Эффект сверхоправдания
Эффект сверхоправдания возникает, когда ожидаемый внешний стимул человека , такой как деньги или призы, снижает внутреннюю мотивацию к выполнению задачи. Сверхоправдание является объяснением явления, известного как мотивационное «вытеснение» . Общий эффект предложения вознаграждения за ранее не вознаграждаемую деятельность — это переход к внешней мотивации и подрыв ранее существовавшей внутренней мотивации. Как только вознаграждения перестают предлагаться, интерес к деятельности теряется; прежняя внутренняя мотивация не возвращается, и внешние вознаграждения должны постоянно предлагаться в качестве мотивации для поддержания деятельности. [1]
Экспериментальные доказательства
[ редактировать ]Эффект чрезмерного обоснования был широко продемонстрирован во многих ситуациях. В ходе одной из самых ранних демонстраций этого эффекта Эдвард Деси и его коллеги провели лабораторный эксперимент в 1971 году, в котором испытуемые, проявлявшие базовый интерес к решению головоломки, подвергались воздействию двух разных условий. Контрольной группе не платили зарплату все три дня, тогда как экспериментальной группе не платили зарплату в первый день, платили во второй день и не платили снова в третий день. В середине каждого сеанса испытуемым давали перерыв, и за ними наблюдали, пока они делали все, что хотели. Результаты показали, что экспериментальная группа тратила значительно больше времени, чем контрольная группа, играя в головоломку во время перерыва на второй день, когда им платили, но значительно меньше на третий день, когда им не платили. Это было интерпретировано как свидетельство того, что внешнее денежное вознаграждение значительно снизило их внутреннюю мотивацию к выполнению задачи. [2]
Исследователи из Южного методистского университета провели эксперимент на 188 студентках университета, в ходе которого они измерили сохраняющийся интерес испытуемых к когнитивному заданию (игре в слова) после их первоначального выполнения под различными стимулами. Испытуемые были разделены на две группы. Членам первой группы сказали, что они будут вознаграждены за компетентность. Игрокам выше среднего будут платить больше, а игрокам ниже среднего — меньше. Членам второй группы сказали, что они будут вознаграждены только за выполнение задания. Их оплата зависела от количества повторений или количества часов игры. После этого половине испытуемых в каждой группе сказали, что они показали себя лучше, а другой половине сказали, что они показали себя хуже, независимо от того, насколько хорошо каждый испытуемый справился на самом деле. Члены первой группы в целом проявляли больший интерес к игре и продолжали играть дольше, чем участники второй группы. «Самые успешные» продолжали играть дольше, чем «отстающие» в первой группе, но «отстающие» продолжали играть дольше, чем «слишком успешные» во второй группе. Это исследование показало, что, когда вознаграждения не отражают компетентность, более высокие награды приводят к снижению внутренней мотивации. Но когда награды действительно отражают компетентность, более высокие награды приводят к большей внутренней мотивации. [3]
Ричард Титмусс предположил, что оплата донорства крови может сократить количество доноров крови. Чтобы проверить это, был проведен полевой эксперимент с тремя обработками. При первом лечении доноры не получили компенсации. Во втором лечении доноры получили небольшую плату. В третьем варианте донорам был предоставлен выбор между выплатой и эквивалентным пожертвованием на благотворительность . Ни один из трех курсов лечения не повлиял на количество доноров-мужчин, но второй курс лечения почти вдвое сократил количество доноров-женщин. Однако разрешение делать пожертвования на благотворительность полностью устранило этот эффект. [4]
Теории
[ редактировать ]Согласно теории самовосприятия , человек делает выводы о причинах своего поведения на основе внешних ограничений. Наличие сильного ограничения (например, вознаграждения) может привести человека к выводу, что он или она выполняет поведение исключительно ради награды, что смещает мотивацию человека с внутренней на внешнюю. [5]
