Туннели и тролли
Дизайнеры | Кен Ст. Другие |
---|---|
Издатели | Летающий Буйвол , Огненный Дракон , Мрачнозуб |
Публикация |
|
Жанры | Фантастика |
Системы | Обычай |
Tunnels & Trolls (сокращенно T&T ) — в жанре фэнтези ролевая игра , разработанная Кеном Сент-Андре и впервые опубликованная в 1975 году издательством Flying Buffalo . Вторая опубликованная современная ролевая игра, написанная Кеном Сент-Андре как более доступная альтернатива Dungeons & Dragons. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] и подходит для пасьянсов, групповых игр и игр по почте.
История
[ редактировать ]Кену Сент-Андре, публичному библиотекарю из Финикса, штат Аризона, понравилась идея фэнтезийной ролевой игры после того, как он прочитал книги правил D&D друга , но нашел реальные правила запутанными, поэтому он написал свои собственные. «Мне просто хотелось во что-то, во что я мог бы поиграть с друзьями по разумной цене и с разумным оборудованием», — сказал он. [ 4 ] Первое издание Tunnels & Trolls было опубликовано самостоятельно в апреле 1975 года. [ 5 ] В июне 1975 года Flying Buffalo Inc. опубликовала второе издание Tunnels & Trolls , которое вскоре стало серьёзным конкурентом D&D . [ 6 ] В Tunnels & Trolls аналогичны игровая статистика, классы персонажей и приключения Dungeons & Dragons, но использовалась магическая система , основанная на очках, и использовались только шестигранные игральные кости. [ 7 ] По словам Майкла Трески, Tunnels & Trolls в целом лучше объяснили свои правила и «привнесли в жанр ощущение озорного веселья». [ 7 ]
Игра претерпела несколько изменений между первоначальным выпуском и моментом публикации 5-го издания правил в 1979 году. Это издание также было переведено и опубликовано за рубежом, в Великобритании , Германии , [ 8 ] Франция , Италия , Финляндия , Япония она выходила на эти рынки раньше, чем Dungeons & Dragons , и в большинстве случаев .
В 1999 году журнал Pyramid назвал Tunnels & Trolls одной из «Самых недооцененных игр тысячелетия». Редактор Скотт Харинг сказал об игре: «Все знают, что это вторая ролевая игра в жанре фэнтези… Но отвергать ее как просто оппортунистический грабеж было бы в высшей степени несправедливо. У T&T Flying Buffalo было свое собственное безумное ощущение – оно было гораздо менее серьезным, чем D&D – и менее сложная игровая система». [ 9 ]
В 2005 году Flying Buffalo обновила правила 5-го издания, выпустив публикацию «5.5», в которую было добавлено около 40 страниц дополнительного материала. В том же году Fiery Dragon Productions выпустила по лицензии издание, посвященное 30-летнему юбилею , в жестяной коробке с компакт-диском, картой, жетонами монстров и двумя новыми версиями правил. Кен Сент-Андре воспользовался возможностью, чтобы значительно обновить стиль игры и ввести новые концепции ролевой игры, такие как уровень персонажа, определяемый статистикой атрибутов персонажа, а не произвольным количеством очков опыта. Правила 30-летия обычно известны как 7-е издание. В 7-м издании также представлена система навыков. Версия 7.5 была выпущена в 2008 году компанией Fiery Dragon и представляет собой обновление и разъяснение 30-летия издания.
В 2012 году Tunnels & Trolls была вновь представлена на франкоязычных рынках компанией Grimtooth по лицензии Flying Buffalo. Французский свод правил, который официально является 8-м изданием, основан на 7-м издании, но включает элементы, взятые из издания 5.5, а также разъяснения Кена Сент-Андре. Внутреннее оформление включает иллюстрации 5-го издания, а также новые чернила Лиз Дэнфорт . Несколько других продуктов (одиночные и GM-приключения) были выпущены на Lulu.com, а также были анонсированы другие.
