Мошошое I
Мошошое I | |
---|---|
Верховный вождь басуто | |
Царствование | 1822 – 18 января 1870 г. |
Предшественник | первый монарх |
Преемник | Letsie I |
Рожденный | в. 1786 г. Мэнхоаненг , Южная Африка |
Умер | 11 марта 1870 г. (83–84 года) |
Похороны | |
Супруга | Шаг |
Дом | Они вторглись в него |
Отец | Мохачане |
Мать | Овца |
Мошошу I ( / m ʊ ˈ ʃ w ɛ ʃ w ɛ / ) ( ок. 1786 — 11 марта 1870) — первый король Лесото . Он был первым сыном Мохачане , второстепенного вождя рода Бамокотели , ветви клана Коэна (крокодилов). В юности он помог своему отцу получить власть над некоторыми другими более мелкими кланами. В 34 года Мошошо сформировал собственный клан и стал вождём. Он и его последователи поселились на горе Бута-Буте . Он стал первым и дольше всех правившим королем Лесото в 1822 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мошошу родился под именем Лепоко в деревне Менхоаненг на севере современного Лесото . [1] Точный год его рождения остается неизвестным, оценки варьируются от 1780 по 1794 год; 1786 год является наиболее общепринятой датой. Дословный перевод его имени - Диспут, возник из-за обвинений в колдовстве, предъявленных мужчине в Мэнхоаненге примерно во время его рождения. Он был первым сыном Мохачане, второстепенного вождя подклана Бамокотели народа басуто , и его первой жены Холу. Холу была дочерью вождя клана Бафокенг Нцукуняне и происходила из района Бута-Буте дальше на север. Бамокотели насчитывали не более 4000 человек, они были ответвлением племени коэна, которому регулярно платили дань. Семья Лепоко жила в небольшом краале возле ручья Тлоци, притока реки Каледон . О его детстве мало что известно; однако он оставался в хороших отношениях со своими родителями до их смерти. Примерно в шесть лет он начал пасти семейных овец и коз. У Лепоко была старшая сестра по имени МаЦуэньяне, а также младшие братья по имени Махабане и Пошоли, а также младшая сестра по имени МаНтоэтсе. Мохачане женился еще на четырех женщинах и стал отцом еще нескольких детей. Люди сото были заинтересованы скотоводы ; крупный рогатый скот играл центральную роль в их жизни, и богатство человека измерялось количеством скота, которым он владел. [2] [3]
В 1804 году Мохачане созвал церемонию посвящения Лепоко и его сверстников. Школа инициации длилась шесть месяцев, в течение которых Лепоко подвергся обрезанию, изучил обычаи своего народа, военную тактику и древние песни. Он также сочинил хвалебные стихи о себе и получил новое имя; Летлама, что означает «Связующий». Будучи сыном вождя, Летлама стал лидером других мальчиков, прошедших с ним инициацию, образуя прочную личную связь с каждым из них. Вскоре после окончания учебы Летлама возглавил свой отряд в успешном набеге скота на деревню вождя Рамонахенга. В ознаменование рейда он сочинил еще одно хвалебное стихотворение, в котором сравнил себя с «бритвой, сбрившей бороду Рамонахенга». После этого он стал известен как Мошошу, что означает «бритва», от звукоподражательного слова сесото, обозначающего звук, издаваемый бритвой. [4]
В молодости Мошошу продолжал возглавлять свою банду в набегах на скот, став известным своим умением захватывать скот. [5] Он был амбициозен, но также известен своим вспыльчивым характером: однажды он убил своего последователя за то, что он доил одну из его коров без его одобрения. [6]
Мошошу и его последователи, в основном Бакоэна Бамокотели, некоторые Бафокенг по материнской линии и другие родственники, а также некоторые кланы, включая Амазизи, основали свою деревню в Бута-Буте, где его поселение и правление совпали с ростом могущества колодца. -известный зулусский король, Шака и то, что сейчас известно как «Смутное время» (ранее известное как « Дифакан »). В начале 19-го века Шака совершал набеги на множество небольших вождеств вдоль восточного побережья Южной Африки (современный Ква -Зулу-Натал ), включая часть их в свое постоянно растущее зулусское вождество. Различные мелкие кланы были вынуждены бежать от вождя зулусов. Последовала эра великих бедствий и войн, известная как смутное время/ Дифаканэ . Он ознаменовался агрессией против народа сото со стороны вторгшихся кланов Нгуни . Нападения также вынудили Мошошу переместить свое поселение на плато Килоан . Позже название было изменено на Таба Босиу, или «ночная гора», поскольку считалось, что она растет ночью и сжимается днем. Он оказался непроходимым оплотом против врагов.
