Битва при Пратапгархе
Битва при Пратапгархе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восстания маратхов | |||||||
Форт Пратапгарх | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Биджапурский султанат | Королевство маратхов | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Афзал Хан X Бада Сайид † Фазал Хан ( WIA ) Рустам Заман ( WIA ) Кришнаджи Бхаскар Кулкарни † Абдул Сайид † Рахим Хан † Герой Хан † Ранадаула Хан ( военнопленный ) Амбар Хан ( военнопленный ) Раджаджи Гатге ( военнопленный ) Муса Хан Патан Хасан Хан Якут Хан Анкуш Хан |
Шиваджи I Канходжи Саид Танаджи Малусаре Нетаджи Палкар Моропант Пингале Есаджи Канк | ||||||
Сила | |||||||
10 000 кавалерии 30 000 пехоты | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестно, многое другое | Неизвестно, меньше |
Битва при Пратапгаде произошла 10 ноября 1659 года в форте Пратапгарх в Сатаре . Битва велась между силами маратхов во главе с Шиваджи и войсками Биджапура под командованием генерала Афзал Хана . Маратхи одержали победу, ознаменовав свой первый значительный военный триумф над крупной региональной державой. После этой победы Шиваджи захватил 65 слонов, 4000 лошадей, 1200 верблюдов и 10 лакхов денег и драгоценностей. [2] [3]
Назначение Афзал-хана против Шиваджи
[ редактировать ]В ответ на вторжения Шиваджи и захват фортов в регионе Конкан Али Адильшах , правитель султаната Адилшахи, назначил Афзал-хана с 10 000 всадников, чтобы противостоять ему. Официальная история правления Али Адилшаха, «Тарих-и Али», предполагает, что Али Адилшах приказал Афзал-хану устранить Шиваджи , рассматривая его как угрозу исламу. Хотя некоторые источники предполагают, что Шиваджи намеревались захватить живым, «Тарих-и Али» остается наиболее достоверным источником. [4] [5] Несмотря на первоначальное сопротивление со стороны других генералов, Афзал Хан вызвался на миссию, продемонстрировав свою уверенность в подчинении Шиваджи . Как документально подтверждено в «Тарих-и Али», силы, отправленные под командованием Афзал-хана, насчитывали около 10 000 кавалеристов. Известные дворяне и солдаты, в том числе Амбар-хан, Якут-хан и Муса-хан, были назначены служить под руководством Афзал-хана. Это назначение ознаменовало значительную эскалацию конфликта между Шиваджи и султанатом Адильшахи. [4] [6] [5]
Прибытие Афзал-хана в Вай
[ редактировать ]Афзал Хан покинул Биджапур примерно в мае 1659 года в кампании против Шиваджи. По пути в Вай противоречивые сведения предполагают, что он осквернил идола Бхавани в Тулджапуре и идола Витобы в Пандхарпуре. Эти акты вандализма были направлены на унижение Шиваджи, о чем свидетельствуют различные источники, включая Сабхасадские хроники и Шивакавья. [4] [7] [8] [9]
Хотя точные причины путешествия Афзал-хана в Вай остаются неясными, «Шивабхарат» предполагает, что оно было вызвано предательством Пратапрао оплота Шиваджи, Джавали, султанату Адилшахи. Афзал Хан рассматривал захват Джавали как стратегический шаг по получению контроля над регионом Вай, горами Сахьядри и прибрежными районами. Кроме того, владение Афзал-ханом Вай Парганой с 1649 года, вероятно, повлияло на его решение использовать Вай в качестве базы для своих операций против Шиваджи. Прибытие Афзал-хана в Вай ознаменовало значительное развитие продолжающегося конфликта между Шиваджи и султанатом Адильшахи, что привело к решающее противостояние двух противников. [4] [10] [8] [11]
Начальные действия
[ редактировать ]После отъезда Афзал-хана в Вай Али Адильшах издал фарманы (королевские указы) дешмухам (местным правителям) в регионе Мавал, поручив им присоединиться к кампании Афзал-хана против Шиваджи. Эти фермеры стремились заручиться поддержкой миссии Афзал Хана по противодействию вторжениям Шиваджи в регион. [4] [12] [6]
