Рукия
Рукия | |
---|---|
![]() Рукия, ок. 1941 год | |
Рожденный | |
Умер | 2 сентября 1945 г. Джакарта , Индонезия | ( 27 лет
Национальность | индонезийский |
Род занятий | Актриса, певица |
Годы активности | 1920–1944 гг. |
Заметная работа | Теранг Боэлан |
Супруг | |
Дети | 5, включая Рахмата Картоло |
Родственники | Волли Сутина (невестка) Амина Сендракаси (племянница) |
Рукия ( Совершенное написание : Рукия ; 31 декабря 1917 - 2 сентября 1945), часто называемая мисс Рукия , [ а ] была индонезийской певицей и актрисой. Дочь двух артистов театра, она начала свою карьеру в семилетнем возрасте; к 1932 году она стала хорошо известна в Батавии , Голландская Ост-Индия (ныне Джакарта, Индонезия), как певица и актриса театра. Примерно в это же время она встретила Картоло , за которого вышла замуж в 1934 году. Они вместе снялись в популярном фильме 1937 года « Теранг Боелан» , в котором Рокия и Рд Мохтар сыграли молодых любовников.
После коммерческого успеха фильма Рукия, Картоло и большая часть актерского состава и съемочной группы Теранга Боэлана подписали контракт с Tan's Film , впервые появившись для компании в их постановке 1938 года «Фатима» . Они снялись вместе еще в двух фильмах, прежде чем Мохтар покинул компанию в 1940 году; благодаря этим фильмам Рукия и Мохтар стали первой экранной парой в колонии. Сменивший Мохтара, Рд Джоемала , снялся с Рукайей в четырех фильмах, хотя они были менее успешными. После того, как японцы вторглись в Индию в 1942 году, Рукия перед смертью сыграла только одну роль в кино; большую часть своего времени она тратила на развлечения японских сил.
В течение своей жизни Рукия была иконой моды и красоты, ее снимали в рекламе и сравнивали с Дороти Ламур и Джанет Гейнор . Хотя большинство фильмов, в которых она появлялась, сейчас утеряны , ее по-прежнему называют пионером кино, а в статье 1969 года говорилось, что «в свое время [Рокия] достигла уровня популярности, который, можно сказать, не достиг был замечен с тех пор». [ 1 ] Из пятерых ее детей с Картоло один - Рахмат Картоло - поступил в актерское мастерство.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Рукия родился в Бандоэнге , резиденции Преангер-Регенси (ныне Западная Ява ), Голландская Ост-Индия , в 1917 году в семье Мохаммеда Али и Нингсих, актеров труппы Opera Poesi Indra Bangsawan; [ 2 ] Али был родом из Белитунга и путешествовал с труппой Royal Comedy в 1913 году, а Нингсих был суданцем по происхождению и приехал из Чианджура . [ 3 ] Хотя Рукия училась актерскому мастерству в основном у своих родителей, она также изучала это ремесло с другими членами их труппы. [ 4 ] Трио постоянно путешествовало, и у Рукии не было времени на формальное образование. [ 5 ] К середине 1920-х годов они уже были в другой труппе, Опере Рошани. [ 6 ]
Рукия настояла на том, чтобы стать актрисой, несмотря на противодействие семьи, и попросила у матери разрешения выступить на сцене. Нингсих согласился с одним условием: Рокия мог выступить только один раз. Когда семилетний Рукия впервые вышел на сцену, Мохаммед Али, не подозревая о соглашении между женой и дочерью, выбежал на сцену и настоял на том, чтобы Рукия прекратил петь. После этого она отказывалась есть, пока ее родители в конце концов не уступили. [ 7 ] После этого Рокия регулярно выступал с труппой. [ 4 ]
