Николаес Маес
Николаес Маес | |
---|---|
Рожденный | Январь 1634 г. |
Умер | Декабрь 1693 г. (58-59 лет) Амстердам , Голландская Республика |
Национальность | Голландский |
Образование | Рембрандт |
Известный | жанровые сцены, портреты, религиозные композиции |
Супруг | Адриана Брауэрс |
Николаес Маес [1] (январь 1634 — декабрь 1693 (похоронен 24 декабря 1693)) — голландский художник, известный своими жанровыми сценами , портретами , религиозными композициями и иногда натюрмортами . Ученик Рембрандта в Амстердаме, он на 20 лет вернулся к работе в родной город Дордрехт . В конце своей карьеры он вернулся в Амстердам, где стал ведущим художником-портретистом своего времени. [2] Маес внес свой вклад в развитие жанровой живописи в Нидерландах и был самым выдающимся художником-портретистом, работавшим в Амстердаме в последние три десятилетия 17 века. [3]
Жизнь
[ редактировать ]Николаес Маес родился в Дордрехте и был вторым сыном Геррита Маеса, преуспевающего торговца тканями и мыловара, и Иды Герман Класдр.
Первоначально он обучался у посредственного художника в своем родном городе. Около 1648 года он отправился в Амстердам, где поступил в . студию Рембрандта Он оставался в мастерской Рембрандта около пяти лет. Он вернулся в Дордрехт к декабрю 1653 года. Здесь записано, как он заключал брак, когда 28 декабря 1653 года объявил о запрете своего брака с Адрианой Брауэрс, вдовой проповедника Арнольдуса де Гелдера. [4]
Подписанная и датированная картина 1653 года показывает, что к этому году художник зарекомендовал себя как независимый художник.
В середине или конце 1650-х годов Маес отправился в Антверпен , где изучал творчество фламандских художников, таких как Питер Пауль Рубенс , Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс . [5] Говорят, что во время своего пребывания в Антверпене Маес посетил студию Йорданса и подробно беседовал с художником о живописи. [4] С 1660-х годов он посвятил себя почти исключительно портретной живописи. [2] Он продолжал жить и работать в Дордрехте до 1673 года. Он добился явных успехов, о чем свидетельствует тот факт, что он заплатил муниципальные налоги на капитал в размере 3000 и 4000 гульденов . О его высоком социальном статусе свидетельствует его членство в местной гражданской гвардии , в которой он дослужился до звания лейтенанта. [4]
Маес переехал в Амстердам в 1673 году, где прожил до своей смерти. Этот шаг, вероятно, был связан с появлением рынка специалистов-портретистов после смерти ведущих амстердамских художников-портретистов Абрахама ван ден Темпеля и Бартоломеуса ван дер Хельста . [3] Спад на арт-рынке в Дордрехте и других голландских городах в результате Рампьяара ( года катастрофы) 1672 года, который ознаменовался крупномасштабным вторжением в Голландскую Республику французских и других армий, вероятно, также сыграл свою роль. Мэйс, должно быть, рассчитывал на то, что его модные портретные картины привлекут покровительство более многочисленного населения Амстердама, состоящего из зажиточных бюргеров. [4] Его расчет оказался верным, поскольку Маес был настолько востребован как портретист в Амстердаме, что натурщики считали за честь получить возможность позволить художнику нарисовать их портрет. Об успехах его как светского портретиста свидетельствует большое количество портретов 1670-1680-х годов. [3] Среди его учеников в Дордрехте были его пасынок Юстус де Гельдер , Маргарета ван Годевейк , Якоб Моэлерт и Йоханнес Воллевенс . [5]
Несмотря на свое длительное проживание в Амстердаме, начиная с 1673 года, Маес так и не стал гражданином Амстердама. Он ждал до 1688 года, чтобы зарегистрироваться в Амстердамской гильдии Святого Луки , только после того, как муниципалитет потребовал список членов гильдии. Мэйс зарегистрировался в Гильдии не как « бюргер » (гражданин Амстердама), а как резидент. За свою жизнь он добился финансового успеха, так как на момент его смерти его имущество включало 11 000 гульденов наличными, два дома в Дордрехте и три дома в Амстердаме. [4]
Мэйс страдал подагрой В последние годы своей жизни . Его жена Адриана Брауэрс была похоронена в Ауде Керк в Амстердаме 14 марта 1690 года. 24 декабря 1693 года он был похоронен рядом со своей женой.