Один из таких фарманов, выданный Канходжи Джедхе, дешмуху из региона Мавал, подчеркнул важность подчинения власти Афзал-хана и искоренения сил Шиваджи. Невыполнение приказа Афзал-хана приведет к серьезным последствиям, как сказано в фармане. В ответ на прием фармана Канходжи Джедхе вместе со своими сыновьями обратился за советом к Шиваджи в Раджгаде. Несмотря на потенциальную угрозу своему ватану (земле и собственности), Канходжи оставался стойким в своей верности Шиваджи, отказываясь от своего ватана и присягая на верность лидеру маратхов. [4] [13]
Тем временем Шиваджи мобилизовал свои силы, приказав своему командиру кавалерии Нетоджи Палкару опустошать вражескую территорию, а сам повел свою пехоту в Джавали. Стратегические маневры и союзы Шиваджи с местными лидерами продемонстрировали его готовность противостоять наступающим силам Адилшахи. 12 июля 1659 года Шиваджи прибыл в Джавали, что ознаменовало значительное развитие продолжающегося конфликта между Шиваджи и султанатом Адилшахи. Эти предварительные шаги подготовили почву для решающей конфронтации между Шиваджи и силами Афзал-хана в Вае. [4] [14] [6]
Вторжения на территории друг друга
[ редактировать ]Во время конфликта между Афзал-ханом и Шиваджи обе стороны вторгались на территории друг друга. Согласно Тарих-и Али, силы Афзал-хана быстро вошли на территорию Шиваджи по приказу Али Адилшаха. В отчете используется метафорический язык для описания вторжения, упоминаются громовые звуки барабанов и поднимаемая лошадьми пыль, но отсутствует подробная информация. [4] «Шивабхарат» дает более ясную картину, утверждая, что, пока Шиваджи готовился противостоять Афзал-хану в Джавали, командиры Афзал-хана начали атаки на провинции Шиваджи. В результате этих атак Ядав атаковал Супе, Пандхаре вторгся в Ширвал, Хараде продвинулся в Сасвад, Сидди Хилал нацелился на Пуну, а Саиф Хан проник в Конкан, ранее оккупированный силами Шиваджи. [4]
Силы Афзал-хана, согласно Шивабхарату, нанесли значительный ущерб территориям Шиваджи, доведя их до бедственного состояния. Это утверждение согласуется с письмом, написанным Афзал-ханом официальным лицам Тердала Парганы 7 сентября 1659 года, подтверждающим разрушительные действия армии Шиваджи в провинциях Адилшахи . [4] [6]
Переговоры (октябрь 1659 г.)
[ редактировать ]В октябре 1659 года Афзал-хан отправил своего посланника Кришнарао в Пратапгад для встречи с Шиваджи. Шиваджи принял Кришнарао и надел его почетными одеждами, показывая готовность участвовать в переговорах. Шиваджи предложил провести встречу под фортом Пратапгад. Тем временем Афзал Хан также направил письмо Шиваджи, выразив недовольство действиями Шиваджи и требуя сдачи фортов и территорий. [4] Шиваджи ответил кратким ответом, признав власть Афзал-хана и попросив о встрече в Джавали для обсуждения условий. Послы обменялись сообщениями, при этом посланник Шиваджи Пантаджи Гопинатх внес значительный вклад в убеждение Афзал-хана согласиться на встречу в Джавали. [4] [15] [6]
Различные интерпретации событий возникли из источников, сторонников Афзал-хана и сторонников Шиваджи. В то время как некоторые источники предполагают, что Шиваджи просил прощения и пригласил Афзал-хана на встречу, другие подразумевают, что вторжение Афзал-хана вынудило Шиваджи искать примирения. Афзал-хан, несмотря на возражения своих советников, решил отправиться в Джавали для встречи. Он оставил часть своей армии и продовольствие в Вае и двинулся к Джавали. [4]
Узнав о приближении Афзал-хана, Шиваджи приказал своим командирам пехоты спрятаться возле лагеря Афзал-хана, готовый вступить в бой, если переговоры потерпят неудачу. Шиваджи также приказал своему командиру Нетоджи Палкару не начинать боевых действий до тех пор, пока не станет ясен исход встречи. Нетоджи Палкар, возвращаясь после вторжения на территорию Адилшахи, получил инструкции Шиваджи ждать дальнейшего развития событий, оставаясь при этом готовым к действию. [4] [6]
В конечном итоге была подготовлена почва для решающей встречи Шиваджи и Афзал Хана, где судьба их конфликта будет решена путем переговоров или конфронтации.
