Чамба Румал
Чамба Румал | |
---|---|
Географическое указание | |
![]() Чамба Румал (носовой платок) | |
Альтернативные названия | Платок Чамба |
Описание | Ремесло |
Тип | Вышивка |
Область | Химачал-Прадеш |
Страна | Индия |
Зарегистрирован | март 2010 г. |
Материал | Шелк и хлопок ( муслин или мулмул) |
Чамба Румал или носовой платок Чамба — это вышитое изделие ручной работы, которое когда-то развивалось под патронажем бывших правителей королевства Чамба . Это обычный подарок во время бракосочетания с детальными узорами в ярких и приятных цветовых гаммах. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Этот продукт был зарегистрирован для защиты в соответствии с географическим указанием Соглашения о торговых правах интеллектуальной собственности (TRIPS). 22 января 2007 года он был внесен в список «Чамба Румал» в соответствии с Законом о географических правах 1999 года правительства Индии с регистрацией, подтвержденной Генеральным контролером патентов на образцы и товарные знаки в классах 24 как «Текстиль и текстильные товары», см. заявку № 79. [ 4 ]
История
[ редактировать ]


Самая ранняя зарегистрированная форма этого румала - это форма, созданная Бебе Нанаки , сестрой Гуру Нанака в 16 веке, которая сейчас хранится в Гурудваре в Хошиарпуре . В Музее Виктории Альберта в Лондоне есть румал, подаренный британцам в 1883 году Раджей Гопалом Сингхом, и вышитая сцена войны на Курукшетре из эпоса Махабхарта . [ 1 ] Однако с 17 века женщины бывшего княжеского штата Чамба (ныне часть Химачал-Прадеша), в том числе члены королевской семьи, занимались вышивкой румалов или носовых платков как часть свадебных подарков или приданого своим дочерям. . [ 5 ] [ 2 ]
Носовые платки были изготовлены в геометрических формах квадрата и прямоугольника с использованием очень тонкого шелка ручной работы, полученного из пенджабской или муслиновой ткани, производства Бенгалии . Женщины создавали высокоорнаментальные узоры, используя расплетенную нить из шелка, производимого в Сиалкоте (в Пакистане), Амритсаре и Лудхиане . Принятая техника вышивки, называемая дохара танка или двойной атласной строчкой, создавала отчетливые одинаковые узоры на обеих сторонах ткани, которые были привлекательными, если смотреть даже с расстояния 10 футов и более. Метод дохара танка является наследием Кашмира , который был принят в Басохли и Чамбе , но был улучшен за счет заимствования тем из особого искусства Моголов - миниатюрных картин Чамбы ; этот вид искусства процветал в 18 и 19 веках. После падения империи Великих Моголов многие мастера этого ремесла мигрировали в горный регион Химачал-Прадеша . Раджа Умед Сингх из Чамбы (1748–68) покровительствовал художникам. Эти художницы нарисовали контуры рисунка на ткани, которую нужно было вышить, используя мелкий уголь, а также предложили подходящие цвета, соответствующие теологическим темам Церкви. из Кришны Рас-лила эпоса Махабхарата , а также темы из Рамаяны или сцены бракосочетания и охоты для вышивания; темы также включали события из Гиты Говинды , Бхагват-пураны или только Радхи-Кришны и Шивы - Парвати . Вдохновением также послужили фрески, выполненные в Ранг Махале в Чамбе. [ 2 ] Затем женщины выполнили вышивку. В начале 19 века, когда Махараджа Ранджит Сингх правил горными штатами Пенджаба , сикхский стиль живописи также повлиял на Чамба Румал. [ 5 ]
После обретения Индией независимости это произведение искусства утратило королевский покровительство, а его качество ухудшилось из-за коммерциализации, в результате чего появилось множество более дешевых разновидностей, таких как скатерти, чехлы для подушек, одежда и даже различные изделия машинного производства, чтобы конкурировать на рынке с более дешевыми аналогичными произведениями других производителей. регионы. [ 2 ]
Чтобы возродить это произведение искусства, в конце 1970-х годов по инициативе Уши Бхагата (подруги Индиры Ганди ) DCC обнаружил оригинальные образцы этого произведения искусства из музеев и коллекций, а затем женщины-художницы прошли обучение этому искусству. художественная работа. В результате было воссоздано и восстановлено качество 16 дизайнов. [ 2 ]
Лалита Вакил была награждена премией Нари Шакти Пураскар за свою работу по возрождению искусства путем организации курсов. [ 6 ] Награду «2018» вручил в Президентском дворце Президент Индии. [ 7 ]
Процесс
[ редактировать ]Известный как «игольное чудо», Чамба Румал теперь изготавливается в квадратных и прямоугольных формах. В качестве материалов по-прежнему используются муслин, малмал, хаддар (грубая ткань), мелкий уголь или кисть и шелковые нити без узлов. При вышивке двойной гладью обе стороны ткани прошиваются одновременно в прямом и обратном порядке, чтобы сохранить единообразие рисунка на обеих сторонах румала. После завершения вышивки ткань прошивается с каймой примерно от 2 до 4 дюймов со всех сторон. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чаухан, Пратибха (10 января 2007 г.). «Хорошие новости для озера Ларджи: Гордость Чамбы» . Трибьюн Индия . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дасгупта, Решми Р. (5 апреля 2010 г.). «Открывая новую жизнь для румалов Чамба» . Экономические времена . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Бхарати 2001 , с. 175.
- ^ «Журнал географических указаний № 29» (PDF) . Министерство торговли и промышленности, правительство Индии. 19 марта 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Ахлувалия 1998 , с. 166.
- ^ «Цитаты Нари Шакти Пураскар» (PDF) . Март 2019 года . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «Нари Шакти Пураскар - Галерея» . narishaktipuraskar.wcd.gov.in . Проверено 7 июня 2020 г.
Библиография
- Ахлувалия, Манджит Сингх (1998). Социальная, культурная и экономическая история Химачал-Прадеша . Индус Паблишинг. ISBN 978-81-7387-089-7 .
- Бхарати, Ке. Ара (2001). Чамба Гималаи: удивительная земля, уникальная культура . Индус Паблишинг. ISBN 978-81-7387-125-2 .