Работает
[ редактировать ]Библейские и мифологические сцены
[ редактировать ]В первые годы своей независимости в начале 1650-х годов Мэйс написал несколько библейских и мифологических сцен. К ним относятся « Пусть маленькие дети придут ко Мне» (1652/3, Лондон, Национальная галерея), «Вертумн и Помона» (возможно, 1653, Национальная галерея Ирландии, Дублин) и «Женщина из Самарии у колодца» ( ок. 1653, коллекция Рассела). , Амстердам). Библейские композиции Маеса явно обязаны моделям своего учителя Рембрандта, но в то же время показывают, что он был способен интерпретировать Библию и иконографические оригинально прецеденты. Например, в «Отпуске Агари и Измаила» (1653, Метрополитен-музей , Нью-Йорк) Мэйс изображает Авраама, изгоняющего служанку Агарь вместе с их сыном Измаилом . [6] Показывая уныние Агари и изолированную позу Измаила, эта работа является одной из самых трогательных интерпретаций этой темы, популярной среди учеников Рембрандта. [7] Большинство религиозных композиций Мэйса имеют размеры кабинета, за исключением « Христос, благословляющий детей» (Национальная галерея, Лондон), на котором изображены фигуры в натуральную величину. [3]
Жанровая живопись
[ редактировать ]В этот ранний период Маес показал себя одним из самых изобретательных жанровых художников Голландской Республики . Он вводил новые темы и изобретал невиданные по выразительности позы, жесты и мимику. [3] Мэйс рисовал различные жанровые сцены, происходящие на пороге дома (например, «Мальчик, получающий милостыню от пожилого мужчины» , 1656, Монреальский музей изящных искусств ), а также другие, восхваляющие достоинства хорошего воспитания. Эти работы оказали влияние на других голландских художников, таких как Ян Стин . [8] Маес применил стилистические характеристики Рембрандта, такие как манера письма и светотени, к домашним сценам, которые были любимыми сюжетами голландских художников-жанрисов его времени.
Его картины домашних интерьеров, изображающие женщин, занятых домашними делами, наделены торжественным достоинством благодаря игре света и тени и ограниченной цветовой палитре, заимствованной у Рембрандта. Между 1654 и 1658 годами он создал большое количество изображений прядильщиков, кружевниц и матерей с детьми, выражающих современный моралистический взгляд на ценность семейной жизни и тихого трудолюбия. [3] Примером может служить «Добродетельная женщина» ( ок. 1655, Коллекция Уоллеса ), на которой изображена домохозяйка, шьющая рубашку в очень опрятном интерьере. Открытая Библия рядом с ней подразумевает, что она также чиста и набожна духом. Маленький мальчик у окна может указывать на то, что композиция представляет собой изображение Притчей 31 , 10-19 о тяжелом труде и протягивании руки бедным и нуждающимся. Таким образом, Мэйс превратил простую домашнюю сцену в образ проявления достоинства и моральной честности в истинно библейском смысле. [9]
Мэйс создал несколько работ, изображающих повседневные события, происходящие на пороге частного дома, например, доярки, звонящие в дверь или получающие оплату, или мальчики, просящие милостыню. Мэйсу удалось придать этим обыденным делам торжественное достоинство. Другая тема, которую Маес рассматривал в середине 1650-х годов, - это пожилые женские фигуры, изображенные в половину или три четверти длины, например, пожилая женщина, произносящая благодать перед простой едой, молящаяся среди символов vanitas или дремлющая над Библией. [3]
Главный вклад Мэйса в изображение внутреннего пространства заключался в том, что он рассматривал домашние интерьеры не как неглубокие трехстенные коробки, а как наборы комнат. Эти новшества в структурировании внутреннего пространства, вероятно, были вдохновлены новым сюжетным элементом, который он привнес в жанровую живопись. [3] Эти изобретения оказали важное влияние на художников-жанристов Делфта, в том числе на Йоханнеса Вермеера и Питера де Хоха, в частности, на композиционное расположение людей во внутренних помещениях. Жанровые сцены Мэйса на открытом воздухе, возможно, также повлияли на виды внутреннего двора де Хоха. [8]
Портретная живопись
[ редактировать ]В своих ранних портретах Мэйс помещает своих натурщиков, обычно одетых и представленных в строгой манере, на темном фоне. Зрелый стиль Маеса сформировался в 1660-х годах и демонстрирует влияние фламандского стиля портретной живописи, созданного Ван Дейком, который был завезен в Голландскую республику в предыдущее десятилетие. С этого времени Мэйс использовал декорации и аксессуары, которые часто можно увидеть во фламандской портретной живописи. В 1670-х годах стиль Маэса получил дальнейшее развитие, отражая более светлый дух времени: он помещает своих натурщиков в элегантные сады, написанные светлыми тонами и свободным мазком. Эти более поздние портреты подчеркивают жесты и позы, а также одежду и прически моделей. Стилистическая эволюция его портретов показывает влияние развития фламандской и французской портретной живописи. [2]
В зрелый период Мэйс написал сотни портретов. В основном они выполнялись в двух стандартизированных форматах: в первом использовался небольшой прямоугольный холст для изображения фигуры в полный рост внутри нарисованного овала, а во втором в более крупном формате изображалась фигура в три четверти длины, которая должна была быть прислониться к какой-либо опоре, например колонне, фонтану или камню. Обстановкой часто служила терраса или сад на фоне закатного неба. Он также создал множество групповых портретов семей или просто детей, изображенных в полный рост на фоне пейзажа. [3] В течение 1670-х и начала 1680-х годов он написал несколько портретов детей в облике мифологических фигур, таких как Ганимед , Аполлон и Диана , либо как отдельные фигуры, либо в семейной группе. [10] Далее он нарисовал групповой портрет гильдии « Шесть губернаторов Амстердамской гильдии хирургов» (1680–81, Рейксмузеум Амстердам). [3]
Избранные работы
[ редактировать ]- Портрет Лоуренса Хайда, графа Рочестера - Холст, масло, 113 х 89,4 см, Частная коллекция
- Христос перед Пилатом (1649-1650) — Холст, масло, 216 х 174 см, Музей изящных искусств , Будапешт
- Портрет четырех детей (1657 г.) - холст, масло, 150 х 112 см, Groeningemuseum , Брюгге
- Христос, благословляющий детей (1652-1653) — Холст, масло, 206 х 154 см, Национальная галерея , Лондон
- Адмирал Корнелис Эвертсен Младший (1662) - Холст, масло
- Портрет Юстуса Крикса (1666 г.) - Холст, масло, 109 х 92 см, Музей изящных искусств , Будапешт.
