов и стал новым индийским штатом Мадхья -Бхарат . штата Дживаджирао Шиндия занимал пост раджпрамуха , или назначенного губернатора, с 28 мая 1948 года по 31 октября 1956 года, когда Мадхья-Бхарат был объединен с Мадхья-Прадешем . [ нужна ссылка ]
Политическая карьера членов семьи
[ редактировать ]В 1962 году Виджайрадже Сциндия , вдова Махараджи Дживаджирао, была избрана в Лок Сабха , положив начало карьере семьи в избирательной политике. [ 11 ] Сначала она была членом партии Конгресс , а позже стала влиятельным членом партии Бхаратия Джаната . Ее сын Шиндия был избран в Лок Сабха в 1971 году, представляя партию «Джансанг». Он присоединился к Конгрессу в 1980 году и занимал эту должность до своей смерти в Мадхаврао 2001 году . отец в 2004 году. Позже он присоединился к партии Бхаратия Джаната 11 марта 2020 года. [ нужна ссылка ]
Дочери Виджаярадже поддержали партию Бхаратия Джаната . Васундхара Радже Сциндия участвовал и выиграл пять парламентских выборов в Мадхья-Прадеше и Раджастане . При правительстве Ваджпаи с 1998 года Васундхара руководил несколькими различными министерствами. В 2003 году она возглавила партию Бхаратия Джаната, получившую наибольшее большинство в Раджастане штата , и стала главным министром . [ 12 ] В 2013 году она снова привела партию «Бхаратия Джаната» к убедительной победе в штате Раджастхан, получив более 160 из 200 мест на выборах в ассамблею. Другая ее дочь, Яшодхара Радже Сциндия , участвовала в выборах в ассамблею от Шивпури в Мадхья-Прадеше и победила в 1998, 2003 и 2013 годах, а также в лок сабхе в 2004, 2009 годах от Гвалиора. После победы БДП в штате она стала министром туризма, спорта и по делам молодежи штата. Сын Васундхары Душьянт Сингх вошел в Лок Сабху в 2004 году из Раджастана. [ 13 ]
Шинде Махараджи Удджайна и Гвалиора
[ редактировать ]Среди глав Королевского Дома Сциндии:
- Раноджи Рао Шинде (1731-19 июля 1745). Умер 19 июля 1745 г.
- Джаяппа Рао Шинде (1745 – 25 июля 1755). Родился ок. 1720 г., умер 25 июля 1755 г.
- Джанкодзи Рао Сциндия I (25 июля 1755 г. - 15 января 1761 г.). Родился в 1745 г. Умер 15 января 1761 г.
- Даттаджи Рао Сциндия (регент 1755 – 10 января 1760). Умер 10 января 1760 г.
- Вакантно 15 января 1761 г. - 25 ноября 1763 г.
- Кадарджи Рао Сциндия (25 ноября 1763 – 10 июля 1764) Умер?
- Манаджи Рао Сциндия (10 июля 1764 г. - 18 января 1768 г.) Умер?
- Махададжи Сциндия (18 января 1768 г. - 12 февраля 1794 г.). Родился 3 декабря 1730 г., умер 12 февраля 1794 г.
- Даулат Рао Шинде (12 февраля 1794 г. - 21 марта 1827 г.). Родился в 1779 г., умер 21 марта 1827 г.
- Джанкодзи Рао Сциндия II (18 июня 1827 г. - 7 февраля 1843 г.). Родился в 1805 г., умер 7 февраля 1843 г.
- Джаяджи Рао Сциндия (7 февраля 1843 г. - 20 июня 1886 г.). Родился 19 января 1835 г., умер 20 июня 1886 г.
- Мадхо Рао Сциндия (20 июня 1886 г. - 5 июня 1925 г.). Родился 20 октября 1876 г., умер 5 июня 1925 г.
- Дживаджирао Сциндия (Махараджа 5 июня 1925 г. - 15 августа 1947 г., Раджпрамух 28 мая 1948 г. - 31 октября 1956 г. Последний Махараджа, позже Раджпрамух) Родился 26 июня 1916 г., умер 16 июля 1961 г.
- Мадхаврао Шиндия (1961–2001), последний правящий махараджа до отмены монархии в 1971 году.
Титулярные махараджи
[ редактировать ]- Джйотирадитья Сциндия (2001 – настоящее время)
- Махаарьяман Сциндия ( наследник )
Рыцарские ордена
[ редактировать ]Королевский дом Сциндии награждает двумя рыцарскими орденами ; эти рыцарские звания были учреждены Махараджей Мадхо Рао Шиндией в 1900 и 1907 годах соответственно и включают:
- Мансаб-и-Асвади (Орден Змеи), награжден трех степеней.