Ко второй половине XIX века Мошошу основал нацию басуто в Басутоленде . Он был широко известен как Морена э Мохоло/морена ва Басото (Великий король/король басуто).
Царствование
[ редактировать ]В 1820-х годах басуто столкнулись с рядом набегов скота из Коранны . Именно в это время они впервые столкнулись с лошадьми и ружьями в боевой обстановке. После ряда первоначальных неудач басуто удалось либо захватить, либо приобрести собственных лошадей и ружья, и они начали накапливать запасы пороха. К 1843 году у Мошошу было больше лошадей и ружей, чем у любого другого вождя Южной Африки. Тем не менее, большая часть оружия, находившегося во владении басуто, представляло собой устаревшие кремневые ружья , которые наводнили рынок Южной Африки после появления мушкетов с ударным замком . [7] В 1833 году миссионеры Парижского евангелического миссионерского общества во главе с французскими миссионерами Эженом Казалисом и Томасом Арбуссе начали устанавливать свои аванпосты на землях басуто по приглашению Мошошу. Они продвигали сочетание христианства, западной цивилизации и торговли. Они считали злом обычаи басуто, связанные с обязательным трудом и зависимостью населения от своих вождей. Они стремились подорвать их, продвигая частную собственность, коммерциализацию производства и более тесные экономические связи с европейскими поселенцами. [8]
В 1843 году Мошошу подписал договор с губернатором британской Капской колонии сэром Джорджем Нэпьером , согласно которому британцы признали басуто своими союзниками. Басото было поручено противостоять вторжениям буров на мыс во время Великого похода , получая ежегодный грант в размере 75 фунтов стерлингов деньгами или боеприпасами. Договор Нейпира значительно повысил статус Мошошу как лидера. Хотя он лишил его некоторых земель, на которые он претендовал, он также признал его власть над различными этническими группами, проживающими в регионе. В 1848 году губернатор Кейптауна сэр Гарри Смит оказал давление на Мошошу, чтобы тот подписал соглашение, согласно которому он признавал высшую власть Великобритании над землями к северу от Оранжевой реки ; сохраняя при этом свои традиционные права. Соглашение также предусматривало создание союза между британцами и басуто. Ряд подобных двусмысленно сформулированных договоров с местными африканскими племенами фактически установил суверенитет Оранжевой реки . [9] [10]
На северо-востоке басуто и их союзники- таунги регулярно совершали набеги скота в формате «око за око» против своих старых врагов — батлокоа Кгоси Секоньелы и Коранны Герта Таайбоша. Британский резидент в районе суверенитета Оранжевой реки майор Генри Дуглас Уорден считал, что басуто больше виноваты в продолжающихся межплеменных войнах в регионе. Уорден начал разграничивать границы между различными племенами на северо-восточной границе, игнорируя при этом давние претензии Мошошу на несколько территорий. Мошошу считал, что британцы не смогли защитить его от посягательств Батлакоа и буров, в то время как многие из его подданных обвиняли его в трусости перед лицом британского угнетения. [11] 25 июня 1851 года смотритель потребовал, чтобы басуто вернули скот и лошадей жертвам прошлых набегов скота. Уорден собрал в Платберге смешанные силы из британских, бурских и африканских войск численностью около 2500 человек. 28 июня Уорден двинул свои силы против Таунгов, пытаясь захватить украденный скот. 30 июня силы Уордена потерпели поражение от армии басуто-таунгов в битве при Виервоете . [12]
В октябре Мошошу написал Смиту и Уордену, объяснив, что действовал в целях самообороны и намеревался поддерживать теплые отношения с британцами. В феврале 1852 года британцы согласились перекроить границы на юго-западе и прекратить колониальное вмешательство в межплеменные конфликты в обмен на возвращение скота, украденного басуто с сентября 1850 года. Переговоры провалились, и на смену Смиту пришел майор Генерал сэр Джордж Кэткарт ждал, пока военные действия с коса утихнут, прежде чем начать карательную экспедицию против басуто. [13]