К 1932 году, когда она присоединилась к Палестинской опере в Батавии (современная Джакарта), Рукия стала известной театральной актрисой и певицей музыки кронконг (традиционная музыка с португальским влиянием). Ею восхищались не только голосом, но и красотой. [ 8 ] Находясь в Палестине, она познакомилась с Картоло , актером, пианистом и автором песен труппы; они поженились позже в том же году. Новая пара вскоре покинула Палестину, взяв месячный перерыв, прежде чем присоединиться к группе Faroka в турне по Сингапуру. Они вернулись в Индию в 1936 году и покинули Фароку после того, как Рукия родила второго ребенка. [ 9 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]Партнерство с Rd Mochtar
[ редактировать ]
В 1937 году Рукия впервые появилась в кино в роли главной героини в фильме Альберта Балинка « Теран Боэлан» ( «Полнолуние »). Она и ее коллега по фильму Рд Мохтар [ б ] сыграл двух влюбленных, которые сбегают, чтобы персонажу Рукии не пришлось жениться на контрабандисте опиума; [ 6 ] У Картоло также была небольшая роль. Фильм имел коммерческий успех: компания Straits заработала более 200 000 долларов ; во время международного проката [ 10 ] Индонезийский историк кино Мисбах Юса Биран назвал Рукайю «динамитом», который привел к такому положительному приему. [ 11 ]
Несмотря на успех Теранга Боэлана , его продюсерская компания Algemeen Nederlandsch Indisch Filmsyndicaat прекратила все работы над игровыми фильмами . [ 11 ] По словам журналиста У. Имонга, теперь безработная и находящаяся в депрессии после смерти матери, Рукия «молчала, постоянно размышляя, как если бы она была психически больной». [ с ] [ 12 ] Чтобы отвлечь жену, Картоло собрал других актеров из Теранга Боэлана и основал труппу Теранга Боэлана , которая гастролировала в Сингапуре и получила признание публики; это вывело Рукию из ее меланхолии. [ 12 ] После того, как труппа вернулась в Индию, большая часть актерского состава перешла на Tan's Film . [ 13 ] включая Рокию и Картоло; эти двое также выступали с группой Lief Java kroncong . [ д ] [ 12 ]
Вместе с Таном актерский состав Теранга Боэлана появился в хите 1938 года « Фатима» с Рукайей и Рд Мохтаром в главных ролях. Фильм, в котором Рукия сыграла главную роль – молодой женщины, которая должна отражать заигрывания с главарем банды, влюбившись в рыбака (Рд Мохтар), – точно следовал формуле, установленной Терангом Боэланом . [ и ] [ 14 ] Игра Рукии получила широкую похвалу. Один рецензент базирующейся в Батавии газеты Het Nieuws van den dag voor Nederlandsch-Indië написал, что «трезвое олицетворение несправедливости Роекией на малайской свадьбе адата очаровывает даже европейского зрителя». [ ж ] [ 15 ] в то время как другой, в Bataviaasch Nieuwsblad , обнаружил, что выступление Роекии понравилось всем. [ 16 ]
«Фатима» имела огромный коммерческий успех, заработав 200 000 гульденов при бюджете в 7 000 гульденов. [ 17 ] После успеха фильма Тан продолжил нанимать Рукайю на роль Рокии с Рд Мохтаром. [ 18 ] в колонии Они стали первой экранной парой знаменитостей , и их назвали Индийским Чарльзом Фарреллом и Джанет Гейнор . [ 1 ] Популярность Рукайи-Рд Мохтар как экранной пары побудила другие студии последовать их примеру и создать свои собственные романтические пары. Тенг Чуна Например, в индустриальном фильме «Ява» Мохамад Мохтар и Хадиджа снимались в паре в фильме «Аланг-Аланг» ( «Трава» , 1939). [ 19 ]
