Список международных и европейских законов о защите детей и миграции
Ниже приводится список международных стандартов, которые имеют отношение к защите детей в миграции и мобильности. Эти стандарты представляют собой юридически обязательные конвенции, договоры и директивы. Международно-правовая база, касающаяся детей в миграции и мобильности, обеспечивает гарантии в отношении убежища и международной защиты, трудового законодательства, предотвращения сексуальной эксплуатации и торговли людьми, международных стандартов для трудящихся-мигрантов, детей-жертв преступлений и судебной системы, а также как международное частное право для защиты детей и семейных вопросов.
Международный
[ редактировать ]Международные стандарты Организации Объединенных Наций, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, открыты для подписания и ратификации государствами-членами ООН во всем мире. Когда национальное правительство ратифицирует Конвенцию, стандарты, предусмотренные Конвенцией, должны быть отражены в национальном законодательстве и политике и, таким образом, стать применимым законом в стране. Такая же процедура ратификации применяется к Конвенциям Совета Европы и Гаагской конференции международного частного права. Помимо государств-членов этих межправительственных организаций, к Конвенциям могут присоединиться и государства, не являющиеся членами.
Конвенция ООН о правах ребенка
[ редактировать ]Конвенция ООН о правах ребенка определяет права человека детей и соответствующие обязательства государств. Он также предусматривает обязательства родителей и опекунов, государственных органов, частных поставщиков услуг и частного сектора. Этими правами и обязанностями могут руководствоваться соцработники и кураторы при принятии всех мер, решений и соображений в отношении детей, находящихся в движении. Конвенция помогает социальным работникам и офицерам ориентироваться в сложном комплексе международных, европейских и национальных законов. Он обеспечивает всеобъемлющую основу и самый надежный ориентир для защиты детей.
Конвенцию дополняют три Факультативных протокола: один о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии , другой об участии детей в вооруженных конфликтах и третий, более поздний Протокол о процедуре общения детей. [ 1 ] Государства, ратифицировавшие Конвенцию, отчитываются перед Комитетом по правам ребенка , международным договорным органом, уполномоченным следить за выполнением конвенции государствами-участниками. Комитет рассматривает и комментирует отчеты государств-участников об осуществлении Конвенции и разрабатывает Общие комментарии, в которых подробно разъясняются конкретные статьи Конвенции.
Гаагская конференция по международному частному праву
[ редактировать ]Гаагская конференция по международному частному праву (HCCH) — это глобальная межправительственная организация, которая разработала стандарты транснационального сотрудничества в области защиты детей и семейных вопросов. Ключевые темы, рассматриваемые в конвенциях Гаагской конференции, включают транснациональную защиту детей, международное усыновление, трансграничное похищение детей родителями, а также вопросы родительской ответственности и контактов с участием разных стран.
Гаагские конвенции в области транснациональной защиты детей и семейного права имеют несколько общих характеристик. Они обеспечивают автоматическое взаимное признание официальных решений, принятых одним Договаривающимся государством в других Договаривающихся государствах. Они делают возможным и облегчают сотрудничество между Договаривающимися государствами, в том числе посредством создания центральных органов и разработки унифицированных процедур. Упрощая практические вопросы, такие как перевод документов, обмен информацией и использование стандартизированных типовых форм, Конвенции направлены на упрощение и ускорение трансграничных процедур и исполнения официальных решений.
Гаагские конвенции являются новаторскими, поскольку они работают в первую очередь с концепцией обычного места жительства ребенка, а не с гражданством , чтобы определить, какое государство обладает юрисдикцией в отношении того или иного дела. [ 2 ]
Конвенция ООН о статусе беженцев и Протокол к ней
[ редактировать ]Конвенция ООН о статусе беженцев и Протокол к ней регулируют право людей обращаться за международной защитой. Дети пользуются особыми гарантиями и имеют право на индивидуальное рассмотрение их заявления о предоставлении убежища. Основания преследования, специфичные для ребенка, необходимо учитывать независимо от того, подает ли ребенок заявление один или вместе с родителем или опекуном. Государства-члены Европейского Союза переработали эти стандарты для контекста ЕС и приняли ряд Директив, регулирующих квалификацию и условия приема лиц, ищущих убежища в ЕС, а также процедуры предоставления убежища и вопросы возвращения. [ 3 ] [ 4 ]
Совет Европы
[ редактировать ]Европейская социальная хартия
[ редактировать ]Европейская социальная хартия устанавливает права и свободы и устанавливает механизм надзора, уполномоченный следить за тем, как государства-участники реализуют Хартию на практике. Права, предоставляемые Хартией, касаются всех людей в их повседневной жизни, поскольку они касаются, например, жилья, здравоохранения, образования, трудоустройства, правовой и социальной защиты, свободного передвижения людей и недискриминации. Хартия была впервые принята в 1961 году и впоследствии была пересмотрена. Пересмотренная Европейская социальная хартия 1996 года вступила в силу в 1999 году.
