Афзал Хан (генерал)
Афзал Хан | |
---|---|
![]() в. начала 20 века живопись | |
Умер | 20 ноября 1659 г. 10 ноября по юлианскому календарю ) Подножие Пратапгад форта | (
Другие имена | Афзул Хан |
Занятие | Военный генерал |
Афзал Хан (умер 10 ноября 1659 г.) был генералом, служившим династии Адил Шахи в султанате Биджапур в Индии. Он сыграл важную роль в расширении султаната Биджапур на юг, подчинив вождей наяка , взявших под свой контроль бывшую территорию Виджаянагара .
В 1659 году правительство Биджапура послало Афзал-хана подчинить Чатрапати Шиваджи Махараджа , основателя империи маратхов. Он был убит на переговорах о перемирии с Шиваджи Махараджем, а его армия потерпела поражение в битве при Пратапгаде .
Победа над наяками
[ редактировать ]На фоне упадка Империи Виджаянагара правительство Биджапура вело кампанию против вождей Наяка , которые взяли под свой контроль бывшую территорию Виджаянагара. Одним из этих вождей был Вирабхадра, наяка Иккери . Кенге Наяка (или Кенг Наяк), вождь Басавапаттаны и недовольный данник Вирабхадры, помог армии Биджапура захватить Иккери в обмен на 1 00 000 рупий, вынудив Вирабхадру бежать в Беднур . [1] Впоследствии правительство Биджапура решило захватить форты Адони и Тадипатри , которыми управляли друзья Кенге Наяки. Кенге Наяка предположил, что марш в эти районы затруднен, и вместо этого посоветовал Биджапуру захватить Бангалор . В обмен на этот совет Кенге Наяка потребовал форт Сира , располагавшийся по пути в Бангалор. [2]
Командующий Биджапура Рандаула Хан послал отряд во главе с Афзал Ханом, чтобы захватить Сиру. Кастури Ранга Наяка, командир Сиры, вышел из форта, чтобы вести переговоры с Афзал-ханом, но Афзал-хан убил его. Защитники закрыли ворота форта, прежде чем Афзал Хан смог войти в форт, но вскоре отряд Афзал Хана был усилен основной армией Биджапура во главе с Рандаулой Ханом. Армия Биджапура захватила форт и передала его Кенге Наяке, а захваченное богатство отправила в Биджапур. Кенге Наяка впоследствии перешел на сторону Бангалора, но затем снова присоединился к Биджапуру и убедил правителя Бангалора Кемпе Гауда сдать свой форт Биджапуру. [2]
Затем Рандаула-хан вторгся в Майсур , чей правитель Кантирава Нарасараджа I заключил мир, заплатив 500 000 хун Биджапуру (денежная единица). Впоследствии Кенге Наяка восстал против Биджапура и отстоял независимость в Басавапаттане, где собрал армию из 70 000 солдат для охраны форта. Затем Рандаула-хан заключил союз со своим бывшим повелителем Вирабхадрой, бывшим наякой Иккери, и осадил Басавапаттану. Афзал-хан вместе с Шахаджи и некоторыми командирами африканского происхождения был размещен у главных ворот форта Басавапаттана. Он вошел в крепость после ожесточенного боя, перебил охрану и захватил касбу – центральную часть укрепленного города. Затем Кенге Наяка предпринял против него три последовательные атаки, но Афзал Хан заставил его отступить. Воодушевленные успехами Афзал-хана, силы Биджапура атаковали контингент Кенге Наяки с обеих сторон. Потеряв 3700 солдат, Кенге Наяка сдал форт и согласился выплатить Биджапуру 4 миллиона хуннов . Он был заключен в тюрьму, а позже убит за попытку подкупить охранника за его освобождение. [3]
Победа Биджапура над Кенге Наякой напугала других наяков современной Карнатаки, заставив их принять сюзеренитет Биджапура. [3] Рандаула-хан послал Афзал-хана захватить Чикканаякана Халли , чей вождь ( раджа ) предложил принять сюзеренитет Биджапура. Вождю было разрешено сохранить контроль над городом ( касбой ) в обмен на 20 000 хуннов , но Афзал-хан взял под свой контроль форт. Затем Афзал Хан осадил форт Белур , к которому присоединилась основная армия Биджапура. После четырехмесячной осады местный вождь Венкатапати начал мирные переговоры, предложив уступить форт Сакрепатна возле Белура. В конечном итоге он стал вассалом Биджапура, как и наяка Тумкура . [4]
Кампания против Шиваджи
[ редактировать ]Афзал Хана лучше всего помнят за его кампанию против Шиваджи , основателя королевства, которое позже превратилось в Империю маратхов . Эта кампания, закончившаяся смертью Афзал-хана, получила широкое признание в литературе маратхи . [5] Самые ранние источники, описывающие этот эпизод, включают: [6]
- Афзал Хан Вад («Убийство Афзал Хана»), повада, составленная Агриндасом или Аджнандасом в 1659 году и, вероятно, переработанная позже; самая ранняя известная героическая баллада на языке маратхи
- Песни 17–21 Шива-Бхараты , сочиненные придворным поэтом Шиваджи Параманандой во время его коронации в 1674 году.