Чтобы сохранить свою новую звезду, Tan's Film потратила большую сумму денег. Рукия и Картоло получали ежемесячную плату за владение в размере 150 и 50 гульденов соответственно, что вдвое больше, чем они получали за Теранга Боэлана . Им также предоставили дом в Танах-Ренде, Батавия. [ 20 ] Рукия и Картоло, со своей стороны, продолжали действовать от имени компании; Картоло часто играла небольшие комедийные роли, а Рокия пела песни, написанные ее мужем. [ 6 ] В 1939 году они появились вместе, снова с Рд Мохтаром в роли романтического героя Рукии, в Зорро созданном под влиянием фильме «Гагак», . Хотя фильм и не был таким успешным, как предыдущие работы Рукии, он все же оказался прибыльным. [ 21 ] Рецензент Bataviaasch Nieuwsblad похвалил «скромную» игру Рукии. [ г ] [ 22 ]
Последний фильм Рукайи с Рд Мохтаром, «Сити Акбари» , был выпущен в 1940 году. Возможно, вдохновленный стихотворением одноименным Ли Ким Хока , в фильме Рукия сыграл главную роль , изображая многострадальную жену, которая остается верной своему мужу. несмотря на его неверность. [ 23 ] Фильм был хорошо принят: в первый вечер в Сурабае он заработал 1000 гульденов. [ 24 ] но в конечном итоге не смог вернуть прибыль, аналогичную Терангу Боэлану или Фатиме . [ 21 ]
Партнерство с Джоэмалой
[ редактировать ]
В 1940 году из-за спора о заработной плате Рд Мохтар покинул Tan's и перешел к своему конкуренту Populair Films. Соответственно, компания начала искать нового экранного партнера для Роекиа. [ 25 ] Картоло попросил своего знакомого, портного и предпринимателя по имени Исмаил Джоемала , принять участие; хотя Джоэмала никогда раньше не выступал, он пел с группой Malay Pemoeda в 1929 году. После того, как Картоло шесть раз просил его выступить для Tan's, Джоемала согласился. [ 26 ] Компания нашла высокого и красивого Джоэмалу подходящей заменой. [ 20 ] и нанял его, дав ему сценический псевдоним Рд Джоемала. [ 27 ]
Позже в том же году Рукия и Джоемала сняли свой первый совместный фильм «Сорга Ка Тоджо» ( «Седьмое небо» ). В фильме Рукия сыграла молодую женщину, которая с помощью возлюбленного способна воссоединить слепую тетю ( Энни Ландоу ) с бывшим мужем (Картоло). [ 28 ] Этот фильм имел коммерческий успех, [ 29 ] и отзывы были положительными. Один из представителей Soerabaijasch Handelsblad высказал мнение, что Джоэмала не хуже, если не лучше, чем Rd Mochtar. [ 30 ] В другом обзоре Singapore Free Press написано, что «Рокия исполняет роль героини самым похвальным образом». [ 31 ] В апреле следующего года Тан выпустил « Роекихати» , в котором Рукия играет молодую женщину, которая едет в город, чтобы заработать деньги для своей больной семьи, и в конечном итоге выходит замуж. [ 32 ] Ее игра получила похвалу от газеты Bataviaasch Nieuwsblad , которая написала, что она хорошо справилась с этой сложной ролью. [ 33 ]
Позже, в 1941 году, Рукия и Джоемала завершили «Поэсака Терпендам» ( «Похороненное сокровище» ), [ 29 ] насыщенный боевиками фильм, в котором рассказывается о двух группах — законных наследниках (одним из которых является Рокия) и банде преступников — в гонке за сокровищами, зарытыми в Бантене . [ 34 ] Рукия и Джоемала вместе работали над своим последним фильмом «Коэда Сембрани» ( «Зачарованный конь ») в начале 1942 года. В фильме, адаптированном из «Тысячи и одной ночи » , Рукия взял на себя роль принцессы Шамс-ан-Нахар и был показан летящим на лошадь. [ 35 ] Фильм все еще был незавершенным, когда японская оккупация Голландской Ост-Индии . в марте 1942 года началась [ 36 ] хотя его показали к октябрю 1943 года. [ 37 ]
