Протесты во Вьетнаме, 2018 г.
Протесты во Вьетнаме, 2018 г. | |||
---|---|---|---|
Дата | 9–17 июня 2018 г. | ||
Расположение | По всему Вьетнаму, в том числе:
| ||
Вызвано |
| ||
Методы | |||
В результате |
| ||
Вечеринки | |||
| |||
Ведущие цифры | |||
Нет централизованных лидеров | |||
Потери | |||
Летальные исходы) | 1 протестующий погиб | ||
Травмы | Несколько полицейских и протестующих | ||
Арестован | ~200 |
Протесты во Вьетнаме 2018 года , события 10 июня или протесты против Закона об особых зонах и Закона о кибербезопасности ( вьетнамский : Biểu tình phản đối Luật đặc khu kinh tế và Luật An ninh mạng ) представляют собой серию вспыхнувших как насильственных, так и ненасильственных протестов. по всему Вьетнаму в июне 2018 года, главным образом в ответ на два законопроекта: Закон об особых зонах и Закон о кибербезопасности.
Закон об особой зоне [ 2 ] (также известный как Закон об особых зонах). [ 3 ] или Закон об особых экономических зонах [ 4 ] ) предлагает открыть три специальные экономические зоны (СЭЗ) по всему Вьетнаму, где иностранным инвесторам будет разрешено арендовать землю на срок до 99 лет. Несмотря на отсутствие конкретного упоминания Китая в законопроекте, многие вьетнамцы опасались, что в СЭЗ будет доминировать Китай, что приведет к опасениям по поводу потери национального суверенитета. [ 5 ] 9 июня 2018 года власти Вьетнама в конце концов уступили огромному давлению общественности и отложили голосование по закону на неопределенный срок. [ 6 ]
Закон о кибербезопасности описывается как «в значительной степени скопированная версия» китайского Закона о кибербезопасности, который вступил в силу годом ранее. [ 7 ] Национальное собрание Вьетнама приняло закон 12 июня 2018 года, несмотря на местное и международное сопротивление. [ 8 ] и действует с 1 января 2019 года. [ 9 ]
Контекст
[ редактировать ]Протестная культура во Вьетнаме
[ редактировать ]В средствах массовой информации и многих неправительственных организациях Вьетнам часто воспринимается как суровая и бескомпромиссная страна в отношении права на свободу собраний. В отчетах Хьюман Райтс Вотч и Госдепартамента США правящая Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ) изображается как крайне нелиберальная и не прощающая политического инакомыслия любого рода. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] В отчете Freedom House о Вьетнаме за 2020 год страна получила 1 балл из 4 за свободу собраний, в частности, в качестве причины для оценки были указаны аресты и осуждения в результате протестов 2018 года, а также 0 из 4 баллов за свободу собраний. неправительственные организации и профсоюзы или аналогичные профессиональные организации. [ 13 ] Amnesty International также сообщает о преследовании и преследовании демократических активистов, независимых журналистов, авторов и издателей в своем обзоре «Вьетнам 2020». [ 14 ] По данным Хьюман Райтс Вотч, в апреле 2018 года главный судья Ханоя приговорил политических активистов к срокам от 7 до 12 лет лишения свободы каждого по статье 79 УК за политическую активность. [ 15 ]
Однако у ученых и наблюдателей Вьетнама другая точка зрения. Многие согласны с тем, что страна фактически применяет ответно-репрессивную стратегию с 1990-х годов, принимая определенные меры, чтобы продемонстрировать свою отзывчивость и толерантность к критике со стороны своих граждан, и применяя репрессии только в качестве крайней меры. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Политолог и почетный профессор Австралийского национального университета Бен Керквлит обнаружил, что вьетнамские граждане «часто и публично» высказывались с критикой условий их жизни и работы, чаще всего посредством тысяч забастовок, иногда с тысячами участников каждая. [ 22 ] Его книга « Выступая во Вьетнаме: публичная политическая критика в стране, управляемой коммунистической партией» в 2019 году показала, что, по крайней мере, с 1990 года публичная политическая критика стала заметной чертой политического ландшафта Вьетнама. В книге он также показал, как правительственные чиновники на самом деле часто сочувствовали требованиям рабочих, соглашались с опасениями по поводу конфискации земли и даже в некоторой степени терпимо относились к призывам к демократизации, которые угрожали идеологии режима.
Прошлые антикитайские протесты во Вьетнаме
[ редактировать ]Хотя публичные демонстрации не являются обычным явлением во Вьетнаме, антикитайские протесты происходили во многих случаях и встречались с балансом реагирования и репрессий со стороны государства, хотя и с особой осторожностью, учитывая добавление внешней стороны – Китая, не меньше – в Отношения государства и общества во Вьетнаме.
Среди вьетнамского населения антикитайские настроения выступают в качестве объединяющего пространства для их недовольства различными социальными проблемами в стране, такими как неблагоприятные условия труда, загрязнение окружающей среды, социально-экономическое развитие и внешняя политика. Таким образом, превращение Китая в «общего врага» действует как связующее звено между этими социальными группами, взаимно поощряя и усиливая эти настроения. [ 23 ] После Холодной войны, и особенно после 2010 года, острейшие кризисы и последовавшие за ними антикитайские протесты во Вьетнаме вызвали общественное возмущение по поводу территориальных споров в Южно-Китайском море . [ 24 ]
Например, в мае 2011 года китайское морское судно перерезало тросы вьетнамского корабля, проводившего исследования во вьетнамских водах Южно-Китайского моря, и сотни жителей Вьетнама вышли на улицы в знак постоянного протеста на протяжении более трех месяцев. [ 25 ] Демонстранты в Ханое пели патриотические песни, скандировали лозунги и несли транспаранты и флаги, в том числе китайский флаг, измененный в цифровой форме и включающий череп и скрещенные кости пирата. [ 26 ] Общественный гнев вспыхнул еще сильнее в 2014 году, когда Китай развернул Haiyang Shiyou 981 , гигантскую нефтяную вышку в районе Южно-Китайского моря, на который претендует Вьетнам. Этот инцидент спровоцировал крупномасштабные антикитайские демонстрации с тысячами участников, которые быстро переросли в насилие. [ 27 ] Протестующие поджигали промышленные парки и фабрики, выслеживали и вступали в схватки с китайскими рабочими, а также нападали на полицию во время столкновений, в результате чего по меньшей мере 21 человек погиб и почти 100 получили ранения. [ 28 ]
Такие территориальные споры особенно болезненны, потому что они рассматриваются как вызов и нарушение суверенитета Вьетнама, что является особенно болезненной темой, когда речь идет о Китае, учитывая историю пограничных столкновений между двумя странами до 1991 года, таких как двухмесячная кровавая китайско-вьетнамская война. пограничная война не четыре десятилетия назад, в 1979 году. [ 29 ] Статья в «Вьетнамских новостях» резюмирует основные настроения антикитайских протестов в послании солидарности: «Вьетнамский народ зол. Нация злится. Мы говорим миру, что мы злимся. У нас есть полное право злиться […] Послание всех этих демонстраций простое и прямое: Китай должен прекратить нарушать международное право и уважать суверенитет Вьетнама […] Мы маленькая страна, но мы не слабые. Мы будем стоять как одно целое. , объединившись ради защищая целостность нашей Родины». [ 30 ]
Реакция вьетнамского государства