- Подслушиватель с ругающейся женщиной (1655) - Дерево, масло, 46,3 х 72,2 см, Частное собрание
- Праздный слуга (1655) – Дерево, масло, 70 х 53 см, Национальная галерея , Лондон
- Кружевница (1649-1650) – Холст, масло, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Кружевница (1655) - холст, масло Национальная галерея Канады , Оттава, Онтарио
- Дремлющая старуха (1656) - Холст, масло, 135 х 105 см, Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель
- Портрет женщины (1667 г.) - Холст, масло, 90 х 72 см, Музей Арраса , Аррас
- Портрет женщины — холст, масло, 89,6 х 71,2 см, Музей изящных искусств , Гент
- Прядящая женщина (1655 г.) - Масло, панель, Рейксмузеум , Амстердам.
- Апостол Фома (1656 г.) - Холст, масло, Museumslandschaft Hesse Kassel
- Женщина, ощипывающая утку ( ок. 1656 г.) - Холст, масло, Художественный музей Филадельфии , Филадельфия
- Старуха в молитве ( ок. 1656) — Холст, масло, 134 х 113 см, Рейксмузеум , Амстердам
- Ведение счетов (1656) - Холст, масло, 66 x 54 см, Художественный музей Сент-Луиса , Сент-Луис
- Подслушиватель (1657) - Холст, масло, 92 x 122 c, Дордрехтский музей
- Портрет Якоба Трипа ( ок. 1660) — Холст, масло, 88 х 68 см, Музей изящных искусств , Будапешт
- Портрет Маргареты де Гир, жены Якоба Трипа ( ок. 1660) — Холст, масло, 88 х 68 см, Музей изящных искусств , Будапешт
- Портрет Симона ван Альфена ( ок. 1680) — Холст, масло, 71 х 57 см, Рейксмузеум , Амстердам
- Портрет Вильгельма Третьего Оранского (после 1677 г.) - Холст, масло, Художественный музей Блэнтона, Остин, Техас
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Также пишется Николас Маас, Николас Маес, Николас Маес, Николас Маас, Николас Маас, Николас Маас, Николас Маес, Николас Маес, Николас Маес
- ^ Jump up to: а б с Николаес Маес, Портрет мужчины в Национальном музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Николаес Маес в Sphinx Fine Art
- ^ Jump up to: а б с д и Баккер, Пит. Николаес Маес . В каталоге Лейденской коллекции. Под редакцией Артура К. Уилока младшего, Нью-Йорк
- ^ Jump up to: а б Николаес Маес из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Николаес Маес, Увольнение Агари и Измаила в Метрополитен-музее
- ^ Николаес Маес, Испанский цыган на аукционе Christie's
- ^ Jump up to: а б Вальтер А. Лидтке, Михель Пломп, Аксель Рюгер, Вермеер и Делфтская школа , каталог выставки из Метрополитен-музея, стр. 345
- ^ Николаес Маес, Добродетельная женщина из коллекции Уоллеса
- ^ Николаес Маес, Пасторальный семейный портрет четырех детей, олицетворяющих мифологические фигуры, в том числе Ганимеда, и Диану с оленем, все в пейзаже на Sotheby's.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ван Сухтелен, Ариана; Корнелис, Барт; Шапельхуман, Марин; Кэхилл, Нина (2019). Николаес Маес: голландский мастер Золотого века . Дэн Хааг; Лондон: Маурицхейс; Компания Национальной галереи. ISBN 9781857096545 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Николаесом Маесом, на Викискладе?