Всего Рукия и Джоемала снялись в четырех фильмах за два года. Биран утверждает, что это свидетельство того, что компания «растрачила свои сокровища». [ ч ] поскольку его конкуренты чаще использовали своих звезд; Например, компания Java Industrial Film сняла шесть фильмов с Мохом в главной роли. Мохтар в одиночку в 1941 году. [ 29 ] Хотя фильмы Рукайи продолжали иметь финансовый успех, [ 19 ] они не принесли такой большой прибыли, как ее предыдущие работы. [ 38 ]
Японская оккупация и смерть
[ редактировать ]Кинопроизводство в Индии пришло в упадок после начала японской оккупации в начале 1942 года; повелители заставили закрыть все студии, кроме одной. [ 39 ] Вместо них японцы открыли в Индии собственную студию Nippon Eigasha для пропаганды военных действий. [ 40 ] Картоло снялся в единственном художественном фильме студии « Берджоанг» ( «Надежда Юга ») без Рукайи в 1943 году. [ 41 ] После нескольких лет перерыва Рокия также работал в студии, сыграв роль в короткометражном японском пропагандистском фильме « Ке Себеранг » ( «На ту сторону ») в 1944 году. [ 6 ] Однако большую часть времени она проводила в турне по Яве с театральной труппой, развлекая японские войска. [ 42 ]
Рукия заболел в феврале 1945 года, вскоре после завершения Ке Себеранга . Несмотря на это и выкидыш, она не смогла пойти на перерыв; Японские войска настояли на том, чтобы она и Картоло отправились в турне в Сурабаю , на востоке Явы . По возвращении в Джакарту [ я ] ее состояние ухудшилось. [ 42 ] После нескольких месяцев лечения она умерла 2 сентября 1945 года, всего через несколько недель после того, как Индонезия провозгласила свою независимость . [ 43 ] Дата ее смерти была также днем капитуляции Японии , которая формально положила конец Второй мировой войне и оккупации. Рукия был похоронен в Кобер-Хулу, Джатинегара , Джакарта . [ 42 ] На похоронах присутствовал министр образования Ки Хаджар Девантара. [ 44 ]
Семья
[ редактировать ]
Рукия сказала, что, по ее мнению, Картоло ей подходит, заявив, что брак принес им «большую удачу». [ Дж ] У них было пятеро детей. [ 4 ] После смерти Рукии Картоло привез детей в свой родной город Джокьякарту . [ 41 ] Чтобы поддержать семью, он начал работать на Radio Republik Indonesia , начиная с 1946 года. Там он провел большую часть продолжающейся Индонезийской национальной революции , вооруженного конфликта и дипломатической борьбы между недавно провозглашенной Индонезией и Голландской империей , в которой недавно провозглашенная Индонезия Страна попыталась получить международное признание своей независимости. После того, как 19 декабря 1948 года голландские военные начали операцию «Краай» по захвату Джокьякарты, Картоло отказался сотрудничать с возвращающимися колониальными силами. Не имея источника дохода, он заболел и умер 18 января 1949 года. [ 4 ]
Один из детей пары умер в Джокьякарте в возрасте десяти лет. [ 45 ] Остальные дети были привезены в Джакарту после окончания Индонезийской национальной революции в 1950 году, где их усыновил и вырастил близкий друг Картоло Адикарсо. Один из них, Рахмат Картоло , был певцом и актером, работавшим вплоть до 1970-х годов. [ 41 ] известен такими песнями, как «Патах Хати» («Убитое сердцем») и такими фильмами, как «Матьян Кемайоран» ( «Тигр Кемайорана» ; 1965) и «Бернафас далам Лумпур» ( «Дыхание в грязи» ; 1970). [ 46 ] Двое других сыновей, Юсуф и Имам, играли в группе со своим братом, прежде чем нашли карьеру в другом месте. Дочь пары, Шри Вахджуни, не пришла в индустрию развлечений. [ 45 ] Двое из ее сыновей, Рахмат и Имам, скончались в 2001 году. Дочь Имама, Фенни Картика Роекихати, была певицей, названной в ее честь.