- Шри-Шива-Прабхуче Чаритра (или Сабхасад Бахар ), хроника, составленная Кришнаджи Анантом Сабхасадом под патронажем сына Шиваджи Раджарама в 1697 году.
- Джедхе Шакавали (хронология Джедхе), записи, хранящиеся аристократической семьей Джедхе.
Фон
[ редактировать ]Шиваджи был сыном генерала Биджапура Шахаджи , который сражался вместе с Афзал-ханом. Он управлял феодальными владениями Шахаджи в регионе Пуна и начал действовать независимо от правительства Биджапура. Он захватил территории, которыми управляли другие подчиненные Биджапура, и вел переговоры с Великих Моголов императором Аурангзебом , который вторгся в султанат Биджапур. Шиваджи утверждал, что является верным слугой Биджапура, но правительство Биджапура сомневалось в его лояльности. [6] На протяжении большей части 1650-х годов правительство Биджапура не могло предпринять никаких шагов против Шиваджи, поскольку оно было занято вторжением Великих Моголов, внутренней фракционной политикой и спором о престолонаследии. После мирного договора с Моголами и всеобщего признания Али Адил Шаха II королем правительство Биджапура стало более стабильным и обратило свое внимание на Шиваджи. [7]
Али Адил Шах II был несовершеннолетним, чья мать была фактической правительницей с середины 1640-х годов, когда его отец серьезно заболел. Решение послать Афзал-хана против Шиваджи, вероятно, было принято его матерью. [8] В английском письме, отправленном фактором Генри Ревингтоном в Ост-Индскую компанию от 10 декабря 1659 года, говорится, что королева посоветовала Афзал-хану притвориться дружбой с Шиваджи, потому что военной силы будет недостаточно, чтобы победить Шиваджи. [9] [10]
Сообщается, что Шиваджи командовал 60-тысячной пехотой после завоевания Джавли . [11] С другой стороны, армия Афзал-хана, включая пехоту и кавалерию, насчитывала 10 000 солдат. Это число подтверждается английской буквой, а также Тарих-и-Али . [12] Источники маратхов предполагают более высокие цифры, заявляя, что армия Афзал-хана насчитывала до 35 000 пехотинцев; 12 000 кавалеристов; и 500 пушек; по мнению американского академика Николаса Гиера, эти источники преувеличивают силу сил Афзал-хана, чтобы прославить победу Шиваджи. [13] « Читнис Бахар» утверждает, что армия Афзал-хана насчитывала 30 000 человек; и Сабхасад утверждает, что у него было 12 000 кавалеристов плюс дополнительная пехота. Шиваджи-Пратпа , Раири Бахар , 91 Калами Бахар и Тарих-и-Шиваджи заявляют, что армия Афзал-хана насчитывала 12 000 человек. [12]
Осквернение храмов
[ редактировать ]Афзал-хан, как и правитель Биджапура, был мусульманином, а Шиваджи — индуистом. Согласно «Шива-Бхарате » (1674 г.), составленному под покровительством Шиваджи, армия Афзал-хана начала свой марш среди нескольких злых предзнаменований , таких как падение метеоров и удары молнии в безоблачном небе. В тексте говорится, что Афзал-хан впервые прибыл в Тулджапур , где он уничтожил идола семейной богини Шиваджи Бхавани и зарезал корову (считавшуюся у индусов священной) перед ее храмом . Афзал Хан Вад утверждает, что Афзал Хан призвал богиню показать ей какое-нибудь чудо. Он продолжал осквернять индуистские храмы в Пандхарпуре и Шикхар Шингнапуре (Шамбху Махадев). [8]