Работа над 8-м изданием побудила Flying Buffalo начать работу над Deluxe (9-м) изданием книги правил. [ 10 ] [ 11 ] Как выразился Рик Лумис, глава Flying Buffalo Inc.: «Французское издание получилось настолько прекрасным, что теперь, когда у меня закончилась версия 5.5, мне не достаточно просто перепечатать 5.5. Мне хотелось иметь роскошное издание еще лучше». чем французский (Конкуренция – это то, что заставляет нас быть лучше!)». Deluxe Tunnels & Trolls , написанная Сент-Андре с дополнительным дизайном и редактированием давними игроками Лиз Дэнфорт и Джеймсом «Медведем» Питерсом, была опубликована в августе 2015 года. [ 12 ]
Параметр
[ редактировать ]5-го издания В базовом наборе правил Tunnels & Trolls Толкина не подробно описывается конкретный сеттинг, а говорится лишь, что игровой процесс происходит в «мире, несколько, но не совсем похожем на Средиземье ». В интервью 1986 года Кен Сент-Андре заявил, что «моя концепция мира T&T была основана на «Властелине колец», как это было бы сделано Marvel Comics в 1974 году с Конаном , Элриком , Серым Мышелом и множеством других героев. вброшены плохие парни». [ 13 ]
Текущее издание Deluxe Edition включает в себя сеттинг домашней кампании Кена Сент-Андре, Trollworld, а также дополнительные материалы от первых игроков Джима «Медведя» Питерса и Лиз Дэнфорт .
Геймплей
[ редактировать ]Основные атрибуты
[ редактировать ]Восемь основных атрибутов определяют персонажей в Tunnels & Trolls :
- Сила (ST) определяет, какое оружие может использовать персонаж и сколько он может нести. Он также служит магическими точками в 5-м и более ранних изданиях.
- Интеллект (IQ) измеряет способность персонажа думать и запоминать факты.
- Удача (LK) влияет на результаты боя и спасброски.
- Телосложение (CON) измеряет, насколько здоров персонаж и какой урон он может вынести, прежде чем его убьют.
- Ловкость (DEX) представляет собой ловкость, ловкость и влияет на меткость.
- Харизма (CHR) представляет привлекательность и лидерские способности.
В более поздних изданиях добавлены следующие основные атрибуты:
- Волшебство (WIZ) заменяет Силу для питания магических точек. Также называется Power (POW) в версии 5.5.
- Скорость (SPD) представляет собой скорость реакции и, в некоторых выпусках, скорость передвижения.
Новый персонаж начинает со случайно сгенерированным счетом для каждого атрибута, определяемым путем броска трех шестигранных кубиков.
Расы персонажей
[ редактировать ]Правила рекомендуют начинающим игрокам создавать человеческих персонажей, но также предлагают варианты эльфов , гномов и хоббитов . Другие расы, такие как лепреконы и феи, служат дополнительными вариантами персонажей. Раса персонажа влияет на его характеристики. Игрок также может выбрать роль «расы монстров», например зомби или вампира.
Классы персонажей
[ редактировать ]Игроки также выбирают класс персонажа для своего персонажа. Два базовых класса — Воины и Волшебники. Волшебники могут произносить заклинания, но имеют боевые ограничения. Хотя Воины не могут использовать магию, им разрешено полностью использовать оружие, а броня в два раза эффективнее блокирует урон. Разбойники и воины-волшебники также доступны как классы персонажей. Оба класса сочетают в себе способности Воина и Волшебника. Разбойники в Tunnels & Trolls , в отличие от классов Разбойников в Dungeons & Dragons , не являются ворами, а точнее их можно было бы назвать «Разбойниками-волшебниками». Разбойники ограничены в своих способностях творить заклинания, могут использовать тот же диапазон боевого оружия и доспехов, что и воин, и не получают бонус брони Воина или способность создания заклинаний Волшебника. Воины-волшебники не так ограничены, но игроку должно повезти с кубиками при создании персонажа: требуются высокие минимальные показатели атрибутов. Более поздние издания включают новые классы, такие как Маг-специалист, Идеал (переименование Воина-Волшебника), Лидер и Рейнджер.
Стартовое оборудование и деньги
[ редактировать ]Новые персонажи начинают с количества золотых монет, определяемого путем броска трех шестигранных кубиков и умножения суммы на десять. Эти золотые монеты можно использовать для покупки оружия, доспехов и другого снаряжения.
Бой
[ редактировать ]Бой ведется путем сравнения бросков кубиков персонажа и его противника. Обе стороны бросают несколько кубиков в зависимости от того, какое оружие используется, а затем изменяют соответствующий результат с помощью «личных дополнений». Суммы сравниваются, при этом более высокий результат наносит урон противнику из-за разницы в суммах. Броня поглощает полученный урон, а оставшееся количество вычитается из атрибута Телосложения.
