Нгуен Ан Нинь
Нгуен Ан Нинь | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 14 августа 1943 г. | (42 года)
Национальность | вьетнамский |
Род занятий | писатель, активист, революционер |
Нгуен Ан Нинь (6 сентября 1900 — 14 августа 1943) был радикальным вьетнамским политическим журналистом и публицистом во французской колониальной Кочинчине ( южный Вьетнам ). Независимый и харизматичный деятель, Нгуен Ан Нинь смог примирить различные антиколониальные группировки, в том числе, в течение периода 1930-х годов, между Коммунистической партией Нгуен Ай Куока (он же « Хо Ши Мин », тогда находившийся в изгнании) и ее левый, троцкист , оппозиция. Нгуен Ан Нинь умер во французской исправительной колонии Пуло Кондоре в возрасте 42 лет. Он признан Социалистической Республикой Вьетнам революционным мучеником.
Ранняя политическая знаменитость
[ редактировать ]Нгуен Ан Нинь родился 6 сентября 1900 года в Чу Луне , Сайгон , Кочинчина (колония прямого правления, включенная в состав четырех протекторатов Французского Индокитайского Союза ). Его отец Нгуен Ан Кхуонг, «землевладелец среднего уровня, предпочитавший считать себя знатоком страны», [1] был сторонником реформаторского движения Дуй Тан хи или Донг Ду (Ассоциация модернизации, 1904–1912). [2] В результате в 1908 году его исключили из Сайгона и запретили заниматься журналистикой. [3] Нгуен Ан Нинь получила французское образование. В 1918 году это привело его в Париж. Окончил Сорбонну по специальности «Юриспруденция» в 20 лет.
Находясь в Париже, Нгуен Ан Нинь присоединился к Groupe des Patriotes Annamites (Группа вьетнамских патриотов). [4] в их число входили Фан Чау Тринь , Фан Ван Чонг , Нгуен Тхи Труен и будущий Хо Ши Мин (тогда под именем Нгуен Тот Тхань). Вместе «Пять драконов» ( Нгу Лонг ) обвинили французскую колониальную политику в социалистической прессе (обвинение, которое по возвращении во Францию в 1923 году Нинь разработала и опубликовала под названием La France en Indochine ). [5] В 1919 году группа попыталась представить делегатам Версальской мирной конференции программу из восьми пунктов колониального самоопределения. [6]
Через несколько месяцев после окончательного возвращения из Франции Нгуен Ан Нинь был арестован в ходе подавления La Cloche Fêlée. Будучи главным редактором, репортером, наборщиком и даже уличным продавцом, он периодически выпускал газету в Сайгоне с декабря 1923 года. Ее призывы привлекли тысячи молодых рабочих и студентов протестовать против долговой кабалы и депортаций, а также требовать свободы прессы, образования и собраний.
Нинь был вызван к губернатору Морису Коньяку , который сказал ему:
Этой стране не нужны интеллектуалы. Эта страна очень проста. Если вы хотите быть интеллектуалом, убирайтесь отсюда, езжайте в Москву, и вы будете знать, что семена, которые вы хотите посеять в этой стране, никогда не прорастут. [7]
Арест Нинь 21 марта 1926 года совпал с возвращением из Франции Буй Куанг Чиу, лидера умеренно-националистической конституционалистской партии. Толпы, сопровождавшие Чиу по улицам Сайгона, скандировали «Свободу Нгуен Ан Нинь». В этот же день было получено известие о смерти Фан Чау Триня. Один из Пяти Драконов, Фан Чау Тринь, был знаменитым политическим преступником. Результатом 4 апреля стала беспрецедентная демонстрация против правительства. Семьдесят тысяч человек прошли маршем в сопровождении кортежа Фан Чау Триня. Когда 24 апреля 1926 года был объявлен 18-месячный приговор Нинь, студенты и школьники в Сайгоне и окрестностях массово покинули занятия. Более тысячи из них были изгнаны. [8]
La Cloche Fêlée и «Тайное общество Нгуен Ан Нинь»
[ редактировать ]Нгуен Ан Нинь опубликовал La Cloche Fêlée (название из стихотворения Бодлера «Треснувший колокол») как «Журнал для распространения французских идей». В нем содержалась речь, произнесенная по возвращении в Сайгон в октябре 1923 года, в которой Нинь призывал молодых людей «покинуть дома своих отцов» и принять мир. [9] [10] Только тогда они смогли избавиться от «удушающего невежества», в котором их поймало мракобесие. Нго Ван вспоминает, что послание заключалось в том, что, хотя угнетение во Вьетнаме исходит из Франции, то же самое происходит и с духом освобождения. [11] Нинь опубликовал свой собственный перевод « Жан-Жака Руссо » Общественного договора под названием «Идеал аннамской молодежи» ( Cao-vọng cúa bọnthanh niên An-Nam. Dân uóc ). [12] ' [13]
