Марти Смит
Марти Смит | |
---|---|
Национальность | Американский |
Рожденный | Сан-Диего , Калифорния | 26 ноября 1956 г.
Умер | 27 апреля 2020 г. Альгодонес-Дюнс , Калифорния | ( 63 года
Мотокроссовая карьера | |
Годы активности | 1974–1981 |
Команды | Хонда , Сузуки |
Чемпионаты | АМА 125cc – 1974 , 1975 гг. АМА 500cc – 1977 г. |
Победы | 18 |
Марти Смит (26 ноября 1956 — 27 апреля 2020) — американский профессиональный по мотокроссу гонщик . [ 1 ] Он участвовал в чемпионатах AMA по мотокроссу с 1974 по 1981 год, в первую очередь в составе заводской гоночной команды Honda , с которой он одержал 18 побед в гонках AMA и три национальных чемпионата по мотокроссу. [ 1 ] В годы своего становления в гонках у него не было учителей, и он учился, внимательно наблюдая за быстрыми парнями, а затем применяя то, что видел. Смит сказал, что он почти никогда не выкладывался на 100 процентов. [ 2 ] Обладая длинными волосами, внешностью серфера из Южной Калифорнии и плавным стилем езды, он был популярной фигурой среди любителей гонок и первой суперзвездой американского мотокросса. [ 3 ] Смит был введен в Зал славы мотоциклов AMA в 2000 году. [ 1 ]
Ранняя карьера в мотокроссе
[ редактировать ]Родившийся в Сан-Диего , штат Калифорния , Смит впервые начал кататься на мотоцикле в возрасте шести лет по местным трассам и холмам вместе со своим отцом. [ 3 ] Он начал участвовать в мотокроссе в 1971 году, приняв участие в своей первой гонке на гоночной трассе Carlsbad Raceway против гораздо более старой команды. Управляя мотоциклом Yamaha AT1 объемом 125 куб.см, эндуро- лишенным фар и с импровизированным номерным знаком, вырезанным из алюминия, Смит финишировал пятым. [ 3 ] [ 4 ] По мере того, как Смит перешел от класса «Новичок» к «Среднему», он пересел на велосипед для мотокросса «Пентон» и получил первые уведомления в калифорнийских газетах. [ 5 ] К 1973 году Смит участвовал в гонках экспертного класса на шведском Monark , получая от завода спонсорскую поддержку в размере 100 долларов в месяц. [ 3 ] На шестом ежегодном турнире Hangtown Motocross Classic (последний год перед тем, как он стал национальным AMA) Смит одержал победу в классе поддержки 125сс. [ 6 ] Однако важнее, чем победа, он привлек внимание Хонды, которая собирала команду для участия в недавно организованном национальном чемпионате AMA 125cc, который должен был начаться в 1974 году. Через несколько дней после победы в Хангтауне Смит подписал контракт на 35 000 долларов. контракт на поездку с Хондой. [ 3 ] Ему было всего 17 лет.
Команда Honda и немедленный успех
[ редактировать ]Смит сделал себе имя на арене мотокросса, выиграв первый национальный чемпионат AMA по мотокроссу 125cc в 1974 году . Еще учась в старшей школе, он стал героем документального фильма Питера Старра под названием «Быть чемпионом», в котором рассказывается о его успешном дебюте в Американской киноакадемии и возведен он в статус «рок-звезды» среди своих сверстников школьного возраста. [ 4 ] Это внимание не осталось незамеченным ни для Honda, которая показывала его юношескую внешность в своей рекламе, ни для американских любителей мотокросса, которые поместили его на обложки десятков журналов. [ 1 ]
Смит завершил свой сезон новичка еще одним титулом чемпиона AMA в классе 125cc в 1975 году. [ 7 ] В том году он доминировал на трассе, выиграв шесть из семи национальных чемпионатов и все гонки, кроме одного. [ 3 ] [ 8 ] В том же году он выиграл Гран-при США по мотокроссу в классе 125 куб.см , финишировал вторым в серии суперкросса AMA в классе 250 куб.см и одержал первую из трех своих карьерных побед в гонках Trans-AMA . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Полноправно управляя трассой AMA 125cc в течение двух лет, руководители Honda в 1976 году решили, что Смит должен участвовать как в национальных чемпионатах AMA, так и в Европе в серии Мировых Гран-при. Уверенный в себе Смит чувствовал, что может победить любого и легко перемещаться туда-сюда. Он согласился это сделать. [ 12 ] В США планы Хонды и Смита были быстро нарушены появлением гонщика, который вскоре затмил весь мир мотокросса, включая самого Смита: Боба Ханну . Относительно неизвестная Ханна, участвовавшая в гонках за Yamaha , легко обыграла Смита на открытии серии в Хангтауне, выиграла пять из первых шести национальных чемпионатов класса 125сс и выиграла чемпионат AMA; Смит с большим отрывом занял второе место. [ 11 ] В Европе его усилия на Гран-при также потерпели неудачу. Смит охарактеризовал свою европейскую модель Honda как «по сути барахло» и часто оказывался вне боксов из -за механических проблем. [ 12 ] Тем не менее, ему удалось выиграть свой первый Гран-при в Европе над чемпионом мира в классе 125 куб.см Гастоном Рахером в Ниссебьергете под Копенгагеном , Дания , и повторить свой титул чемпиона Гран-при США в MX Park в Мид-Огайо, опередив Рахье и удерживая бегуна. Поднимите Ханну в обоих мотоциклах. В серии Гран-при Смит занял четвертое место в погоне за титулом, несмотря на то, что терпел неудачи почти столько же раз, сколько финишировал, прохладный прием со стороны европейских гонщиков и болельщиков, а также амбициозный график поездок, который стоил больше, чем он ожидал. [ 12 ] [ 13 ] [ примечание 1 ]
В 1977 году Смит отказался от соревнований в классе 125 куб.см и перешел на мотоциклы с объемом двигателя 250 и 500 куб.см. Хотя он выиграл один турнир по суперкроссу в Новом Орлеане , он финишировал разочаровывающим пятым в серии. [ 14 ] Выйдя на улицу, Смит сразился с Тони ДиСтефано за национальный титул в классе 250сс. Неудачная передача на RedBud Track 'n Trail в предпоследней гонке лишила Смита чемпионства, поскольку он финишировал вторым после ДиСтефано, который выиграл титул в классе 250сс в третий раз подряд. [ 14 ] Тем не менее, в классе 500cc Смит оказался в другом положении, поскольку он обменивался победами с соперником Бобом Ханной на протяжении всей серии из шести соревнований. Смит вышла в последний раунд всего на шесть очков впереди Ханны в чемпионате. Трос дроссельной заслонки Ханны вышел из строя, когда он лидировал в первом заезде, из-за чего он не смог финишировать, что принесло Смиту национальную корону 500cc и его последний титул AMA. [ 14 ] Смит вместе с Бобом Ханной завершили год, подарив Роджеру Де Костеру самый сильный на сегодняшний день американский вызов в серии Trans-AMA 1977 года. В то время как Де Костер выиграл свой четвертый подряд титул Trans-AMA, Смит взял два раунда серии и финишировал третьим, всего на несколько очков отстав от Ханны и заняв второе место. [ 15 ] Две победы Trans-AMA станут последними победами Смита, санкционированными AMA.
В сезоне 1978 года АМА приняла новое правило, которое требовало от всех профессиональных гонщиков объявить свой класс на год, положив конец гонкам в нескольких классах на открытом воздухе. [ 16 ] Смит решил защитить свой титул в классе 500сс. Однако серия Суперкросс заняла первое место, и Смит вошел в сезон, чувствуя, что едет в своих лучших проявлениях. [ 3 ] На второй день Хьюстонского суперкросса несколько гонщиков проиграли в первом повороте главного события, включая Смита и Тони ДиСтефано. У Смита будет вывих бедра, а у ДиСтефано - разрыв колена. Ни один из них больше не выиграет еще одну гонку. Смиту пришлось лежать на трассе от сильной боли, пока гонка не завершилась. В больнице не было на дежурстве ни одного врача, который мог бы вернуть бедро на место, поэтому ему пришлось ждать следующего дня, чтобы восстановить бедро. [ 4 ] Это была его первая серьезная травма, и она оказала на него сильное влияние. По словам Смита, этот опыт его морально сломил. Гонки внезапно перестали приносить удовольствие. [ 3 ] Позднее в том же году он финишировал третьим на национальном чемпионате по мотокроссу в классе 500сс, но после аварии в Хьюстоне он уже никогда не был прежним гонщиком, и его сердце больше не принадлежало гонкам. [ 13 ]
Переезд в Suzuki и выход на пенсию
[ редактировать ]Смит выступал за Honda еще один год в 1979 году, участвуя в суперкроссе и классе 500сс. Он финишировал вне первой десятки в обеих сериях. [ 8 ] Смит серьезно подумывал о завершении карьеры после сезона 1979 года. Его отношения с Хондой изменились. Пока он побеждал, Хонда была ему как семья. Но после нескольких трудных лет они стали очень холодными и сплоченными и были готовы уйти от Смита. [ 4 ]