«Туннели и Тролли» необычны среди ролевых игр, поскольку проводят массовый бой с одним набором бросков, поскольку описанная выше система применима к бою между любым количеством противников.
Персональные дополнения определяются Силой, Удачей и Ловкостью. За каждое очко каждого из этих атрибутов, превышающее 12, персонаж получает бонус в одно очко к своим личным дополнениям. Аналогично, за каждое очко ниже 9 в каждом из этих атрибутов персонаж получает штраф в одно очко.
В 7-м издании формула была изменена и теперь включает в персональные дополнения Скорость. Это касается и Deluxe Edition.
Издания 5.5, 7-я и Deluxe включают «урон злобы», при котором каждая цифра «6», выпавшая на боевых кубиках, приводит к нанесению минимум одного повреждения противоположной стороне, независимо от брони или соответствующих боевых сумм. Это помогло выйти из бесконечной тупиковой ситуации, которая могла возникнуть между равными по силе и тяжелобронированными противниками.
Сохранение рулонов
[ редактировать ]Спасбросок (SR) используется во время боя, чтобы выйти из тупиковой ситуации или преодолеть превосходящих персонажей, а также для использования оружия дальнего боя. SR также используется во всех других проверках навыков или удачи, которые могут быть предоставлены персонажам Мастером или в одиночном приключении. Проверки производятся с использованием атрибута персонажа плюс 2d6 (добавление и переворачивание двойных чисел) в зависимости от уровня сложности, основанного на поставленной задаче. Для каждого уровня спасброска формула равна 15+5x, где x — уровень сложности. Это было одно из первых применений этой механики в ролевых играх.
Прием
[ редактировать ]В третьем выпуске The Space Gamer Брант Бейтс назвал первое издание Tunnels & Trolls «очень интересным и увлекательным» и рекомендовал его поклонникам фэнтези, которые «не являются пуристами». [ 14 ]
Льюис Пулсифер сделал обзор «Туннелей и троллей» для «Белого карлика №2» и заявил, что «T&T гораздо более ограничена, чем D&D, во всех отношениях. Любой, кому нравится T&T, рано или поздно «перейдет» к гораздо более удовлетворяющему (и гораздо более широко используемому) Д&Д». [ 15 ]
Пять лет спустя, в выпуске журнала The Space Gamer за март – апрель 1980 года (выпуск 27), Стив Джексон сказал о 5-м издании: «В целом, хорошая книга, стоящая своей цены для любого любителя приключений только из-за идей и комментариев. это актуально для всех, кто играет в T&T в более ранней версии». [ 16 ]
В том же году в июльском выпуске «Ареса» 1980 года (выпуск 3) Эрик Голдберг назвал пятое издание «приятной слоеной пьесой», хотя и согласился с тем, что с момента выхода первого издания «ценность продукции выросла с любительского статуса до почти профессиональный стандарт». Однако он не рекомендовал этого, заявив, что «игру пропустят все, кроме полного игрока; сейчас на рынке есть предложения получше». [ 17 ]
В книге 1980 года « Полная книга военных игр » геймдизайнер Джон Фриман прокомментировал: « Tunnels & Trolls была специально разработана, чтобы стать более дешевой и простой игрой Dungeons & Dragons . Это и то, и другое — и быстрее, но не лучше. За последние несколько лет было выпущено несколько новых изданий. годы добавили несколько предложений и разъяснений, но в правилах все еще почти столько же дыр, сколько было в Dungeons & Dragons ». В частности, у Фримена были проблемы с отсутствием списков монстров, списков сокровищ и воровских способностей, и он нашел бой «неудовлетворительно грубым». Он также возражал против «безвкусных» названий таких заклинаний, как Too-Bad Toxin, Dum-Dum и Upsidaisy, говоря, что они «придают игре вид Али-Бабы и трех марионеток ». Фримен дал этой игре общую оценку всего лишь «Справедливо», заключая: «Есть альтернативы получше». [ 18 ]
