Jump to content

Лади Квали

Лади Квали
Лади Квали
Лади Квали, НА , ПИТЬ , НЕ
Рожденный
Лади Квали

1925  ( 1925 )
Умер 12 августа 1984 г. (12 августа 1984 г.) (58–59 лет)
Занятие гончар

Лади Квали или Лади Досей Квали , OON NNOM , MBE (около 1925 - 12 августа 1984) [1] был известным нигерийским гончаром , керамистом и педагогом. [2]

Лади Квали родилась в деревне Квали в Гвари регионе на севере Нигерии , где гончарное дело было местным занятием среди женщин. [3] В детстве она научилась гончарному делу у своей тети, используя традиционный метод намотки . Она делала большие горшки для использования в качестве кувшинов для воды, кастрюль, мисок и фляг из клубков глины, оббитых изнутри плоской деревянной лопаткой. Их украшали резными геометрическими и стилизованными фигуративными узорами, в том числе изображениями скорпионов, ящериц, крокодилов, хамелеонов, змей, птиц и рыб. [4]

Ее горшки отличались красотой формы и украшения, а на региональном уровне она была признана одаренным и выдающимся гончаром. [5] Некоторые из них были приобретены эмиром Абуджи Альхаджи Сулейманом Барау . [6] в доме которого их видел Майкл Кардью в 1950 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мисс Квали родилась в небольшой деревне Квали , нынешнем районном совете Квали Федеральной столичной территории, в 1925 году (другие историки указывают, что дата ее рождения на самом деле 1920 год). [7] Она выросла в семье, которая придерживалась фольклорной женской традиции гончарного дела. [7] Заявил Маллам Меканики Кьебесе, младший брат Лади Квали; «Даже в первые годы гончарного дела Лади Квали преуспела в этом ремесле, и ее изделия часто продавались еще до того, как они были доставлены на рынки». [7]

В первые годы ее профессиональной деятельности традиционная культурная среда побудила ее создавать керамические изделия, созданные под влиянием традиции Гбадьи и подчеркнутые личными идиомами. В ее подходе к глине отражался математический подтекст, который стал видимым благодаря постоянному проявлению симметрии. [7]

Горшок ручной работы Лади Квали с резными фигурками; Коллекция керамики WA Ismay Studio, Йоркская художественная галерея

Майкл Кардью , который был назначен на должность специалиста по гончарному делу в Министерстве торговли и промышленности колониального правительства Нигерии в 1951 году, в апреле 1952 года основал Учебный центр гончарного дела в Суледже (тогда называвшийся «Абуджа»). [8] В 1954 году Лади Квали присоединилась к гончарной мастерской Абуджи как первая женщина-гончар. [9] Там она научилась метанию колес , глазурованию , обжигу в печи , производству саггаров и использованию слипа , в конечном итоге взяв на себя роль инструктора. [8] Она делала чаши с декором сграффито , для чего сосуды погружали в красную или белую пластину, а затем процарапывали украшение через пластину до основного тела с помощью иглы дикобраза. [4]

К тому времени, когда Кардью покинул свой пост в 1965 году, Центр привлек еще четырех женщин из Гвари : Халима Ауду, Лами Тото, Ассиби Иддо и Канде Ушафа. [3] Эти женщины работали вместе в одной из мастерских, которую они называли Дакин Гвари (комната Гвари), изготавливая вручную большие горшки для воды. [4]

Стиль дизайна

[ редактировать ]

Они придавали форму и очищали внутреннюю часть горшков панцирем улитки, твердым семенным стручком или кожурой калебаса. [8] Затем они адаптировали свои традиционные резные рисунки, инкрустировав их белым каолином и полевым шпатом, которые тяготели к депрессивным украшениям. [8] После обжига этих горшков полупрозрачной селадоновой глазурью участки со скольжением выглядели бледно-зелеными в отличие от темно-зеленого или железно-красного керамического корпуса сосудов. [4] Поскольку изготовленные вручную богато украшенные горшки были покрыты глазурью и обожжены в высокотемпературной печи, они представляют собой интересный гибрид традиционной керамики Гвари и западной студийной керамики . [10] Типичный горшок Лади Квали был облеплен керамической глиной, украшен узорами в виде ящериц и обожжен темной блестящей глазурью. Для западных зрителей и коллекционеров темная глазурь была метафорой «африканскости» горшков. [3]

Она наносила узоры поверх фигур, катая небольшие рулетки из витой веревки или древесины с надрезами по поверхности глины, иногда в виде горизонтальных полос, а иногда в виде вертикальных панелей. [4] Деревянные рулетки представляли собой небольшие цилиндры из твердого дерева длиной два-три дюйма и диаметром полдюйма, с насечками с прямыми, косыми или параллельными узорами. [8] относятся глиняные сосуды и декоративные приемы К эпохе неолита . [8] Следуя традиционному для региона методу, их подожгли в костре из сухой растительности.