Лабораторные исследования 1970-х годов показали, что люди, находящиеся в условиях внешнего вознаграждения, демонстрировали снижение внутренней мотивации. Деси и его коллеги (например, Деси и Райан, 1985) разработали теорию когнитивной оценки для объяснения полученных результатов. В качестве подтеории теории самоопределения теория когнитивной оценки объясняет, что и контроль, и компетентность лежат в основе внутренней мотивации, и то, как внешние вознаграждения влияют на внутреннюю мотивацию, зависит от интерпретации человека. Внутренняя мотивация возрастает, если люди интерпретируют вознаграждение как положительную информацию об их собственной компетентности и самоконтроле над результатами, тогда как, если они интерпретируют результаты как показатель внешнего контроля, это снижает их чувство самоконтроля и компетентности, что, в свою очередь, снижает внутреннюю мотивацию. мотивация. Теория когнитивной оценки также предполагает социальный контекст как еще одно влияние на внутреннюю мотивацию. Социальные сигналы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на внутреннюю мотивацию в зависимости от сообщений, которые передает контекст относительно автономии и компетентности человека. Предполагается, что вербальные вознаграждения, такие как положительная обратная связь и похвала, будут восприниматься как контролирующие, а значит, уменьшающие внутреннюю мотивацию. Однако прогнозируется, что вербальные вознаграждения, которые носят информативный характер и не воспринимаются как контролирующие, будут оказывать положительное влияние. [6]
Теория самоопределения — это широкая теория мотивации в трудовых организациях, которая поддерживает предсказания теории когнитивной оценки, но также признает ограничения теории, такие как организационные условия, при которых прогнозы не применимы или менее актуальны в реальных условиях. которые теория когнитивной оценки не может признать. Теория различает различные типы мотивационных состояний, выделяет организационные условия, в которых внешние вознаграждения более эффективны, чем внутренние, исследует индивидуальные различия в ориентации на внутреннюю и внешнюю мотивацию и обсуждает управленческое поведение, которое может повысить внутреннюю мотивацию. Результаты исследования Deci et al. (1989) исследование поддержало теорию самоопределения как подход к трудовой мотивации, показав, как менеджеры могут влиять на отношение к работе своих сотрудников. В исследовании сообщалось, что поддержка управленческой автономии, которая включала предоставление вариантов, предоставление соответствующей информации неавтономным образом, признание точек зрения подчиненных и развитие инициативы, привела к тому, что у сотрудников появилось более позитивное отношение к работе, такое как более высокий уровень удовлетворенности работой и повышение уровня доверия к корпоративному управлению. [7]
Споры
[ редактировать ]Эффект чрезмерного оправдания является спорным, поскольку он бросает вызов предыдущим открытиям в психологии об общей эффективности подкрепления в улучшении поведения, а также широко распространенной практике использования стимулов в классе. Эти результаты не учитывают ситуации, когда характер деятельности различается, например, в случаях, когда первоначальный уровень внутреннего интереса к деятельности очень низок, введение внешних непредвиденных обстоятельств может иметь важное значение для обеспечения вовлеченности. [2] Эти выводы были оспорены в отдельном метаанализе. [8] которые обнаружили, что материальные вознаграждения, предлагаемые за превосходство других и за выполнение неинтересных задач (в которых внутренняя мотивация низкая), приводят к повышению внутренней мотивации, [9] и заявил, что пагубное влияние вознаграждений на мотивацию происходит только в определенном, ограниченном наборе условий, которых можно легко избежать. [10] Этот набор анализов включал задачи как с высоким, так и с низким интересом, тогда как первоначальный метаанализ, проведенный Деси и его коллегами (1999), ограничивал анализ задачами, к которым участники изначально проявляли высокий интерес. Фактически, метаанализ 2001 года показал, что вознаграждения могут повысить внутреннюю мотивацию для задач, которые изначально не вызывают особого внутреннего интереса. [11]