Сузуки предложил Смиту выгодный двухлетний контракт, который, как он позже признал, подписал за деньги. [ 4 ] Но корпоративная поддержка была хорошей, а мотоциклы Suzuki были очень конкурентоспособными. В своей первой гонке за Suzuki Смит финишировал вторым на Daytona Supercross 1980 года. На открытой сцене он показал, что не потерял своего мастерства, заняв третье место в чемпионате 1980 года в классе 500сс, всего на несколько очков отстав от занявшего второе место Гоута Брекера. [ 8 ] По-прежнему представляющий угрозу для появления на подиуме, но больше не являющийся реальным претендентом на титул, Смит спокойно закончил сезон 1981 года 12-м в общем зачете в серии суперкросса и 6-м в чемпионате 500cc Nationals. [ 8 ] Когда-то находившийся в центре внимания американских поклонников мотокросса, Смит без особой помпы ушел в отставку в конце сезона 1981 года в возрасте 24 лет. [ 13 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Смит продолжал заниматься мотоспортом. Вскоре после выхода на пенсию он подписал шестимесячный контракт на продвижение и тестирование нового мотоцикла для мотокросса Cagiva . Позже Смит скажет, что Кагива заплатил ему за шесть месяцев больше, чем он заработал в свой лучший год в Honda. [ 4 ] В 1991 году он объединился с Ларри Розлером и Тедом Ханникаттом-младшим, чтобы выиграть знаменитую гонку Baja 1000 в пустыне на Kawasaki . [ 17 ] Смит также основал успешную школу мотокросса под названием «Клиника мотокросса Марти Смита». [ 13 ] Смит был введен в AMA Зал славы мотоциклов в 2000 году. [ 1 ]
Смерть
[ редактировать ]Смит и его жена Нэнси погибли в результате аварии на багги в Имперских песчаных дюнах в Южной Калифорнии 27 апреля 2020 года. Ему было 63 года. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Не слишком дружелюбный прием Смита в Европе оставил у него негативное мнение о гонках там и заставил его отказаться от участия в составе сборной США в Trophee des Nations и Motocross des Nations до конца своей карьеры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Марти Смит в Зале славы мотоциклов AMA
- ^ «Несколько забавных фактов о чемпионе по мотокроссу Марти Смите» . Американская ассоциация мотокросса . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Интервью Марти Смита» . МХ Большой . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Марти Смит потерял интервью! Бремя быть кумиром подростков» . Журнал Мотокросс Действие . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Автомобильный спорт». Лонг-Бич, Калифорния: Независимость. 24 мая 1971 г. с. 48.
- ^ «Бельгиец выигрывает лучшие велосипедные деньги в Плимуте» . Сакраменто, Калифорния: Сакраменто Би. 9 апреля 1973 г. с. 26.
- ^ Американский мотоциклист, январь 1976 г., Том. 30, № 1, ISSN 0277-9358
- ^ Jump up to: а б с д «Рекорды мотокросса». Американский мотоциклист . 39 (2): 44. Февраль 1985 г.
- ^ «Результаты гонок чемпионата мира по мотокроссу 125сс 1975 года» . memotocross.fr . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ Американский мотоциклист, сентябрь 1976 г., Том. 30, № 9, ISSN 0277-9358
- ^ Jump up to: а б «Рекорды мотокросса». Американский мотоциклист . 32 (1): 41. Январь – февраль 1979 г.
- ^ Jump up to: а б с «Великая гонка: война двух театров Марти Смита в 1976 году» . Гонщик-Х . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Палмер, Кит (5 мая 2002 г.). «Вспоминая Мэри Смит». Новости цикла . 57 (10): 74.
- ^ Jump up to: а б с «Самый длинный сезон». Американский мотоциклист . 32 (1): 28–33. Январь 1978 года.
- ^ Гианацис, Джим (1977), «Лакей выигрывает в Сирс-Пойнт», Cycle News , Cycle News, Inc.
- ^ «Анонсирован новый формат сериала». Американский мотоциклист . 32 (2): 37. Февраль 1978 г.
- ^ Победители Baja 1000 на сайте www.motorsportsetc.com. Архивировано 24 марта 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Марти Смит, легендарный гонщик по мотокроссу, погиб в результате аварии на багги в дюнах Калифорнии.