СС Адмелла
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
![]() SS Admella в сильном море
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СС Адмелла |
Владелец | Роберт Литтл и еще 7 |
Маршрут | Аделаида – Мельбурн – Лонсестон |
Строитель |
|
Расходы | £15,000 |
Запущен | 17 сентября 1857 г. |
В эксплуатации | Март 1858 г. |
Судьба | Разбился возле мыса Бэнкс , недалеко от города Карпентер-Рокс , Южная Австралия , 6 августа 1859 года. |
Статус | историческое кораблекрушение [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Пароход |
Тоннаж | 395 брт |
Длина | 60 м (200 футов) |
Луч | 8 м (26 футов) |
Глубина | 4,2 м (14 футов) |
Установленная мощность | две паровые машины мощностью 100 л.с. (75 кВт) |
Движение | Пароходный шнек |
План паруса | Три паруса |
Скорость | 17 узлов (31 км/ч) |
Емкость | 113 |
Экипаж | 29 |
SS Admella — австралийский пассажирский пароход , потерпевший кораблекрушение у берегов колонии Южная Австралия в 1859 году. Он разбился после удара о затопленный риф возле мыса Бэнкс , у побережья недалеко от Карпентер-Рокс , к юго-западу от горы Гамбье , ранним утром. 6 августа 1859 года. Выжившие цеплялись за обломки более недели, и многим людям потребовались дни, чтобы умереть, когда они увидели землю с моря и наблюдали поскольку одна попытка спасения за другой терпела неудачу.
Это одна из самых страшных морских катастроф в истории Австралии, в результате которой погибло 89 человек, в основном из-за холода и воздействия холода. Катастрофа Адмеллы остается самой крупной гибелью людей в истории европейских поселений в Южной Австралии . Из 113 находившихся на борту 24 выжили, в том числе только одна женщина, Бриджит Ледвит. Из 89 погибших 14 были детьми. 150-я годовщина катастрофы была отмечена в августе 2009 года событиями на юго-востоке Южной Австралии и в Портленде, штат Виктория . [ 2 ]
Описание и карьера
[ редактировать ]SS Admella (названный так в честь ее маршрута в Аделаиде , Мельбурне , Лонсестоне ) был построен Лоуренсом Хиллом и компанией в Порт-Глазго , Шотландия, в 1857 году. Это был железный одновинтовой пароход длиной почти 60 метров, шириной восемь метров и водоизмещением примерно 395 тонн. В то время это был один из самых быстрых и роскошных кораблей на австралийских межколониальных торговых путях. На регулярном рейсе Аделаида – Мельбурн ее самый быстрый рейс когда-то был совершен за 42 часа.
ни разу не было причин для тревоги За 39 рейсов между Аделаидой и Мельбурном на борту «Адмеллы» , поскольку не было необходимости в спасательных шлюпках или спасательных поясах. Единственный капитан судна Хью Макьюэн был осторожным и способным капитаном-мореходом. Адмелла была построена с водонепроницаемыми переборками, приклепанными к корпусу. Они были разработаны как специальная мера безопасности, но в конечном итоге стали причиной катастрофического раскола корабля на три незащищенные части в первые 15 минут катастрофы. [ нужна ссылка ]
Последнее путешествие
[ редактировать ]Под командованием капитана Хью Макьюэна Адмелла покинула порт Аделаиду и отправилась в свой последний рейс рано утром 5 августа 1859 года во время своего обычного рейса в Мельбурн с 84 пассажирами и 29 членами экипажа. Ее груз состоял из 93 тонн меди, муки для золотых приисков Виктории, товаров общего назначения и четырех скаковых лошадей. Из-за сильной волны одна из лошадей упала. Чтобы исправить ситуацию, корабль слегка изменил курс, а лошадь поставили на ноги. [ нужна ссылка ]
В четыре часа следующего утра, когда судно приближалось к маяку мыса Нортумберленд , капитан решил, что находится далеко от земли. Однако на самом деле корабль находился недалеко от опасного рифа. 37 ° 52'47 "ю.ш., 140 ° 21'3" в.д. / 37,87972 ° ю.ш., 140,35083 ° в.д. , вероятно, из-за течения, которое отнесло судно к берегу.
