Лади Квали
Лади Квали | |
---|---|
Рожденный | Лади Квали 1925 |
Умер | 12 августа 1984 г. | (58–59 лет)
Занятие | гончар |
Лади Квали или Лади Досей Квали , OON NNOM , MBE (около 1925 - 12 августа 1984) [1] был известным нигерийским гончаром , керамистом и педагогом. [2]
Лади Квали родилась в деревне Квали в Гвари регионе на севере Нигерии , где гончарное дело было местным занятием среди женщин. [3] В детстве она научилась гончарному делу у своей тети, используя традиционный метод намотки . Она делала большие горшки для использования в качестве кувшинов для воды, кастрюль, мисок и фляг из клубков глины, оббитых изнутри плоской деревянной лопаткой. Их украшали резными геометрическими и стилизованными фигуративными узорами, в том числе изображениями скорпионов, ящериц, крокодилов, хамелеонов, змей, птиц и рыб. [4]
Ее горшки отличались красотой формы и украшения, а на региональном уровне она была признана одаренным и выдающимся гончаром. [5] Некоторые из них были приобретены эмиром Абуджи Альхаджи Сулейманом Барау . [6] в доме которого их видел Майкл Кардью в 1950 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мисс Квали родилась в небольшой деревне Квали , нынешнем районном совете Квали Федеральной столичной территории, в 1925 году (другие историки указывают, что дата ее рождения на самом деле 1920 год). [7] Она выросла в семье, которая придерживалась фольклорной женской традиции гончарного дела. [7] Заявил Маллам Меканики Кьебесе, младший брат Лади Квали; «Даже в первые годы гончарного дела Лади Квали преуспела в этом ремесле, и ее изделия часто продавались еще до того, как они были доставлены на рынки». [7]
В первые годы ее профессиональной деятельности традиционная культурная среда побудила ее создавать керамические изделия, созданные под влиянием традиции Гбадьи и подчеркнутые личными идиомами. В ее подходе к глине отражался математический подтекст, который стал видимым благодаря постоянному проявлению симметрии. [7]
Карьера
[ редактировать ]Майкл Кардью , который был назначен на должность специалиста по гончарному делу в Министерстве торговли и промышленности колониального правительства Нигерии в 1951 году, в апреле 1952 года основал Учебный центр гончарного дела в Суледже (тогда называвшийся «Абуджа»). [8] В 1954 году Лади Квали присоединилась к гончарной мастерской Абуджи как первая женщина-гончар. [9] Там она научилась метанию колес , глазурованию , обжигу в печи , производству саггаров и использованию слипа , в конечном итоге взяв на себя роль инструктора. [8] Она делала чаши с декором сграффито , для чего сосуды погружали в красную или белую пластину, а затем процарапывали украшение через пластину до основного тела с помощью иглы дикобраза. [4]
К тому времени, когда Кардью покинул свой пост в 1965 году, Центр привлек еще четырех женщин из Гвари : Халима Ауду, Лами Тото, Ассиби Иддо и Канде Ушафа. [3] Эти женщины работали вместе в одной из мастерских, которую они называли Дакин Гвари (комната Гвари), изготавливая вручную большие горшки для воды. [4]
Стиль дизайна
[ редактировать ]Они придавали форму и очищали внутреннюю часть горшков панцирем улитки, твердым семенным стручком или кожурой калебаса. [8] Затем они адаптировали свои традиционные резные рисунки, инкрустировав их белым каолином и полевым шпатом, которые тяготели к депрессивным украшениям. [8] После обжига этих горшков полупрозрачной селадоновой глазурью участки со скольжением выглядели бледно-зелеными в отличие от темно-зеленого или железно-красного керамического корпуса сосудов. [4] Поскольку изготовленные вручную богато украшенные горшки были покрыты глазурью и обожжены в высокотемпературной печи, они представляют собой интересный гибрид традиционной керамики Гвари и западной студийной керамики . [10] Типичный горшок Лади Квали был облеплен керамической глиной, украшен узорами в виде ящериц и обожжен темной блестящей глазурью. Для западных зрителей и коллекционеров темная глазурь была метафорой «африканскости» горшков. [3]
Она наносила узоры поверх фигур, катая небольшие рулетки из витой веревки или древесины с надрезами по поверхности глины, иногда в виде горизонтальных полос, а иногда в виде вертикальных панелей. [4] Деревянные рулетки представляли собой небольшие цилиндры из твердого дерева длиной два-три дюйма и диаметром полдюйма, с насечками с прямыми, косыми или параллельными узорами. [8] относятся глиняные сосуды и декоративные приемы К эпохе неолита . [8] Следуя традиционному для региона методу, их подожгли в костре из сухой растительности.