[ редактировать ]Что касается реакции правительства Вьетнама, наблюдатели отмечают, что власти, как правило, разрешали подобные антикитайские протесты, подавляя протестующих только в случае проявления насилия. Демонстрация уступчивости Китаю может нанести вред политической карьере вьетнамских политиков, поскольку их считают антинационалистическими, и ослабить легитимность. [ 31 ] Кроме того, ученые отметили, что международное освещение и сочувствие к таким протестам могут быть использованы для того, чтобы сообщить о масштабах возмущения во Вьетнаме и узаконить просьбы страны о международной поддержке. [ 32 ] И в 2011, и в 2014 году власти вначале явно терпели демонстрации, разрешая протестующим маршировать по улицам и несколько раз останавливая или перенаправляя движение транспорта, чтобы позволить им переходить улицы на протяжении всего марша. [ 33 ] [ 34 ] Правительство также предприняло шаги, чтобы смягчить общественный гнев и продемонстрировать поддержку протестующим, повторив их настроения в резкой риторике и резких официальных заявлениях против Китая, используя такие слова, как «наглый» и «незаконный». [ 35 ]
Однако Ханой придерживается очень тонкой линии, чтобы сохранить свою осторожную стратегию хеджирования в отношениях с Китаем. [ 36 ] Учитывая явные различия в размерах, возможностях, военной мощи и силе, противодействие Китаю и слишком далекое затягивание этого вопроса может серьезно повлиять на двусторонние отношения и поставить под угрозу существующие асимметричные отношения, которые тщательно обсуждались на протяжении веков истории. [ 37 ] [ 38 ] Численность населения Вьетнама составляет 7% от численности населения Китая; его валовой национальный продукт составляет 3% от китайского; ее военный бюджет составляет менее 1% от китайского. [ 39 ] Общий объем торговли Вьетнама с Китаем составил 20% от общего объема торговли в 2015 году, а четверть туристов, посетивших Вьетнам в 2013 году, были из Китая. Вьетнам также частично зависит от Китая в плане идеологической и экономической поддержки, причем Китай является крупнейшим проводником и защитником Вьетнама в марксизме-ленинизме и рыночном социализме . [ 40 ] Учитывая все это, протесты 2011 и 2014 годов в конечном итоге были встречены свертыванием и подавлением, поскольку власти приказали применить суровые меры, посчитав, что невидимая линия была пересечена. В 2011 году городское правительство Ханоя издало приказ прекратить протесты, которые «подрывали национальное единство» и «осложняли дипломатические усилия», предупредив демонстрантов, что власти «примут необходимые меры» против тех, кто не подчинился, и предприняв меры в ответ на угрозы, когда марши продолжались. [ 41 ]
Однако важно отметить, что отношения между двумя странами не являются полностью искаженными: обе стороны связаны « Руководством из 16 слов» , заявлением, объявленным Генеральным секретарем Коммунистической партии Вьетнама и Генеральным секретарем Коммунистической партии Китая. партии в 1999 году как ориентир китайско-вьетнамских отношений в будущем. В частности, в нем предусматривалось, что обе страны обязуются поддерживать «долгосрочные, стабильные, ориентированные на будущее отношения добрососедства и всестороннего сотрудничества». Исследование, анализирующее основные дипломатические события между двумя странами с 1990-х по 2018 год, демонстрирует, как этот официальный термин обсуждался на каждой встрече на высшем уровне с момента его создания, напоминая обеим сторонам об их приверженности поддержанию двусторонних отношений. [ 42 ] Таким образом, автор предлагает альтернативный взгляд на традиционный подход к силовой политике, который подчеркивает асимметрию между Китаем и Вьетнамом, вместо этого утверждая, что Руководство из 16 слов привело к мощной принудительной риторике, которая оказывает сильное влияние на обе стороны, чтобы избежать внутренней нестабильности и военного конфликта. .
В частности, что касается Южно-Китайского моря, Вьетнам следует стратегии «сотрудничества и борьбы» с Китаем. [ 43 ] – например, участвуя в программе оборонной самопомощи внутри страны с поставками подводных лодок килограммового класса , одновременно привлекая крупные державы, включая США, Россию, Индию и Японию, для поддержания баланса сил в море. [ 44 ] Хотя антикитайские протесты не изменили внешнюю политику Вьетнама по отношению к Китаю ни во время споров, ни в долгосрочной перспективе, [ 45 ] давление было успешно манипулировано в пользу Вьетнама: Соединенные Штаты согласились на продажу оборудования и оружия для целей морской обороны, Индия расширила кредитную линию на сумму 100 миллионов долларов для оборонных закупок, а Япония предоставила шесть морских судов и провела обучение береговой охране Вьетнама (и с улучшением отношений) во время кризисов. [ 46 ]
В целом, внутри этой тройки – вьетнамского народа, вьетнамского правительства и китайского правительства – речь идет о сохранении хрупкого баланса между умиротворением протестов и одобрением национализма, сохраняя при этом согласованную асимметрию и избегая вреда двусторонним отношениям. [ 47 ] Исследование, основанное на анализе 570 статей вьетнамских газет, показывает, что вьетнамское правительство действительно было сбалансировано в своей реакции на антикитайские протесты, широко освещая конфликт, чтобы продемонстрировать сопротивление китайской агрессии, но также направляя гнев по отношению к Китаю в «более позитивное русло». и конструктивная форма проправительственного национализма». [ 48 ] Ученые в конечном итоге сходятся во мнении об общем подходе Вьетнама к такой антикитайской критике и митингам: демонстрантам разрешалось, а иногда даже поощрялось протестовать, с широким освещением демонстраций в средствах массовой информации и выпуском официальных заявлений сочувственного характера по отношению к протестующим, осуждающим Действия Китая. Эта попустительская позиция будет продолжаться до тех пор, пока события не обострятся и не перейдут в насилие, после чего начнутся жесткие и решительные репрессии, часто связанные с арестами и грубой силой.
Фон
[ редактировать ]Основными причинами народного волнения в 2018 году были вопросы захвата земель, чрезмерных налогов, а также несправедливых сборов и загрязнения. [ 49 ] Однако крупнейшие протесты года были вызваны Законом об особых зонах и Законом о кибербезопасности. В течение двух выходных, с 9 по 17 июня 2018 года, представители общественности собирались в знак протеста против принятия обоих законов. Протесты начались в Хошимине и Ханое, но вскоре распространились на города шести провинций, включая Дананг, Нячанг, Биньтхуан и Тайнинь. [ 50 ] Основные и средства массовой информации, которые по закону являются государственными учреждениями, предоставили минимальную информацию или освещение протестов 2018 года, намеренно используя расплывчатые термины, такие как «собрание» или «пробки», чтобы преуменьшить любую значительную социальную нестабильность. [ 51 ]
Хотя в большинстве городов демонстрации в целом носили мирный характер, в провинции Бинь Туан имели место случаи насилия и разрушений, где протестующие штурмовали правительственные здания, поджигали автомобили и вступали в борьбу с полицией. [ 52 ] По словам источника Reuters, реакция была особенно резкой в Бинь Туане, поскольку в провинции уже много лет царит гнев – ее жители обвиняют Китай в нападении на местных рыбаков, загрязнении территории построенной китайской электростанцией и вырубке лесов. земли для добычи полезных ископаемых, в основном экспортируемых в Китай. [ 53 ] Жители Бинь Туана выплескивали гнев не только на Китай, но и на местное правительство, которое они считали коррумпированным и порабощенным деструктивными коммерческими интересами Китая.