Через своего приемного брата Хусина Нагиба Рукия приходилась невесткой актрисе Волли Сутине . Ее племянница по союзу Амина Чендракасих стала актрисой в 1950-х годах. [ 47 ]
Наследие
[ редактировать ]Пресса с любовью относилась к Рукайе, и ее новые релизы неизменно получали положительные отзывы. [ 40 ] На пике популярности Рукии фанаты основывали свои решения о моде на том, что Рукия носил на экране. [ 44 ] Рукия регулярно появлялся в рекламе. [ к ] многочисленные пластинки и на рынке появились с ее вокальными исполнениями. Один фанат в интервью 1996 года вспомнил, что Рукия был «кумиром каждого мужчины». [ л ] [ 46 ] в то время как другие окрестили Рукайю индонезийской Дороти Ламур . [ 2 ] Другой фанат, вспоминая выступление, свидетелем которого он стал более пятидесяти лет назад, заявил:
Рукия всегда оставляла публику прикованной к своим местам, когда она начинала напевать свои песни- кронконг . Ей всегда аплодировали, до или после пения. Не только от коренных [индонезийцев]. Многие голландцы старательно следили за ее выступлениями! [ м ]
После смерти Рукии индонезийская киноиндустрия искала ему замену. Киновед Экки Иманджая отмечает один случай, когда фильм рекламировался со строкой «Рокия? Нет! Но София в новом индонезийском фильме Air Mata Mengalir di Tjitarum ». [ н ] [ 48 ] Фильмы Рукайи демонстрировались регулярно. [ 48 ] но большинство из них теперь потеряно. Затем фильмы снимались на легковоспламеняющуюся нитратную пленку , а после того, как в 1952 году пожар уничтожил большую часть склада Produksi Film Negara, старые пленки, снятые на нитратную пленку, были намеренно уничтожены. [ 49 ] Из произведений Роекии в «Каталоге фильмов Индонезии» Дж. Б. Кристанто упоминается только, что Коеда Сембрани хранится в киноархиве Индонезии, Sinematek Indonesia . [ 50 ]
В произведениях о Рукии после ее смерти ее часто называют кумиром киноиндустрии Индонезии. [ 44 ] Иманджая описывает ее как одну из первых икон красоты в индустрии; он также благодарит ее и Рда Моктара за представление концепции прибыльных звезд в отечественном кино. [ 19 ] Журнал Moderna в 1969 году писал, что «в свое время [Рокия] достиг уровня популярности, которого, можно сказать, не наблюдалось с тех пор». [ о ] [ 1 ] В 1977 году журнал Keluarga назвал ее одной из «кинозвезд-новаторов» Индонезии. [ п ] [ 2 ] написав, что у нее был «природный талант, сочетание ее личности, нежности и красоты ее лица, которое всегда было наполнено романтикой». [ q ] [ 51 ]
Фильмография
[ редактировать ]
- Теранг Боэлан ( Полнолуние ; 1937)
- Фатима (1938)
- Предмет Ворона ( Черный Ворон ; 1939)
- Сити Акбари (1940)
- Небеса Ка Тоджо ( Седьмое небо ; 1940)
- Изоляция (1940)
- ( 1941 Зарытое сокровище )
- Коэда Сембрани ( Очарованный конь ; 1942)
- To the Other Side ( На ту сторону ; 1944; короткометражный фильм)
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ В Голландской Ост-Индии начала 20-го века артисткам сцены, особенно певицам кроконга , в рекламе значилось «Мисс» ( JCG, Roekiah, Miss ). Рукия также упоминался как «Рокия» в современной рекламе.
- ^ Rd — аббревиатура яванского почетного радена , используемого дворянством .
- ↑ Оригинал: « ...соэка тайно притворяется человеком, страдающим психическим заболеванием » .
- ↑ Эта группа создавала музыку для фильмов Тана в 1940 и 1941 годах.
- ↑ Этому образцу в конечном итоге последовали все фильмы Рукии.