Прибытие Афзал-хана в Джавали
[ редактировать ]Афзал-хан успешно преодолел сложные горные склоны и со своей армией достиг Джавали. Узнав о близости Хана, Шиваджи осознал серьезность ситуации, зная, что Хан теперь находится в пределах досягаемости. И Шиваджи, и Афзал Хан отправили послов, чтобы узнать о благополучии друг друга, сигнализируя о возможности переговоров. Однако истинные намерения обоих лидеров остались нераскрытыми. Шиваджи ловко пригласил торговцев, сопровождавших Афзал-хана, в форт якобы для того, чтобы купить подарки для хана и его окружения. Без ведома торговцев Шиваджи задержал их на вершине горы, ограничив их передвижение. [4]
Условия встречи Шиваджи и Афзал-хана были окончательно согласованы через их посланников. Было решено, что Хан проследует к месту встречи в паланкине в сопровождении нескольких слуг, а Шиваджи встретит его вооруженным, причем обе стороны будут иметь вооруженную охрану на расстоянии. Все было готово для решающей встречи между Шиваджи и Афзалом. Хана, где будут раскрыты их намерения и судьба их конфликта. [4] [6]
Убийство Афзал-хана (10 ноября 1659 г.)
[ редактировать ]Шиваджи Как мы видели раньше, раньше тщательно руководил своей пехотой и рейнджерами. В последовательности Джедхе записаны указания Шиваджи контингентам Бандал и Силимбкар. На секретном собрании, которое Шиваджи провел со своими священнослужителями и Канходжи Джедхе, было решено, что мусульманин Афзал Хан вероломен. [4] Бандал Дешмукх со своей силой будет в Джавали и в лесах Стандарта. В случае, если Хану придется действовать обманным путем во время сбора, Бандал Дешмукх не должен позволить хану разбить лагерь в Стандарте, поднять горный форт и поддержать Шиваджи избранными людьми. Если благодаря дару богини Шри Амбы Афзал Хан будет убит, бандальцы нападут и полностью уничтожат вооруженные силы противника в Стандарте после получения сигнала с поста. Хайбатрао и Баладжи Наик Силимбкар со своими солдатами находятся на перевале Бочеголи. Они не позволят противнику подняться на перевал. Таким образом все было решено и организовано на тайном собрании». [4] [16] [5]
Из этого материала следует, что Шиваджи поручил бандалам и их отряду контролировать путь между местом встречи и лагерем Афзал-хана в Стандарте. Им также было приказано отправиться в атаку на вражеский лагерь в Стандарте, как только они получат сигнал о подготовке. Более того, задание по охране перевала Бочеголи было поручено силимбкарам. В любом случае не сохранилось никаких надежных данных, которые могли бы сказать нам, где именно находились другие дешмукхи и их контингенты или регулярные войска власти Шиваджи. Тонкости, приведенные в более поздних источниках, весьма темпераментны. [4] Шиваджи и Афзал Хан встретились 10 ноября 1659 года. Примечательно, что Шиваджи убил Афзал Хана во время этой встречи. В любом случае, нет единого мнения в том, что говорят об этом событии разные источники. Между прочим, несомненно то, что Шиваджи убил Афзал-хана, как он недавно и поселился. [4] [6] [5] в другом он казался воплощением Мастера Вишну, который держит меч в одной руке и булаву в другой.
Согласно «Шивабхарату», не упоминается имя брамина-работника Афзал-хана, который преследовал Шиваджи, и не приводится никаких данных о том, что случилось с этим человеком некоторое время спустя. В любом случае из разных источников следует, что брахманом был Кришнаджи Бхаскар. В нескольких дубликатах AKChronicle говорится, что Кришнаджи Бхаскар нанес удар Шиваджи, но промахнулся, и, поскольку Кришнаджи был брахманом, Шиваджи спас его, позволив ему уйти. Во всяком случае, один из вариантов повествования гласит, что, несмотря на то, что Кришнаджи Бхаскар ударил его, Шиваджи не убил его, поскольку он был брахманом; что он был убит Дживой Махалой.!2®8 Практически нечего выбирать между непоколебимым качеством этих более поздних сообщений. В те времена убийство