Поскольку протесты были направлены, в частности, против китайских рабочих и принадлежащих китайцам заводов, дипломатические миссии Китая во Вьетнаме провели встречи с китайскими бизнес-группами, местными властями и местными СМИ. На сайте посольства Китая во Вьетнаме было опубликовано сообщение о том, что поверенный в делах Инь Хайхун «потребовал» от вьетнамских властей защитить китайский бизнес и граждан. [ 54 ] Инь сказал, что вьетнамские власти проинформировали посольство о том, что люди со «скрытыми мотивами» «намеренно исказили ситуацию и связали ее с Китаем».
Закон об особой зоне
[ редактировать ]Закон об особых зонах представлял собой законопроект, созданный для стимулирования инвестиций и получения экономических выгод за счет стимулирования развития районов Ван Дон, Норт-Ван-Фонг и Фукуок и предоставления «пространства для институциональных экспериментов». [ 55 ] Планы по инфраструктуре включали международный аэропорт в Ван Доне, который станет туристическим центром, промышленные центры логистики и морской промышленности в Ван Фонге, а также защиту прекрасных пляжей и природы в Фукуке для привлечения туристов. [ 56 ] По словам ученого и профессора Александра Вувинга, инициаторами акции были Фам Минь Чинь (который был членом Политбюро КПВ в то время, прежде чем был назначен премьер-министром Вьетнама в 2021 году) и Нгуен Тан Зунг (который был премьер-министром Вьетнама). Вьетнам с 2006 по 2016 год), при основной поддержке со стороны тогдашнего председателя Национального собрания Нгуен Тхи Ким Нгана и тогдашнего заместителя премьер-министра Вуонга. Динь Хюэ . [ 57 ] О генеральном секретаре Нгуен Фу Чонге , тогдашнем исполнительном секретаре КПВ Чан Куок Выонге и тогдашнем премьер-министре Нгуен Суан Фуке сообщалось более нерешительно.
Конкретным положением, которое спровоцировало антикитайские протесты, стал пункт в законопроекте, который разрешал сдавать землю в аренду на 99 лет иностранным инвесторам. Хотя в законопроекте не указывалась какая-либо конкретная страна, широко предполагалось, что наиболее вероятными бенефициарами будут китайские инвесторы. [ 58 ] учитывая их глубокие карманы и непосредственную близость, они потенциально могут превратить эти районы в де-факто китайские территории. В последние годы Вьетнам также стал излюбленным местом поиска сокровищ для китайских покупателей. [ 59 ] Существующие антикитайские настроения только усилили эту связь между этим актом и Китаем. Нгуен Чи Туен, блоггер из Ханоя с 42 500 подписчиками в Facebook, сказал: «У нас давняя история с китайским народом, они всегда хотят вторгнуться в нашу страну, поэтому опасно позволять им использовать эти СЭЗ для контролировать нашу страну». [ 60 ] Нгуен Куанг Ди, аналитик, бывший чиновник министерства иностранных дел, опубликовал статью с критикой предлагаемых СЭЗ, написав: «Хотя экономические интересы и суверенитет Вьетнама в Южно-Китайском море находятся под серьезной угрозой со стороны Китая, решение о создании новых СЭЗ в Южно-Китайском море находится под серьезной угрозой со стороны Китая. эти критические позиции были бы непростительны ни по соображениям экономики, ни по соображениям национальной безопасности». [ 61 ]
Поскольку слухи о неминуемой эксплуатации этого закона Китаем продолжали распространяться, а общественное недовольство проявлялось, партийные чиновники поспешили опровергнуть подобные опасения. Нгуен Тхи Ким Нган попыталась успокоить возмущение, обратившись к протестующим, заявив, что люди должны «верить в решения партии и государства, особенно в тот факт, что Национальное собрание всегда прислушивается к мнению людей при обсуждении векселя». [ 62 ] Нгуен Фу Чонг подчеркнул, что предлагаемые выгоды от этого закона будут направлены только на благо народа, заявив, что «партия председателя Хо Ши Мина (имеется в виду КПВ) существует для страны, для народа и никаких других целей» и конкретно обращаясь к обвинения в том, что страна будет потеряна для Китая, якобы заявляют: «Никто не настолько глуп, чтобы передавать землю иностранцам, чтобы они нас испортили. Никто не был бы настолько наивен». [ 63 ]
В конечном итоге акция поддалась давлению и была отложена на неопределенный срок.
Закон о кибербезопасности
[ редактировать ]Закон о кибербезопасности, с другой стороны, был принят подавляющим большинством голосов 12 июня 2018 года, несмотря на огромную местную и международную оппозицию, и его одобрили 91% присутствовавших законодателей. [ 64 ] Закон наделяет правительство широкими полномочиями по контролю онлайн-информации и полицейской онлайн-активности, включая потенциальное принуждение технологических компаний к передаче огромных объемов данных, включая личную информацию, и цензуру сообщений пользователей. [ 65 ] и запрет пользователям Интернета создавать организации в антигосударственных целях. [ 66 ] Многие статьи имеют двусмысленные формулировки и допускают широкие манипуляции и толкования со стороны властей. смятение в народе». [ 67 ] До принятия закона США и Канада призывали Вьетнам отложить голосование для дальнейшего рассмотрения, чтобы убедиться в его соответствии мировым стандартам, выражая обеспокоенность тем, что это может нанести вред цифровым инновациям во Вьетнаме. [ 68 ] Критики предупреждают, что это может подорвать деятельность местных фирм, которые в значительной степени полагаются на предоставление трансграничных онлайн-услуг, таких как услуги облачных вычислений, что может повлиять на экономику. [ 69 ]
Обоснование, предоставленное КПВ, изображает закон как необходимость защиты партии и режима; Как заявил генеральный секретарь Нгуен Фу Чонг: «В период промышленной революции 4.0 есть много преимуществ, но, с другой стороны, управление очень сложно. Отсюда происходят подстрекательства, протесты, срывы, свержения режима. Поэтому должен быть закон, защищающий этот режим». [ 70 ] Закон о кибербезопасности также вызвал аналогичные антикитайские настроения, поскольку его обычно критикуют как дубликат китайского аналога, принятого в 2017 году. [ 71 ] Вьетнам копирует подход Китая к управлению Интернетом из-за желания лучше контролировать онлайн-пространство и информационные потоки. [ 72 ]
Закон подвергся резкой критике со стороны неправительственных организаций во всем мире. Amnesty International заявила, что этот закон нанес «сокрушительный удар» по свободе выражения мнений: «с учетом широких полномочий, которые он предоставляет правительству по мониторингу онлайн-активности, это голосование означает, что во Вьетнаме теперь не осталось безопасного места, где люди могли бы свободно говорить», — заявила Amnesty International. Клэр Алгар, директор по глобальным операциям Amnesty. [ 73 ] Репортеры без границ призвали к скорейшей отмене этого «драконовского нового закона» в онлайн-очаге сопротивления, которое «нынешнее руководство партии хочет подавить». [ 74 ] Азиатская интернет-коалиция, отраслевая группа, которая возглавляла усилия по смягчению предлагаемого закона, заявила, что закон увеличит затраты на ведение бизнеса во Вьетнаме для иностранных и местных предприятий, и что малый и средний бизнес, в частности, пострадает, поскольку меньшие ресурсы для выполнения новых строгих требований по лицензированию, аудиту и соответствию. [ 75 ] Вьетнамская ассоциация цифровых коммуникаций заявила, что эти требования могут сократить валовой внутренний продукт Вьетнама на 1,7 процента и уничтожить 3,1 процента иностранных инвестиций. [ 76 ]
Принятие закона можно рассматривать как кульминацию существующей эскалации кампании КПВ против социальных сетей. Небольшие отдельные инциденты, произошедшие в предыдущем, 2017 году, были восприняты как подготовка к постепенной подготовке к принятию всеобъемлющего закона. В начале 2017 года правительство запретило вьетнамским фирмам размещать рекламу на YouTube, пытаясь заставить Google удалить «токсичный контент» со своей глобальной платформы обмена видео. Позже Министерство информации и коммуникаций заявило об успехе, заявив, что Google удалил 6423 видео, а Facebook закрыл 159 аккаунтов за «клевету на вьетнамских лидеров». [ 77 ] В декабре 2017 года Министерство обороны объявило о своей «кибервойне» против негативного воздействия Интернета, создав подразделение из 10 000 членов под названием «Сила 47», которое работает «каждый час, каждую минуту, каждую секунду» для борьбы с «ошибочными взглядами». онлайн. [ 78 ]
Роль социальных сетей
[ редактировать ]Социальные сети нельзя упускать из виду из-за их двух ключевых ролей в протестах 2018 года: как платформы для информирования и организации, а также как самой цели Закона о кибербезопасности.