Кроме того, по мнению Айзенбергера и Кэмерона, заявленные отрицательные эффекты внешних вознаграждений на интерес к задаче, полученные на основе исследования Деси (1971), не принимают во внимание, что условия, созданные в лабораторных условиях, которые производят эти эффекты, не являются истинным отражением ситуаций в реальном мире. . Например, в исследовании Deci стимул предоставлялся на одну сессию, а затем произвольно отменялся на следующей, и таких планов стимулирования не существует в реальном мире. Кроме того, снижение внутреннего интереса, наблюдаемое у испытуемых, можно объяснить негативной реакцией на удержание награды. [10] Айзенбергер и его коллеги также заявили, что достоверность зависимой меры в исследовании Деси весьма сомнительна. Лабораторные результаты, в которых в качестве зависимой меры использовалось количество свободного времени, потраченного на выполнение задания, оказались намного слабее, чем когда для этих измерений использовались самоотчеты. Исследование Деси придает гораздо меньшее значение самоотчетам, однако самоотчеты об уровне внутренней мотивации испытуемых кажутся более прямым показателем интересующего психологического состояния. [12]
Значительные исследования также показали, что вознаграждения имеют тенденцию усиливать чувство компетентности и автономии, а высокие стандарты, давление и конкурентоспособность способны усилить этот эффект. Например, сотрудники рассматривают стимулирование заработка как удовольствие, а не как ужасный инструмент управленческого контроля. Эти результаты контрастируют с психологическим механизмом эффектов, о котором Деси и его коллеги заявляли в прошлом. Кроме того, за последние 30 лет известные академические обзоры вознаграждений подтвердили, что денежные стимулы значительно повышают производительность. [13] Кроме того, некоторые виды деятельности требуют значительного уровня мастерства или вовлеченности, прежде чем их привлекательность станет очевидной для человека; в таких случаях внешние стимулы могут быть полезны для поднятия людей на этот уровень. Программы токен-экономики представляют собой один из примеров, свидетельствующих о том, что такие программы успешно реализуют внешние вознаграждения для повышения интереса к определенным широким классам деятельности. [2]
Существуют также различия в эффекте среди разных возрастных групп. По данным Деси и др. (1999), негативное влияние внешних обстоятельств на внутреннюю мотивацию, по-видимому, более серьезное для детей, чем для студентов колледжей. Одно из возможных объяснений заключается в том, что студенты колледжей обладают более высокими когнитивными способностями, что позволяет им лучше разделять информационные и контролирующие аспекты вознаграждения. Следовательно, они способны интерпретировать вознаграждение как индикатор эффективной работы, а не контролировать свое поведение, что заставляет их действовать, ориентируясь на достижение цели. Поэтому предполагается, что такие различия гораздо значительнее между детьми и наемными работниками. [6]
Опровержение защищало первоначальные выводы, заключая, что этот анализ Кэмерона (2001) был ошибочным и что включение Кэмероном скучных задач в анализ потенциальных эффектов чрезмерного обоснования не имело большого теоретического или практического смысла. В этом опровержении утверждалось, что теория когнитивной оценки является наиболее последовательной структурой для объяснения влияния вознаграждений на внутреннюю мотивацию, и указывалось на несколько других статей, подтверждающих эту теорию. [14]
Приложения
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Результаты исследования Леппера и др. (1973) позволяют предположить, что предоставление этих внешних вознаграждений создает центральные проблемы в школьной системе, поскольку оно не может сохранить внутренний интерес к обучению и исследованию, который, как может показаться, ребенок имеет на начальном этапе своего развития. в школе. Это также имеет серьезные последствия для системы образования, поскольку кажется, что это почти подрывает спонтанный интерес детей к самому процессу обучения, вместо этого их мотивация определяется этими внешними вознаграждениями. Исследования в этой области показывают, что родителям и педагогам следует полагаться на внутреннюю мотивацию и максимально сохранять чувство автономии и компетентности. [15] Когда задача непривлекательна и внутренняя мотивация недостаточна (например, домашние дела), тогда внешние вознаграждения полезны для обеспечения стимулов к поведению.