Европейский комитет социальных прав опубликовал в октябре 2015 года Заявление о толковании прав беженцев в соответствии с Европейской социальной хартией, в котором содержатся рекомендации по применению Европейской социальной хартии к беженцам и лицам, ищущим убежища. [ 5 ]
Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (2007 г.)
[ редактировать ]Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия является первым документом, признающим различные формы сексуального насилия и эксплуатации детей уголовными преступлениями, включая насилие, совершаемое дома или в семье, с применением силы. , принуждение или угрозы. Превентивные меры, изложенные в Конвенции, включают проверку, набор и обучение лиц, работающих в контакте с детьми, информирование детей о рисках и обучение их методам самозащиты, а также меры по мониторингу правонарушителей и потенциальных правонарушителей.
Конвенция также устанавливает программы поддержки жертв, поощряет людей сообщать о подозрениях в сексуальной эксплуатации и насилии, а также создает телефонные и интернет-линии помощи для детей. Он гарантирует, что определенные виды поведения будут классифицироваться как уголовные преступления, такие как участие в сексуальных действиях с ребенком, не достигшим установленного законом возраста, а также сексуальная эксплуатация детей в проституции и порнографии. Конвенция устанавливает уголовную ответственность за домогательство детей в сексуальных целях ( присмотр за детьми ) и за передвижение сексуальных преступников, которые могут быть привлечены к ответственности за некоторые правонарушения, даже если деяние совершено за границей. Конвенция гарантирует, что дети-жертвы будут защищены во время судебного разбирательства, например, в отношении их личности и частной жизни. [ 6 ]
Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (2005 г.)
[ редактировать ]Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми представляет собой всеобъемлющий договор, направленный главным образом на защиту жертв торговли людьми и защиту их прав. Он также направлен на предотвращение торговли людьми, а также на преследование торговцев людьми. Конвенция применяется ко всем формам торговли людьми; будь то национальные или транснациональные, независимо от того, связаны они или нет с организованной преступностью, и кто бы ни стал жертвой, женщины, мужчины или дети, и какая бы ни была форма эксплуатации, сексуальной эксплуатации, принудительного труда или услуг или иных.
Конвенция предусматривает создание независимого механизма мониторинга (ГРЕТА), который контролирует соблюдение государствами-участниками ее положений. [ 7 ]
Евросоюз
[ редактировать ]Директивы – право ЕС
[ редактировать ]В Европейском Союзе Директивы ЕС имеют обязательную юридическую силу и представляют собой законы ЕС, которые необходимо перенести в национальное законодательство государств-членов в течение установленного периода времени. Когда страны нарушают или нарушают европейские стандарты, действующие внутри страны, европейские суды предлагают возможность обратиться за правовой защитой и заявить права, предоставляемые международным или европейским законодательством.
Директива об условиях приема
[ редактировать ]Директива Совета 2003/9/EC от 27 января 2003 года, устанавливающая минимальные стандарты приема просителей убежища, устанавливает минимальные стандарты приема просителей убежища. Цель состоит в том, чтобы обеспечить заявителям достойный уровень жизни и предоставить им сопоставимые условия жизни во всех государствах-членах ЕС. В то же время Директива также ограничивает вторичное передвижение просителей убежища. [ 8 ]
Директива о процедурах предоставления убежища
[ редактировать ]Директива 2013/32/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 г. об общих процедурах предоставления и лишения международной защиты отменена. Директива 2005/85/ЕС о минимальных стандартах процедур предоставления и лишения статуса беженца в странах Европейского Союза. и устанавливает общеевропейские процедуры предоставления и лишения международной защиты (статус беженца и защита, предоставляемая людям, которые не являются беженцами, но которым грозит серьезный вред в случае возвращения в страну происхождения). [ 9 ]
Квалификационная директива
[ редактировать ]Полное название Квалификационной директивы – Директива 2011/95/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 декабря 2011 г. о стандартах квалификации граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве бенефициаров международной защиты для единого статуса. для беженцев или лиц, имеющих право на дополнительную защиту, а также содержания предоставляемой защиты .
