Кокосовое богословие
Кокосовая теология была попыткой тонганского методистского министра Сионе Аманаки Хавеа создать контекстуальную теологию , которая отражала бы конкретный опыт и контекст культуры тихоокеанских островов или океана . Хавеа использовал кокос , чтобы указать на определенные богословские темы, такие как жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, а также действие Бога в мире. Хотя это не получило широкого признания среди океанических церквей, [1] это знаменует собой первую значительную попытку создания тихоокеанской теологии.
Фон
[ редактировать ]Призыв к созданию жизнеспособной тихоокеанской теологии восходит к основанию Тихоокеанской конференции церквей в 1976 году. [2] На Третьей ассамблее PCC сэр Джон Гиз призвал христиан начать искать Тихоокеанского Христа, а не «Христа с белым лицом, тонкими губами и голубыми глазами». [3] Он чувствовал, что церковь не может относиться к Христу, который не был живой реальностью в их контексте. [3]
Термин « кокосовая теология» был впервые введен в употребление Сионе Аманаки Хавеа в 1985 году в докладе, который он прочитал на богословской консультации в Суве , Фиджи . [4] Хавеа утверждал, что, когда миссионеры принесли христианство в Тихий океан в 19 веке, им не удалось удалить его из западной культуры и представлений. Оно было привнесено в «западный богословский котел» и должно было взращиваться на «местной почве». [5] Это стало известно как «модель транспортировки горшечных растений» контекстуализации. Он предположил, что Иисус выбрал символы из своей еврейско-палестинской культуры не из-за их внутренней ценности, а потому, что они были повсюду. Однако многие из этих символов, такие как овцы, хлеб, плуги и оливки, никогда не существовали на островах Тихого океана до контакта с Западом. Поэтому Хавеа предполагает, что если бы Иисус родился в Тихоокеанском регионе, он бы использовал символы, которые более указывали на жизнь там, такие как кокосы , таро и кава . Он утверждал, что Иисус сказал бы: «Я кокос жизни», а не «Я хлеб жизни». [6]
Ключевые принципы
[ редактировать ]Теология кокосов основана на предположении, что кокосы необходимы для всей жизни на островах Тихого океана. [7] Из этого символа вытекают три богословские категории.
христология
[ редактировать ]Кокос олицетворяет воплощение , смерть и воскресение Иисуса Христа. Кокос падает с самой высокой точки дерева, символизируя происхождение Иисуса от Бога-Отца. Затем кокос катится к самой нижней точке земли, символизируя смирение Христа, и, если его оставить, начнется процесс умирания. Побег пробьет скорлупу и шелуху, образуя новую кокосовую пальму. Это похоже на то, как Иисуса оставили умирать, но из его смерти возникла новая жизнь. [8]
Кайрос
[ редактировать ]Кокос не может созревать быстрее или медленнее. Это идет в свое время. [9] Это предполагает, что все события будут происходить своим ходом и не могут быть ускорены вмешательством человека, точно так же, как мы подчиняемся Божьему установлению времени. Это подтверждается Библией, такой как Экклезиаст 3 :1–8 и Марка 1:15, где говорится, что всему свое время.
Причастие
[ редактировать ]Кокос использовался как элемент Вечери Господней . [6] Когда он сломан, он дает и еду, и питье. [6] Это согласуется с мнением Хавеа о том, что если бы Иисус родился в Тихом океане, он бы употреблял местные эквиваленты хлеба и вина. [10] Кокос также можно использовать в литургии, чтобы инсценировать жизнь и смерть Иисуса. [6]
Критика
[ редактировать ]Одна из критических замечаний, высказанных в адрес кокосовой теологии Хавеи, заключалась в том, что она слишком много внимания уделяет океанической культуре и традициям, одновременно отклоняясь слишком далеко от Библии . Богословие Хавеа основано на убеждении, что идея Христа существовала в Тихом океане, а миссионеры просто обеспечили полное понимание его личности. Маафу Палу утверждает, что вместо этого не следует уводить Иисуса слишком далеко от того, как он показан в Священных Писаниях. [11]
Другое обвинение со стороны Палу заключается в том, что эта концепция Тихоокеанского Христа недостаточно фокусируется на кресте . Хотя в кокосе присутствует символ смерти, здесь нет такого же понятия страдания и спасения, как в Библии. Представленный «Тихоокеанский Христос» фокусируется в первую очередь на роли Христа как хорошего нравственного учителя. [12]
Рэндалл Прайор также высказал предположение, что символ кокоса недостаточно силен, чтобы быть полным воплощением тихоокеанской теологии. [13] Он, кажется, скептически относится к тому, что она может выдержать глобальную критику других теологий, таких как теология освобождения , которая родилась из конкретного опыта и борьбы. [13] Кокос сам по себе не может в полной мере отражать более широкий политический и экономический контекст Океании.