Школьные программы, которые предоставляют деньги или призы за чтение книг, подвергаются критике за их способность снижать внутреннюю мотивацию за счет чрезмерного обоснования. Однако исследование Pizza Hut программы Book It! , обнаружили, что участие в программе не увеличило и не уменьшило мотивацию к чтению. [16] Хотя мотивация учащихся к чтению путем поощрения может подорвать их интерес к чтению, она также может способствовать развитию навыков чтения, необходимых для развития интереса к чтению.
Рабочее место
[ редактировать ]Теория когнитивной оценки также предсказывает различные типы вознаграждений, которые будут оказывать разное воздействие. Согласно теории, необусловленные вознаграждения за выполнение задания, такие как льготы, основанные на вещах, отличных от результатов работы, например трудоустройство, которые не содержат никакой информации об автономии и компетентности, не окажут влияния на внутреннюю мотивацию. С другой стороны, вознаграждения, обусловленные выполнением задачи, такие как зарплата , которая присуждается за выполнение или завершение задачи, будут восприниматься как контролирующие и, следовательно, будут иметь негативное влияние на внутреннюю мотивацию. Исследование, проведенное Декопом и Сиркой (2000), показало, что внедрение программ вознаграждения за заслуги в некоммерческой организации привело к снижению чувства автономии и внутренней мотивации, что указывает на то, что вознаграждения могут подорвать внутреннюю мотивацию в рабочих условиях. [7]
Вознаграждения, зависящие от результатов работы, такие как денежные стимулы, которые предоставляются за хорошую работу или соответствие определенному стандарту, будут восприниматься как сильно контролирующие, а значит, снижающие внутреннюю мотивацию. Исследование Широма, Вестмана и Меламеда (1999) показало, что планы оплаты по результатам работы привели к снижению благосостояния рабочих , и это было особенно очевидно для тех, кто считал свою работу монотонной. [7] Однако в некоторых случаях вознаграждение также передает информацию о компетентности, что, в свою очередь, снижает негативный эффект. [6]
Геймификация
[ редактировать ]Термин «геймификация» относится к применению элементов игрового дизайна в неигровых контекстах. [17] для стимулирования участия, часто с целью поощрения большего взаимодействия с неигровым контекстом путем предоставления символических наград, таких как очки, значки или виртуальная валюта . Однако ряд ученых и других критиков выразили обеспокоенность тем, что эти награды могут иметь неприятные последствия из-за эффекта чрезмерного оправдания. Опираясь непосредственно на теорию самоопределения, эти критики геймификации выражают обеспокоенность тем, что геймифицированные контексты, такие как Foursquare, могут обеспечить ожидаемое вознаграждение за действия, которые не отвечают должным образом трем врожденным потребностям теории самоопределения во внутренней мотивации — связанности, автономии и компетентности — и следовательно, уменьшают внутренний интерес к этой деятельности. [18]
Краудсорсинг
[ редактировать ]Веб-сайты, которые полагаются на пользовательский контент , иногда предлагают денежное вознаграждение за вклад, но это может привести к тому, что участники поддадутся эффекту чрезмерного оправдания и перестанут вносить свой вклад. [19] Например, Amazon Mechanical Turk позволяет создателю задания предлагать денежное вознаграждение, но опрос 431 участника Mechanical Turk показал, что ими движут скорее внутренние мотивы, чем желание получить обычно скудное денежное вознаграждение. [20] Эффект чрезмерного обоснования также рассматривался в исследовании о том, как максимизировать вклад при краудсорсинге творческих начинаний. [21]
Волонтерство
[ редактировать ]Эмпирические данные показывают, что ожидаемое финансовое вознаграждение «вытесняет» внутреннюю мотивацию, в то время как размер денежного вознаграждения одновременно обеспечивает внешнюю мотивацию. Если размер денежного вознаграждения недостаточно велик, чтобы компенсировать потерю внутренней мотивации, общая вовлеченность может снизиться. Набор данных опроса показал, что небольшие финансовые выплаты сокращают количество часов волонтерства среди граждан Швейцарии, и что среднее финансовое вознаграждение, предоставляемое этим волонтерам, заставляет их работать меньше, чем волонтеры, которым не платят никакой оплаты. [22]
Спорт
[ редактировать ]Эффект сверхоправдания также связан с профессиональным спортом. Результаты многих спортсменов снизились после подписания выгодного многомиллионного контракта. Некоторые известные профессиональные спортсмены, чьи результаты снизились после крупного контракта, включают Алекса Родригеса (MLB), Альберта Пужольса (MLB), Уэйна Руни (Премьер-лига) и Альберта Хейнсворта (НФЛ).