20 декабря 1852 года британский экспедиционный корпус столкнулся с басуто в битве при Верии . Сочетание плохого британского планирования и решительного сопротивления басуто привело к временному отступлению британцев из этого района. Опасаясь, что второе британское нападение приведет к его военному поражению, Мошошу потребовал мира, добившись выгодных условий и восстановив дружеские отношения с британцами. [14] [15] В 1853 году Мошошу устал от набегов Секоньелы и решил решительно расправиться с батлокоа. В ноябре 1853 года армия басуто разгромила батлакоа и их союзников из Коранны в битве при Хоро-э-Бетлоа, впоследствии захватив их цитадель Джвалабохоло. Основная часть батлакоа либо рассеялась, либо присоединилась к басуто. [16] Британцы покинули регион в 1854 году, что привело к образованию Буро- Оранжевого Свободного государства . [10]
В 1858 году вспыхнули военные действия между басуто и Оранжевым Свободным государством. Первоначально добившись победы в первой войне, неполноценность басуто как в меткости, так и в технике привела к поражению в войнах , которые длились до 1868 года. двух последующих [17] В 1866 году обе стороны подписали Таба-Бозиуский договор , согласно которому Мошошу уступил большую часть пахотных земель своего королевства бурам. Вскоре после этого военные действия возобновились, и буры начали применять политику выжженной земли , что привело к голоду среди басуто. Опасаясь, что уничтожение народа басуто неизбежно, Мошошу, его сыновья и местные миссионеры начали обращаться к британскому верховному комиссару по Южной Африке сэру Филиппу Вудхаусу и колонии Наталь за защитой. Хотя поначалу британцы не хотели вмешиваться, они были обеспокоены нарушениями в торговле, вызванными войной, и возможностью бурской экспансии на побережье Пондоланда . В декабре 1867 года Управление по делам колоний одобрило аннексию Басотоланда Наталом. Не доверяя администрации Натала и полагая, что Капская колония еще не готова поглотить новую территорию, Вудхауз проигнорировал эти инструкции. Он заблокировал поставки боеприпасов в Свободное государство и 12 марта 1868 года провозгласил землю басуто королевским доминионом. [18] Мошошу умер 11 марта 1870 года, и ему наследовал его старший сын Летси I. [19]
Семья и родословная
[ редактировать ]В 1810 году Мошошу женился на Мабеле, дочери вождя Бафокенга Сифифе, которую выбрал для него его отец. Она стала его старшей женой, взяв имя МаМохато , от которой у него было четыре сына, Летси , Молапо, Масофа и Маджара, а также дочь по имени Мате. Приезжие миссионеры описывали их отношения как глубоко нежные. «МаМохато умерла в 1834 году либо из-за осложнений во время родов, либо из-за ожесточенной семейной ссоры, возникшей из-за измены, которую она совершила с одним из главных советников Мошошу. [20] [21]
Мошошу практиковал многоженство . В 1833 году у него было 30 жен, а в 1865 году их число возросло до 140. Установлены имена 17 из них. Полигамия позволяла Мошошу как заключать союзы с другими вождями, так и увеличивать свое богатство, поскольку его подданные должны были обрабатывать поле своих жен по обычаю сото. Несмотря на наличие других жен, он считал себя вдовцом после смерти МаМохато. Только дети от первого брака составляли королевскую линию происхождения. Помимо МаМохато, только Манеко, жена второго ранга, имела значительное влияние в доме. Подобно главной жене, жены второго ранга были властными женщинами, имевшими отдельные дома, стада скота, поля и прислугу. Ожидалось, что их сыновья займут важные посты в королевстве. Третьи по рангу жены Мошошу были приписаны к домам более старших жен, где они выполняли функции прислуги. В отличие от более старших жен они не сожительствовали с мужем и их положение граничило с рабством. [21] Иностранным посетителям и подданным Мошошу разрешалось вступать в сексуальные отношения с его женами третьего ранга, однако дети, рожденные в результате таких контактов, считались его. [22]
Наследие
[ редактировать ]День Мошошу — ежегодный национальный праздник в Лесото, который отмечается 11 марта, в день смерти Мошошу. Торжества включают возложение венков к могиле Мошошу в Таба Босиу делегацией во главе с монархом Лесото, праздничный парад и другие развлекательные мероприятия. [23]
Международный аэропорт Мошошу I , единственный международный аэропорт Лесото, назван в его честь. [24]
Южноафриканская ткань швешве названа в честь короля Мошошу I, который однажды получил ее в подарок, а затем популяризировал ее во всем своем королевстве. [25] [26]
См. также
[ редактировать ]- Шака Зулу - современник
- Сехухуне I, король Бапеди
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Degruyter
- ^ Томпсон 1975 , стр. 1–3.