Кен Ролстон сделал рецензию на журнал Tunnels & Trolls for Different Worlds и заявил, что « T&T — это система, которая, по моему мнению, выгодно отличается от других доступных систем FRP и которая, я считаю, заслуживает вашего внимания. Мне понравились годы, когда я играл в эту систему. , и я считаю, что T&T представляет собой особенно привлекательную философию FRP — философию, которая заслуживает вашего внимания независимо от того, играете ли вы в систему T&T или нет». [ 19 ]
В выпуске Dragon за август 1992 года (выпуск 184) Рику Свону понравились некоторые аспекты 5-го издания: «Недостаток реализма боевой системе компенсируется простотой и скоростью» и «Игроки... найдут волшебство». система должна быть исключительно умной». Свон раскритиковал неточность правил, назвав их «невероятным удовольствием», а также простоту рейтингов монстров, что означало, что «нет значимого различия между битвой с гигантским слизнем и пьяным фехтовальщиком». Но он пришел к выводу, что простота правил сама по себе является достоинством, особенно для новых игроков. « Игра Tunnels & Trolls ни в коем случае не является самой сложной альтернативой игре D&D — игра AD&D от Avalon Hill Game Company , игра Runequest и даже новая игра «Властелин колец» — все это лучшие проекты, — но это, безусловно, самая простая игра. Новичок сможет освоить это за полдня, а ветеран, вероятно, справится с этим менее чем за час». [ 4 ]
В своей книге 1990 года «Полное руководство по ролевым играм » игровой критик Рик Свон назвал эту игру «одной из самых ранних и устойчивых фэнтезийных ролевых игр». Свон считал, что «Благодаря оптимизированным системам T&T является идеальным выбором для игроков, которые реагируют на диаграммы и таблицы, как вампиры реагируют на кресты». Свон признал, что «Бой до боли абстрактен», и отметил, что, очевидно, нет предела тому, насколько могут увеличиваться характеристики персонажа. Несмотря на эти проблемы, Свон поставил игре твердую оценку 3 из 4. [ 20 ]
В опросе читателей 1996 года, проведенном журналом Arcane с целью определить 50 самых популярных ролевых игр всех времен, Tunnels and Trolls заняла 32-е место. Пол Петтенгейл, редактор журнала, назвал T&T «довольно грубым», отметив его ранний выпуск, и сказал: «Вероятно, он здесь по ностальгическим причинам». [ 21 ]
В своей книге « Монстры, пришельцы и дыры в земле » 2023 года историк ролевых игр Стю Хорват отметил: «Принимая во внимание простоту, Tunnels & Trolls является первым серьезным отличием [от D&D ] в дизайне ролевых игр, которое в конечном итоге превратилось в прочную ветвь. генеалогического древа ролевых игр, полного урезанных минималистских фруктов... На первый взгляд, «Туннели и тролли» и «Тысячелетний вампир» (2019) имеют очень мало общего, но глубоко внутри существует непрерывная линия происхождения». [ 22 ]
Список Tunnels & Trolls публикаций
[ редактировать ]Tunnels & Trolls также была первой системой, опубликовавшей серию книг-игр на фэнтезийную тематику — приключений, в которые может играть один человек без необходимости присутствия рефери. Не менее двадцати таких приключений опубликовал журнал Flying Buffalo. популярности . Благодаря этому формату сериал «Боевое фэнтези» добился большой Простота T&T и использование шестигранных кубиков (по сравнению с различными многогранными кубиками, используемыми в Dungeons and Dragons) способствовали успеху игры в этом формате.
Одиночные приключения
[ редактировать ]- Замок Буффало , Рик Лумис
- Подземелье эквалайзера Deathtrap от Кена Сент-Андре
- Лабиринт Ли Рассела
- «Голый Doom» Кена Сент-Андре
- «Темница Даргона» , Майкл Стэкпол
- «Странный мир» Кейта Эбботта
- Overkill Майкла Стэкпола
- «За посеребренным стеклом», Джеймс и Стивен Марциниак
- Город ужасов Майкла Стэкпола
- Пасьянс «Волшебник» Уокера Вэнинга
- Меч по найму Джеймса Уилсона
- Арена Хазана Кена Сент-Андре
- Канализация забвения Майкла Стэкпола
- Море тайн автора Гинн Рахман
- Таверна Blue Frog, Джеймс Уилсон
- «Туманный лес» Роя Крэма-младшего.