Однако, не ограничиваясь Францией, Нинь черпал вдохновение в словах столь разных деятелей, как индийский поэт Рабиндранат Тагор — «те, кто получает удовольствие от господства над иностранными расами, мало-помалу отрекаются от собственной свободы» — и убитый министр иностранных дел Германии Вальтер. Ратенау — «Тот, кто хочет править над рабами, сам является беглым рабом; свободен только тот человек, который готов, чтобы за ним следовали свободные люди, и охотно служит свободным людям». [14] В марте 1926 года, после смерти Фан Чау Триня и ареста Нинь, La Cloche Fêlée начала сериализацию « Коммунистического манифеста» . [15]
Нгуен Ан Нинь опубликовал свою статью на французском языке из-за ограничений правительства на печать на вьетнамском языке, и он регулярно просил своих читателей переводить для своих «братьев». [16] Следуя по пути Тагора и лидера Конгресса Мохандаса Ганди в Индии, он считал, что использует идеалы Просвещения как для переоценки, так и для пробуждения местной культуры. [17] По его мнению, эту задачу нельзя было поручить только узким городским и грамотным классам. [18] [19]
В 1929 году более сотни крестьян и поденщиков были осуждены в Сайгоне за членство в «Тайном обществе Нгуен Ан Нинь» (также известном как Тхань Ниен Цао Вонг Донг , Партия спасения молодежи). По мнению Сюрте, это был заговор повстанцев, обещавший инициированным «некоторый вид аграрного социализма». Троцкистский активист, а затем и летописец того времени Нго Ван пришел к выводу, что «Общество» было в значительной степени плодом «доносов и признаний, вызванных пытками». [20]
В начале 1928 года Нгуен Ан Нинь, который был очарован растущей популярностью каодаизма, начал путешествовать на велосипеде из деревни в деревню, побрив голову, как буддийский монах. [21] Он был в компании Фам Ван Чиу, молодого деятеля рабочего класса из преступного мира Сайгона, и более позднего троцкистского лидера Фан Ван Хома , который написал ему фанатское письмо в 1924 году. [22] Единственный конкретный совет, который, как говорят, дал Нинь, заключался в том, чтобы люди удерживали свои налоги, с предположением (по воспоминаниям одного деревенского школьного учителя), что в течение трех лет колонизаторы либо капитулируют, либо столкнутся с народным восстанием. [23] Хотя сам Нинь избегал создания централизованной командной структуры, Ван считает, что некоторые из его товарищей пытались организоваться по его стопам, а другие подпольные группы использовали имя Нгуен Ан Нинь для мобилизации поддержки». [20]
В сериализованном и широко распространенном отчете об их совместном опыте пребывания в Maison Centrale в Сайгоне : [24] «Колониальная Бастилия». [25] Фан Ван Хом восхвалял своего друга как человека, который, отказавшись от правительственных предложений земли и положения, вселил «ужас в сердца коррумпированных, раболепных подхалимов» и потряс «уголок южного неба». [26]
Другие современные источники, выступающие за КПВ, сообщают, что Нгуен Ан Нинь вернулся на свою миссию в сельскую местность после освобождения в 1931 году. Его сопровождал Нгуен Ван Тран , молодой член Коммунистической партии, которого он знал по Парижу, и это было с пониманием. что его Общество было не политической партией, а, скорее, массовым движением, из которого можно и нужно было вербовать в Коммунистическую партию. [27] [28] Нинь, согласно этим источникам, сам отказался вступить в партию только потому, что считал себя более полезным движению как беспартийный «патриотический интеллектуал». [29]
Пока Нинь находился в тюрьме, Фам Ван Чиу, похоже, поддерживал контакты со многими из своих бывших сторонников в сельской местности и после сельских протестов 1930 года привел их в Коммунистическую партию. [23]
Когда годы спустя, в 1936 году, Нго Ван Сайгона снова встретил Нгуена Ан Ниня в Центральном доме и спросил его о его «аграрной программе», Нго Ван вспоминает, что Нинь «поднял глаза [через тюремные стены] на тамариндовые деревья и начал пойте Auprès de ma Blonde [традиционная французская баллада]: «В саду моего отца. . . Все птицы мира прилетают вить свои гнезда». Позже он сунул в руки Нго Вана Селин «взрывное» произведение « Voyage au bout de la nuit» ( «Путешествие на край ночи »). [30]
Ла Лютте и Демократический фронт
[ редактировать ]Между 1930 и концом 1932 года колониальные власти отреагировали на широкомасштабные сельские и трудовые волнения арестами. Было взято более 12 тысяч политических заключенных, из них 7 тысяч отправлено в колонии. Французы разрушили структуру всех антиколониальных фракций, включая (в то время, когда большая часть их руководящих кадров уже находилась в тюрьме или, как Хо Ши Мин, за границей) Коммунистическую партию Индокитая (ИКП). Собравшись вокруг независимой фигуры Нгуен Ан Нинь, несколько выживших представителей решили похоронить свои разногласия и вместе выступить против правительства на муниципальных выборах в Сайгоне в апреле – мае 1933 года.