- ^ Беккер 1982 , стр. 18–19.
- ^ Томпсон 1975 , стр. 4–7.
- ^ Томпсон 1975 , с. 24.
- ^ Розенберг, Вайсфельдер и Фрисби-Фултон 2004 , с. 281.
- ^ Атмор и Сандерс 1971 , стр. 536–537.
- ^ Осень 2014 г. , стр. 29–32.
- ^ Мачобане и Каршай 1990 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б Розенберг, Вайсфельдер и Фрисби-Фултон 2004 , с. 284.
- ^ Сандерс 1975 , стр. 153–155, 159–160.
- ^ Сандерс 1975 , стр. 171–174.
- ^ Сандерс 1975 , стр. 176, 181–183.
- ^ Тилден 1935 , стр. 37–38.
- ^ Сандерс 1975 , с. 193.
- ^ Сандерс 1969 , стр. 446–454.
- ^ Атмор и Сандерс 1971 , стр. 540–541.
- ^ Берман 1981 , стр. 15–16.
- ^ Мачобане и Каршай 1990 , стр. 43–44.
- ^ Розенберг, Вайсфельдер и Фрисби-Фултон 2004 , стр. 212, 232, 281.
- ^ Jump up to: а б Морелли 2022 .
- ^ Сандерс 1975 , с. 140.
- ^ «Его Величество ВЕДЕТ ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ МОШЕШУ» . Правительство Лесото . 11 марта 2021 г. Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Каби, Паскалина (4 декабря 2018 г.). « Аэропорт Мошошу — бомба замедленного действия » . Лесотоский воскресный экспресс . Проверено 23 декабря 2023 г.
- ^ Купер, Джереми (19 апреля 2013 г.). «Лондон проявляет материальный интерес к старой одежде Африки» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ Холмс, Талия (22 ноября 2013 г.). «Ткань общества нуждается в подкреплении» . Почта и Хранитель . Архивировано из оригинала 20 января 2014 года . Проверено 20 января 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Атмор, Энтони; Сандерс, Питер (1971). «Сото-оружие и боеприпасы в девятнадцатом веке». Журнал африканской истории . 12 (4): 535–544. дои : 10.1017/S0021853700011130 . S2CID 161528484 .
- Беккер, Питер (1982). Холм судьбы: жизнь и времена Мошеша, основателя басуто . Пингвин. ISBN 978-0140059786 .
- Бурман, Сандра (1981). Политика вождества и закон об иностранцах: Басутоленд под властью Кейптауна, 1871–1884 гг . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-349-04639-3 .
- Элдридж, Элизабет (2007). Власть в колониальной Африке, конфликт и дискурс в Лесото, 1870–1960 гг . Издательство Университета Висконсина. ISBN 978-0-299-22370-0 .
- Мачобане, LB; Каршай, Стефан (1990). Правительство и изменения в Лесото, 1800–1966: исследование политических институтов . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-333-51570-9 .
- Малихе, Шон (2014). «Скрытое повествование в политической экономии колониальной торговли в Лесото, 1870–1966» . История . 59 (2): 28–45. hdl : 2263/43121 . ISSN 0018-229X . Проверено 7 ноября 2021 г.
- Морелли, Этторе (2022). «Связанные: элитные браки и рабство в Лесото девятнадцатого века» . Рабство и отмена . 43 (2): 285–319. дои : 10.1080/0144039X.2022.2063232 . S2CID 249484968 .
- Розенберг, Скотт; Вайсфельдер, Ричард; Фрисби-Фултон, Мишель (2004). Исторический словарь Лесото . Пугало Пресс. ISBN 0-8108-4871-6 .
- Сандерс, Питер (1969). «Секоньела и Мошвешве: неудача и успех после Дифакане». Журнал африканской истории . 10 (3): 439–455. дои : 10.1017/S0021853700036379 . S2CID 161299840 .
- Сандерс, Питер (1975). Мошошу, вождь сото . Хайнеманн. ISBN 978-0435327934 .
- Томпсон, Леонард (1975). Выживание в двух мирах: Мошошу из Лесото, 1786-1870 гг . Кларендон Пресс. ISBN 978-0198216933 .
- Тилден, Г. (1935). «Дело на горе Вереа, 20 декабря 1852 года» . Журнал Общества армейских исторических исследований . 14 (53): 33–45. JSTOR 44227901 . Проверено 7 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элленбергер, Фредерик (1969). История басуто, древняя и современная . Издательство негритянских университетов. ISBN 978-0837113890 .