- «Игры Касара», Рой Крам
- За стеной слез К. Мартин Аул
- «Пленница Ивуара» , Стивен Эстваник
- Амулет Салкти Дэвида Стивена Московица
- Красный круг Майкла Стэкпола
- Эльфийские лорды Майкла Стэкпола
- Караван в Тирн, Андреа Миллс
- «Тёмный храм», Стефан Э. Джонс
- «Когда кошка ушла », Кэтрин ДеМотт, Джеймс Л. Уокер и Рик Лумис
- Эльфийские лорды Майкла Стэкпола, ограниченное издание
- Спасательная миссия Кена Сент-Андре в Free RPG Day 2011 г. публикации
- Сборник авантюристов, 10 соло разных авторов.
- Агент смерти Кена Сент-Андре
- Агент смерти Кена Сент-Андре в 2017 году
- T&T Adventures Japan от разных авторов в 2018 г.
- Хранилища К'Ужаса Энди Холмса и Кена Сент-Андре
- Алиса в странном мире Джоэла Марлера
ГМ-приключения
[ редактировать ]- «Темница медведя» , Джим «Медведь» Питерс
- Подземелье дяди Гадлого автора Гадкий Джон Карвер
- «Катакомбы культа медведя» , Джим «Медведь» Питерс
- Остров Темного Дыма, Ларри ДиТиллио
- Пещеры Троллстоуна Кена Сент-Андре
- Гоблинская скала, уровень 1 , Энди Холмс
- Возьмите деньги Кена Сент-Андре
- Riverboat Adventure от Кена Сент-Андре в публикации Free RPG Day 2011 г.
- Хранилища К'Ужаса Энди Холмса
Карманные одиночные приключения
[ редактировать ]- Озеро гоблинов , Кен Сент-Андре
- Бездна Пола Крилмана
- Ледяной круг Пола Крилмана
Дополнения для гейммастера
[ редактировать ]- Ноутбук и экран T&T Game Master
Дополнения других компаний
[ редактировать ]- The Esgaroth Herald, написанная и опубликованная Эндрю Маклареном.
Клиффхэнгер
[ редактировать ]- Хранители лингвистики Тори Бергквист
Гильдия судей
[ редактировать ]- Джунгли потерянных душ Гленн Рахман
- «Самое сложное подземелье в мире» (соло), Кен Сент-Андре
- Крыса на палке , Джордж Р. Пацольт
Райдер Творения
[ редактировать ]- Замки и королевства Боба Лиддил
- Демоны и Нотмены
- Размеры и двери Роберта В. Лиддил
«Ученик чародея» журнал
[ редактировать ]«Ученик чародея» — журнал Tunnels & Trolls, издаваемый издательством Flying Buffalo. В редакционной статье Кена Сент-Андре в первом выпуске (зима 1978 г.) журнал был описан как «журнал, посвященный T&T в частности и фэнтезийным ролевым играм в целом».
Справочные публикации
[ редактировать ]Был опубликован ряд книг, которые поддерживают ГМ, давая им идеи для «ловушек» и других инструментов для создания приключений при проектировании подземелий или приключений. Одним из примеров является серия «Ловушки Мракозуба» , автором которой является Пол О'Коннор (и другие), представляющая собой список ловушек, которые ДМ могут вставлять в свои приключения.
Спин-оффы
[ редактировать ]Монстры! Монстры! — это подмножество правил T&T, специально разработанных для игры за монстров. Он полностью совместим с 5-й редакцией. Даты авторских прав указаны в 1976 и 1979 годах, опубликованы Metagaming, а затем Flying Buffalo. Время от времени он переиздается в виде фотокопий автором Кеном Сент-Андре. Теперь его можно приобрести в Flying Buffalo.
Наемники, шпионы и частные сыщики — это вариант системы, приписываемый Майклу А. Стэкполу . Публикация была выпущена Flying Buffalo, выпустившей ее в 1983 году, и Sleuth Publications Ltd. в 1986 году. Хотя основы те же, она добавляет систему навыков, меняет временную шкалу боевых раундов и включает правила для современного оружия.
Видеоигры
[ редактировать ]В 1980-х годах было объявлено об адаптации ColecoVision, но она так и не была выпущена.
компьютерную версию ( Crusaders of Khazan опубликовала В 1990 году компания New World Computing ) , в которую были включены части многих любимых старых одиночных модулей. Крестоносцы Хазана включены в банку с изданием, посвященным 30-летнему юбилею , но не в PDF-версию.