- ↑ Оригинал: « Ее трезвое олицетворение несправедливости малайского брачного адата завораживает и захватывает даже европейского зрителя » .
- ↑ Оригинал: « ... ингетоген... »
- ↑ Оригинал: « ...тратить это сокровище впустую » .
- ↑ Батавия была переименована в начале японской оккупации.
- ↑ Оригинал: « Мой брак с Картоло принес много удачи ».
- ^ Сюда входила реклама швейных машин Singer и сандалий марки Matjan от Bata ( Biran 2009 , стр. 24).
- ↑ Оригинал: « Рокия был кумиром каждого мужчины! »
- ↑ Оригинал: « Рёкия всегда заставляет публику заснуть на своих местах, когда она поет песни-кронконг. Ей всегда аплодируют, до или после пения. Не только коренные жители. Многие голландцы прилежно смотрят выступления Рокья!
- ↑ Оригинал: « Рокия? Нет! Но София в новом индонезийском фильме: Вода течет в Тхитаруме . »
- ↑ Оригинал: « ... в свое время он добился популярности, которая, можно сказать, не имеет себе равных на сегодняшний день».
- ^ Оригинал: « ... Индонезийская кинозвезда-новатор... »
- ↑ Оригинал: « Его актерский талант в фильме — природный талант, представляющий собой сочетание его индивидуальности с нежным сиянием романтического лица » .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Moderna 1969, Мисс Рокия , с. 30.
- ^ Jump up to: а б с Семья 1977, Мисс Рокия , с. 4.
- ^ Иманджая 2006 , с. 109; Имонг 1941, Риваджат Рукия-Картоло , с. 24; Хутари 2017 , с. 64
- ^ Jump up to: а б с д Фильм «Воскресные новости» 1982, Рокия , с. В.
- ↑ Мать 1941, История Рокия-Картоло , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д Filmindonesia.or.id, Рокия .
- ^ Buana News 1996, Roekiah , стр. 1, 6; Имонг 1941, Риваджат Рукия-Картоло , с. 24
- ^ Семья 1977, Мисс Рокия , с. 4; ван дер Хайде 2002 , с. 128
- ^ Биран 2009 , с. 204; Имонг 1941, Риваджат Рукия-Картоло , с. 26; Хутари 2017 , с. 65
- ^ Биран 2009 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Биран 2009 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Мать 1941, История Рокия-Картоло , с. 26 .
- ^ Биран 2009 , с. 174.
- ^ Filmindonesia.or.id, Фатима .
- ^ Новости 1939, Новые фильмы .
- ^ Bataviaasch Nieuwsblad 1939, Фатима .
- ^ Биран 2009 , с. 175.
- ^ Биран 2009 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с Иманджая 2006 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Биран 2009 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б Биран 2009 , с. 212.
- ^ Bataviaasch Nieuwsblad 1939, Gagak Item .
- ^ Filmindonesia.or.id, Сайты Акбари .
- ^ Soerabaijasch Handelsblad 1940, Film Sampoerna .
- ^ Биран 2009 , с. 227.
- ^ Pertjatoeran Doenia 1942, Исмаил Джоемала , с. 8.
- ^ Биран 2009 , с. 249.
- ^ Л. 1940 , н.п.
- ^ Jump up to: а б с Биран 2009 , с. 224.
- ^ Soerabaijasch Handelsblad 1940, Сампоерна .
- ^ Сингапурская свободная пресса, 1941, малайский фильм .
- ^ Filmindonesia.or.id, Роекихати .
- ^ Bataviaasch Nieuwsblad 1941, Роекихати .
- ^ Pertjatoeran Doenia 1941, Poesaka Terpadam .
- ^ Pertjatoeran Doenia 1942, Studio News , стр. 17.
- ^ Биран 2009 , с. 282.
- ^ Пембангон 1943, Пертоэнджоекан .
- ^ Семья 1977, Мисс Рокия , с. 5.
- ^ Биран 2009 , стр. 319, 332.
