Гисбертус Воэций
Гисбертус Воэций | |
---|---|
![]() «Гисбертус Воэций», Николаес Маес , 1670-е гг. | |
Рожденный | Гийс Воэт 3 марта 1589 г. |
Умер | 1 ноября 1676 г. | ( 87 лет
Национальность | Голландский |
Образование | Лейденский университет |
Занятие | Теолог · Автор · Профессор |
Известный | ветианец |
Заметная работа | Церковная политика (4 том, 1663–76), Diatriba de Theologia (1668) |
Супруг | Делиана ван Дист |
Богословская работа | |
Традиция или движение | Голландская реформация , дальнейшая реформация |
Воэций ( богослов 1 Гисбертус 1589 3 марта ноября 1676) — голландский -кальвинист — .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Хойсдене , в Голландской республике , учился в Лейдене , а в 1611 году стал протестантским пастором Влеймена , откуда в 1617 году вернулся в Хойсден. В 1619 году он сыграл влиятельную роль в Дортском синоде , на котором был самым молодым делегатом. [1] В 1634 году Воэций стал профессором богословия и востоковедения в Утрехтском университете . Три года спустя он стал пастором Утрехтской общины. Он был сторонником сильной формы кальвинизма ( гомаризма ) против арминиан . Город Утрехт увековечил его память, дав его имя улице, на которой он жил. [2]
Утрехтский спор с Декартом
[ редактировать ]В марте 1642 года, будучи ректором Утрехтского университета , Воэций убедил академический сенат университета вынести официальное осуждение картезианской философии и ее местного защитника Хенрикуса Региуса . Согласно заявлению сената, картезианская философия должна была быть подавлена, потому что:
- он был против «традиционной» (т.е. схоластической / аристотелевской ) философии;
- молодые люди, преподававшие картезианскую философию, не смогли бы понять техническую терминологию схоластики; и
- это имело последствия, противоречащие ортодоксальному богословию. [3]
Декарт ответил личной атакой на Воэция в письме Жаку Дине , которое он обнародовал во втором издании (1642 г.) своих «Размышлений» . Воэций был спровоцирован на то, чтобы заставить Мартина Шука подготовить целую книгу с нападками на Декарта и его работу « Метод Адмиранды» (1643 г.). Декарт связал ссору с ролью Воэция с другим спором с Самуилом Марезиусом , который, по крайней мере, симпатизировал некоторым картезианским идеям. Последовали юридические и дипломатические шаги (действующие лица находились в разных провинциях Нидерландов); а Марезиусу из Гронингенского университета удалось добиться от Шука некоторых признаний, которые весьма навредили Воэцию. [4]
В своем длинном письме Воэцию ( Epistola ad Voetium ) Декарт упомянул аристотелизм лишь дважды; напротив, темы теологии, веры и атеизма поднимались на обсуждение сотни раз. И Декарт, и Воэций признавали, что проблема, которую они рассматривали, была прежде всего богословской.
Воэций следовал программе поиска веры и понимания, тогда как Декарт отверг проект понимания отсутствия веры. Главной заботой Воэция было не сохранение аристотелизма, а сохранение библейской истины, которая, по его словам, была получена из ортодоксальной традиции.
Декарт настаивал на том, что предмет веры не подпадает под режим человеческого разума, потому что вера — это нечто, что невозможно полностью постичь разумом. Он утверждал, что тот, кто принял догматы веры по неправильным рассуждениям, совершит не меньший грех, чем те, кто их отверг. Декарт отчаянно защищал автономию человеческого разума и его правильное использование. В его философских начинаниях вера, казалось, препятствовала автономии и использованию разума. Он верил, что его метод сомнения откроет твердый путь к совершенному знанию.
Воэций, однако, утверждал, что человеческий разум окружен ошибками и грехами, поэтому совершенное знание для людей невозможно. Он утверждал, что люди смогут познать истину из божественного откровения, которое было единственным принципом поиска истины. Таким образом, для Воэция картезианство прежде всего сталкивалось с библейской истиной, а не с аристотелизмом. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ван Асселт, Виллем Дж. (2011). Введение в реформатскую схоластику . п. 146.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Воэций, Гисбертус ». Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 170. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Декарт, Рене (1642), «Письмо отцу Дине», Размышления о первой философии (2-е изд.) . Переведено на Джон Коттингем , Роберт Стутхофф и Дугалд Мердок , пер., Философские сочинения Декарта , т. 2, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1984, стр. 384–97 , особенно. стр. 393–94.