Сабхасад также поддерживает версию о осквернениях Афзал-хана в Тулджапуре и Пандхарпуре . Читнис Бахар и Шива Дигвиджая заявляют, что идолы в Тулджапуре и Пандхарпуре были удалены до того, как Афзал Хан смог их уничтожить. [9] В современных английских письмах Ост-Индской компании , Даг-регистре Голландской Ост-Индской компании и португальских записях не упоминается какое-либо осквернение храмов Афзал-ханом. [12]
Афзал-хан наконец расположился лагерем в Вае , городе, которым он управлял в предыдущие годы. [8] Шиваджи поселился в недавно укрепленном Пратапгаде , и осквернение Афзал-ханом индуистских объектов, вероятно, было направлено на то, чтобы спровоцировать Шиваджи покинуть безопасный форт. [14] Эти действия оттолкнули местных индуистских дешмуков , которые могли бы оказать местную поддержку Афзал-хану. Поскольку Афзал Хан в прошлом управлял регионом Вай и хорошо его знал, он предполагал, что ему не нужна такая местная поддержка. [15]
Переговоры
[ редактировать ]В Вае Афзал Хан написал местным вождям, прося их поддержки против Шиваджи. Витходжи Хайбат Рао, дешмуху Гунджан -Мавала , было поручено привести в Джавли отряд для поддержки Афзал-хана. Хандоджи Хопде согласился поддержать Афзал-хана при условии, что он станет дешмуком Рохидхора , которым владел сторонник Шиваджи Канходжи Джедхе . [16]
По словам Сабхасада, Афзал Хан затем отправил своего посланника Кришну Бхаскара Кулкарни к Шиваджи, заявив, что он был большим другом отца Шиваджи Шахаджи. Он пообещал, что будет использовать свое влияние при дворе Биджапура, чтобы заставить короля официально признать контроль Шиваджи над Конканом и различными фортами. Он также пообещал обеспечить дополнительные знаки отличия и военное оборудование для Шиваджи из Биджапура. Наконец, он заявил, что Шиваджи может присутствовать в суде Биджапура или получить освобождение от личного присутствия, если он того пожелает. [16]
Между тем, беспрепятственный марш Афзал-хана к Ваю сильно напугал последователей Шиваджи. Его хорошо оснащенная армия беспрепятственно разграбила территорию Шиваджи, который ограничился фортом вместо того, чтобы бросить вызов Афзал-хану на открытом поле боя. И Сабхасад, и Читнис Бахар заявляют, что советники Шиваджи убеждали его избежать потерь путем переговоров о мире с Афзал-ханом. [17]
Такие тексты, как Афзал Хан Вадх и Шива-Бхарата, утверждают, что богиня Бхавани появилась во сне Шиваджи, предупредив его о коварных планах Афзал Хана и заверив его в победе. Проснувшись, Шиваджи помолился богине и решил либо победить Афзал-хана, либо умереть в бою. [8] Он призвал армии своих генералов – Моро Тримбака Пингла из Конкана и Нетаджи Палкара из Гат – близко к Пратапгаду. [18]
Шиваджи с уважением относился к посланнику Афзал-хана Кришнаджи Бхаскару и тайно встретился с ним ночью, убеждая его, как индуса, раскрыть истинные намерения Афзал-хана. Кришнаджи намекнул, что у Афзал-хана коварные планы. Затем Шиваджи отправил Кришнаджи обратно к Афзал Хану вместе со своим агентом Гопинатхом Пантом. [19] Посол представил Шиваджи как человека, который уважал Афзал-хана как старейшину и соратника своего отца, и как человека, который был готов легко подчиниться. [8] Однако его настоящей целью было выяснить военную мощь и намерения противника. Сабхасад заявляет, что Гопинатх подкупил офицеров Афзал Хана и узнал, что Афзал Хан планировал арестовать Шиваджи на встрече. [19]