брамина, несомненно, рассматривалось как правонарушение, и Шиваджи не был освобожден от этого приговора. В любом случае трудно признать, что Шиваджи спас Кришнаджи Бхаскара в рукопашной схватке на том основании, что он был брахманом. [4] Возможно, Кришнаджи Бхаскар был убит не из-за Шиваджи, и несколько создателей, эксплуатируя реальность, скорее всего, пытаясь добавить славы своему герою, записали, что Шиваджи не поднял свой меч против Кришнаджи Бхаскара в свете того факта, что он был брахманом. . Всего лишь один дубликат «Повествования АК» показывает, что Кришнаджи Бхаскар ушел живым из драки. Учитывая это и сохраняемое Шивабхаратом молчание о судьбе Кришнаджи Бхаскара, очевидно, он был убит. Понимая, что Афзал Хан был зарублен, его десять защитников - Абдул Сайид, Бада Сайид, племянник Афзал Хана Рахим Хан, Пахлаван Хан, четверо других мусульман, а также Пиладжи и Шанкараджи Мохит бросились на Шиваджи, чтобы убить его. Шиваджи защищался своим клинком и паттой. В считанные мгновения десять защитников Шиваджи — Самбхаджи Кавджи, Катаджи Ингале, Кондаджи Канк, Есаджи Канк, Кришнаджи Гаяквад, Сурьяджи Какаде, Джива Махала, Висаджи Мурумбак, Самбхаджи Карвар и Сидди Ибрагим также поспешили вперед. Джива Махала сразил Бада Сайида прежде, чем он успел нанести удар по Шиваджи. Остальные немедленно убили остальных привратников хана, пишет Сабхасад. Сам Шиваджи убил в одном бою хана, который, по сути, был настоящим Дурьодханой ; как в силе тела, так и в злобе сердца. Бхима убил его независимо. [4] Сравнительно поступил Раджа. Шиваджи был самим Бхимой. Это он убил Афзала . Этот поступок не был поступком человека. Проявлением он определенно был, поэтому, вне всякого сомнения, он мог бы в какой-то момент разыграть это дело. Достижение было достигнуто». [4] Шиваджи, намереваясь захватить как можно большую часть провинции Адильшахи , без каких-либо потерь времени достиг Вая с большими силами.
Битва при Джавали (10 ноября 1659 г.)
[ редактировать ]После кончины Афзал-хана 10 ноября 1659 года маратхи подали сигнал из форта Пратапгад. В ответ на этот сигнал командир браминов Нараян возглавил отряд из 5000 пехотинцев в сопровождении Камлоджи Салунхе, Есаджи Канка, Танаджи. Малусаре , Кондаджи Вадкхале и Рамаджи Пангере, каждый из которых командует тысячей пехотинцев. Эти объединенные силы маратхов быстро окружили армию Адилшахи , начав яростную и беспощадную атаку. [4] [6] [5]
Внезапное нападение маратхов посеяло панику среди солдат Адильшахи, которые оказались без руководства и начали бежать. Пытаясь сплотить свои войска, Муса-хан Патан вместе с офицерами Адильшахи Хасан-ханом, Якут-ханом и Анкуш-ханом предприняли контратаку. Однако пехота Шиваджи оказалась грозной и успешно отразила их усилия. [4]
Пересеченная местность горного региона оказалась выгодной для пехоты, но создала проблемы для кавалерии, что привело к поражению мусульманских сил.
- Шивабхарат (23:29)
Гористая местность благоприятствовала пехоте маратхов, что делало кавалерию армии Адилшахи неэффективной. В результате Муса Хан Патан, Хасан Хан, Якут Хан и Фазиль Хан, старший сын Афзал Хана, сумели спастись бегством и нашли убежище в Вае под руководством родственника Чандрарао Пратапрао через лес. К сожалению, полностью избежать жертв не удалось: в бою погиб Мамбаджи Бхосале, двоюродный брат Шахджи. [4] Маратхи одержали победу, взяв в плен таких известных деятелей, как Ранадаула Хан, Амбар Хан, Раджаджи Гхатге и младшие сыновья Афзал Хана, в то время как многие другие дворяне были взяты в плен. Хотя Шиваджи приказал Нетоджи Палкару атаковать базу Афзал-хана в Вае в тот же день, что и столкновение, он прибыл слишком поздно, чтобы перехватить бегущих противников. Несмотря на свои усилия по их преследованию, Нетодзи не смог задержать Мусу Хана, Фазиль Хана и их товарищей, которые уже скрылись с места происшествия. [4] [6] [5]
Эксплуатация Победы (ноябрь 1659 г. - март 1660 г.)