См. также
[ редактировать ]- Теория атрибуции
- Проблема со свечой
- Теория когнитивной оценки
- Теория скученности мотивации
- Армирование
- Теория самоопределения
- Самовосприятие
- Социальная психология
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карлсон, Р.Нил и Хет, К. Дональд (2007). Психология наука о поведении . Образование Пирсона: Нью-Джерси.
- ^ Jump up to: а б с Леппер, член парламента; Грин, Д.; Нисбетт, Р. Э. (1973). «Подрыв внутреннего интереса детей внешним вознаграждением: проверка гипотезы «чрезмерного обоснования»» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 28 (1): 129–137. дои : 10.1037/h0035519 . S2CID 40981945 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июня 2018 г. Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ Розенфилд, Д.; Фолджер, Р.; Адельман, Х.Ф. (1980). «Когда награды отражают компетентность: квалификация эффекта чрезмерного оправдания». Журнал личности и социальной психологии . 39 (3): 368–376. дои : 10.1037/0022-3514.39.3.368 .
- ^ Меллстрем, Карл; Магнус Йоханнессон (2008). «Вытеснение при донорстве крови: был ли прав Титмусс?». Журнал Европейской экономической ассоциации . 6 (4): 845–863. CiteSeerX 10.1.1.319.3943 . дои : 10.1162/JEEA.2008.6.4.845 .
- ^ Аронсон, Э.; Акерт, Р.Д.; Уилсон, Т.Д. (2006). Социальная психология (6-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл.
- ^ Jump up to: а б с Деси, Эль; Кестнер, Р. Райан, RM (1999). «Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию». Психологический вестник . 125 (6): 627–668. CiteSeerX 10.1.1.705.7118 . дои : 10.1037/0033-2909.125.6.627 . ПМИД 10589297 . S2CID 15271950 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Ганье, М.; Деци Э.Л. (2005). «Теория самоопределения и трудовая мотивация». Журнал организационного поведения . 26 (4): 331–362. CiteSeerX 10.1.1.320.1639 . дои : 10.1002/job.322 . S2CID 15816760 .
- ^ Кэмерон, Джуди; У. Дэвид Пирс (осень 1994 г.). «Подкрепление, вознаграждение и внутренняя мотивация: метаанализ». Обзор образовательных исследований . 64 (3): 363–423. дои : 10.3102/00346543064003363 . S2CID 145560555 .
- ^ Кэмерон, Дж. (2001). «Негативное влияние вознаграждения на внутреннюю мотивацию - ограниченное явление: комментарий Деси, Кестнера и Райана». Обзор образовательных исследований . 71 (1): 29–42. дои : 10.3102/00346543071001029 . S2CID 146340830 .
- ^ Jump up to: а б Айзенбергер, Роберт; Кэмерон, Джуди (ноябрь 1996 г.). «Вредное воздействие вознаграждения: реальность или миф?». Американский психолог . 51 (11): 1153–1166. CiteSeerX 10.1.1.497.5780 . дои : 10.1037/0003-066X.51.11.1153 . ПМИД 8937264 .