Социальные сети широко используются среди вьетнамской общественности. В 2019 году уровень проникновения Интернета относительно высок и составляет около 69%. [ 79 ] Отчеты Global Digital за 2018 год показывают, что около 60% населения являются пользователями социальных сетей. [ 80 ] Опрос показал, что Facebook был наиболее используемой платформой: 90% респондентов в возрасте от 16 до 64 лет заявили, что они использовали эту платформу. [ 81 ] Исследования 2021 года показали, что вьетнамцы проводят в Интернете в среднем 6 часов 47 минут каждый день, из них в среднем 2 часа 21 минуту в социальных сетях, что больше, чем другие азиаты, такие как сингапурцы, китайцы, южнокорейцы и японский. [ 82 ]
Как упоминалось ранее, традиционные средства массовой информации во Вьетнаме принадлежат и контролируются государством, поэтому социальные сети являются практически единственным или наиболее практичным способом доступа к критически важной информации и знаниям, не подвергающимся цензуре. Его более широкое использование не только привело к повышению политической осведомленности общественности о ключевых политических и экономических проблемах, но также позволило оказать мобилизационный эффект на формулирование политики, общественное мнение и общее участие в управлении. [ 83 ] Примеры включают кампании таких организаций, как Институт исследований общества, экономики и окружающей среды и Центр расширения прав и возможностей сообществ, которые в значительной степени полагались на социальные сети, чтобы обратиться к сторонникам прав ЛГБТ во Вьетнаме . Другие неправительственные организации подключаются и действуют через такие сети, как Рабочая группа по реформе государственного управления, Рабочая группа по народному участию (PPWG) и Сеть гендерного и общественного развития, при этом Интернет является основной платформой для общения и обсуждения социальных вопросов и коллективное действие. [ 84 ]
Вьетнам — не единственная страна, которая использует социальные сети в качестве платформы для организации — это явление хорошо описано в литературе, исследования показали, что активизм и политические движения часто мобилизовались через социальные сети во многих других странах, таких как Египет. , [ 85 ] Испания, [ 86 ] Тунис, [ 87 ] и Китай. [ 88 ] Социальные сети как платформа позволяют осуществлять транснациональную коммуникацию для распространения сообщений на большие территории. [ 89 ] что имеет решающее значение для широкомасштабной мобилизации – во время антикитайских протестов 2014 года эта связь сыграла важную роль в организации захватов заводов в разных местах одновременно. [ 90 ] Во время протестов во Вьетнаме в 2018 году призыв к людям сплотиться распространялся в социальных сетях, таких как Facebook и Twitter. [ 91 ] и многие плакаты и активисты постоянно сообщали о реальных событиях на местах в реальном времени. Цензура не может удалять посты так же быстро, как протесты освещаются в социальных сетях посредством постоянного обновления статусов, фотографий и прямых трансляций. [ 92 ]
Учитывая ограничения на основные средства массовой информации и относительную свободу социальных сетей, неудивительно, что платформа политического участия и организации меняется. Правительство, конечно, более чем осознает, что с развитием социальных сетей растет и общественный контроль – по этой причине произошли заметные изменения в том, как они взаимодействуют с общественностью. Большинство из 18 000 журналистов, имеющих государственную лицензию, имеют активные личные учетные записи в Facebook, а тогдашний министр здравоохранения Нгуен Тхи Ким Тьен и Управление правительства Вьетнама были среди пионеров использования учетных записей Facebook для пропаганды своей деятельности среди общественности. . [ 93 ]
Протесты 2018 года также оставили свой след на деятельности правительства в социальных сетях. Исследование, в котором рассматривалась деятельность вьетнамского правительства и общества в социальных сетях, а также последующая реакция правительства на антикитайские протесты в 2018 году, показало, что протесты 2018 года оставили значительный отпечаток на планировании правительством и использовании социальных сетей в качестве инструмента борьбы. с антикитайскими настроениями – с тех пор власти стали остро чувствительны и даже реагировать на антикитайские настроения в Интернете. [ 94 ]
В целом, принятие Закона о кибербезопасности указывает на то, что социальные сети и онлайн-пространство в целом стали насущной проблемой для КПВ. Сам факт того, что Закон об особых зонах был отложен под давлением общественности, в то время как Закон о кибербезопасности все же был принят, несмотря на значительные разногласия, позволяет предположить, что КПВ рассматривает эту среду как главное поле битвы. [ 95 ]
Хронология событий
[ редактировать ]9-10 июня (суббота и воскресенье) : Демонстрации начались с того, что около 50 000 вьетнамцев с обувной фабрики вышли на улицы Хошимина в знак протеста против двух законопроектов. [ 96 ] Вскоре это распространилось по провинциям Вьетнама. Государственные СМИ сообщили, что протестующие в центральной провинции Бинь Туан бросали в полицию бомбы с зажигательной смесью и кирпичи, а также повредили здания местных органов власти (как сообщается, штаб-квартиру Народного комитета провинции) и транспортные средства. В результате инцидента пострадали десятки полицейских. [ 97 ]
В сообщениях активистов в социальных сетях сообщалось об избиениях и задержаниях со стороны сотрудников полиции в штатском. Полиция по охране общественного порядка применила слезоточивый газ, дымовые шашки и водометы для разгона протестующих в провинции Бинь Туан и арестовала более ста человек. [ 98 ] В столице Ханое полиция задержала более дюжины протестующих, которые прошли маршем по оживленной улице, некоторые из них несли антикитайские плакаты, в том числе плакат с надписью «Никакой аренды земли Китаю даже на один день». Десятки протестующих также были задержаны в экономическом центре страны Хошимине. [ 99 ]
Среди арестованных оказался гражданин США Уилл Нгуен, принимавший участие в протестах в Хошимине. Он опубликовал серию твитов, документирующих протесты в воскресенье. Согласно заявлению его семьи и друзей, его «избили по голове и затащили в кузов полицейского грузовика», когда полиция подавляла протесты. [ 100 ] Представитель посольства США в Ханое заявил, что посольство осведомлено об аресте и приложит все усилия для оказания соответствующей консульской помощи.