Внезапно она наткнулась на риф и, опрокинувшись, упала бортом на бурное море. Была предпринята попытка спустить лодки , но две из них были разбиты, а третья ушла по течению. Волна поднесла ее дальше к рифу, толкая с такой силой, что она лежала на вершине хребта, высоко над водой правым бортом. Менее чем за 15 минут «Адмелла» раскололась на три части, и несколько пассажиров были смыты за борт. Несколько ракет были найдены и выпущены в надежде привлечь внимание смотрителей маяка на мысе Нортумберленд, в 13 морских милях (25 км) от нас, но они были влажными и не смогли правильно зажечься. [ нужна ссылка ] Место крушения находится примерно в 4 км (2,5 мили) от мыса Бэнкс . [ 3 ] [ 4 ]
Дневной свет показал пустынное побережье на расстоянии около 1100 ярдов (1 км), прерываемое бушующим прибоем, и были сформулированы планы попытки достичь берега, когда вдалеке был замечен пароход. На оставшейся мачте и такелажах были спешно установлены сигналы, и зазвонил корабельный колокол, но судно, Адмеллы однотипный корабль «Хавила» , прошло мимо, не заметив их. На второй день море стало спокойнее, и двум морякам, Джону Личу и Роберту Нэпману, удалось добраться до берега с помощью плота. Измученные, они поспешили всю ночь предупредить маяк на мысе Нортумберленд. [ нужна ссылка ]
Спасательные работы
[ редактировать ]
На маяке не было телеграфа, поэтому смотритель маяка Бен Гермейн отправился проехать 10 миль (16 км). [ 5 ] на гору Гамбье для телеграфирования властям в Аделаиде в 240 морских милях (450 км) к северо-западу и в Портленде в 54 морских милях (100 км) к востоку. Корио ушел из Аделаиды, а Божья коровка — из Портленда, но из-за плохой информации обе спасательные лодки не смогли найти отчаявшуюся Адмеллу .
Тем временем затонувший корабль пострадал от сильной волны. Капитан Макьюэн раздал остатки еды и не давал выжившим пить соленую воду, которая начала уносить жизни тех, кто ее пил. Другие, измученные испытаниями, просто соскользнули в море и погибли. По словам капитана одной спасательной шлюпки, это были:
больше похожи на статуи, чем на людей; их глаза были неподвижны, губы почернели из-за недостатка воды, а конечности побелели и опухли от беспощадного прибоя.
Позже обладатель Кубка Мельбурна 1864 года , воспоминания пассажира Хертла Фишера. [ 6 ] были даны:
- От ее удара судно разбилось на три части, и две из них упали сразу. Часть, на которой находился мистер Фишер, была зажата на скале, и те, у кого были силы, оставались там в течение восьми дней, почти не имея еды и питья. Сидя на фальшборте, они могли видеть акул вокруг себя, и у них не было стимула спрыгнуть и попытаться доплыть до берега. Один пассажир, сидевший рядом с г-ном Фишером, действительно попытался положить конец его плену, но, как выразился г-н Фишер, рассказывая об этом ужасном опыте, «он прыгнул прямо под то место, где я сидел, и акулы сразу разорвали его на куски». Когда г-н Фишер поднялся на борт «Адмеллы», он весил 9 фунтов. 7 фунтов, а когда он оторвался, ему было 5 ст. 12 фунтов. Одна из лошадей - Цирюльник - доплыла до берега, а затем участвовала в чемпионских гонках Flying Buck. Он был одет и лежал в коробке. Как он освободился, мистер Фишер не мог себе представить. [ 7 ]
предприняли несколько попыток спасения В течение следующих нескольких дней спасательные лодки Corio и Ladybird . Были выпущены ракеты, чтобы попытаться поднять тросы на борт, но гористое море и сильные зимние штормы заставили спасателей отступить, а спасательные шлюпки затонули, погибли люди. Была предпринята еще одна попытка спустить на воду одну из спасательных шлюпок Адмеллы , которую выбросило на берег, но она тоже не увенчалась успехом. К субботе, через неделю после крушения, спасательная шлюпка Адмеллы под управлением Бена Гермейна. [ 8 ] Лодка Корио . была спущена на воду с пляжа, ей удалось пробиться через прибой и добраться до места крушения В конце концов три человека добрались до одной лодки, которая затем перевернулась, утопив одного человека.