Узнав эти подробности от Гопинатха, Шиваджи сделал вид, что боится Афзал-хана, и отказался приехать в Вай на встречу. [19] Посланник Шиваджи предложил провести переговоры с участием всего нескольких телохранителей в Джавли, расположенном у подножия форта Пратпагад. [8] Афзал Хан согласился, и соответственно Шиваджи приказал своим людям расчистить лес и проложить дорогу от Вая к Пратапгаду. [20]
Местом встречи был выбран гребень , расположенный ниже Пратапгада, с видом на долину реки Койна . За день до встречи Афзал Хан отправился в Пар, деревню недалеко от Пратапгада, через перевал Радтонди. Его воины расположились лагерем в разбросанных местах, вблизи водоёмов, у истока реки Койны. Тем временем Шиваджи устраивал засады своим солдатам через разные промежутки времени на пути, ведущем к месту встречи. На месте встречи он поставил роскошные шатры. [21]
Прежде чем отправиться на встречу, Шиваджи оставил инструкции по продолжению своего правления на случай, если он будет убит на встрече. [18]
Встреча с Шиваджи и смерть
[ редактировать ]

Шиваджи принял меры предосторожности, чтобы защититься от Афзал-хана: он надел тонкую кольчугу под одежду и железные доспехи, а также спрятал два оружия: баг нах («когти тигра» или металлические крючки, прикрепленные к пальцам) и меч. быть «одержимым» богиней Бхавани. [8] Он отправился на встречу в сопровождении двух солдат – своего опытного фехтовальщика Дживы Махалы и Шамбхуджи Кавджи, каждый из которых нес по два меча и щит. [21]
Афзал Хан покинул свой лагерь в Паре в сопровождении 1000 солдат. Однако посланник Шиваджи Гопинатх утверждал, что такой большой эскорт отпугнет Шиваджи от встречи, и убедил Афзал-хана привести на встречу только двух солдат, как и Шиваджи. Соответственно, Афзал Хан оставил большую часть своего эскорта недалеко от места встречи и прибыл навстречу Шиваджи в палки в сопровождении пяти человек: двух солдат, его опытного фехтовальщика Сайида Банды и посланников Кришнаджи и Гопинатха. [22]
Шиваджи, ожидавший вдали от места встречи, потребовал, чтобы Сайид Банда покинул палатку, где была назначена встреча. Афзал Хан согласился на это требование: и Афзал Хан, и Шиваджи теперь вошли в палатку в сопровождении трех мужчин - двух солдат и посланника. [23] Афзал Хан оскорбил Шиваджи, назвав его крестьянским ( кунби ) мальчиком, а Шиваджи ответил, назвав его сыном повара ( бхатари ). [8]
Согласно текстам маратхов, Афзал Хан попросил Шиваджи подчиниться королю Биджапури Адил Шаху и быть признанным вассальным господином. Он сделал вид, что обнимает Шиваджи, но затем быстро нанес ему удар скрытым оружием. Шиваджи был защищен своей кольчугой и принял ответные меры. [24] Затем Афзал Хан выбежал из палатки; его товарищ Сайид Банда напал на Шиваджи, но был убит Дживой Махалой. [25] Это событие вспоминается на языка маратхи идиоме Хота Джива Мханун Вахла Шива («Благодаря Дживе Шиваджи пережил нападение»). [26] [ ненадежный источник? ]