[ редактировать ]После успешного устранения Афзала Хана Шиваджи быстро отправил Нетодзи Палкара из Вая и вскоре после этого последовал его примеру. Его войска осадили форты ЧанданВандан, хотя исход этой осады остается неясным. Однако деморализованные Найкджи Пандхаре, Наикджи Кхарате и Калянджи Ядав, изгнанные из провинции Пуна силами Шиваджи, нашли убежище у маратхов и присоединились к их рядам. [4]
Расширяя свои владения, войска Шиваджи собирали дань с различных территорий вплоть до Колхапура, закрепляя контроль маратхов над этими регионами. Впоследствии Шиваджи начал внезапную осаду форта Панхала , выдержав сильный артиллерийский огонь и атаки валунов врага. Несмотря на ожесточённое сопротивление, маратхам удалось взобраться на форт и захватить его 28 ноября 1659 года. [4] Шиваджи лично осмотрел форт 2 декабря 1659 года. Примерно в тот же период, до 15 февраля 1660 года, маратхи захватили и форт Хелна Вишалгад. Тем временем Мусе Хан и другие дворяне Адильшахи искали убежища в Биджапуре . Предвидя движения Шиваджи, Адильшах направил против него войска Рустум-и Замана. Однако Шиваджи перехватил эти силы возле Колхапура 28 декабря 1659 года, разгромив армию Рустум-и Замана в решающей битве. Добыча включала 12 слонов и 2000 лошадей, что указывает на значительную силу обеих армий. [4] [16] [6]
После этой победы Шиваджи послал Нетодзи совершить набег вглубь территории Адилшахи, в то время как он лично наблюдал за обороной Панхалы. Конница Нетоджи проводила грабительские набеги до Дхарвада и Гадага на юге и Тикоты на востоке, недалеко от Биджапура. Одновременно с этим войска маратхов были отправлены в регион Конкан , не встречая большого сопротивления по мере продвижения на юг. К 12 января 1660 года отряд войск маратхов достиг Раджапура, после чего 15 января был взят Харепатан, а небольшой форт Кудал . около 15 февраля — [4] [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шиваджи и его времена» . 11 февраля 2024 г.
- ^ Саркар, Джадунатх (1920). Шиваджи и его время . Библиотека Корнеллского университета. Лондон; Нью-Йорк: Лонгманс, Грин.
- ^ ИСТОРИЯ МАРАТХОВ ГРАНТА ДАФФА ТОМ 1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Гаджанан Бхаскар Мехендейл (2011). Шиваджи, его жизнь и времена . стр. 392–428.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маджумдар, Р.К. (1974). История и культура индийского народа, Том 07, Империя Великих Моголов . Общественный ресурс. Бхаратия Видья Бхаван. стр. 257–259.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л КИНКЕЙД, ДЕННИС (1955). ИСТОРИЯ ШИВАДЖИ ВЕЛИКОГО БУНТАРЯ . КАРАН ПУБЛИКАЦИЯ, ДЕЛИ. стр. 115–130.
- ^ Джон Ф. Ричардс (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 208–. ISBN 978-0-521-56603-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Итон, 2015 г. , стр. 183–184.
- ^ Рой, Кошик (2012). Индуизм и этика ведения войны в Южной Азии: от древности до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 202. ИСБН 978-1-139-57684-0 .
- ^ Джон Ф. Ричардс (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 208–. ISBN 978-0-521-56603-2 .
- ^ Рой, Кошик (2012). Индуизм и этика ведения войны в Южной Азии: от древности до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 202. ИСБН 978-1-139-57684-0 .
- ^ Авраам Эрали (2000). Прошлой весной: жизнь и времена Великих Моголов . Пингвин Букс Лимитед. п. 550. ИСБН 978-93-5118-128-6 .
- ^ Авраам Эрали (2000). Прошлой весной: жизнь и времена Великих Моголов . Пингвин Букс Лимитед. п. 550. ИСБН 978-93-5118-128-6 .
- ^ Авраам Эрали (2000). Прошлой весной: жизнь и времена Великих Моголов . Пингвин Букс Лимитед. п. 550. ИСБН 978-93-5118-128-6 .
- ^ Кошик Рой (2012). Индуизм и этика ведения войны в Южной Азии: от древности до наших дней . Издательство Кембриджского университета. стр. 202–. ISBN 978-1-139-57684-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Маджумдар, Р.К. (1974). История и культура индийского народа, Том 07, Империя Великих Моголов . Общественный ресурс. Бхаратия Видья Бхаван. п. 243.
Библиография
[ редактировать ]- Итон, Ричард Максвелл (8 марта 2015 г.). Суфии Биджапура, 1300-1700: Социальные роли суфиев в средневековой Индии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6815-5 .
- Шивбхарат (на языке маратхи). Бхарат Итихас Саншодхак Мандал, Пуна, Индия.
- Доктор С.Д. Самант (1996). Веда Махаманавача (на маратхи). Дешмук и компания, Пуна, Индия.
- Майор Мукунд Джоши – Битва при Пратапгархе – новый взгляд. 1 января 2005 г. Издательство «Снехавардхан». ISBN 8172651996 , 978-8172651992
- Комендант Касар, Д.Б. - Ригведа Райгарху делает Шиваджи великим [ ISBN отсутствует ]