Группа, в которую входили Нгуен Ван То из PCI, троцкист То Тху Тхау , анархист Тринь Хунг Нгау и независимый националист Чан Ван Тхач, выдвинула общий «Рабочий список» ( Со лао донг ) и кратко опубликовала документ. La Lutte (Борьба), чтобы заручиться поддержкой. Несмотря на ограниченное избирательное право, двое из этой группы борьбы были избраны (хотя и лишены своих мест). Нго Ван называет Нгуен Ан Нинь «настоящим стержнем». На самой крупной избирательной кампании он был избран председателем с одобрением. [31]
В 1934 году Нгуен Ан Нинь помог возродить сотрудничество La Lutte . Нинь и Луттеры «сосредоточились исключительно на тяжелом положении городской бедноты, рабочих и крестьян». [32] Однако с 1936 года удлиняющаяся тень Московских процессов (вынудившая сторонников партии объявить своих троцкистских коллег «братьями-близнецами фашизма») и неспособность поддерживаемого Коммунистической партией правительства Народного фронта во Франции выполнить обещания колониального реформа привела к расколу. [33] То Тху Тхау и Нгуен Ван То собрались вместе в последний раз на выборах в городской совет в апреле 1937 года, и оба были избраны.
После возобновления трудовых волнений, в которых участвовали То Ту Тхау и Нгуен Ван Тао, Нгуен Ан Нинь вскоре снова оказался в тюрьме. Когда его освободили в начале 1939 года, но он все еще находился под домашним арестом, его уговорили выдвинуть свое имя вместе с Нгуеном Ван То и другими партийными кадрами в качестве кандидата от Демократического фронта на выборах в Колониальный совет Кочинчины в апреле 1939 года . [34] Вместе со списком конституционалистов его список потерпел поражение от теперь полностью троцкистских выступателей . Платформа рабочих и крестьян La Lutte была революционной (радикальное перераспределение земли и рабочий контроль), но в ограниченных выборах плательщиков подоходного налога ключевым моментом было противодействие троцкистов французскому сбору на оборону Индокитая , который Коммунистическая партия в духе Франко -Советское соглашение, чувствовал себя обязанным поддержать. [35]
Окончательное заключение и смерть
[ редактировать ]Когда 23 августа 1939 года франко-советские отношения были окончательно разорваны Пактом Молотова-Риббентропа , а две недели спустя последовала война, «подстрекательство» всех мастей и фракций было подавлено. Нгуен Ан Нинь был приговорен к 5 годам тюремного заключения и 10 годам ссылки.
Нгуен Ан Нинь умер в тюрьме острова Кондо , Поуло Кондоре , 14 августа 1943 года. Возможно, его судьбу решили тюремщики. Возможно, они считали его фигурой, которую японские оккупанты хотели бы использовать в политических целях. [36]
День памяти
[ редактировать ]Спустя тридцать семь лет после его смерти, 1 августа 1980 года, Вьетнамская Социалистическая Республика посмертно присвоила Нгуен Ан Нинь звание «Революционный мученик». [2] На территории нынешнего Хошимина память о Нинь увековечена в средней школе Нгуен Ан Нинь и на улице Нгуен Ан Нинь, центральной улице, знакомой растущему числу иностранных гостей города. В 2002 году на месте его родительского дома к северо-западу от Хошимина, в 12-м округе, был открыт музей, посвященный Нгуен Ан Нинь. [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хо Тай 1992 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Ань, Да (2012). «Нгуен Ан Нинь – адвокат-патриот» . vietnamlawmagazine.vn . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Тхань, Трин Ван (1966), Словарь идиом и известных людей . Сайгон, Издательство Hon Thieng.