Впоследствии Афзал Хан был убит и обезглавлен. Различные источники расходятся относительно того, кто убил Афзал Хана и как: [27]
Источник | Оружие, которым Шиваджи ранил Афзал Хана | Афзал-хан был обезглавлен... |
---|---|---|
Сабхасада Шри-Шива-Прабхуче | Баг Нах и кинжал | Самбхаджи Кавджи |
Шри Дигвиджая | Баг Нах и меч | Есаджи Канк |
Читнис Бахар | Баг Нах и меч | Есаджи Канк и Танаджи Малусаре |
Саид Карина | Баг Нах и меч | |
91 Калами Бахар | кинжал и меч | сам Шиваджи |
Tarikh-i-Shivaji | баг нах и кинжал, чтобы вскрыть живот Афзал Хана; также использовал шамсу и другое оружие | Сам Шиваджи с мечом |
Шива-Бхарат | Меч Бхавани | |
Райри Бахар | кинжал, спрятанный в правой руке | |
Английское письмо | кинжал, спрятанный возле груди | |
Джон Фрайер | стилет (кинжал), спрятанный в рукаве пальто | |
Хафи Хана Мунтахаб-аль-Любаб | кинжал | |
Никколао Мануччи | «маленький и очень короткий ланцет » |
Мунтахаб-аль-Любаб , работа могольского летописца Хафи-хана , вместо этого приписывает предательство Шиваджи: в нем говорится, что Шиваджи симулировал смирение и слезы, приближаясь к Афзал-хану, исповедуясь в своих грехах и прося прощения после каждых 3–4 шагов. Затем он притворился, что дрожит от страха, и попросил товарищей Афзал-хана отойти на расстояние. На самом деле он расставил своих солдат в засадах в каждой пещере и спрятал бичува ( кинжал), который использовал для нападения на Афзал-хана. [28]
После убийства Афзал-хана войска маратхов Шиваджи , спрятанные в лесу, вышли и разгромили армию Биджапура в битве при Пратапгаде . [24] 20 ноября 1659 г. (10 ноября 1659 г. по юлианскому календарю ). [29] Согласно письму Ревингтона, в бою погибло около 3000 солдат Афзал-хана. [30] Двое сыновей Афзал-хана были схвачены солдатами Шиваджи. [31] Другой сын - Фазл-хан - бежал вместе с женами Афзал-хана при поддержке Хандоджи Хопде. [32] В текстах маратхов говорится, что многие люди Афзал-хана были убиты, но те, кто сдался, были приглашены присоединиться к Шиваджи. [24]
Наследие
[ редактировать ]
Голова Афзал-хана была преподнесена богине Бхавани и матери Шиваджи Джиджабай в качестве трофея, а позже похоронена под «Башней Абдуллы» в Пратапгаде. Остальная часть тела Афзал-хана была похоронена в Джавли. [24]
Победа Шиваджи над Афзал-ханом захватила воображение местной публики, и баллады, прославляющие это событие, исполнялись странствующими бардами ( гондалисами ). [33] Победа прославляется и в местной литературе (см. Повада ). Афзал Хан Вадх приравнивает Шиваджи к Раме , а Афзал Хан к Раване . Шива -Бхарата аналогичным образом описывает Шиваджи как аватар Вишну , изображая Афзал-хана как демоническое воплощение. Шри -Шива-Прабхуче сравнивает конфликт с легендарной войной Курукшетра , приравнивая Шиваджи к Бхиме , а Афзал-хана к Дурьодхане . [24]
В последующие годы стали популярны несколько легенд о роковом походе Афзал-хана. Одна из этих легенд утверждает, что перед тем, как начать поход против Шиваджи, он получил предчувствие от астролога о своей смерти. Поэтому он убил и похоронил своих 63 жены в Афзалпуре недалеко от Биджапура, чтобы гарантировать, что после его смерти они не достанутся другим мужчинам. [34] Кладбище его 63 жен известно как Сат Хабар.