Квалификационная директива устанавливает общие основания для предоставления международной защиты. Его положения также предусматривают ряд прав на защиту от невыдворения, виды на жительство, проездные документы, доступ к трудоустройству, доступ к образованию, социальному обеспечению, здравоохранению, доступ к жилью, доступ к интеграционным учреждениям, а также конкретные положения для детей и уязвимые лица. [ 10 ]
Регламент (ЕС) № 604/2013 (Регламент Совета Дублин III), заменяющий Регламент Совета (ЕС) № 343/2003 (Регламент Дублин II), устанавливает критерии и механизмы определения того, какая страна ЕС несет ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища. [ 11 ]
Директива о возврате
[ редактировать ]Директива 2008/115/EC Европейского парламента и Совета от 16 декабря 2008 г. об общих стандартах и процедурах в государствах-членах ЕС по возвращению незаконно пребывающих граждан третьих стран устанавливает общие стандарты и процедуры для стран ЕС, в соответствии с которыми незаконно пребывающие лица, не входящие в ЕС, граждане могут быть выдворены со своей территории. Он устанавливает положения о прекращении незаконного пребывания, задержании граждан стран, не являющихся гражданами ЕС, с целью их выдворения и процессуальных гарантиях. [ 12 ]
Директива о воссоединении семьи
[ редактировать ]Целью Директивы Совета 2003/86/EC от 22 сентября 2003 года о праве на воссоединение семей является определение условий, при которых граждане стран, не являющихся членами ЕС, законно проживающие на территории стран ЕС, могут реализовать право на воссоединение семей. Целью Директивы является установление общих правовых норм, касающихся права на воссоединение семьи. Намерение состоит в том, чтобы дать возможность членам семей граждан стран, не входящих в ЕС, законно проживающих на территории Европейского Союза (ЕС), присоединиться к ним в стране ЕС, в которой они проживают. Цель состоит в том, чтобы защитить семейную ячейку и облегчить интеграцию граждан стран, не являющихся членами. Директива не распространяется на Ирландию, Данию и Великобританию. Кроме того, это не исключает создания более благоприятных условий, признанных национальным законодательством. [ 13 ]
Условия приема граждан третьих стран с целью обучения, обмена учениками, бесплатного обучения или волонтерской службы
[ редактировать ]Целью Директивы Совета 2004/114/EC от 13 декабря 2004 г. об условиях приема граждан третьих стран для целей обучения, обмена учениками, неоплачиваемого обучения или добровольной службы является гармонизация национального законодательства, касающегося условий приема. граждан третьих стран в целях обучения, обмена учениками, неоплачиваемого обучения или волонтерской службы. [ 14 ]
Право граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов.
[ редактировать ]Директива Европейского парламента и Совета 2004/38/EC от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов ЕС объединяет разрозненные меры, содержащиеся в сложном своде законодательства. который ранее регулировал этот вопрос. Меры призваны, среди прочего, побудить граждан осуществлять свое право на свободное передвижение и проживание в странах ЕС, сократить административные формальности до самых необходимых, обеспечить лучшее определение статуса членов семьи, ограничить возможности для отказа во въезде или прекращения права на проживание и введения нового права на постоянное проживание. [ 15 ]
Регламент Брюссель II bis
[ редактировать ]Постановление Совета (ЕС) № 2201/2003 от 27 ноября 2003 года о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по супружеским делам и вопросам родительской ответственности объединяет в единый правовой документ положения о разводе и родительской ответственности с целью облегчение работы судей и практикующих юристов, а также регулирование осуществления прав трансграничного доступа. Это постановление представляет собой важный шаг вперед в борьбе с похищениями детей. [ 16 ]
Директива о борьбе с сексуальным насилием и эксплуатацией детей
[ редактировать ]Директива 2011/93/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 декабря 2011 года о борьбе с сексуальным насилием и сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией, заменяющая Рамочное решение Совета 2004/68/JHA, направлена на борьбу с сексуальными преступлениями, совершаемыми против дети. Директива охватывает различные аспекты, такие как санкции, профилактика и помощь жертвам. Особые положения предусмотрены в отношении детской порнографии в Интернете и секс-туризма. [ 17 ]
Директива 2011 года по борьбе с торговлей людьми
[ редактировать ]Директива 2011/36/ЕС Европейского парламента и Совета от 5 апреля 2011 г. о предотвращении торговли людьми и борьбе с ней и защите ее жертв, заменяющая Рамочное решение Совета 2002/629/JHA. Эта директива устанавливает правила по борьбе с торговлей людьми во всем Европейском Союзе. [ 18 ]
