Область эксплуатационного проектирования
Часть серии о |
Автоматизация |
---|
![]() |
Автоматизация в целом |
Робототехника и роботы |
Влияние автоматизации |
Выставки и награды |
Область эксплуатационного проектирования ( ODD ) — это термин, обозначающий особый рабочий контекст автоматизированной системы, часто используемый в области автономных транспортных средств . Контекст определяется набором условий, включая экологические, географические, время суток и другие условия. Для транспортных средств учитываются характеристики дорожного движения и проезжей части. Производители используют ODD, чтобы указать, где и как их продукт работает безопасно. Данная система может работать по-разному в зависимости от непосредственного ODD. [1]
Концепция предполагает, что автоматизированные системы имеют ограничения. [2] Связывание функций системы с поддерживаемыми ею ODD важно для разработчиков и регулирующих органов, поскольку они позволяют устанавливать и сообщать о безопасных условиях эксплуатации. Системы должны работать в рамках этих ограничений. Некоторые системы распознают ODD и соответствующим образом изменяют свое поведение. Например, беспилотный автомобиль может распознать, что движение интенсивное, и отключить функцию автоматической смены полосы движения. [2]
ODD используется для автомобилей , для кораблей , [3] поезда , [4] сельскохозяйственные роботы , [5] и другие роботы.
Определения
[ редактировать ]Различные регулирующие органы предложили определения связанных терминов:
Определение | Источник |
---|---|
«условия эксплуатации, при которых данная система автоматизации вождения... или ее функция специально предназначена для функционирования» | ISO/TS 14812:2022(ru), 3.7.3.2 [6] |
«условия эксплуатации, при которых данная автоматизированная система вождения... или ее функция специально разработана для функционирования, включая, помимо прочего, экологические, географические и временные ограничения и/или необходимое наличие или отсутствие определенные характеристики движения или дороги» | ISO/TR 4804:2020(ru), 3.37 [7] |
«условия эксплуатации, при которых данная система автоматизации вождения или ее функция специально предназначены для функционирования, включая, помимо прочего, экологические, географические и временные ограничения и/или необходимое наличие или отсутствие определенного дорожного движения или характеристики дороги» | ISO 34501:2022(ru), 3.26 [8] |
«конкретные условия, при которых данная система автоматизации вождения предназначена для функционирования» | ISO 21448:2022(ru), 3.21 [9] |
«условия эксплуатации, при которых данная система автоматизации вождения или ее функция специально предназначены для функционирования» | БСИ ПАС 1883 г. [10] |
«набор сред и ситуаций, в которых объект должен работать» | АНСИ/УЛ 4600 [11] |
«окружающие, географические, временные, транспортные, инфраструктурные, погодные и другие условия, для работы которых специально предназначена автоматизированная система вождения» | Резолюция Глобального форума по безопасности дорожного движения (WP.1) об использовании высокоавтоматизированных транспортных средств в дорожном движении [12] |
«Для оценки безопасности транспортных средств производители транспортных средств должны документировать [ODD], доступный на их транспортных средствах, и функциональность транспортного средства в пределах предписанного [ODD]. [ODD] должен описывать конкретные условия, при которых автоматизированное транспортное средство предназначен для вождения в автоматическом режиме. [ODD] должен включать как минимум следующую информацию: типы дорог, географический диапазон скоростей, условия окружающей среды (погода, а также дневное/ночное время и другие ограничения). | Пересмотренный рамочный документ по автоматизированным/автономным транспортным средствам (WP.29) [13] |
« Автоматизированная система удержания полосы движения определяет конкретные условия эксплуатации (например, экологические, географические, время суток, движение транспорта, инфраструктуру, диапазон скоростей, погодные и другие условия) в пределах границ, установленных настоящим регламентом, в соответствии с которыми работает автоматизированная система удержания полосы движения. предназначен для работы без какого-либо вмешательства водителя». | Регламент ООН № 157 – Единообразные положения, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении автоматизированных систем удержания полосы движения [2021/389] [14] |