Ежегодный урс (празднование годовщины смерти) проводился у могилы Афзал-хана, но в 1990-х годах правые индуисты возражали против предполагаемого прославления мусульманами Афзал-хана как мученика во время этого мероприятия. Они сформировали организацию под названием Пратапгарх Утсав Самити и начали организовывать «Шив Пратап Дин» («День прославления Шиваджи»), чтобы отпраздновать победу Шиваджи над Афзал Ханом. [35] Самити отмечали этот день в форте Пратапгад с 1996 по 2004 год, когда Конгресса ( ПНК) под руководством правительство штата Махарастра запретило политизированное празднование из-за провокационных выступлений и беспорядков на мероприятии. [36] [37] В 2014 году штат принял постановление, запрещающее выставку картин Шиваджи, убивающих Афзал Хана, после того как некоторые мусульманские группы выступили против такой картины. [37]
Позже правительство предоставило Шив Пратап Дину статус фестиваля. 30 ноября 2022 года главный министр Махараштры Экнатх Шинде отпраздновал Шив Пратап Дин, подняв флаг в форте Пратапгад . [38] [39]
См. также
[ редактировать ]
- Шайста Хан , генерал Великих Моголов, чье поражение от Шиваджи также воспевается в литературе маратхи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шанти Садик Али 1996 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Шанти Садик Али 1996 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Шанти Садик Али 1996 , с. 121.
- ^ Шанти Садик Али 1996 , с. 122.
- ^ Джеймс В. Лейн 2003 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс В. Лейн 2003 , с. 21.
- ^ Стюарт Гордон 1993 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джеймс В. Лейн 2003 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Бал Кришна I 1932 , с. 22.
- ^ Бал Кришна II 1932 , с. 49.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Бал Кришна I 1932 , с. 21.
- ^ Николас Ф. Гир, 2014 , стр. 17.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 65.
- ^ Стюарт Гордон 1993 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Джадунатх Саркар 1920 , с. 66.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Джадунатх Саркар 1920 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с Джадунатх Саркар 1920 , с. 69.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 69–70.
- ^ Перейти обратно: а б Джадунатх Саркар 1920 , с. 70.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 71.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джеймс В. Лейн 2003 , с. 23.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 73.
- ^ Лина Балига (7 декабря 2008 г.). « Мы не чужды террору » . ДНК Индии . Мумбаи . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Бал Кришна I 1932 , стр. 22–23.
- ^ Анис Джахан Сайед 1977 , с. 168.
- ^ Мохан Апте и др. 2003 , с. 21.
- ^ Бал Кришна II 1932 , с. 51.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 74.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 74–75.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 77.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 76.
- ^ «Куда мученики?» . Перспективы . 44 (26–34). Hathway Investments: 86. 2004 г. Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ «Разрешить мероприятие, посвященное убийству Афзала Хана: Шив Сена правительству БДП» . Финансовый экспресс . 12 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Виджай Чаван (17 декабря 2015 г.). «Непокорная индуистская группа празднует» . Пуна Зеркало .
- ^ «КМ Экнат Шинде поднимет флаг в форте Пратапгад 30 ноября» . Таймс оф Индия . 24 ноября 2022 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ «Разгул Шив Пратап Дина в форте Пратапгад» . Таймс оф Индия . 30 ноября 2022 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 8 сентября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анис Джахан Сайед (1977). Аурангзеб в Мунтахаб-эль-Любабе . Сомайя.
- Бал Кришна (1932). Шиваджи Великий . Том. И. Шахджи. Д.Б. Тарапоревала Сыновья.
- Бал Кришна (1932). Шиваджи Великий . Том. II. Д.Б. Тарапоревала Сыновья.
- Джадунатх Саркар (1920). Шиваджи и его времена . Лонгманс, Грин и компания.
- Джеймс В. Лейн (2003). Шиваджи: индуистский король исламской Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-566771-4 .
- Мохан Апте; Параг Махаджани; М. Н. Вахия (2003). «Возможные ошибки в исторических датах: ошибка при переходе от юлианского к григорианскому календарю». Современная наука . 84 (1): 21–22.
- Николас Ф. Гир (2014). Истоки религиозного насилия: азиатская перспектива . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-9223-8 .
- Шанти Садик Али (1996). «Королевство Биджапур» . Распространение Африки в Декане: от средневековья до современности . Ориент Блэксван. ISBN 978-81-250-0485-1 .
- Стюарт Гордон (1993). Маратхи 1600-1818 гг . Новая Кембриджская история Индии. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26883-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Р. П. Каркария (1896). Форт Пратапгад и эпизод Шиваджи и Афзал Хана: рассказанный из оригинальных хроник Махаратты . Арья-Бхушана Пресс.