Выставки
[ редактировать ]Благодаря ее культурной традиции, где гончарным делом в первую очередь занимались женщины, керамика Лади Квали стала «предметами искусства». [11] Горшки Лади Квали были представлены на международных выставках керамики Абуджи в 1958, 1959 и 1962 годах, организованных Кардью. В 1961 году Квали провел демонстрации в Королевском колледже Фарнхэма и Венфорд-Бридж в Великобритании. [3] В этот период она также проводила демонстрации во Франции и Германии. В 1972 году она гастролировала по Америке с Кардью. Ее работы с большим успехом были показаны в Лондоне в галереях Беркли . В начале 1980-х годов гончарная мастерская Абуджи была переименована в гончарную мастерскую Лади Квали.
Награды и достижения
[ редактировать ]В 1954 году горшки Квали были представлены на Международной выставке керамики Абуджи, организованной Майклом Кардью .
Квали был награжден MBE ( Член Ордена Британской Империи ) в 1963 году . [12] [13]
В 1977 году ей была присвоена степень почетного доктора Университета Ахмаду Белло в Зарии. [14]
В 1980 году правительство Нигерии (из Кабинета министров Федеративной Республики Нигерия ) наградило ее знаками отличия Нигерийского национального ордена за заслуги (NNOM), [15] высшая национальная награда за академические достижения. [14]
В 1981 году она также получила национальную награду Кавалера Ордена Нигера (OON). [14]
Ее изображение размещено на оборотной стороне банкноты номиналом 20 нигерийских найр . [14]
Главная улица Абуджи называется Лади Квали Роуд. [14]
В отеле Sheraton находится конференц-центр Лади Квали, который является одним из крупнейших конференц-залов в Абудже и состоит из десяти конференц-залов и четырех бальных залов. [14]
Ее работы хранятся в коллекциях по всему миру, таких как Смитсоновский национальный музей африканского искусства, США , Музей Виктории и Альберта и Галерея керамики Аберистуитского университета, Великобритания.
значительная выставка под названием « Body Vessel Clay, Black Women, Ceramics & Contemporary Art», куратор и задуманный доктором Джаре Дасом прошла В 2022 году в Two Temple Place и Йоркской художественной галерее . Эта выставка продемонстрировала Лади Квали и ее влияние на поколение чернокожих художниц, используя Квали в качестве отправной точки для изучения 70-летней керамики чернокожих женщин-художниц. [16]
Дудл Google от 16 марта 2022 года был посвящен Квали. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Здесь, октябрь (6 декабря 2020 г.). «Лади Досей Квали, легендарный законодатель моды» . Хранитель Получено 10 августа.
- ^ «Лади Квали» . ВНИМАНИЕ Женщины-художницы / Femmes Artistes . Проверено 7 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Винсентелли, Мойра (2000). Женщины и керамика: гендерные сосуды . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. стр. 58–76 . ISBN 978-0719038402 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кардью, Майкл (апрель 1972 г.). «Лади Квали: Гончар из Англии пишет о гончаре из Африки». Горизонты ремесла (32): 34–37.
- ^ Томпсон, Барбара (6 февраля 2007 г.). «Намсифуэли Ньеки: выдающийся танзанийский гончар». Африканское искусство . 40 (1): 54–63. дои : 10.1162/afar.2007.40.1.54 . ISSN 0001-9933 . S2CID 57571884 .
- ^ «История Лади Квали, знаменитого нигерийского гончара» . Факты об Абудже . 8 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Окунна, Э. (1 января 2012 г.). «Жизнь двух гончарных традиций и история иконы: Лади Квали» . Мгбакойгба: Журнал африканских исследований . 1 . ISSN 2346-7126 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Слай, Джонатон (октябрь 1966 г.). «Абуджийская керамика». Ежемесячник по керамике : 12–16.
- ^ Лади Квали, нигерийский Поттер , 18 июля 2014 г. , дата обращения 18 января 2016 г.
- ^ Лади Квали – http://www.studiopottery.com/cgi-bin/mp.cgi?item=251
- ^ Рид, Люси (1 января 2002 г.). «Обзор женщин и керамики: гендерные сосуды». Исследования декоративного искусства . 9 (2): 159–163. doi : 10.1086/studdecoarts.9.2.40663018 . JSTOR 40663018 .
- ^ «Год награждения Лади Квали MBE» . Британский музей . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «Приложение к Лондонской газете» . 25 мая 1962 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «История Лади Квали, знаменитого нигерийского гончара | Факты об Абудже» . www.abujafacts.ng . Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ «Нигерийский национальный орден за заслуги» , Frontiers News , 5 декабря 2013 г.
- ^ «Глина для сосудов для тела» . Площадь двух храмов . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Празднование Лади Квали , получено 16 марта 2022 г.
- Нигерийские гончары
- Нигерийские керамисты
- 1984 смертей
- рождение 1920-х годов
- Нигерийские художники 20-го века
- Нигерийские женщины-керамисты
- Нигерийские члены Ордена Британской Империи
- Женщины-художницы 20 века
- Женщины-гончары
- Лауреаты Национального ордена «За заслуги» Нигерии.
- Люди из Абуджи
- Нигерийские женщины 20-го века
- керамисты 20 века
- Нигерийские женщины в бизнесе
- Нигерийские преподаватели
- Нигерийские женщины-преподаватели
- Офицеры Ордена Нигера