- ^ Jump up to: а б Семья 1977, Мисс Рокия , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Filmindonesia.or.id, Картоло .
- ^ Jump up to: а б с Семья 1977, Мисс Рокия , с. 7.
- ^ Moderna 1969, Мисс Рокия , с. 34; Тьяхаджа 1945, Рокия умер
- ^ Jump up to: а б с ТИМ, Рукия .
- ^ Jump up to: а б Moderna 1969, Мисс Рокия , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Buana News 1996, Рокия , стр. 6.
- ^ Хутари 2018 .
- ^ Jump up to: а б Иманджая 2006 , стр. 111.
- ^ Биран 2012 , с. 291.
- ^ Filmindonesia.or.id, Коэда Сембрани .
- ^ Семья 1977, Мисс Рокия , стр. 5–6.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- «Малайский фильм» . Сингапурская свободная пресса и рекламодатель коммерческой продукции . 10 марта 1941 г. с. 7 . Проверено 11 июня 2013 г.
- Биран, Мисбах Юса (2009). История кино 1900–1950: Создание фильмов на Яве [ История кино 1900–1950: Создание фильмов на Яве ] (на индонезийском языке). Джакарта: Сообщество Bamboo работает с Художественным советом Джакарты. ISBN 978-979-3731-58-2 .
- Биран, Мисбах Юса (2012). «Фильмы колониального периода» [Фильмы колониального периода]. Индонезия в потоке истории: период националистического движения [ Индонезия в потоке времени: националистическое движение ] (на индонезийском языке). Том. В. Джакарта: Министерство образования и культуры. стр. 268–93. ISBN 978-979-9226-97-6 .
- «Фатима» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Джакарта: Фонд Конфиден. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 24 июля 2012 г.
- «Фильмаанкондигинг Кино: Фатима» [Кинообзор, Кино: Фатима]. Батавиааш Ньюсблад (на голландском языке). Батавия: Колфф и Ко, 25 апреля 1939 г., с. 3. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- «Фильмаанкондигинг Дворца кино: 'Предмет Гагака' » [Рецензия на фильм, Дворец кино: 'Предмет Гагака']. Батавиааш Ньюсблад (на голландском языке). Батавия: Колфф и Ко, 21 декабря 1939 г. с. 12. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- «Фильмаанкондигинг Рекс: «Роэкихати» » [Рецензия на фильм, Рекс: «Роэкихати»]. Батавиааш Ньюсблад (на голландском языке). Батавия: Колфф и Ко, 23 апреля 1941 г. с. 3. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- «Фильм Сампоерна: Сити Акбари» [Фильм в Сампоерне: Сити Акбари] Бизнес-журнал Soerabaijasch (на голландском языке). Сурабая. 7 мая 1940 г. с. 6. Архивировано из оригинала 29 декабря . Получено 28 декабря.
- ван дер Хайде, Уильям (2002). Малайзийское кино, азиатское кино: переходы границ и национальные культуры . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-5356-580-3 .
- Хутари, Фанди (2017). Аниматоры индонезийском языке ( на ). Поцелуи. ISBN 978-602-61246-3-0 .
- Хутари, Фанди (5 мая 2018 г.). «Мак Вок, Pemeran Film Sepanjang Zaman» [Мак Вок, актриса на все времена]. История (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 года . Проверено 7 июня 2024 г.
- Иманджая, Экки (2006). От А до Я об индонезийских фильмах (на индонезийском языке). Бандунг: Мизан. ISBN 978-979-752-367-1 .
- Имонг, В. (июль 1941 г.). «Риваджат Рукия-Картоло» [История Рукия-Картоло]. Pertjatoeran Doenia And Film (на индонезийском языке). 1 (2). Батавия: 24–26.
- «Исмаил Джоэмала: От Doenia Dagang ke Doenia Film» [Исмаил Джоемала: От предприятия к фильму]. Pertjatoeran Doenia And Film (на индонезийском языке). 1 (9). Батавия: 7–8. Февраль 1942 года.