Спасательная шлюпка из Портленда, которую отбуксировала к месту происшествия «Божья коровка», ранее предприняла попытку добраться до места крушения, но была отброшена бушующим морем. Теперь ему, наконец, удалось подойти к месту крушения, и оставшиеся 19 выживших прыгнули и упали в лодку. Их перевели на корабль «Божья коровка» , который вернулся в Портленд. Спасательная шлюпка сейчас находится в Портлендском морском музее .
Последствия
[ редактировать ]
Когда новости о катастрофе достигли Аделаиды и Мельбурна, интерес к затонувшему корабле достиг апогея; телеграфы во всех колониях были переполнены, а газеты печатали лишние номера только для того, чтобы увидеть, как они распродаются сразу после выпуска. В Аделаиде известие о катастрофе собрало сотни людей на телеграфе, чтобы послушать историю по мере ее развития; предприятия закрылись, а заседания обеих палат парламента объявили перерыв. [ нужна ссылка ]
В течение нескольких недель к командам, участвовавшим в спасении, относились как к героям, особенно к капитану Грейгу и команде «Божьей коровки» . В сообществе предприятия и частные лица собирали деньги в Фонд вознаграждения и помощи после кораблекрушения Адмеллы для спасателей и выживших. После проведения расследования крушения « Адмеллы» потеря была объяснена воздействием тока, который сбил судно с курса, хотя также проводились расследования магнитных возмущений в этом районе, которые могли повлиять на компасы на железных корпусах. корабли. Комиссия установила, что этому способствовал способ установки водонепроницаемых переборок: отверстия для сотен заклепок ослабили металл. Расследование также привело к установке телеграфа на мысе Нортумберленд . [ нужна ссылка ]
В то время пароход SS Admella был назван основной причиной ввода в эксплуатацию маяка на мысе Яффо . [ 9 ]
Почти столетие спустя гораздо более крупный «Корио» потерпел крушение на том же рифе и затонул, но все находившиеся на борту были спасены.
Адмеллы Место крушения находится под защитой Закона Содружества об исторических кораблекрушениях 1976 года и находится в 37 ° 52'48 "ю.ш., 140 ° 21'00" в.д. / 37,88000 ° ю.ш., 140,35000 ° в.д. [ 10 ] До того, как место крушения было защищено законом, на месте крушения на протяжении десятилетий проводились некоторые спасательные работы, но из-за его очень открытого местоположения дайвинг затруднен во всех морях, кроме самого спокойного.
В районе между границей Виктории и устьем реки Мюррей потерпело крушение 101 судно и погибло 218 человек.
Реликвии Адмеллы
[ редактировать ]
Есть несколько мест, где можно увидеть аспекты крушения Адмеллы и последующие попытки спасения.
- Порт-Макдоннелл и окружной морской музей, расположенный на Мейлин-стрит в Порт-Макдоннелле , имеет экспозицию, которая включает, среди прочего, небольшую бронзовую пушку, корабельный колокол и набор для резьбы от Адмеллы .
- В Морском музее Портленда есть постоянная экспозиция Адмеллы , на которой представлена спасательная шлюпка Портленда, которая спасла многих Адмеллы выживших с .
- На маяке Кейп-Бэнкс , недалеко от города Карпентер-Рокс, установлен памятник Адмелле и погибшим.
- «От места крушения» — стихотворение, написанное Адамом Линдси Гордоном, в котором рассказывается о поездке Питера Блэка на гору Гамбье, чтобы поднять тревогу после крушения « Адмеллы» . Адам Линдси Гордон жил в Дингли-Делл, недалеко от Порт-Макдоннелла в Южной Австралии, с 1864 по 1867 год.
- Порт-Макдоннелле есть дом, частично построенный из бревен, оставшихся после Адмеллы . В крушения
- Медь, которую перевозила Адмелла, поступала из медных рудников в Капунде ; В коллекции музея Капунды есть слиток меди, спасенный с места крушения.