- Медаль Гвалиора, присуждаемая в трех степенях. [ 15 ]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Династия Шинде и Генеалогическое древо махараджей Гвалиора | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Биологический ребенок Приемный ребенок
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эйнсли Томас Эмбри (1988). Энциклопедия истории Азии . Скрибнер. п. 14. ISBN 978-0-684-18899-7 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 25 августа 2020 г.
Раноджи Сциндия (ум. 1750), основатель штата Гвалиор, начал свою политическую карьеру, по общему мнению, как носильщик при дворе пешвы, или премьер-министра маратхов, но вскоре поднялся до высокого поста.
- ^ Перейти обратно: а б КВ Кришна Айяр (1999). Заморины Каликуты: с древнейших времен до 1806 года нашей эры . Отдел публикаций Каликутского университета. ISBN 978-81-7748-000-9 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 25 августа 2020 г.
Ношение Паллимаради перед Заморином в публичных случаях могло быть вызвано той же причиной, что и ношение пары золотых туфель перед Сциндией, чьим предком был тапочек - носитель пешвы Баджи Рао, - чтобы показать свое уважение к его оригинальному скромная должность, которая стала причиной его последующего успеха
- ^ Перейти обратно: а б с Сатиш Чандра (2003). Очерки средневековой истории Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 93. ИСБН 978-0-19-566336-5 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 9 октября 2020 г.
Хорошо известно, что синдхи происходили из семьи Кунби, которая владела наследственным пателем Кумберкерраб в округе Вай. Происхождение холкаров было еще более скромным: они принадлежали к касте пастухов коз (дунгар), семье, владевшей правами заминдари в деревне Хал.
- ^ Перейти обратно: а б Ромила Тапар (1994). «Семинар – Выпуски 417–424»: 59.
Многие представители крестьянской касты, отличившиеся в боях или иным образом служившие правителю, стали маратхами. Станьте свидетелем первого Холкара, который был пастухом, и первого Сциндия, который был личным слугой пешвы кунби.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Гордон, Стюарт (2007). Маратхи 1600–1818 гг . Кембридж [ua]: Издательство Кембриджского университета. стр. 117–121. ISBN 978-0521033169 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Сардесай, Говинд Сахарам (1946). Новая история маратхов: расширение власти маратхов, 1707–1772 гг . Публикации Феникса. стр. 65, 69.
- ^ Ричард М. Итон (2005). Социальная история Декана, 1300–1761: восемь жизней индейцев . Издательство Кембриджского университета. стр. 188–. ISBN 978-0-521-25484-7 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ Рамусак, Барбара Н. (2004). Индийские принцы и их государства . Новая Кембриджская история Индии. Издательство Кембриджского университета. стр. 35, 36. ISBN. 978-1139449083 . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Стюарт Гордон (1993). Маратхи 1600–1818 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–. ISBN 978-0-521-26883-7 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 15 мая 2020 г.
Оглядываясь назад на обширный материал восемнадцатого и девятнадцатого веков, мы знаем, что маратхи как категория касты представляют собой объединение семей нескольких каст — кунби, лохаров, сутаров, бхандари, такара и даже дхангаров (пастухов), существовавших в XVII века и, действительно, сегодня существуют в виде каст в Махараштре. Что отличало, например, «Маратха» от «Кунби»? Именно воинской традицией они гордились и правами (ватанами и инамами), которые они получали от военной службы. Именно эти права отличали их от обычных земледельцев, слесарей и портных, особенно на местном уровне.
- ^ Н.Г. Ратод (1994). Великий маратх Махададжи Сциндия . Саруп и сыновья. п. 1. ISBN 978-81-85431-52-9 .
- ^ «Виджая Радже Сциндия» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2007 года . Проверено 4 декабря 2006 г.
- ^ «Жизнь и карьера - Васундхара Радже» . Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «Душьянт Сингх побеждает» . НДТВ. Архивировано из оригинала 16 июля 2020 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Н.Г. Ратод (1994). Великий маратх Махададжи Сциндия . Саруп и сыновья. п. 8. ISBN 978-81-85431-52-9 .
- ^ Энциклопедия Indica: Княжеские государства в колониальной Индии . Публикации Анмола. 1996. с. 85. ИСБН 978-81-7041-859-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Юл, сэр Генри; Бернелл, Артур Кок (1903), Уильям Крук (редактор), Хобсон-Джобсон: словарь разговорных англо-индийских слов и фраз, а также родственных терминов, этимологических, исторических, географических и дискурсивных , Лондон: Дж. Мюррей, OCLC 4718658
- Хоуп, Джон (1863). Дом Сциндеи – набросок Джона Хоупа . Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин, Лондон.
- Нилеш Ишварчандра Каркаре (2017). Таваарих-э-Шинде Шахи . ISBN 978-93-5267-241-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные со Сциндией, на Викискладе?