Выставки

[ редактировать ]

Благодаря ее культурной традиции, где гончарным делом в первую очередь занимались женщины, керамика Лади Квали стала «предметами искусства». [11] Горшки Лади Квали были представлены на международных выставках керамики Абуджи в 1958, 1959 и 1962 годах, организованных Кардью. В 1961 году Квали провел демонстрации в Королевском колледже Фарнхэма и Венфорд-Бридж в Великобритании. [3] В этот период она также проводила демонстрации во Франции и Германии. В 1972 году она гастролировала по Америке с Кардью. Ее работы с большим успехом были показаны в Лондоне в галереях Беркли . В начале 1980-х годов гончарная мастерская Абуджи была переименована в гончарную мастерскую Лади Квали.

Награды и достижения

[ редактировать ]

В 1954 году горшки Квали были представлены на Международной выставке керамики Абуджи, организованной Майклом Кардью .

Квали был награжден MBE ( Член Ордена Британской Империи ) в 1963 году . [12] [13]

В 1977 году ей была присвоена степень почетного доктора Университета Ахмаду Белло в Зарии. [14]

В 1980 году правительство Нигерии (из Кабинета министров Федеративной Республики Нигерия ) наградило ее знаками отличия Нигерийского национального ордена за заслуги (NNOM), [15] высшая национальная награда за академические достижения. [14]

В 1981 году она также получила национальную награду Кавалера Ордена Нигера (OON). [14]

Ее изображение размещено на оборотной стороне банкноты номиналом 20 нигерийских найр . [14]

Главная улица Абуджи называется Лади Квали Роуд. [14]

В отеле Sheraton находится конференц-центр Лади Квали, который является одним из крупнейших конференц-залов в Абудже и состоит из десяти конференц-залов и четырех бальных залов. [14]

Ее работы хранятся в коллекциях по всему миру, таких как Смитсоновский национальный музей африканского искусства, США , Музей Виктории и Альберта и Галерея керамики Аберистуитского университета, Великобритания.

значительная выставка под названием « Body Vessel Clay, Black Women, Ceramics & Contemporary Art», куратор и задуманный доктором Джаре Дасом прошла В 2022 году в Two Temple Place и Йоркской художественной галерее . Эта выставка продемонстрировала Лади Квали и ее влияние на поколение чернокожих художниц, используя Квали в качестве отправной точки для изучения 70-летней керамики чернокожих женщин-художниц. [16]

Дудл Google от 16 марта 2022 года был посвящен Квали. [17]

  1. ^ Здесь, октябрь (6 декабря 2020 г.). «Лади Досей Квали, легендарный законодатель моды» . Хранитель ​Получено 10 августа.
  2. ^ «Лади Квали» . ВНИМАНИЕ Женщины-художницы / Femmes Artistes . Проверено 7 июля 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Винсентелли, Мойра (2000). Женщины и керамика: гендерные сосуды . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. стр. 58–76 . ISBN  978-0719038402 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Кардью, Майкл (апрель 1972 г.). «Лади Квали: Гончар из Англии пишет о гончаре из Африки». Горизонты ремесла (32): 34–37.
  5. ^ Томпсон, Барбара (6 февраля 2007 г.). «Намсифуэли Ньеки: выдающийся танзанийский гончар». Африканское искусство . 40 (1): 54–63. дои : 10.1162/afar.2007.40.1.54 . ISSN   0001-9933 . S2CID   57571884 .
  6. ^ «История Лади Квали, знаменитого нигерийского гончара» . Факты об Абудже . 8 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 18 января 2016 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Окунна, Э. (1 января 2012 г.). «Жизнь двух гончарных традиций и история иконы: Лади Квали» . Мгбакойгба: Журнал африканских исследований . 1 . ISSN   2346-7126 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Слай, Джонатон (октябрь 1966 г.). «Абуджийская керамика». Ежемесячник по керамике : 12–16.
  9. ^ Лади Квали, нигерийский Поттер , 18 июля 2014 г. , дата обращения 18 января 2016 г.
  10. ^ Лади Квали – http://www.studiopottery.com/cgi-bin/mp.cgi?item=251
  11. ^ Рид, Люси (1 января 2002 г.). «Обзор женщин и керамики: гендерные сосуды». Исследования декоративного искусства . 9 (2): 159–163. doi : 10.1086/studdecoarts.9.2.40663018 . JSTOR   40663018 .
  12. ^ «Год награждения Лади Квали MBE» . Британский музей . Проверено 27 апреля 2021 г.
  13. ^ «Приложение к Лондонской газете» . 25 мая 1962 года . Проверено 18 января 2015 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «История Лади Квали, знаменитого нигерийского гончара | Факты об Абудже» . www.abujafacts.ng . Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 27 марта 2016 г.
  15. ^ «Нигерийский национальный орден за заслуги» , Frontiers News , 5 декабря 2013 г.
  16. ^ «Глина для сосудов для тела» . Площадь двух храмов . Проверено 7 марта 2022 г.
  17. ^ Празднование Лади Квали , получено 16 марта 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e91c0126cbdb70875eda07553ed543b__1720305780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/3b/3e91c0126cbdb70875eda07553ed543b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ladi Kwali - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)