Адаптер монохромного дисплея IBM
Дата выпуска | 1981 год |
---|---|
Снято с производства | 1984 |
Архитектура | Моторола 6845 |
Карты | |
Начальный уровень | IBM MDA, Художник по системам управления 1, Hitachi HD6845SP, UMC UM6845 |
История | |
Преемник | Видеокарта Hercules , улучшенный графический адаптер |
Адаптер монохромного дисплея ( MDA , также карта MDA , адаптер монохромного дисплея и принтера , MDPA ) — это IBM стандартная видеокарта и стандарт компьютерного дисплея для IBM PC, представленный в 1981 году. MDA не имеет с пиксельной адресацией графических режимов . , только один монохромный текстовый режим , который может отображать 80 столбцов по 25 строк текстовых символов или символов высокого разрешения, полезных для рисования форм .
Аппаратное обеспечение
[ редактировать ]Первоначальный IBM MDA представлял собой 8-битную карту ISA с контроллером дисплея Motorola 6845 , 4 КБ ОЗУ , выходным портом DE-9, предназначенным для использования с монохромным монитором IBM , и параллельным портом для подключения принтера, избегая необходимо приобрести отдельную карту. [1]
Возможности
[ редактировать ]MDA был основан на системе отображения IBM System/23 Datamaster . [2] и был предназначен для поддержки бизнеса и использования текстовых редакторов благодаря своим четким символам с высоким разрешением. Каждый символ отображается в поле размером 9 × 14 пикселей , из которых 7 × 11 изображают сам символ, а остальные пиксели обеспечивают пространство между столбцами и строками символов. Некоторые символы, такие как строчная буква «m», отображаются шириной восемь пикселей. [3]
Теоретическое общее разрешение экрана MDA составляет 720 × 350 пикселей, если суммировать размеры всех символьных ячеек, но MDA не может обращаться к отдельным пикселям, чтобы в полной мере использовать это разрешение. Каждой ячейке символов может быть присвоен один из 256 растровых символов, хранящихся в ПЗУ на карте, и этот набор символов не может быть изменен с помощью встроенной аппаратной кодовой страницы 437 . Единственный способ имитировать «графику» — использовать ASCII-изображение , получая экран с низким разрешением 80 × 25 «пикселей», основанный на позициях символов.
Кодовая страница 437 содержит 256 символов (0–255), включая стандартные 95 печатных символов ASCII (32–126), а 33 управляющих кода ASCII (0–31 и 127) заменены печатными графическими символами. Он также включает еще 128 символов (128–255), подобных вышеупомянутым символам для рисования форм. Некоторые из этих фигур отображаются в Юникоде как символы рисования прямоугольников .
Существует несколько значений атрибутов — битовых флагов, которые можно установить для каждого символа на экране. Это невидимое, подчеркнутое, нормальное, яркое (жирное), перевернутое видео и мигающее . Обратное видео меняет местами цвета переднего плана и фона, а при мигании текст периодически мигает. Некоторые из этих атрибутов можно комбинировать, чтобы, например, отображать яркий подчеркнутый текст. [1]
Атрибут | Отображать |
---|---|
Невидимый | Невидимый |
Нормальный | Нормальный |
Подчеркнуть | Подчеркнуть |
Яркий | Яркий |
Яркое подчеркивание | Яркое подчеркивание |
Обратное видео | Обратное видео |
Невидимый реверс | Невидимый реверс |
Ранние версии платы MDA имеют аппаратное обеспечение, способное выводить красный, зеленый и синий TTL-сигналы на обычно неподключаемые контакты видеоразъема DE-9 , что теоретически позволяет использовать 8-цветный дисплей с подходящим монитором. Регистры также позволяют включать и выключать монохромный режим. Не существует (широко) опубликованного программного обеспечения для фактического управления этой функцией. [4] [1] [5] [6]
Также возможно объединить значения выходных контактов 7 ( Видео) и 6 ( Интенсивность). [7] [8] [6] , для создания четырех уровней яркости. Видео соответствует 2/3 яркости , а Интенсивность — 1/3 яркости). [9] но фактическое отображение этих уровней зависит от монитора: [8]
Значения выходных контактов | Отображается яркость | |
---|---|---|
7 – Видео | 6 – Высокая интенсивность | |
0 | 0 | |
0 | 1 | |
1 | 0 | |
1 | 1 |
Использовать
[ редактировать ]MDA был выпущен вместе с адаптером цветной графики IBM и фактически мог быть установлен вместе с CGA на том же компьютере. Команда, входящая в состав PC DOS, позволяла переключать основной дисплей между картами CGA и MDA. [10]
Из-за отсутствия графики с пиксельной адресацией владельцы MDA не могли играть в компьютерные игры, выпущенные с поддержкой графики. Однако текстовые игры для ПК были выпущены (включая текстовые приключения ), и по крайней мере одна игра, IBM One Hundred And One Monochrome Mazes , требует MDA. [11] Персонажи, рисующие коробки, сделали создание элементарной графики практичным для ранних игр для ПК, включая дверные игры BBS или такие игры, как Castle Adventure .