ODD определяется с точки зрения физической инфраструктуры, эксплуатационных ограничений, объектов, возможностей подключения, условий окружающей среды и зон. Физическая инфраструктура включает типы дорог, поверхности, края и геометрию. Эксплуатационные ограничения включают ограничения скорости и условия дорожного движения. Условия окружающей среды включают погоду, освещенность и т. д. Зоны включают регионы, штаты, школьные территории и строительные площадки. | США Министерства транспорта Отчет [15] |
Примеры
[ редактировать ]В 2022 году Mercedes-Benz анонсировал продукт с ODD 3-го уровня автономного вождения на скорости 130 км/ч. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ли, Чон Вон; Наир, Насиф; Гарсия, Дэнсон Эван; Агравал, Анкур; Лю, Бинбин (октябрь 2020 г.). «Определение области эксплуатационного проектирования автоматизированной системы вождения посредством оценки риска» . Симпозиум IEEE по интеллектуальным транспортным средствам 2020 (IV) . стр. 1317–1322. дои : 10.1109/IV47402.2020.9304552 . ISBN 978-1-7281-6673-5 . S2CID 231599295 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эрц, Яннис; Шютт, Барбара; Браун, Тило; Гиссума, Уссем; Сакс, Эрик (апрель 2022 г.). «К онтологии, которая согласовывает область эксплуатационного проектирования, тестирование на основе сценариев и архитектуры автоматизированных транспортных средств». Международная системная конференция IEEE 2022 (SysCon) . стр. 1–8. дои : 10.1109/SysCon53536.2022.9773840 . ISBN 978-1-6654-3992-3 . S2CID 248850678 .
- ^ Ямада, Томоаки; Сато, Макото; Куранобу, Рикия; Ватанабэ, Ре; Ито, Хироко; Сиокари, Мегуми; Юзуи, Томохиро (1 июля 2022 г.). «Оценка эффективности STAMP/STPA при анализе рисков автономных судовых систем» . Физический журнал: серия конференций . 2311 (1): 012021. doi : 10.1088/1742-6596/2311/1/012021 . S2CID 251344689 .
- ^ Мэн, Цзыцун; Тан, Тао; Вэй, Годун; Юань, Лэй (январь 2021 г.). «Анализ сценариев работы системы АТО на основе UPPAAL и области оперативного проектирования» . Электроника . 10 (4): 503. doi : 10.3390/electronics10040503 . ISSN 2079-9292 .
- ^ Кранк, Джошуа (2020). «Робо-урожай: неизбежность автономных технологий в сельском хозяйстве» . Дрейк Журнал сельскохозяйственного права . 25 : 473.
- ^ «3.7.3.2». ISO/TS 14812:2022, Интеллектуальные транспортные системы. Словарь . ИСО . 2022 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «3.22». ISO/TR 4804:2020 Транспорт дорожный. Безопасность и кибербезопасность автоматизированных систем вождения. Проектирование, проверка и валидация . ИСО . 2020 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «3,26». ISO 34501:2022 Транспорт дорожный. Сценарии испытаний автоматизированных систем вождения. Словарь . ИСО . 2022 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «3.21». ISO 21448:2022 Транспорт дорожный. Безопасность предполагаемой функциональности . ИСО . 2022 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «ПАС 1883:2020» (PDF) . Группа компаний БСИ . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Пелеска, Ян; Хакстхаузен, Энн Э.; Лекомт, Тьерри (2022). «Аспекты стандартизации автономного управления поездами» . Использование формальных методов, верификация и валидация. Упражняться . Конспекты лекций по информатике. 13704 . Springer Nature Швейцария: 286–307. дои : 10.1007/978-3-031-19762-8_22 . ISBN 978-3-031-19761-1 .
- ^ «Резолюция о внедрении высокоавтоматизированных транспортных средств в дорожном движении | ЕЭК ООН» . unece.org . ЕЭК ООН . Сентябрь 2018 года . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «Рамочный документ для автоматизированных/автономных транспортных средств (ОБНОВЛЕНО) | ЕЭК ООН» . unece.org . ЕЭК ООН . февраль 2022 года . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Правила ООН № 157.
- ^ Торн, Эрик; Киммел, Шон С.; Чака, Мишель (1 сентября 2018 г.). «Структура для тестируемых случаев и сценариев автоматизированной системы вождения» . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Рокко, Николя Ла (12 августа 2022 г.). «Уровень 3 вождения со скоростью 130 км/ч: Mercedes разрабатывает новый ODD для Drive Pilot» . ComputerBase (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2023 г.