В 2008 году Amiga и Windows . Джеймс Джейкобс выпустил адаптацию для [ 23 ] [ 24 ]
В 2017 году MetaArcade опубликовала Tunnels & Trolls Adventures для iOS и Android — адаптацию Tunnels & Trolls , включающую более 20 классических квестов. [ 25 ] По данным MetaArcade, новый контент будет публиковаться регулярно. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]- Stormbringer (ролевая игра) и Starfaring (ролевая игра) также разработаны Кеном Сент-Андре.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Разговор с Кеном Сент-Андре, часть 1» . ЛордСтрендж на YouTube.com. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г.
- ^ «Разговор с Кеном Сент-Андре, часть 2» . ЛордСтрендж на YouTube.com. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г.
- ^ Интервью «Туннели и тролли», 1982 год, Кен Сент-Андре и друзья, кассета . 27 мая 2024 г. Проверено 27 мая 2024 г. - через YouTube.
- ^ Перейти обратно: а б Свон, Рик (август 1992 г.). «Ролевые обзоры». Дракон (184). TSR, Inc .: 74–76.
- ^ «Интервью Кена Сент-Андре/Проблемы демонов» . 1986.
- ^ Эвальт, Дэвид М. (2013). О кости и людях: история Dungeons & Dragons и людей, которые в нее играют . Скрибнер. стр. 107–108. ISBN 978-1-4516-4052-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Треска, Майкл Дж. (2010), Эволюция фэнтезийных ролевых игр , МакФарланд, стр. 63, ISBN 978-0786458950
- ^ В Германии Tunnels & Trolls была выпущена под названием Schwerter & Dämonen в сентябре 1983 года, на два месяца раньше, чем Dungeons & Dragons . Это была первая ролевая игра, доступная на немецком языке.
Эверс, Момо (январь 2005 г.). Magical Times (на немецком языке) (1-е изд.). Производство фэнтези . ISBN 3-89064-516-Х .
Сент-Андре, Кен ; Лумис, Рик (сентябрь 1983 г.). Мечи и демоны (на немецком языке) (1-е изд.). Производство фэнтези . ISBN 3-89064-000-1 . - ^ Харинг, Скотт Д. (25 ноября 1999 г.). «Второй взгляд: самая влиятельная компания тысячелетия и самая недооцененная игра тысячелетия» . Пирамида (Онлайн) . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ «Кен Сент-Андре анонсирует выпуск Tunnels and Trolls Deluxe» .
- ^ Дэнфорт, Лиз; Кромптон, Стив. «Пояснения по контексту проекта Deluxe edition» .
- ^ Кромптон, СС (22 июля 2015 г.). «Роскошные правила T&T теперь доступны ВСЕМ!» . Роскошные туннели и тролли.
- ^ «ТиТ Интервью» . Garenewing.co.uk . Проверено 24 августа 2009 г.
- ^ Бейтс, Брант (1975). «Туннели и тролли: своего рода обзор». Космический геймер (3). Метагейминг : 16–17.
- ^ Пульсифер, Льюис (август – сентябрь 1977 г.). «Открытая коробка». Белый карлик (2). Семинар по играм : 8–10.
- ^ Джексон, Стив (март – апрель 1980 г.). «Капсульные обзоры». Космический геймер (27). Игры Стива Джексона : 31.
- ^ Голдберг, Эрик (июль 1980 г.). «Игры». Арес (3). Simulation Publications, Inc .: 33–34.
- ^ Фриман, Джон (1980). Полная книга военных игр . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 261–262.
- ^ Ролстон, Кен (февраль – март 1981 г.). «Отзывы». Разные миры (11): 23–25.
- ^ Свон, Рик (1990). Полное руководство по ролевым играм . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 227–228.
- ^ Петтенгейл, Пол (Рождество 1996 г.). «Arcane представляет 50 лучших ролевых игр 1996 года». Тайный (14). Будущие публикации : 25–35.
- ^ Хорват, Стю (2023). Монстры, пришельцы и дыры в земле . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 7–9. ISBN 9780262048224 .
- ^ «Аминет — игра/роль/TunnelsAndTrolls.lha» . aminet.net .
- ^ «RAR-файл «Туннели и тролли»» .
- ^ «Tunnels & Trolls Adventures выходит на iOS и Android — новости MMORPG.com» . MMORPG.com . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Приключения туннелей и троллей» уже в игре! Играйте бесплатно!» . МетаАркада . Проверено 21 августа 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Слижевски, Том (июль 1998 г.). «Взрыв из прошлого». ИнКвест . № 39. Wizard Entertainment . п. 22.