- «Картоло» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфиден. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 22 сентября 2012 г.
- «Коэда Сембрани» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Джакарта: Фонд Конфиден. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- Л. (1940). Heaven Ka Toedjoe [ Седьмое небо ] (на индонезийском языке). Джокьякарта: Колфф-Бунинг. OCLC 41906099 . (книга приобретена из коллекции музея Тамансисвы Девантара Кирти Грия, Джокьякарта)
- «Мисс Рукайя: образцовая артистка» [Мисс Рукайя: талантливая художница]. Модерна (на индонезийском языке). 1 (6). Джакарта: 30, 34. 1969.
- «Мисс Рукиа: новаторская индонезийская кинозвезда» [Мисс Рукиа: новаторская индонезийская киноактриса]. Семья (на индонезийском языке) (4). Джакарта: 4–7. 24 июня 1977 года.
- «Новые фильмы, Кино-Дворец» [Новый фильм, Кино-Дворец]. Новости дня для Голландской Ост-Индии (на голландском языке). Батавия. 25 апреля 1939 г. с. 6. Архивировано из оригинала 29 декабря 2013 года . Проверено 28 декабря 2013 г.
- «Pertoendjoekan Bioskop-Bioskop di Jakarta Ini Malam (28 октября 2603 г.)» [Показ в кинотеатрах сегодня вечером (28 октября 1943 г.)]. Развитие (на индонезийском языке). Джакарта. 28 октября 1943 г. с. 4. Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 4 марта 2013 г.
- «Перпент Поэсака» [Захороненное сокровище]. Дения Пертьятоеран и фильм (на индонезийском языке). 1 (4). Батавия: 40 сентября 1941 г.
- «Рокия» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Фонд Конфиден. Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- «Рокия» (на индонезийском языке). Таман Исмаил Марзуки . Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- «Рокия Бинтангтонил, звезда кино и музыки, восхваляемая всеми» [Рокья: всеобщая похвала звезде театра, кино и музыки]. Буана Берита Минггу (на индонезийском языке). Джакарта. 13 октября 1996 г. стр. 1, 6.
- «Рокья Картоло: Примадонна «Палестинской» оперы и пионер серебряного экрана» [Рокья Картоло: Примадонна «Палестинской» оперы и пионер серебряного экрана]. Новости кинонедели (на индонезийском языке). Джакарта: V, XI. 18 декабря 1982 года.
- «Рокия Менинггал Доения» [Рокия скончался]. Тьяхаджа (на индонезийском языке). Бандунг. 3 сентября 1945 г. с. 2. Архивировано из оригинала 15 июня 2014 года . Проверено 15 июня 2014 г.
- «Рокия, мисс» . Энциклопедия Джакарты (на индонезийском языке). Городское правительство Джакарты. Архивировано из оригинала 13 августа 2012 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- «Роэкихати» . Filmindonesia.or.id . Джакарта: Фонд Конфиден. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 25 июля 2012 г.
- «Сампоэрна: Сорга ка Тоеджо (In den zevenden hemel)» [Сампоэрна: Сорга ка Тоеджо (Седьмое небо)]. Soerabaijasch Handelsblad (на голландском языке). Сурабая: Kolff & Co., 30 октября 1940 г., с. 6. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 11 июня 2013 г.
- «Сити Акбари» . Filmindonesia.or.id (на индонезийском языке). Джакарта: Фонд Конфиден. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 24 июля 2012 г.
- «Новости студии» [Новости студии]. Pertjatoeran Doenia Dan Film (на индонезийском языке). 1 (9). Батавия: 19–21. Февраль 1942 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1917 рождений
- 1945 смертей
- Индонезийские актрисы 20-го века
- Индонезийские певицы XX века
- Актрисы из Голландской Ост-Индии
- Индонезийские детские актрисы
- Индонезийские коллаборационисты с Императорской Японией
- Индонезийские киноактрисы
- Актрисы индонезийского театра
- малайцы
- Актеры из Бандунга
- Суданский народ