Загем

Загем или Базари ( грузинский : ბაზარი ) был городом на юго-востоке Кавказа , в восточно- грузинском царстве Кахети . Он процветал с 15 по 17 века как оживленный торговый и ремесленный центр. В 1550-х годах он стал зависимой Карабахско -Гянджинской провинции Сефевидского Ирана . [ 1 ] Судьба города изменилась в результате военных действий Сефевидов в этом районе в 1615 году. К 1720-м годам город превратился в незначительную деревню. Поселение располагалось на территории нынешнего Закатальского района Азербайджана , но никаких свидетельств существования города на этом месте не сохранилось. Топоним Загем ; встречается исключительно в негрузинских источниках Грузины знали его как Базари, что означает « базар ».
Этимология и местоположение
[ редактировать ]Названный в грузинских источниках Базари («базар»), город персидским авторам был известен как Загам, Загам или Закам, а в европейских источниках - как Загем, Заген, Загаин, Зегарн или Сегген. [ 2 ] Негрузинские формы, вероятно, связаны с топонимом цагам (цагъам), означающим «куст ежевики» на лезгинском языке соседнего горного племени . Город располагался в долине реки Алазани (Ганых), на левом берегу этой реки, на территории современной Азербайджанской Республики, где до сих пор находится одноименная деревня. примерно в 25 км к югу от города Загатала , недалеко от реки, граница с Грузией. [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Справа : монета Шаха Сафи ( годы правления 1629–1642).
Город под названием Базари впервые упоминается в грузинских источниках в 1392 году. [ 5 ] Благодаря своему расположению на пути из Греми в Кахетии в соседнюю страну Ширван и близости к основным региональным торговым путям , а также относительному миру и стабильности, достигнутым багратидскими царями Кахетии , город Базари/Загем стал Важный региональный торговый и ремесленный центр, населенный грузинской, еврейской , армянской и мусульманской общинами. [ 6 ] В 16 веке он стал экономической столицей. [ 7 ] Кахетии и дом королевской резиденции. Нередко в современных персидских и турецких источниках «правитель Загама» был синонимом царя Кахетии. [ 8 ] В 1550-х годах Сефевидский военачальник и чиновник Галич-бек, сын Овейс-бека Пазуки, принял на себя управление городом и правил девять лет. [ 1 ]
Значимость Загема как экономического центра еще больше подчеркивается существованием в городе монетного двора, который чеканил серебряные монеты ( аббаси ) от имени сефевидских шахов и стал известен современным ученым после открытия в 1967 году двух таких монет в Биркиани на северо-востоке Грузии. Всего по всему Южному Кавказу было найдено около 80 монет, выпущенных Загемским монетным двором, датируемых периодами с 963 (1555/1556) хиджры по 1056 (1646/1647) или 1066 (1655/1656) хиджры. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Превратности
[ редактировать ]7 октября 1604 года в окрестностях Загема произошло сражение между кахетинским и турецко- кумыкским войсками. Кахетинский цесаревич Георгий нанял 40 мушкетеров из свиты русских послов Михаила Татищева и Андрея Иванова и возглавил свой 5-тысячный отряд, чтобы разгромить турок и обратить в бегство кумыков под предводительством Султан-Мута. [ 11 ] 12 марта 1605 года те же русские дипломаты стали свидетелями в Загеме царского отцеубийства , в ходе которого князь Константин , очевидно, по приказу персидского шаха Аббаса I , убил своего царствующего отца Александра II и старшего брата наследного принца Георгия, прошлогоднего победителя над турки и подвергли резне их окружение. [ 12 ]
Мешок Загема
[ редактировать ]
Начиная с марта 1614 года, шах Аббас I предпринял систематическую военную кампанию с целью более прочно включить Кахетию в состав империи Сефевидов. С этой целью шах провел реорганизацию оккупированной территории Кахетии, изменившую ее этническую и демографическую структуру. [ 7 ] Кахетинцы восстали в 1615 году, и Шах Аббас вернулся со своей армией, чтобы разобраться с повстанцами. Его главнокомандующий в Ширване Шакки Юсуф-хан двинулся с отрядом кызылбашей, состоящим из племен устаджлу, байлат и пазуки, с востока через и опустошил Загем. Историю разрушения города описывают историки эпохи Сефевидов Искандар-бек Мунши и Фазли Исфахани Хузани . Последний, персидский чиновник, ответственный за подсчет добычи после разграбления Загема, зарегистрировал 700 еврейских и грузинских пленников, 2000 отрубленных голов и 30 000 туманов, не считая добычи, спрятанной войсками. Затем Фазли сообщил об успехе шаху Аббасу, штаб-квартира которого находилась недалеко от Гянджи. Шах Аббас отказался от своего права на одну пятую добычи, взяв только 3 мальчиков и 2 девочек. [ 13 ] По данным русского церковного историка Сергея Белокурова (1891), среди сокровищ Загема, разграбленных персами, был хитон Иисуса , который был в марте 1625 года подарен шахскими посланниками русскому царю Михаилу I в Москве . [ 14 ]
Выжившее население Загема - христиане, мусульмане и евреи - было затем депортировано во внутренние районы Персии и в основном переселено в населенные пункты Мазандарана, такие как Фаррохабад, чтобы помочь развитию этой территории. Депортированный еврей Ходжа Лале Зар ибн Якуб сыграл важную роль в торговле шелком в империи Сефевидов. Освободившиеся земли Загема заняли тюркские кочевники -кызылбаши во главе с Бекташ-бегом Торкманом , сыном кызылбашского вождя и грузинской принцессы. [ 7 ]
Загем так и не смог оправиться от удара, нанесенного в 1616 году. [ 15 ] Король Кахетии Теймураз I смог несколько раз вернуться в город. В 1630-х и начале 1640-х годов он пережил скромное возрождение, но затем пришел в упадок и попал под власть региональных губернаторов Сефевидов. [ 16 ] По словам Мухаммада Ибрагима б. В хронике Зейна аль-Абидина Насири (ок. 1730 г.) к концу периода Сефевидов губернатор Загама был правителем племени Шамс ад-Динлу. [ 1 ] С распадом империи Сефевидов в 1722 году и последовавшим хаосом на ее кавказской периферии Загем потерял все остатки своего былого значения как коммерческого форпоста и исчез. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Этаж 2008 , с. 302.