- ^ Жизель Буске, За бамбуковой изгородью: влияние внутренней политики на парижское вьетнамское сообщество , University of Michigan Press, стр. 47-48
- ^ Нгуен Ан Нинь, Франция в Индокитае , Париж, Impr. А. Дебове, 1923 г.
- ^ Фам, Дэвид Лан (2015). «Два почтенных революционера по имени Фан» . www.caidinh.com . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Нгок, Хуу (2012). «Октябрь 1923 года, зажигательная речь» . lecourrier.vn (на французском языке) . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ С 2010 года , стр. 40–42.
- ^ «Идеал молодых аннамитов», перепечатано в La Cloche fêlée № 5 (7 января 1924 г.) и № 6 (11 января 1924 г.).
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 77–78.
- ^ С 2010 года , стр. 158–159.
- ^ Нгуен Ан Нинь, Большие надежды молодежи Ан-Нама. Дэн Юок , Сайгон, прошлое-настоящее, 1926 год.
- ^ Брюс Локхарт, Уильям Дж. Дуикер: Исторический словарь Вьетнама , Оксфорд, 2006, S. 260f
- ^ Хо Тай 1992 , с. 82.
- ^ Хо Тай 1992 , с. 160.
- ^ Пейкам 2012 , с. 128.
- ^ Фам, Кевин Д. (2020). «Антиколониальная мысль Нгуен Ан Нинь: новый взгляд на национальный позор» . Политика . 52 (4): 521–550. дои : 10.1086/710685 . ISSN 0032-3497 . S2CID 222177675 .
- ^ Локхарт, Дуикер, Исторический словарь Вьетнама, 3 , 260f.
- ^ Хо Тай 1992 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Ван 2010 , с. 227н45.
- ^ Хо Тай 1992 , стр. 190–192.
- ^ Хо Тай 1992 , с. 190.
- ^ Перейти обратно: а б Хо Тай 1992 , с. 194.
- ^ Фан Ван Хум, В Maison Centrale , Сайгон, 1929 г.
- ^ Зиноман 2001 , с. 256.
- ^ С 2010 г. , с. 78.
- ^ Молчаливый вклад человека вне партии
- ^ «Движения патриотической борьбы в начале ХХ века» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2007 года . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ↑ Нгуен Хунг, «Юг — персонажи славного времени» , Издательство «Народная общественная безопасность», 2003 г.
- ^ С 2010 года , стр. 79–80.
- ^ С 2010 г. , с. 55.
- ^ Кристофер Гоша, История пингвинов современного Вьетнама , Penguin, Лондон, 2016, 0. 255
- ^ Фрэнк Н. Трагер (ред.). Марксизм в Юго-Восточной Азии; Исследование четырех стран. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1959. с. 142
- ^ С 2010 года , стр. 81, 156.
- ^ С 2010 г. , с. 168.
- ^ j050807 (29 мая 2017 г.). «Нгуен Ан Нинь (английская версия)» . Мой родной город (на французском языке) . Проверено 19 июня 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Хун, Лиен (2008). «Мемориальный зал Нгуен Ан Нинь || thptnan.com - Школа Нгуен Ан Нинь» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 года . Проверено 10 декабря 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хо Тай, Хюэ-Там (1992). Радикализм и истоки вьетнамской революции . Кембридж : Издательство Гарвардского университета . ISBN 0674746120 . LCCN 91-16930 . OCLC 464029400 .
- Пейкам, Филипп (2012). Рождение вьетнамской политической журналистики: Сайгон, 1916-1930 гг . Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-15850-3 . LCCN 2011027412 .
- Ван, Нго (2010). Кен Кнабб; Элен Флери (ред.). Под перекрестным огнем: приключения вьетнамского революционера . Перевод Элен Флёри. Окленд : АК Пресс . ISBN 9781849350136 . OCLC 877726806 .
- Зиноман, Питер (2001). Колониальная Бастилия: история заключения во Вьетнаме, 1862-1940 гг . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-22412-4 . LCCN 00-31690 .