Вид на жительство для жертв торговли людьми
[ редактировать ]Директива Совета 2004/81/EC от 29 апреля 2004 г. о виде на жительство, выдаваемом гражданам третьих стран, ставшим жертвами торговли людьми или ставшим объектом действий по содействию нелегальной иммиграции, которые сотрудничают с компетентными органами государств что виды на жительство временного действия могут быть выданы гражданам стран, не входящих в ЕС, которые являются жертвами торговли людьми или (необязательно) объектом нелегальных иммиграционных действий. Есть надежда, что это побудит их сотрудничать с компетентными органами, обеспечивая при этом адекватную защиту. [ 19 ]
Директива потерпевших
[ редактировать ]Директива 2012/29/ЕС Европейского парламента и Совета от 25 октября 2012 года, устанавливающая минимальные стандарты прав, поддержки и защиты жертв преступлений и заменяющая Рамочное решение Совета 2001/220/JH, устанавливает минимальные стандарты прав, поддержка и защита жертв преступлений обеспечивает признание лиц, ставших жертвами преступлений, обращение с ними с уважением и получение надлежащей защиты, поддержки и доступа к правосудию. Директива заменяет Рамочное решение 2001 года о статусе потерпевших в уголовном судопроизводстве и значительно усиливает права потерпевших и членов их семей на информацию, поддержку и защиту, а также процессуальные права потерпевших в уголовном судопроизводстве. Директива также требует, чтобы государства-члены обеспечивали соответствующую подготовку по потребностям жертв для должностных лиц, которые могут вступать в контакт с жертвами, и поощряли сотрудничество между государствами-членами и координацию действий национальных служб в отношении прав жертв. [ 20 ]
Сообщения, резолюции и планы действий Европейской комиссии
[ редактировать ]План действий ЕС по делам несовершеннолетних без сопровождения (2010–2014 гг.)
[ редактировать ]Сообщение Комиссии Европейскому парламенту и Совету от 6 мая 2010 г. – План действий в отношении несовершеннолетних без сопровождения (2010–2014 гг.) COM(2010) 213 Final обеспечивает общий подход к решению проблем, связанных с прибытием в Европейский Союз (ЕС). ) большого количества несовершеннолетних без сопровождения взрослых. План действий основан на принципе наилучшего обеспечения интересов ребенка. [ 21 ]
Миграционная политика ЕС
[ редактировать ]В сообщении Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Экономическому и социальному комитету и Комитету регионов от 4 мая 2011 г., COM(2011) 248, представлен комплекс мер, направленных на создание комплексной европейской миграционной политики, основанной на более широком солидарность между государствами-членами и предоставление Европейскому Союзу (ЕС) возможности лучше реагировать на проблемы, связанные с миграцией. [ 22 ]
Миграция и развитие
[ редактировать ]Сообщение Комиссии Совету, Европейскому парламенту, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов – Миграция и развитие: некоторые конкретные направления COM(2005) 390 признает миграцию мощным, хотя и сложным, средством развития как в страна происхождения и назначения. Будучи глобальным явлением, им не может управлять только ЕС, и для выявления общих интересов и проблем ЕС должен вести диалог со странами-партнерами, включая страны происхождения и транзита. [ 23 ]
Политический план по предоставлению убежища
[ редактировать ]Сообщение Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов от 17 июня 2008 г. – Политический план по предоставлению убежища: комплексный подход к защите в ЕС [COM(2008) 360 Final – Не опубликовано в Официальном журнале]. представляет собой политический план, который представляет собой дорожную карту для завершения второго этапа Общеевропейской системы убежища (CEAS). Он основан на трехсторонней стратегии, которая фокусируется на гармонизации стандартов защиты, практическом сотрудничестве и солидарности. [ 24 ]
Европейский пакт об иммиграции и убежище
[ редактировать ]Европейский пакт об иммиграции и убежище от 24 сентября 2008 г. призван стать основой политики Европейского Союза в области иммиграции и убежища в духе взаимной ответственности и солидарности между государствами-членами и возобновленного партнерства со странами, не входящими в ЕС. [ 25 ]
Европейский офис поддержки беженцев
[ редактировать ]Регламент (ЕС) № 439/2010 Европейского парламента и Совета от 19 мая 2010 года о создании Европейского офиса по поддержке убежища учреждает Европейский офис по поддержке убежища для укрепления сотрудничества между государствами-членами в этой области и оказания им помощи в преодолении кризисных ситуаций. . [ 26 ]
Повестка дня ЕС по правам ребенка (2011 г.)