- ^ Beradze & Smirnova 1988 , p. 84.
- ^ Beradze & Smirnova 1988 , pp. 84–85.
- ^ Минорский 1980 , стр. 166–167.
- ^ Гвасалия 1977 , с. 143.
- ^ Суни 1994 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Маэда 2012 , с. 479.
- ^ Jump up to: а б Beradze & Smirnova 1988 , p. 85.
- ^ Пагхава 2013 , стр. 218–219.
- ^ Скачать 2013 .
- ^ Аллен 1970 , стр. 447–452.
- ^ Аллен 1970 , стр. 454–469.
- ^ Маэда 2006 , с. 254.
- ^ Эсбрук 1993 , стр. 225–243.
- ^ Суни 1994 , с. 50.
- ^ Пагхава 2013 , стр. 224–225.
- ^ Пагхава 2013 , с. 225.
Источники
[ редактировать ]- Аллен, Уильям Эдвард Дэвид (1970). Русские посольства к грузинским царям (1589–1605), Том. II . Издательство Кембриджского университета. ISBN 052101029-2 .
- Beradze, Grigory G; Smirnova, Lidiya P (1988). Материалы по истории ирано-грузинских взаимоотношений в начале XVII века [ Материалы к истории ирано-грузинских отношений в начале XVII века ] (на русском языке). Тбилиси: Мецниереба. ISBN 5-520-00126-Х .
- Дундуа, Г; и др. (2013). «Монеты грузинских царей и князей XV-XVI веков» . Интернет-англо-грузинский каталог грузинской нумизматики . Тбилисский государственный университет . Проверено 19 апреля 2015 г.
- Эсбрук, Мишель ван (1993). «Изобретение мощей как имперского символа: Хитон Христов в Москве и его символика». На каталонском языке Пьеранджело (ред.). за пределами Рима: институты и образы ( Рим на французском и итальянском языках). Рим: Римский университет Сапиенца . стр. 225–243.
- Флор, Виллем М. (2008). Титулы и вознаграждения в Сефевидском Иране: Третье руководство по управлению Сефевидами, Мирза Наки Насири . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN 978-193382323-2 .
- Гвасалия, Хондо (1977). рынок [Базари]. Грузинская советская энциклопедия, Том. 2 [Грузинская Советская Энциклопедия, Том. 2] (на грузинском языке). Тбилиси.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Маэда, Хиротаке (2006). «Вынужденные миграции и реорганизация регионального порядка на Кавказе Сефевидским Ираном: предпосылки и развитие событий, описанные Фазли Хузани». В Иеде Осаму; Уяма, Томохико (ред.). Реконструкция и взаимодействие славянской Евразии и соседних с ней миров (PDF) . Славянские евразийские исследования, №10. Саппоро: Центр славянских исследований Университета Хоккайдо. ISBN 493863739-1 .
- Маэда, Хиротаке (2012). «Эксплуатация границ: Кавказская политика шаха Аббаса I». Ин Флор, Виллем; Херциг, Эдмунд (ред.). Иран и мир в эпоху Сефевидов . Лондон: IBTauris. ISBN 978-185043930-1 .
- Минорский, Владимир (1980). Тадкират аль-Мулук: Руководство по управлению Сефевидами (2-е изд.). Лондон: Мемориальный фонд Гибба. ISBN 978-0-906094-12-9 .
- Пагава, Ираклий (2013). Из истории взаимоотношений Грузии с Сефевидами - Кахетинский город Базари (Загем) в 17-18 веках [О сефевидско-грузинских отношениях: Город Базари (Загеми) в Кахетии в 17-18 вв. (По нумизматическим и письменным данным). Саникидзе, Георгий (ред.). Ближний Восток и Грузия VI [ Ближний Восток и Грузия, Том. 7 ] (PDF) (на грузинском и английском языках). Тбилиси: Издательство Государственного университета Ильи. стр. 218–226. ISBN 978-9941-18-197-9 .
- Суни, Рональд Григор (1994). Создание грузинской нации (2-е изд.). Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 025320915-3 .