Использование кокоса вместо хлеба и вина для Евхаристии имеет и более серьезные богословские последствия, особенно для тех, кто придерживается более высокого понимания таинств.
Наследие
[ редактировать ]Хотя теология кокосов так и не стала полностью общепринятой контекстуальной теологией, она побудила других богословов Океании разработать подходящую тихоокеанскую теологию. Бывший директор Тихоокеанского теологического колледжа Илайтия Сувати Тувере считал, что вануа , фиджийское слово, означающее «земля», важно для спасения как знак искупительной силы Бога. Он использовал традиционные верования, чтобы подчеркнуть, что люди должны поддерживать связь с землей, чтобы обновляться. [14]
Епископ Лесли Босето из Объединенной церкви Папуа-Новой Гвинеи и Соломоновых Островов поддержал дело тихоокеанской теологии, заявив, что Евангелие может быть универсальным, но его необходимо перевести в местный контекст. Ключевой характеристикой тихоокеанской культуры он считал сильное чувство общности и взаимозависимости. [15]
Кейти Энн Канонгатаа фокусируется на опыте женщины и утверждает, что Евангелие — это призыв к освобождению от репрессивных социальных структур. Процесс родов и сопровождающую их надежду на новую жизнь она сравнивает с милостью Божией. [16]
Сефороса Кэрролл также отмечает, что одной из проблем, с которыми сталкиваются жители островов Тихого океана, является рост миграции народов, что, в свою очередь, приводит к ощущению перемещения. В результате любая тихоокеанская теология должна учитывать потерю принадлежности и дома. [17]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Брювард 2012 , с. 227.
- ^ Форман 2005 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Кэрролл 2004 , с. 75.
- ^ Кэрролл 2004 , с. 76.
- ^ Палу 2012 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д До 1993 года , с. 35.
- ^ До 1993 г. , с. 31.
- ^ До 1993 г. , стр. 32–34.
- ^ До 1993 г. , с. 34.
- ^ До 1993 г. , с. 36.
- ^ Палу 2012 , с. 77-79.
- ^ Палу 2002 , с. 72-73.
- ^ Jump up to: а б До 1993 года , с. 38.
- ^ Форман 2005 ; Тувере 2002г .
- ^ Форман 2005 , с. 116.
- ^ Кэрролл 2004 , стр. 78–81.
- ^ Кэрролл 2004 , с. 81.
Библиография
[ редактировать ]- Брюард, Ян (2012). «Христианство в Полинезии: преобразование островов». В Фархадиане, Чарльз Ф. (ред.). Знакомство с мировым христианством . Молден, Массачусетс: Уайли Блэквелл. стр. 218–229. ISBN 978-1-4051-8248-5 .
- Кэрролл, Сефороса (2004). «Ткачество новых пространств: христологические перспективы Океании (Тихий океан) и океанической диаспоры». Исследования мирового христианства . 10 : 72–92. дои : 10.3366/swc.2004.10.1.72 . ISSN 1750-0230 .
- Форман, Чарльз В. (2005). «Обретение собственного голоса: новое толкование христианства теологами Океании» (PDF) . Международный бюллетень миссионерских исследований . 29 (3): 115–122. дои : 10.1177/239693930502900301 . ISSN 0272-6122 . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- Палу, Маафу (2002). В поисках тихоокеанской теологии: пересмотр ее методологии . Конвенция по контекстуальной теологии. Тонга . Проверено 22 ноября 2017 г. - через Academia.edu.
- ——— (2012). «Доктор Сион Аманаки Хавеа из Тонги: архитектор тихоокеанской теологии» (PDF ) Меланезийский богословский журнал . 28 (2): 67–81. ISSN 0256-856X . Получено 22 ноября.
- Прайор, Рэндалл (1993). «Я — кокос жизни: оценка теологии кокоса» (PDF) . Тихоокеанский богословский журнал . 2 (10). Сува, Фиджи: Южно-Тихоокеанская ассоциация теологических школ: 31–40. ISBN 978-982-200-066-5 . Проверено 22 ноября 2017 г. . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Тувере, Илайтия С. (2002). Вануа: на пути к фиджийской теологии места . Институт тихоокеанских исследований и колледж Святого Иоанна Богослова. ISBN 978-982-02-0338-9 .