Другое использование MDA — дополнительный дисплей для отладки . Такие приложения, как SoftICE [12] и отладчик Windows [13] разрешено одновременное использование MDA и другой видеокарты, при этом MDA отображает интерфейс отладчика, а другая карта отображает основной дисплей.
Недостаток
[ редактировать ]Эта статья требует внимания эксперта в области вычислительной техники . смотрите на странице обсуждения Подробности ( декабрь 2023 г. ) |
Типичная 8-битная монохромная карта могла превратить 16-битную шину ISA 8 МГц в 8-битную шину ПК 4 МГц , что приводило к сокращению пропускной способности шины до 75%. Если монохромная карта была добавлена к ПК в качестве второй карты помимо обычной карты VGA в целях отладки, это приводило к снижению производительности VGA. Microsoft рекомендовала в своей книге «Написание HOT игр для Microsoft Windows» (1994) удалить монохромную карту в такой настройке для достижения максимальной скорости карты VGA. [14]
Прием
[ редактировать ]В октябре 1981 года автор внутренней публикации IBM заявил, что планировал приобрести адаптер CGA, но передумал, увидев его плохое качество изображения. Описывая MDA как красивый, он заметил, что «вы смотрите на текст гораздо больше, чем на цветную графику». [15] MDA был более популярен, чем CGA, для бизнес-приложений. Более высокое разрешение текста MDA и наличие порта принтера сделали его более привлекательным для бизнес-приложений, которые были в центре внимания оригинального ПК. Однако недовольство его ограничениями быстро привело к тому, что третьи стороны выпустили конкурирующее оборудование. [16]
Хорошо известным примером была видеокарта Hercules . Представленный в 1982 году, он предлагал как MDA-совместимый текстовый режим высокого разрешения, так и монохромный графический режим. Основатель Hercules Computer Technology Ван Суваннукул создал Hercules Graphics Card, чтобы он мог работать над своей докторской диссертацией на IBM PC с использованием тайского алфавита , что было невозможно при низком разрешении CGA или фиксированном наборе символов MDA. [17] Он мог обращаться к отдельным пикселям и отображал черно-белое изображение размером 720 × 348 пикселей. Это разрешение превосходило карту CGA, но обеспечивало графику с пиксельной адресацией, поэтому, несмотря на отсутствие возможности цветопередачи, предложение адаптера Hercules растровой графики высокого разрешения в сочетании с качеством текста уровня MDA сделало его популярным выбором, который даже поставлялся со многими клоны . [18]
Технические характеристики
[ редактировать ]Карты MDA использовали выходной порт DE-9, предназначенный для цифрового TTL-монитора, такого как монохромный монитор IBM.