[ редактировать ]Сообщение Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов от 15 февраля 2011 г. – Повестка дня ЕС по правам ребенка COM(2011) 60 окончательная цель – усиление продвижения и защита прав ребенка путем реализации принципов, заложенных в Хартии основных прав Европейского Союза (ЕС) и международных стандартов в этой области. Он состоит из ряда действий, призванных способствовать увеличению внимания, уделяемого благополучию и защите детей в политике Союза. [ 27 ]
Стратегия ЕС по искоренению торговли людьми (2012-2016 гг.)
[ редактировать ]В сообщении Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов «Стратегия ЕС по искоренению торговли людьми на 2012–2016 годы» излагаются меры и действия по поддержке реализации Директива ЕС по борьбе с торговлей людьми 2011 года. Его структура построена вокруг следующих приоритетных областей: выявление, защита и оказание помощи жертвам торговли людьми; усиление профилактики; усиление судебного преследования; усиление координации и сотрудничества между ключевыми участниками; а также расширение знаний и эффективное реагирование на возникающие проблемы, связанные со всеми формами торговли людьми. [ 28 ]
Борьба с торговлей людьми, сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией
[ редактировать ]Сообщение Комиссии Совету и Европейскому Парламенту о борьбе с торговлей людьми и борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией представляет эффективные меры по борьбе со всей цепочкой торговли вербовщиками, перевозчиками, эксплуататорами и клиентами. [ 29 ]
Поиск пропавших или сексуально эксплуатируемых детей
[ редактировать ]Резолюция Совета о вкладе гражданского общества в поиск пропавших или сексуально эксплуатируемых детей направлена на поощрение сотрудничества между организациями гражданского общества и компетентными органами в поиске пропавших или сексуально эксплуатируемых детей. [ 30 ]
Евродак
[ редактировать ]Постановление Совета № 2725/2000 от 11 декабря 2000 года о создании «Евродак» для сравнения отпечатков пальцев в целях эффективного применения Дублинской конвенции устанавливает «Евродак» — систему сравнения отпечатков пальцев лиц, ищущих убежища, и некоторых категорий нелегальных иммигрантов. Он облегчает применение Регламента «Дублин II», который позволяет определить страну Европейского Союза (ЕС), ответственную за рассмотрение заявления о предоставлении убежища. [ 31 ]
Противоречивые мандаты
[ редактировать ]В публичных дебатах по международной миграции мандаты и интересы различных ведомств и дисциплин иногда могут оказаться в противоречии. Международные стандарты прав человека обеспечивают общую основу для лиц, принимающих решения. Что касается детей, Конвенция ООН о правах ребенка обеспечивает основу для продвижения наилучших интересов детей во всех контекстах и ситуациях.
Неюридически обязательные стандарты
[ редактировать ]Помимо юридически обязательных конвенций, договоров и директив ООН, Совет Европы и Европейский Союз разработали большое количество политических рекомендаций, положений и руководств, которые не являются юридически обязательными, но, тем не менее, имеют важное значение, поскольку они помогают интерпретация и внедрение правовых норм.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка о процедуре сообщений» (PDF) . Объединенные Нации. 2011 . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ «ГЧЧ | Всплеск» . www.hcch.net . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Конвенция о статусе беженцев 1951 года» . УВКБ ООН . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ Комиссар по делам беженцев, Рекомендации по международной защите, Ходатайства о предоставлении убежища детям, 2009 г.
- ^ «Европейская социальная хартия» . www.coe.int . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ «Полный список» . www.coe.int . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ «Полный список» . www.coe.int . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33150 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ «ЕВР-Лекс — 23010502_1 — RU — ЕВРО-Лекс» . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ «ЕВР-Лекс-32011L0095-RU-ЕВР-Лекс» . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "ЕВР-Лекс - 23010503_1 - RU - ЕВРО-Лекс" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - jl0014 - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33118 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33163a - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33152 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33194 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - jl0064 - EN - EUR-Lex" . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ "EUR-Lex - jl0058 - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33187 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ Директива 2012/29/EU Европейского парламента и Совета от 25 октября 2012 г., устанавливающая минимальные стандарты в области прав, поддержки и защиты жертв преступлений и заменяющая Рамочное решение Совета 2001/220/JHA , vol. О.Дж. Л., 14 ноября 2012 г. , получено 3 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - jl0037 - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - jl0059 - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l14166 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - jl0002 - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - jl0038 - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - jl0022 - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - dh0006 - EN - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ «EUR-Lex - 52012DC0286 - RU - EUR-Lex» . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33089b - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33171 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.
- ^ "EUR-Lex - l33081 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu . Проверено 03 июля 2019 г.