11 июня (понедельник) : Протесты в городах были быстро подавлены, но в Бинь Туане продолжались. Полиция построила баррикады из своих щитов на городских дорогах и применила слезоточивый газ по толпе. [ 101 ] В ночь на 11 июня полиция арестовала еще 100 человек, и неясно, сколько протестующих за выходные было освобождено. [ 102 ]
12 июня (вторник) : Государственные СМИ сообщили во вторник, что напряженность в провинции Бинь Туан утихла. [ 103 ] Правительство восстановило контроль над правительственными зданиями, занятыми в предыдущие выходные. [ 104 ] Министерство общественной безопасности, находящееся под управлением полиции, продолжило расследование и опубликовало заявление, в котором говорится, что к тем, кто подстрекал людей к вандализму и организации беспорядков, будет применено строгое наказание. [ 105 ]
15 июня (пятница) : В пятницу тогдашний спикер Палаты представителей Нгуен Тхи Ким Нган расплывчато отреагировал на заявления о протестах, заявив, что законодательный орган «ценит патриотизм людей и их глубокую озабоченность важными вопросами». [ 106 ]
17 июня (воскресенье) : В центральном Вьетнаме поступили сообщения о мирных демонстрациях без столкновений с полицией; на юге Вьетнама поступали сообщения о жестоких репрессиях.
Агентство Reuters сообщило, что в центральной провинции Хатинь тысячи людей провели мирную демонстрацию против обоих законов. Протестующие держали плакаты с надписями: «Китайским коммунистам нельзя сдавать землю в аренду ни на один день» или «Закон о кибербезопасности убивает свободу». Это подтвердили трое свидетелей и кадры прямой трансляции в Facebook. [ 107 ] Демонстрация длилась два часа в воскресенье утром без каких-либо столкновений с полицией.
Однако в Южном Вьетнаме в тот же день сообщения в социальных сетях и от многочисленных активистов сообщили, что власти доставили около 180 человек, включая активных протестующих и пассивных наблюдателей, на стадион Тао Дао в Хошимине. [ 108 ] Некоторые активисты заявили, что они не протестовали, но власти все равно забрали их из домов или кафе на стадион. Власти обыскивали и избивали задержанных. Многие из пострадавших заявили, что получили травмы головы, а некоторые потеряли сознание. Одному человеку потребовалась длительная госпитализация из-за полученных травм.
18 июня (понедельник) : Вьетнамская полиция арестовала еще восемь человек из Бинь Туана, обвинив их в нарушении общественного порядка, противодействии должностным лицам и нанесении ущерба государственной собственности. [ 109 ]
12 июля : Суд в провинции Биньтхуан заключил в тюрьму шестерых вьетнамцев за «нарушение общественного порядка» в результате участия в протестах, приговорив к тюремному заключению на срок от двух до двух с половиной лет каждый. Все шестеро признали свою вину в ходе однодневного суда. [ 110 ] На той же неделе тогдашний госсекретарь США Майк Помпео призвал к скорейшему решению проблемы Уилла Нгуена во время встреч с вьетнамскими официальными лицами в Ханое.
20 июля : Вьетнамский суд постановил освободить и депортировать Уилла Нгуена сразу после его однодневного суда в тот же день. Государственная газета Ho Chi Minh City Law сообщила, что он не был приговорен к тюремному заключению из-за его признания в совершении обвинений и искренности. [ 111 ] Представитель посольства США в Ханое заявил в своем заявлении, что они «рады тому, что дело гражданина США Уильяма Нгуена было решено». Позже Майк Помпео написал в Твиттере, что он «чрезвычайно рад» тому, что Нгуен возвращается домой к своей семье. [ 112 ]
23 июля : Суд в провинции Биньтхуан заключил в тюрьму еще десять вьетнамских протестующих в возрасте от 18 до 43 лет за «причинение общественных беспорядков» и приговорил к тюремному заключению на срок от двух до трех с половиной лет каждый. [ 113 ]
2 августа : В сообщениях говорилось, что протестующий Хуа Хоанг Ань скончался 2 августа после того, как местные полицейские в провинции Кьензянг допросили его по поводу его участия в протестах. Социальные сети и неправительственные организации сообщили, что на его теле было множество травм, в том числе головы, шеи и живота, что, возможно, указывает на пытки. [ 114 ] Государственные СМИ лишь заявили, что он умер.
4 сентября: арестован Хуон Чонг Ка , член группы Хиен Фап, организовавшей протесты в Хошимине. В течение следующего месяца арестованы еще восемь членов Hiến Pháp. [ 115 ]
См. также
[ редактировать ]- Китайско-вьетнамские отношения
- Антикитайские протесты во Вьетнаме, 2014 г.
- Список протестов в 21 веке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Китай предупреждает граждан Вьетнама после протестов по поводу экономических зон» . Рейтер . 11 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Брифинг АСЕАН (4 июня 2020 г.). «Особые экономические зоны в АСЕАН: возможности для инвесторов США» . Деловые новости АСЕАН . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Китайский диалог (26 марта 2019 г.). «Общественная критика заставляет Вьетнам отказаться от создания новых экономических зон» . Китайский диалог . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Транг, Доан (28 августа 2018 г.). «Часто задаваемые вопросы о специальных экономических зонах и законопроекте о СЭЗ Вьетнама» . thevietnamese.org . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Китай предупреждает граждан Вьетнама после протестов по поводу экономических зон» . Рейтер . 11 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Луонг, Дьен Нгуен Ан (2020). «Как Ханой использует антикитайские настроения в Интернете» (PDF) . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Репортеры без границ (14 июня 2018 г.). «RSF призывает к отмене нового закона Вьетнама о кибербезопасности» . РСФ . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ Нгуен, Май (12 июня 2018 г.). «Вьетнамские законодатели одобряют закон о кибербезопасности, ограничивающий деятельность технологических компаний, но это несогласие» . Рейтер . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Фонд Бертельсмана. Отчет BTI по Вьетнаму за 2020 год . Индекс трансформации БТИ.
