Учёные женщины
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2021 г. ) |

(гравюра Моро младшего )
Les Femmes Savantes ( «Учёные дамы ) — комедия Мольера » в пяти действиях, написанная в стихах. Сатира на академические претензии, женское образование и preciosité (по-французски драгоценность), это была одна из его самых популярных комедий и последняя из его великих пьес в стихах. Премьера состоялась в Театре дю Пале-Рояль 11 марта 1672 года. Персонаж Триссотен, главный антагонист , представляет собой карикатуру на Шарля Котэна , противника Николя Буало и Мольера , которые видели в нем прекрасный пример педантичного ученого и Мольера. посредственный писака. [ 1 ]
Краткий синопсис
[ редактировать ]Двое молодых людей, Генриетта и Клитандра, влюблены друг в друга, но чтобы пожениться, им необходимо преодолеть препятствие: отношение семьи Генриетты. Ее разумный отец и дядя выступают за брак; но, к сожалению, ее отец находится под контролем своей жены Филаминты. А Филаминт, поддерживаемый тетей и сестрой Генриетты, желает, чтобы она вышла замуж за Триссотена, «ученого» и посредственного поэта с высокими стремлениями, который полностью держит этих трех женщин в своем плену. Ибо эти три дамы «учены»; их жизненная одержимость — обучение и культура самого претенциозного рода, а Триссотен — их особый протеже и неотъемлемая часть их литературного салона .
Подробный обзор
[ редактировать ]Акт I
[ редактировать ]В первой сцене Генриетта сообщает сестре Арманде о своем намерении выйти замуж за Клитандра. Арманда, отругав Генриетту за отказ от обучения ради домашнего хозяйства, говорит, что, по ее мнению, Клитандре, когда-то ее жених, все еще любит ее, несмотря на то, что она отказала ему из-за своей преданности науке. Во второй сцене появляется Клитандра и дает понять, что Арманда заблуждается; ее холодность убила его любовь к ней, и теперь он по-настоящему влюблен в Генриетту. В третьей сцене озлобленная Арманда уходит, а Генриетта советует Клитандре получить согласие ее матери (Филаминты), ибо именно она доминирует в семье. Клитандр знает, что ему нужно льстить Филаминте, чтобы получить ее согласие, но находит ее «учебу» глупой и не может этого скрыть. Он встречает тетю Генриетты Белизу в Сцене 4 и пытается поговорить с ней о своем желании жениться на Генриетте, но Белиза воображает, что это всего лишь тонкий способ заявить, что он любит ее (Белизу), и игнорирует то, что он на самом деле пытается сказать.
Акт II
[ редактировать ]Дядя Генриетты Арист обращается к Клитандру в сцене 1 и заверяет его в своей поддержке. Во второй сцене Арист начинает разговаривать с Крисале, отцом Генриетты; в сцене 3 он переходит к делу и излагает просьбу Клитандра о согласии Крисале жениться на Генриетте. Но здесь прерывает Белиза, говоря, что он неправ и на самом деле Клитандр любит ее; Арист в ответ высмеивает ее и отмечает, что она всегда придумывает себе женихов. листья Белизы; в сцене 4 Крисейл соглашается на брак; Когда Арист советует ему поговорить об этом со своей женой, Крисале отвечает, что обсуждать нечего и что решения в этом доме принимает он. Но бессмысленность этого утверждения раскрывается в Сцене 5: вбегает Мартина, семейная служанка, и объявляет, что Филаминт отсылает ее. Филаминта и Белиза входят в сцену 6 и раскрывают мотив своего гнева на Мартину: она совершила ужасное преступление - плохую грамматику, которая, по их словам, хуже воровства. В сцене 7 Кризаль упрекает жену в том, что она пренебрегает здравым смыслом и обычными домашними обязанностями в своей одержимости учебой и покровительством Триссотену. Но когда Крисале осторожно поднимает тему брака Генриетты в Сцене 8, Филаминта прерывает его, прежде чем он успевает рассказать ей всю историю, и объявляет, что она считает, что Генриетта должна выйти замуж, и что она нашла для нее идеального мужа: Триссотена. . Слабый Крисале не знает, что ответить; дамы уходят. Когда Арист возвращается в сцене 9, Кризаль признается ему в своей слабости, но решает, что жена больше не будет им управлять.
Акт III
[ редактировать ]Первая сцена начинается в дамском литературном салоне, где Триссотен их забавляет и наставляет. Генриетта входит во время Сцены 2, и Филаминт заставляет ее остаться и послушать, как Триссотен читает свои стихи. Два стихотворения, которые читает Триссотен, являются настоящими стихами Шарля Котэна , и экстравагантные похвалы, которыми расточают их Филаминта, Белиза и Арманда, лишь демонстрируют, насколько они нелепы. В сцене 3 прибывает еще один ученый, Вадий; дамы падают в обморок от него, когда узнают, что он знает классический греческий язык , и выстраиваются в очередь, чтобы поцеловать его, « pour l'amour du grec » («из любви к греческому»). Затем Триссотен и Вадий делают друг другу экстравагантные комплименты; однако затем они жестоко ссорятся, когда Вадий критикует анонимный сонет, который на самом деле был написан Триссотеном. Филаминта объясняет в сцене 4, почему она заставила Генриетту остаться; она объявляет о своем намерении выдать Генриетту замуж за Триссотена. Арманда поздравляет Генриетту в пятой сцене и напоминает ей о ее долге подчиняться матери. Затем приходит Кризаль и приказывает Генриетте выйти замуж за Клитандра. Генриетта в восторге; ученые дамы, особенно Арманда, нет.
Акт IV
[ редактировать ]В сцене 1 Арманда произносит тираду против Клитандра. Клитандре появляется во второй сцене и спрашивает, почему она его так ненавидит. Она отвечает, что он предал ее, влюбившись в Генриетту вместо того, чтобы продолжать платонически любить ее (Арманду). Филаминта завершает разговор, повторяя свое намерение выдать Генриетту замуж за Триссотена. Триссотен появляется в Сцене 3 и вступает в словесную перепалку с Клитандре по поводу ценности учености. В сцене 4 приходит письмо от ожесточенного Вадиуса, в котором Филаминта сообщает, что Триссотин гонится только за ее деньгами. Но она отвергает это и немедленно вызывает нотариуса для проведения свадьбы. Крисейл, узнав об этом в Сцене 5, решает помешать ее планам и отправляется искать своего нотариуса.
Акт V
[ редактировать ]Генриетта встречает Триссотена наедине в Сцене 1 и умоляет его не жениться на ней, но он утверждает, что глубоко любит ее. Во второй сцене появляется Крисейл в сопровождении Мартины, подтверждает, что он хозяин дома, и требует, чтобы ему подчинялись. Затем в сцене 3 появляются Филаминта и образованные дамы с нотариусом; Когда нотариус спрашивает, кто жених, Филаминт и Крисейл назначают разных мужчин, и Мартина защищает выбор Крисале. Арист появляется в Сцене 4 с шокирующим заявлением; только что было вынесено решение по длительному судебному процессу, который означает, что семья теперь разорена в финансовом отношении. Узнав об этом, Триссотен пытается выйти из брака, но затем признается, что интересовался Генриеттой только из-за ее денег, к ярости Филаминты. Арист показывает, что его история была ложью, что это была уловка, чтобы раскрыть истинное лицо Триссотена, и пьеса заканчивается свадьбой Клитандры и Генриетты.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ П.-А Тушар, предисловие к Les Femmes savantes; Мольер: Полное собрание сочинений, Éditions du Seuil, 1962.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