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Художник шотландского происхождения Джеймс Шоу создал две картины с изображением корабля, которые хранятся в Художественной галерее Южной Австралии (AGSA). [ 11 ] [ 12 ]
- В AGSA также хранится картина Чарльза Хилла с изображением затонувшего корабля . [ 13 ] и более поздний, сделанный им, о спасательной лодке. [ 14 ]
- В 1990 году Билл Коллетт опубликовал 14-страничный вымышленный дневник « Дневник Бриджит Ледвит: единственной женщины, выжившей после кораблекрушения Адмеллы в 1859 году» . Буклет был написан для фестиваля Адмелла в 1990 году. [ 15 ] [ 16 ]
- В 2017 году Джейн Роусон опубликовала исторический роман « Из места крушения », основанный на крушении « Адмеллы» , и представляет собой художественный рассказ о прапрадеде Роусона Джордже Хиллсе, выжившем после крушения, и его встрече с инопланетянином , меняющим форму . [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Список катастроф в Австралии по числу погибших
- Список кораблекрушений Австралии
- Хронология истории Австралии
- Гелтвуд (поблизости затонувший корабль 1876 года)
- Джеймс Хертл Фишер , двое сыновей которого были пассажирами - один погиб, а другой выжил.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Закон АВСТРАЛИЙСКОГО СОдружества об исторических кораблекрушениях 1976 года, УВЕДОМЛЕНИЕ ПОД РАЗДЕЛОМ 5 (1)» . Газета Содружества Австралии . № С148. Австралия. 13 июля 1983 г. с. 1 . Проверено 15 октября 2019 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «СС Адмелла – 150 лет» . Консультативный комитет по случаю поминовения Адмеллы . Проверено 18 апреля 2008 г.
- ^ «Крушение Адмеллы» . Грэм Джаунай . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ "АДМЕЛЛА КРУШЕНИЕ" . Портленд Гардиан . Том. XCVII. Виктория, Австралия. 26 августа 1940 г. с. 1 . Проверено 17 июня 2024 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Мемориал Бену Жермену» . Портленд Гардиан . Виктория: Национальная библиотека Австралии. 23 марта 1944 г. с. 1 издание: Вечер . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ «Крушение Адмеллы» . Аделаида наблюдатель . Том. XVII, нет. 935. Южная Австралия. 3 сентября 1859 г. с. 1 (Дополнение к Adelaide Observer) . Проверено 14 января 2023 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Смерть мистера Хёртла ФИШЕРА» . Наблюдатель . Том. LXII, нет. 3, 327. Южная Австралия. 8 июля 1905 г. с. 38 . Проверено 14 января 2023 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Крушение Адмеллы» . Регистр . Аделаида: Национальная библиотека Австралии. 23 января 1922 г. с. 2 . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ «Открытие маяка на мысе Яффо» . Трове . 7 февраля 1872 г.
- ^ «Просмотр кораблекрушения – Адмелла» . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ "Адмелла " АГСА Получено 17 июня.
- ^ «Адмелла потерпела крушение у мыса Бэнкс, 6 августа . АГСА Получено 17 июня.
- ^ «Крушение «Адмеллы» , АГСА Получено 17 июня.
- ^ «Спасение» . AGSA — Интернет-коллекция . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Коллетт, Билл (1990). Дневник Бриджит Ледвит: единственной женщины, выжившей после кораблекрушения «Адмелла» в 1859 году . Б. Коллетт.
- ^ Дневник Бриджит Ледвит: единственной женщины, выжившей после кораблекрушения Адмеллы в 1859 году / Билл Коллетт . 1990 . Проверено 7 июля 2019 г. - из Национальной библиотеки Австралии .
- ^ Хайд, Жюстин (23–29 июня 2018 г.). « Автор книги «С места крушения» Джейн Роусон» . Субботняя газета . Проверено 7 июля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бонни, Невилл (1987). Карпентер-Рокс и не только .
- Джаунай, Грэм. «Крушение SS Admella» .
- Лони, Джек (1975). Адмелла . Лоунстоун Пресс.
- Муди, Ян (1966). Крушение Адмеллы . ООО "Ригби"
- Кристофер, Питер (2009). Австралийские кораблекрушения. Иллюстрированная история . Степни, Южная Австралия: Аксиома. ISBN 978-1-8647658-8-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «150-летие Адмеллы, 2009 г.» .
- «Кораблекрушения» . Азбука заднего двора .
- «Крушение Адмеллы» . Кораблекрушения и спасение на море: Кораблекрушения, 1859–1862 гг . С.А. Память...прошлое и настоящее, для будущего. 4 мая 2007 года . Проверено 12 августа 2012 г.
- 1857 кораблей
- 1859 год в Австралии
- Прибрежные пассажирские суда Австралии
- Железные и стальные пароходы Австралии
- Морские происшествия в августе 1859 г.
- Корабли, построенные на реке Клайд
- Кораблекрушения Южной Австралии
- Торговые корабли Австралии викторианской эпохи
- Королевские комиссии Южной Австралии