Йозеф Хирш Даннер
Раввин Йозеф Хирш Даннер (4 января 1913 – 1 апреля 2007), также известный как «Харав Йосеф Цви Халеви Даннер», был выдающимся раввином- харейди из Германии, который провел большую часть своей жизни в Лондоне, Англия. он был главным раввином Восточной Пруссии До Второй мировой войны и раввином Союза ортодоксальных еврейских общин в Лондоне с 1960 по 2007 год. Он также был раввином синагоги Адат Исроэль , основал лондонскую семинарию Бейс Яаков и был европейским президентом Агудат Исроэль .
Ранние годы
[ редактировать ]Йозеф Хирш Даннер родился в Кёльне , Германия. [ 1 ] 4 января 1913 года и назван в честь старшего брата своего деда, Хирша Дюннера , бывшего главного раввина Амстердама Йозефа . Его отцом был Борух Хаим Даннер. В 1936 году он завершил свое раввинское обучение в раввинской семинарии Хильдесхаймера ( раввинский семинар по ортодоксальному иудаизму ) в Берлине под руководством раввина Йехиэля Яакова Вайнберга , автора книги «Серидей Эйш» .
Кенигсберг
[ редактировать ]В 1936 году Йозеф Даннер был назначен главным раввином Восточной Пруссии , работая в ее столице Кенигсберге (ныне Калининград , Россия). Служа нуждам большой общины харейди в Восточной Пруссии, он вел беспощадную борьбу против реформ. В 1937 году он женился на Иде Фрейхан, дочери Зева Фрейхана, одного из основателей Агудат Исроэль. В ноябре 1938 года он был арестован в рамках погрома «Хрустальная ночь» . Однако нацистским властям не разрешили перевезти его в концентрационный лагерь Дахау , поскольку это предполагало переезд по суше через Польшу, которая отказывалась разрешить доступ на свою территорию для перевозки политических заключенных. Затем его жена связалась с раввином Соломоном Шонфельдом в Лондоне, который получил драгоценную раввинскую визу для Йозефа Даннера, его жены и годовалого сына Аврохома (1937–2011; известного как Аба).
В Великобритании
[ редактировать ]По прибытии в Англию Йозеф Даннер стал раввином еврейской общины Вестклиффа . В 1940 году британское правительство интернировало его вместе с другими евреями немецкой национальности на острове Мэн . В лагере для интернированных он поддерживал дух своих товарищей-интернированных евреев, многие из которых были полностью деморализованы опытом интернирования вместе с немецкими нацистами. После освобождения из интернирования он был назначен служителем еврейской общины Лестера, в которую в то время входило много военнослужащих и эвакуированных. В те годы он построил отношения, которые продлились до конца его жизни.
Лондон 1947–2007 гг.
[ редактировать ]В 1947 году Шонфельд привез Даннера в Стэмфорд-Хилл на севере Лондона, и здесь ему предстояло провести остаток своей жизни. В Лондоне с помощью раввина Шонфельда Даннер открыл лондонскую семинарию Бейс-Яаков для девочек послешкольного возраста, одну из первых в своем роде в Соединенном Королевстве. Раньше дочерей ортодоксальных еврейских семей в Лондоне можно было отправить на континент для завершения учебы, но после Холокоста такой возможности больше не было . Он продолжал возглавлять семинарию Бейс-Яакова до середины 1990-х годов, когда передал руководство учреждением своему племяннику, раввину Биньёмину Даннеру.
Лидерство ортодоксального еврейства в Великобритании
[ редактировать ]Даннер сменил Шонфельда в 1960 году на посту главы Союза ортодоксальных еврейских общин , головной организации еврейства- харедитов в Лондоне, и на посту раввина Адат Исроэль. Обе должности он сохранил до конца жизни. Он также был важной фигурой в Движении еврейских средних школ , которое было начато Шонфельдом во время Второй мировой войны с целью обеспечить более строго ортодоксальное образование, чем разбавленный вариант, встречающийся в давно существующих фондах, таких как Еврейская бесплатная школа .
Даннер также пропитал JSSM философией « Тора им Дерех Эрец », впервые предложенной великим раввином Самсоном Рафаэлем Хиршем — отцом немецкой «неоортодоксии» XIX века. Концепция «Тора им Дерех Эрец» означает обеспечение тщательного образования как по еврейским, так и по светским предметам. Его приверженцы строго соблюдают ортодоксальный иудаизм и в то же время активно участвуют в жизни общества в качестве лояльных граждан страны своего проживания.