- ^ Хьюман Райтс Вотч (2013). Вьетнам: Краткое описание страны (PDF) . Всемирный доклад 2013. Нью-Йорк . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Государственный департамент США (2011). Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2010 г.: Вьетнам (PDF) . Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Государственный департамент США (2018). Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год: Вьетнам . Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Дом Свободы. Вьетнам: Страновой отчет о свободе в мире за 2020 год . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Международная амнистия (2020). «Все, что вам нужно знать о правах человека во Вьетнаме» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Дипломат. «Спорный закон Вьетнама о кибербезопасности обещает тяжелые времена для активистов» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Буи, Нхунг Т. (4 марта 2017 г.). «Управление антикитайским национализмом во Вьетнаме: данные СМИ во время кризиса на нефтяных вышках 2014 года» . Тихоокеанский обзор . 30 (2): 169–187. дои : 10.1080/09512748.2016.1201132 . ISSN 0951-2748 . S2CID 156373670 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Чорчари, Джон Д; Вайс, Джессика Чен (2012). «Китайско-вьетнамское противостояние в Южно-Китайском море». Джорджтаунский журнал международных отношений . 13 (1): 61–69.
- ^ Малески, Эдмунд; Моррис-Юнг, Джейсон (1 февраля 2015 г.). «Вьетнам в 2014 году» . Азиатский опрос . 55 (1): 165–173. дои : 10.1525/as.2015.55.1.165 . ISSN 0004-4687 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Росс, Роберт С. (7 декабря 2020 г.). «Китайско-вьетнамские отношения в эпоху подъема Китая: мощь, сопротивление и морской конфликт» . Журнал современного Китая . 30 (130): 613–629. дои : 10.1080/10670564.2020.1852737 . ISSN 1067-0564 . S2CID 230609101 . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Ву, Туонг (2014). «Партия против народа: антикитайский национализм в современном Вьетнаме». Журнал вьетнамских исследований . 9 (4): 33–66. дои : 10.1525/vs.2014.9.4.33 .
- ^ Ван, Фрэнсис Япин; Вомак, Брантли (3 сентября 2019 г.). «Преодоление кризисов: стратегии китайских и вьетнамских СМИ в Южно-Китайском море» . Журнал современного Китая . 28 (119): 712–728. дои : 10.1080/10670564.2019.1580429 . ISSN 1067-0564 . S2CID 159174351 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Керквлит, Бенедикт Дж. Триа (2019). Выступая во Вьетнаме: публичная политическая критика в стране, управляемой коммунистической партией . Издательство Корнельского университета.
- ^ Курфюрст, Сандра (1 декабря 2015 г.). «Сеть в одиночку? Цифровые коммуникации и коллективные действия во Вьетнаме» . Журнал текущих дел Юго-Восточной Азии . 34 (3): 123–150. дои : 10.1177/186810341503400305 . ISSN 1868-1034 . S2CID 156716830 .
- ^ Тайер, Карлайл А. (1 августа 2016 г.). «Стратегия Вьетнама «сотрудничества и борьбы» с Китаем в отношении морских споров в Южно-Китайском море» . Журнал азиатской безопасности и международных отношений . 3 (2): 200–220. дои : 10.1177/2347797016645453 . ISSN 2347-7970 . S2CID 156997593 . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Вьетнам останавливает антикитайские протесты, многих задерживает» . Рейтер . 21 августа 2011 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Сотни протестуют во Вьетнаме против Китая из-за морского скандала» . Рейтер . 5 июня 2011 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ BBC News (14 мая 2014 г.). «Антикитайский протест во Вьетнаме: сожженные заводы» . Новости Би-би-си . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ The Guardian (15 мая 2014 г.). «По меньшей мере 21 человек погиб во время антикитайских протестов во Вьетнаме из-за нефтяной вышки» . Хранитель . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Вьетнам прекращает антикитайские протесты после беспорядков, Китай эвакуирует рабочих» . Рейтер . 18 мая 2014 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Вьетнамские новости. «На стороне Вьетнама есть закон по вопросу Восточного моря» . Вьетнамньюс.вн . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Луонг, Дьен Нгуен Ан (2020). «Как Ханой использует антикитайские настроения в Интернете» (PDF) . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Чорчари, Джон Д; Вайс, Джессика Чен (2012). «Китайско-вьетнамское противостояние в Южно-Китайском море». Джорджтаунский журнал международных отношений . 13 (1): 61–69.
- ^ Южно-Китайская Морнинг Пост. «Вьетнам разрешает антикитайские протесты из-за нефтяной вышки на спорной территории» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Рувич, Джон (12 июня 2011 г.). «Вьетнам разрешил вторую антикитайскую акцию протеста в Ханое» . Рейтер . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Ван, Фрэнсис Япин; Вомак, Брантли (3 сентября 2019 г.). «Преодоление кризисов: стратегии китайских и вьетнамских СМИ в Южно-Китайском море» . Журнал современного Китая . 28 (119): 712–728. дои : 10.1080/10670564.2019.1580429 . ISSN 1067-0564 . S2CID 159174351 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Ле Хонг Хиеп (декабрь 2013 г.). «Стратегия Вьетнама по хеджированию против Китая после нормализации ситуации» . Современная Юго-Восточная Азия . 35 (3): 333–368. дои : 10.1355/cs35-3b . JSTOR 43281263 . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Росс, Роберт С. (7 декабря 2020 г.). «Китайско-вьетнамские отношения в эпоху подъема Китая: мощь, сопротивление и морской конфликт» . Журнал современного Китая . 30 (130): 613–629. дои : 10.1080/10670564.2020.1852737 . ISSN 1067-0564 . S2CID 230609101 . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Хоанг, Фуонг (1 апреля 2019 г.). «Внутренние протесты и внешняя политика: анализ антикитайских протестов во Вьетнаме и политики Вьетнама по отношению к Китаю в отношении Южно-Китайского моря» . Журнал азиатской безопасности и международных отношений . 6 (1): 1–29. дои : 10.1177/2347797019826747 . ISSN 2347-7970 . S2CID 159373995 .
- ^ Ван, Фрэнсис Япин; Вомак, Брантли (3 сентября 2019 г.). «Преодоление кризисов: стратегии китайских и вьетнамских СМИ в Южно-Китайском море» . Журнал современного Китая . 28 (119): 712–728. дои : 10.1080/10670564.2019.1580429 . ISSN 1067-0564 . S2CID 159174351 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Ву, Туонг (2014). «Партия против народа: антикитайский национализм в современном Вьетнаме». Журнал вьетнамских исследований . 9 (4): 33–66. дои : 10.1525/vs.2014.9.4.33 .
- ^ Хоанг, Фуонг (1 апреля 2019 г.). «Внутренние протесты и внешняя политика: анализ антикитайских протестов во Вьетнаме и политики Вьетнама по отношению к Китаю в отношении Южно-Китайского моря» . Журнал азиатской безопасности и международных отношений . 6 (1): 1–29. дои : 10.1177/2347797019826747 . ISSN 2347-7970 . S2CID 159373995 .