Приколоть | Функция |
---|---|
1 | Земля |
2 | Земля |
3, 4, 5 | Не используется |
6 | Интенсивность |
7 | Видео |
8 | Горизонтальная синхронизация (+) |
9 | Вертикальная синхронизация (−) |
Сигнал имел следующие характеристики:
- Тип : цифровой, ТТЛ
- Разрешение : 720 × 350
- Частота горизонтальной развертки : 18,432 кГц
- Вертикальная частота : 50 Гц
- Цвета : монохромный, от 2 до 4 уровней интенсивности (в зависимости от монитора). [8] [19]
Клонирование досок
[ редактировать ]Другие платы обеспечивают совместимость с MDA , хотя и с различиями в способе отображения атрибутов или используемом шрифте. [1] [20]
- 3270 ПК
- Амстрад КПП /ПК20
- Системы управления Художник 1
- Тамарак Микроэлектроника TD3088A3
См. также
[ редактировать ]- Видеокарта Геркулеса
- Цветной графический адаптер
- Графический адаптер Orchid
- Зелёный экран
- Световое перо (только в очень ранних картах MDA)
- Список видеоразъемов
- Список несуществующих графических чипов и компаний-производителей карт
- текстовый режим VGA
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Эллиотт, Джон К. (6 ноября 2005 г.). «Адаптер монохромного дисплея: Примечания» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 г. Проверено 23 ноября 2016 г.
- ^ Брэдли, Дэвид Дж. (сентябрь 1990 г.). «Создание IBM PC» . БАЙТ . стр. 414–420 . Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ Адаптер IBM для монохромного дисплея и принтера (PDF) . ИБМ.
- ^ Уилтон, Ричард (1987). Руководство программиста по видеосистемам ПК и PS/2 . Майкрософт Пресс. п. 51. ИСБН 1-55615-103-9 .
- ^ «IBM 5150 — ранняя версия» . минус ноль градусов (-0°) Компьютеры семейства IBM 51xx PC . Проверено 30 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «IBM: MDA/CGA/EGA» . минус ноль градусов (-0°) Компьютеры семейства IBM 51xx PC . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Библиотека аппаратного обеспечения персональных компьютеров IBM: Технический справочник (пересмотренное издание, 1983 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Эллиотт, Джон (8 июня 2020 г.). «Примечания к адаптеру монохромного дисплея» . Домашняя страница Джона Эллиотта .
- ^ «Классические игры RGB — Атрибуты персонажей» . www.classicdosgames.com . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Эллиотт, Джон (24 апреля 2011 г.). «Работа с двумя головками на старинных ПК» . Домашняя страница Джона Эллиотта . Проверено 16 августа 2020 г.
- ^ Манес, Стивен (24 января 1984 г.). «Нелегко быть зеленым» . Журнал ПК . п. 391 . Проверено 24 октября 2013 г.
- ^ Использование SoftICE (PDF) . Корпорация Компьювер. 1998. стр. 12.
- ^ Гласс, Бретт (1 апреля 1991 г.). «Недостатки AT вынуждают программировать с одним монитором» . Инфомир . п. 62.
- ^ Написание HOT игр для Microsoft Windows — Справочник разработчиков игр Microsoft (PDF) . Microsoft Windows Мультимедиа. 1994. с. 17.
- ^ Дивендорф, Дик (1981). Вопросы и ответы по персональным компьютерам IBM . ИБМ. п. 25.
- ^ Гибсон, Стив (19 сентября 1988 г.). «Унифицированные обратно совместимые стандарты CGA, MDA, Hercules от IBM EGA» . Инфомир . п. 49.
- ^ «Временная шкала разрешения: дополнительные пиксели улучшают качество» . Журнал ПК . 16 мая 1989 г. с. 96.
- ^ Понтинг, Боб (26 июня 1989 г.). «Стандарт высокого разрешения — последний шаг в эволюции графики DOS» . Инфомир . п. 48.
- ^ Существует четыре возможных комбинации значений для контактов «Интенсивность» и «Видео», но не все мониторы отображают их как четыре различных уровня интенсивности.
- ^ «Наследие VGA» . vgamuseum.info . Архивировано из оригинала 29 июня 2014 года . Проверено 28 июня 2014 г.