Даннер руководил расколом Молодежного движения Эзры в Великобритании на движение с сегрегацией по признаку пола . В то время как его раввин Шеридей Айш утверждал, что смешанные молодежные движения разрешены еврейским законодательством, Даннер утверждал, что это было допустимо только в случае Берлина XIX века, который находился в таком тяжелом духовном положении. Лидс и Лондон, которые, по его мнению, имели более сильную религиозную базу, по его мнению, не находились в таком положении. [ 2 ]
Даннер также впоследствии занимал пост европейского президента «Агудат Исраэль» , главной организации, представляющей политические интересы сионистских ортодоксальных евреев. Он был непреклонным сторонником права евреев практиковать шхиту в Великобритании, несмотря на многочисленные попытки групп по защите прав животных запретить ее. Как правило, он утверждал, что если кошерное мясо придется импортировать, затраты станут настолько непомерно высокими, что преимущественно бедные православные общины Стэмфорд-Хилла и за его пределами фактически будут вынуждены стать вегетарианцами.
Кашрус
[ редактировать ]Йозеф Даннер взял на себя ведущую роль в продвижении кашруса в своем сообществе. В первые годы своей работы в Адат и УОХК он возглавлял Кашрусский комитет (Кедассия), где лично был заинтересован в том, чтобы все требования Галахи были соблюдены. Он лично руководил выпечкой машинной мацы для общины UOHC, сначала в Bonn & Co в Англии, а затем в пекарне мацы Людмира в Иерусалиме, где он потерял палец в процессе тщательной проверки оборудования.
Споры
[ редактировать ]Даннер привлек внимание общественности в 2002 году, когда он разместил рекламу в « Jewish Chronicle» , самой известной еврейской газете Великобритании, вместе с раввином Бецалелем Раковым , раввином Гейтсхеда , в которой они выразили глубокую обеспокоенность по поводу отрывков в небольшом томе: «Достоинство различий» , продюсер раввин Джонатан Сакс , главный раввин.
Раввин Сакс, похоже, утверждал, что иудаизм не обязательно обладает монополией на духовную истину; это было бы ничем не примечательное мнение, исходящее от либерального или реформистского раввина, но исходившее от самого известного публичного лица крупнейшей ортодоксальной организации в Великобритании, оно казалось в лучшем случае созревшим для неправильного толкования, а в худшем — ересью.
«Мы призываем раввина Сакса, поразмыслив, отказаться от тезиса книги и изъять ее из обращения», - написали Даннер и Раков. Сакс признал, что его «неправильно поняли», и решил еще раз изложить свою позицию в «менее проблемных терминах» в следующем издании книги. Эти отрывки были должным образом исправлены, что вызвало сильное раздражение неправославных элементов.
Публикации
[ редактировать ]При его жизни не было опубликовано ни одного сочинения Даннера. В 2007 году его внук Зеэв Даннер опубликовал сборник новелл о Пятикнижии под названием «Микдаш Халеви» (Святилище Леви). [ 3 ] В 2006 году вышел первый том подробного исследования минхагим (обычаев) Даннера, большинство из которых были репрезентативными для обычаев («минхаг ашкеназ») ортодоксальных евреев в довоенной Германии. В этом томе рассматриваются обычаи еврейских праздников. [ 4 ] Опубликован еще один том, посвященный обычаям Шабата. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олдерман, Джеффри (2 июля 2007 г.). «Раввин Йозеф Даннер» . Хранитель .
- ^ Барон, Рав (2023). В Еврейской библиотеке ешиват ха-Котель (на идише) (1-е изд.). Иерусалим: Иешиват ха-Котель. стр. 3–5.
- ^ Diner zt'l, раввин Махариц ХаЛеви (2007). Закусочная, Зеев Халеви (ред.). Храм Леви . Бней Берак, Израиль: Институт публикации книг ашкеназских традиций.
- ^ Закусочная, Зеев Халеви (2016). Обычаи Левитской средней школы . Бней Берак, Израиль: Институт публикации книг ашкеназских традиций.
- ^ Закусочная, Зеев Халеви (2022). Обычаи левита в субботу . Бней Берак, Израиль: Институт публикации книг ашкеназских традиций.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Некролог Daily Telegraph
- Еженедельник Хамодия , 12 апреля 2007 г. (британское издание)
- 1913 рождений
- смертей в 2007 г.
- Немецкие раввины XX века
- Английские раввины XX века
- Немецкие раввины-харедим
- Люди из Вестклифф-он-Си
- Раввины из Кёльна
- Люди из Стэмфорд-Хилла
- Английские ортодоксальные евреи
- Немецкие эмигранты в Соединенном Королевстве
- Выпускники раввинской семинарии Хильдесхаймера
- Духовенство из Кенигсберга