- ^ Лай, Кристина (3 мая 2020 г.). «Принудительное братство: китайско-вьетнамские отношения с 1990-х по 2018 год» . Журнал современного Китая . 29 (123): 469–486. дои : 10.1080/10670564.2019.1645484 . ISSN 1067-0564 . S2CID 199819828 . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ Тайер, Карлайл А. (1 августа 2016 г.). «Стратегия Вьетнама «сотрудничества и борьбы» с Китаем в отношении морских споров в Южно-Китайском море» . Журнал азиатской безопасности и международных отношений . 3 (2): 200–220. дои : 10.1177/2347797016645453 . ISSN 2347-7970 . S2CID 156997593 . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Тайер, Карлайл А. (декабрь 2011 г.). «Тирания географии: вьетнамские стратегии по сдерживанию Китая в Южно-Китайском море» . Современная Юго-Восточная Азия . 33 (3): 348–369. дои : 10.1355/cs33-3d . ISSN 0129-797X . ПроКвест 921618975 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Хоанг, Фуонг (1 апреля 2019 г.). «Внутренние протесты и внешняя политика: анализ антикитайских протестов во Вьетнаме и политики Вьетнама по отношению к Китаю в отношении Южно-Китайского моря» . Журнал азиатской безопасности и международных отношений . 6 (1): 1–29. дои : 10.1177/2347797019826747 . ISSN 2347-7970 . S2CID 159373995 .
- ^ Малески, Эдмунд; Моррис-Юнг, Джейсон (1 февраля 2015 г.). «Вьетнам в 2014 году» . Азиатский опрос . 55 (1): 165–173. дои : 10.1525/as.2015.55.1.165 . ISSN 0004-4687 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ «Сотни протестуют во Вьетнаме против Китая из-за морского скандала» . Рейтер . 5 июня 2011 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Буи, Нхунг Т. (4 марта 2017 г.). «Управление антикитайским национализмом во Вьетнаме: данные СМИ во время кризиса на нефтяных вышках 2014 года» . Тихоокеанский обзор . 30 (2): 169–187. дои : 10.1080/09512748.2016.1201132 . ISSN 0951-2748 . S2CID 156373670 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Сингх, Далджит; Кук, Малькольм; Вувинг, Александр Л. (10 апреля 2019 г.). «Вьетнам в 2018 году: государство, ищущее ренты, на пути коррекции». Дела Юго-Восточной Азии 2019 . ISEAS-Институт Юсофа Исхака. стр. 375–393. ISBN 978-981-4843-15-7 .
- ^ Фаутроп, Том. «Массовые протесты во Вьетнаме обнажают китайскую дилемму Ханоя» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Нгуен-Ту, Зианг (ноябрь 2018 г.). «Вьетнамские СМИ становятся социальными: коннективизм, коллективизм и консерватизм» . Журнал азиатских исследований . 77 (4): 895–908. дои : 10.1017/S0021911818002504 . ISSN 0021-9118 . S2CID 165573753 .
- ^ Сингх, Далджит; Кук, Малькольм; Вувинг, Александр Л. (10 апреля 2019 г.). «Вьетнам в 2018 году: государство, ищущее ренты, на пути коррекции». Дела Юго-Восточной Азии 2019 . ISEAS-Институт Юсофа Исхака. стр. 375–393. ISBN 978-981-4843-15-7 .
- ^ Петти, Мартин (20 июня 2018 г.). «Во Вьетнаме недоверие к политике правительства в отношении Китая разжигает протесты» . Рейтер . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Петти, Мартин (20 июня 2018 г.). «Во Вьетнаме недоверие к политике правительства в отношении Китая разжигает протесты» . Рейтер . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Немецкая волна. «Вьетнамцы протестуют на фоне опасений китайских инвестиций в специальные экономические зоны» . DW.COM . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Почта АСЕАН. «Особые экономические зоны будут стимулировать рост Вьетнама» . Почта АСЕАН . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Сингх, Далджит; Кук, Малькольм; Вувинг, Александр Л. (10 апреля 2019 г.). «Вьетнам в 2018 году: государство, ищущее ренты, на пути коррекции». Дела Юго-Восточной Азии 2019 . ISEAS-Институт Юсофа Исхака. стр. 375–393. ISBN 978-981-4843-15-7 .
- ^ South China Morning Post (7 июня 2018 г.). «Вьетнамцы рассматривают особые экономические зоны как нападение со стороны Китая» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Дипломат. «СЭЗ во Вьетнаме: что в названии?» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Фаутроп, Том. «Массовые протесты во Вьетнаме обнажают китайскую дилемму Ханоя» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Нгуен Куанг Ди (5 июня 2018 г.). «Парадоксы особых экономических зон» . Блог Джонатана Лондона . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Китай предупреждает граждан Вьетнама после протестов по поводу экономических зон» . Рейтер . 11 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ AP News (18 июня 2018 г.). «Вьетнам арестовал 8 человек после протестов против закона об экономической зоне» . АП НОВОСТИ . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Нгуен, Май (12 июня 2018 г.). «Вьетнамские законодатели одобряют закон о кибербезопасности, ограничивающий деятельность технологических компаний, но это несогласие» . Рейтер . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Буи, Нхунг Т. (4 марта 2017 г.). «Управление антикитайским национализмом во Вьетнаме: данные СМИ во время кризиса на нефтяных вышках 2014 года» . Тихоокеанский обзор . 30 (2): 169–187. дои : 10.1080/09512748.2016.1201132 . ISSN 0951-2748 . S2CID 156373670 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Почта АСЕАН. «Новые законы Вьетнама о кибербезопасности представляют собой угрозу свободе» . Почта АСЕАН . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Международная амнистия. «Вьетнам: Предлагаемый закон о кибербезопасности угрожает искоренить свободу в Интернете» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Китай предупреждает граждан Вьетнама после протестов по поводу экономических зон» . Рейтер . 11 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Государственный департамент США (2018). Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год: Вьетнам . Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Ван, Хуан; Труонг, Нху (7 июля 2020 г.). «Закон для чего? Идеи и социальный контроль в Китае и Вьетнаме» . Проблемы посткоммунизма . 68 (3): 202–215. дои : 10.1080/10758216.2020.1783562 . ISSN 1075-8216 . S2CID 221762018 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Нгуен-Ту, Зианг (ноябрь 2018 г.). «Вьетнамские СМИ становятся социальными: коннективизм, коллективизм и консерватизм» . Журнал азиатских исследований . 77 (4): 895–908. дои : 10.1017/S0021911818002504 . ISSN 0021-9118 . S2CID 165573753 .
- ^ Дипломат. «Контроль над Интернетом во Вьетнаме: по стопам Китая?» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Международная амнистия. «Вьетнам: Новый закон о кибербезопасности нанес сокрушительный удар по свободе выражения мнений» . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Репортеры без границ (14 июня 2018 г.). «RSF призывает к отмене нового закона Вьетнама о кибербезопасности» . РСФ . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ Азиатская интернет-коалиция (5 августа 2017 г.). «Комментарий AIC по законопроекту Вьетнама о кибербезопасности» . Азиатская Интернет-коалиция . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Нгуен, Май (12 июня 2018 г.). «Вьетнамские законодатели одобряют закон о кибербезопасности, ограничивающий деятельность технологических компаний, но это несогласие» . Рейтер . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Нгуен-Ту, Зианг (ноябрь 2018 г.). «Вьетнамские СМИ становятся социальными: коннективизм, коллективизм и консерватизм» . Журнал азиатских исследований . 77 (4): 895–908. дои : 10.1017/S0021911818002504 . ISSN 0021-9118 . S2CID 165573753 .
- ^ Нгуен-Ту, Зианг (ноябрь 2018 г.). «Вьетнамские СМИ становятся социальными: коннективизм, коллективизм и консерватизм» . Журнал азиатских исследований . 77 (4): 895–908. дои : 10.1017/S0021911818002504 . ISSN 0021-9118 . S2CID 165573753 .