- ^ Кэмерон, Джуди; Кэтрин М. Банко; У. Дэвид Пирс (весна 2001 г.). «Повсеместное негативное влияние вознаграждений на внутреннюю мотивацию: миф продолжается» (PDF) . Поведенческий аналитик . 24 (1): 1–44. дои : 10.1007/BF03392017 . ПМЦ 2731358 . ПМИД 22478353 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Айзенбергер, Р; Пирс, У. Д. Кэмерон, Дж. (1999). «Влияние вознаграждения на внутреннюю мотивацию - отрицательное, нейтральное и положительное: комментарий к Деси, Кестнеру и Райану». Психологический вестник . 125 (6): 677–691. дои : 10.1037/0033-2909.125.6.677 . ПМИД 10589299 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Герхарт, Б.; Райнс, С.Л. Фулмер, И.С. (2009). «Заработная плата и производительность: отдельные лица, группы и руководители». Анналы Академии управления . 3 (1): 207–271. дои : 10.1080/19416520903047269 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Деси, Э.; Кестнер, Р.; Райан, Р. (2001). «Повсеместное негативное влияние вознаграждений на внутреннюю мотивацию: ответ Кэмерону (2001)». Обзор образовательных исследований . 71 (1): 43–51. дои : 10.3102/00346543071001043 . S2CID 145704599 .
- ^ Деси, Э.Л. (1995). Почему мы делаем то, что делаем: динамика личной автономии . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 978-0-399-14047-1 .
- ^ Флора, СР; Флора, Д.Б. (1999). «Влияние внешнего подкрепления чтения в детстве на привычки чтения студентов» . Психологическая запись . 49 (1): 3–14. дои : 10.1007/BF03395303 . S2CID 53397656 . Архивировано из оригинала 31 января 2016 г. Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Детердинг, Себастьян; Кентон О'Хара; Мигель Сикарт; Дэн Диксон; Леннарт Наке (2011). «Геймификация. Использование элементов игрового дизайна в неигровом контексте». Расширенные тезисы CHI '11 по человеческому фактору в вычислительных системах (PDF) . стр. 2425–2428. дои : 10.1145/1979742.1979575 . ISBN 9781450302685 . S2CID 4564962 . Архивировано (PDF) из оригинала 13 марта 2012 г. Проверено 21 марта 2012 г.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гро, Фабиан (14 февраля 2012 г.). «Геймификация: современное определение и использование» (PDF) . Материалы 4-го семинара по тенденциям исследований в области медиаинформатики : 39–46. дои : 10.18725/ОПАРУ-1773 . ISBN 9781651270226 . Архивировано из оригинала 16 июня 2016 года.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ мудрость: «Эффект чрезмерной обоснованности и пользовательский контент» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2019 года . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Кауфманн, Николас; Шульце, Тимо; Вейт, Дэниел (4 августа 2011 г.). «Больше, чем развлечение и деньги: мотивация работников в краудсорсинге - исследование Mechanical Turk» (PDF) . Материалы семнадцатой Американской конференции по информационным системам, Детройт, Мичиган . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2012 г.
- ^ Акар, Огуз Али; ван ден Энде, январь (20 января 2011 г.). «Мотивация, размер вознаграждения и вклад в краудсорсинг идей» . Зимняя конференция Академии Дайм-Друид 2011 : 1–30. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ Фрей, Бруно С.; Лоренц Гетте (1999). «Мотивирует ли оплата волонтеров?» (PDF) . Цюрих, Швейцария: Серия рабочих документов Института эмпирических исследований в экономике .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Деси, Э.Л. (1995). Почему мы делаем то, что делаем: динамика личной автономии. Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
- Кон, А. (2005). Безусловное воспитание: переход от наград и наказаний к любви и разуму. Нью-Йорк: Книги Атрии.
- Розовый, DH (2009). Драйв: Удивительная правда о том, что нас мотивирует. Риверхед.