- ^ Вип ван Бунге и др. (редакторы), Словарь голландских философов семнадцатого и восемнадцатого веков (2003), Thoemmes Press (два тома), статья Декарт, Рене, стр. 254–60.
- ^ Ву 2013 , стр. 62–63.
Источники
[ редактировать ]- ван Ассельт, штат Вашингтон ; Деккер, Э., ред. (1995), Схоластический Voetius: Упражнение на аудирование в руках Voetius Disputationes Selectae (на голландском языке), Suetermeer: Boekencentrum .
- Андреас Дж. Бек: «Гисбертус Воэций (1589–1676): основные черты его учения о Боге». В Виллеме Дж. ван Ассельте и Эфе Деккере (ред.). Реформация и схоластика: экуменическое предприятие . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, 2001, 205–26.
- Андреас Дж. Бек: О восприятии Меланхтона Гисбертом Воэцием (1589–1676), особенно в его учении о Боге . В Гюнтер Франк, Герман Сельдерхейс (редактор): Меланхтон и кальвинизм . Сочинения Меланхтона из города Бреттен , 9. Фромманн-Хольцбуг, Штутгарт-Бад-Каннштатт, 2005, стр. 319–44.
- Андреас Дж. Бек: Гисбертус Воэций (1589–1676). Его понимание богословия и его учение о Боге . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 2007 г. ( FKDG , 92).
- Рейнхард Бреймайер: Аукционные каталоги немецких пиетистских библиотек [...] . В книжных каталогах как источниках по истории книги раннего Нового времени . Под редакцией Райнхарда Виттмана. Висбаден (1985) ( Сочинения Вольфенбюттеля по истории книг , том 10), стр. 113–208; здесь стр. 150–54 о частной библиотеке ортодоксального богослова Г. Воэция.
- AC Дукер, Гисбертус Воэций , I—III (1893–1914).
- Аза Гудриан: Смысл учения о Троице по Гисберту Воэцию . В: Харм Клютинг , Ян Ролс (ред.): Реформатские ретроспективы: лекции на второй конференции в Эмдене по истории реформатского протестантизма . Вклад Эмдера в реформированный протестантизм , 4. Foedus Verlag, Вупперталь, 2001, стр. 137–45.
- Аза Гудриан: реформатское православие и философия, 1625–1750. Гисбертус Воэций, Петрус ван Мастрихт и Антониус Дриссен . Серия Брилла по истории церкви, 26. Лейден [и др.]: Брилл, 2006.
- Кристиан Мёллер : Введение в практическое богословие , Тюбинген, 2004 г. (UTB 2529).
- Андреас Мюлинг: Между пуританством, православием и ранним пиетизмом - Гисберт Воэций и «Nadere Reformatie» . В ежемесячных выпусках истории евангелической церкви Рейнской области 52 (2003), стр. 243–54.
- Андреас Мюлинг: Арт. Воэциус, Гисберт . В: Теологическая реальная энциклопедия 35 (2003), стр. 181–84.
- Хан ван Рулер: Кризис причинности. Воэций и Декарт о Боге, природе и изменениях . Брилл, Лейден/Нью-Йорк/Кельн, 1995 г.
- Эрих Веннекер (1997). «Воэций, Гисберт». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 12. Герцберг: Бауц. столбцы. 1549–54. ISBN 3-88309-068-9 .
- Ву, Б. Хун (2013), «Понимание Гисберта Воэция и Рене Декарта об отношениях веры и разума, теологии и философии» , Вестминстерский теологический журнал , 75 (1), Вестминстерская духовная семинария: 45–63 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1589 рождений
- 1676 смертей
- Голландские кальвинистские и реформатские богословы
- Голландские члены Голландской реформатской церкви
- Ректоры университетов Нидерландов
- Участники Дортского синода
- Люди из Хойсдена
- Духовенство из Утрехта (город)
- Академический состав Утрехтского университета
- Супралапсарии
- Голландские министры-кальвинисты и реформаторы 17-го века