- ^ Всемирный банк (2019). «Люди, пользующиеся Интернетом (% населения) – Вьетнам | Данные» . Всемирный банк . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Rise Estate Vietnam (20 августа 2019 г.). «Самые популярные социальные сети во Вьетнаме» . Райз Эстейт Вьетнам . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Статистика. «Вьетнам: популярные соцсети 2018 года» . Статистика . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ ВнЭкспресс. «Вьетнамцы проводят больше времени в Интернете и социальных сетях, чем их азиатские сверстники» . VnExpress International – Последние новости, бизнес, путешествия и аналитика из Вьетнама . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Буи, Тим Хай (1 августа 2016 г.). «Влияние социальных сетей на элитную политику Вьетнама» . Журнал текущих дел Юго-Восточной Азии . 35 (2): 89–111. дои : 10.1177/186810341603500204 . ISSN 1868-1034 . S2CID 157073001 .
- ^ Буи, Тим Хай (1 августа 2016 г.). «Влияние социальных сетей на элитную политику Вьетнама» . Журнал текущих дел Юго-Восточной Азии . 35 (2): 89–111. дои : 10.1177/186810341603500204 . ISSN 1868-1034 . S2CID 157073001 .
- ^ Эльшахед, Хеба (28 января 2020 г.). «Мобилизация в социальных сетях и политическая активность в Египте» . Глобальный медиа-журнал . 18 (34): 1–8. ISSN 1550-7521 . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Андуиза, Ева; Кристанчо, Камило; Сабуседо, Хосе М. (3 июля 2014 г.). «Мобилизация через социальные сети онлайн: политический протест возмущенных в Испании» . Информация, коммуникация и общество . 17 (6): 750–764. дои : 10.1080/1369118X.2013.808360 . ISSN 1369-118X . S2CID 8994280 . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Брейер, Анита (2012). «Роль социальных сетей в мобилизации политического протеста» . У Эдварда А. Сейра; Тарик М. Юсеф (ред.). Пробуждение молодого поколения . Издательство Оксфордского университета. стр. 110–131. ISBN 978-0-19-022461-5 . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Ло, Сяовэй Роуз; Чжан, Цзяньцзюнь; Маркиз, Кристофер (23 июня 2016 г.). «Мобилизация в эпоху Интернета: интернет-активизм и корпоративная реакция» . Журнал Академии менеджмента . 59 (6): 2045–2068. дои : 10.5465/amj.2015.0693 . ISSN 0001-4273 . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Хван, Хесон; Ким, Ки-Ок (2015). «Социальные сети как инструмент социальных движений: влияние использования социальных сетей и социального капитала на намерение участвовать в социальных движениях» . Международный журнал потребительских исследований . 39 (5): 478–488. дои : 10.1111/ijcs.12221 . ISSN 1470-6431 . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Курфюрст, Сандра (1 декабря 2015 г.). «Сеть в одиночку? Цифровые коммуникации и коллективные действия во Вьетнаме» . Журнал текущих дел Юго-Восточной Азии . 34 (3): 123–150. дои : 10.1177/186810341503400305 . ISSN 1868-1034 . S2CID 156716830 .
- ^ Ву Куок Нгу (22 июня 2018 г.). «Массовые протесты охватили Вьетнам впервые за десятилетия» . Ведение ненасилия . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Нгуен-Ту, Зианг (ноябрь 2018 г.). «Вьетнамские СМИ становятся социальными: коннективизм, коллективизм и консерватизм» . Журнал азиатских исследований . 77 (4): 895–908. дои : 10.1017/S0021911818002504 . ISSN 0021-9118 . S2CID 165573753 .
- ^ Буи, Тим Хай (1 августа 2016 г.). «Влияние социальных сетей на элитную политику Вьетнама» . Журнал текущих дел Юго-Восточной Азии . 35 (2): 89–111. дои : 10.1177/186810341603500204 . ISSN 1868-1034 . S2CID 157073001 .
- ^ Луонг, Дьен Нгуен Ан (2020). «Как Ханой использует антикитайские настроения в Интернете» (PDF) . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Нгуен-Ту, Зианг (ноябрь 2018 г.). «Вьетнамские СМИ становятся социальными: коннективизм, коллективизм и консерватизм» . Журнал азиатских исследований . 77 (4): 895–908. дои : 10.1017/S0021911818002504 . ISSN 0021-9118 . S2CID 165573753 .
- ^ Ву Куок Нгу (22 июня 2018 г.). «Массовые протесты охватили Вьетнам впервые за десятилетия» . Ведение ненасилия . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Немецкая волна. «Вьетнамцы протестуют на фоне опасений китайских инвестиций в специальные экономические зоны» . DW.COM . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Хьюман Райтс Вотч (15 июня 2018 г.). «Вьетнам: расследовать реакцию полиции на массовые протесты» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Китай предупреждает граждан Вьетнама после протестов по поводу экономических зон» . Рейтер . 11 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Рамзи, Остин (14 июня 2018 г.). «Американец задержан после участия в протестах во Вьетнаме» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ BBC News (11 июня 2018 г.). «Во Вьетнаме задержаны 100 человек после того, как протесты в экономической зоне против Китая переросли в насилие» . Новости Би-би-си . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Вьетнам заявляет, что будет бороться с «экстремистами», стоящими за протестными столкновениями» . Рейтер . 12 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Вьетнам заявляет, что будет бороться с «экстремистами», стоящими за протестными столкновениями» . Рейтер . 12 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Ву Куок Нгу (22 июня 2018 г.). «Массовые протесты охватили Вьетнам впервые за десятилетия» . Ведение ненасилия . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Вьетнам заявляет, что будет бороться с «экстремистами», стоящими за протестными столкновениями» . Рейтер . 12 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Петти, Мартин (20 июня 2018 г.). «Во Вьетнаме недоверие к политике правительства в отношении Китая разжигает протесты» . Рейтер . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Тысячи людей проводят мирные акции протеста во Вьетнаме против планов иностранных инвестиций» . Рейтер . 17 июня 2018 г. Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Государственный департамент США (2018). Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год: Вьетнам . Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ AP News (18 июня 2018 г.). «Вьетнам арестовал 8 человек после протестов против закона об экономической зоне» . АП НОВОСТИ . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Во Вьетнаме заключены в тюрьму шесть человек за столкновения протестов в экономической зоне» . Рейтер . 12 июля 2018 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Ву, Хань; Пирсон, Джеймс (20 июля 2018 г.). «Вьетнам депортирует американцев, задержанных во время общенациональных протестов» . Рейтер . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ AP News (20 июля 2018 г.). «Во Вьетнаме осужден и депортирован мужчина из США, присоединившийся к редкому протесту» . АП НОВОСТИ . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Во Вьетнаме заключены в тюрьму еще 10 человек за протесты по поводу экономических зон» . Рейтер . 23 июля 2018 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Государственный департамент США (2018). Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год: Вьетнам . Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2018 год . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Освободите политических узников Вьетнама!» . Хьюман Райтс Вотч . 7 августа 2024 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2024 года . Проверено 11 августа 2024 г.