Клетус Бел
Клетус Бел | |
---|---|
Епископ Эгерский | |
Назначен | 1224 |
Срок закончился | 1245 |
Предшественник | Томас |
Преемник | Ламперт Хонт-Пазмани |
Другие сообщения | Канцлер |
Личные данные | |
Умер | декабрь 1245 г. |
Национальность | венгерский |
Клетус из рода Белов ( венгерский : Bél nembeli Kilit ; умер в декабре 1245 года) — венгерский прелат первой половины XIII века, служивший епископом Эгера с 1224 по 1245 год. Будучи королевским канцлером, он разработал Золотую буллу 1222 г., выпущен королём Венгрии Андреем II .
Ранняя карьера
[ редактировать ]Подарено рукой Клетуса, канцлера нашего [королевского двора короля Андрея II] и настоятеля церкви Эгера , в год Воплощения Слова одна тысяча двести двадцать второй, [...] в семнадцатом год нашего правления.
- Последний абзац Золотой Быки 1222 г. [ 1 ]

Клетус, вероятно, родился в роде (клане) Бел (также известном как Уг) древневенгерского происхождения, владевшем деревнями и землевладениями в долине Бел-Рок между горными хребтами Матра и Бюкк , на территории уездов Боршод и Хевеш . Однако его происхождение неизвестно. [ 2 ] Он изучал каноническое право в зарубежном университете в Западной Европе . [ 3 ] стал ректором кафедрального капитула Эгера Вернувшись в Венгрию, Клетус к весне 1219 года ; он самый ранний известный священнослужитель, занимавший эту должность. В том же году король Андрей II назначил его королевским канцлером. [ 4 ] Впервые он появился в этом достоинстве, когда монарх пожаловал Альвинц (сегодня Винцу-де-Жос, Румыния) Эстергомской архиепархии , а Клетус сформулировал королевское письмо о пожертвованиях. [ 5 ] Историк Андор Чизмадия считал, что Клетус уже исполнял обязанности ректора в 1217 году, когда Томас был избран епископом Эгера капитулом собора, который, в свою очередь, представил его королевскому двору. [ 5 ]
Будучи королевским канцлером, Клетус разработал Золотую буллу 1222 года, в которой суммировались свободы королевских слуг , включая их освобождение от налогов и юрисдикцию графств, и четко отличалось их от других подданных короля, что привело к возникновению венгерской власти . дворянство . Этот документ, который часто сравнивают с современной Великой хартией вольностей , определял венгерскую правовую систему на протяжении веков до Венгерской революции 1848 года . [ 6 ] Со времени его канцлерства в королевских грамотах стали использовать формулы « et aliis quam, pluribus magistratus et comitatus tenentibus » в конце документов, где перечислялись наиболее сановники королевства вместо реально присутствующих очевидцев и лиц, подписавших его. Этой фразой он расширил круг баронов королевства чиновниками придворных должностей, обозначенных в коллективном понятии « экзистенцибус », и, наконец, в 1222 году счел необходимым предпринять попытку общего изменения в своей канцелярии. Он расширил фразу « tenitibus comitatus » – в соответствии с изменениями в иерархии аристократии – чтобы начать многолетнюю практику, завершая список мирян вышеупомянутой новой расширенной формулой. [ 7 ]
Епископ Эгерский
[ редактировать ]Томас был переведен в Эстергомскую архиепископию в начале 1224 года. Вскоре после этого его преемником был избран Клетус Бел. [ 8 ] В том же году в двух последующих грамотах он упоминался как избранный епископом, но затем в двух других документах он был назван просто епископом, следовательно, папа Гонорий III подтвердил его избрание еще в 1224 году. [ 6 ] Папа доверял своему юридическому опыту; после внезапной смерти Фомы в конце 1224 года капитул собора Эстергома не смог единогласно договориться о новом архиепископе, и каноники избрали на эту должность двух прелатов - Дезидерия Чанадского и Иакова Нитры (Нитры) - на эту должность одновременно. Папа Гонорий поручил Клету и Брикию Вацким в 1225 году посетить архиепископскую кафедру и убедить священнослужителей избрать нового архиепископа в соответствии с каноническими правилами процедуры . [ 6 ] Примерно в то же время Клетус Бел пожаловался на плохое положение Эгерского капитула Папе Гонорию, который впоследствии уполномочил епископа 25 сентября 1225 года присоединить различные часовни собора к каноническим офисам в качестве источника финансирования - несмотря на постановления. третьего четвертого и Латеранских соборов . [ 6 ]

Где-то после 1229 года Клетус пригласил францисканцев в Эгер, где основал их монастырь. [ 5 ] Раньше некоторые историки, в том числе Мартон Сентиваньи , ошибочно считали, что это первый францисканский монастырь в Венгрии. [ 9 ] Клетус также основал монастырь своего клана 16 мая 1232 года, посвященный Пресвятой Богородице . Монастырь назывался Белхаромкутское аббатство (« Trium fontium de Beel »), потому что он был возведен между тремя родниковыми водами недалеко от современной Белапатфальвы , древнего поместья рода Бел (покровителями монастыря стали его светские родственники). [ 5 ] По заступничеству папского легата Джакомо ди Пекорари Клетус пригласил цистерцианцев из аббатства Пилис в свой недавно основанный монастырь. [ 10 ] деревни Апатфалва, Киральд , Осторос , Арнот , Хорвати , Мерсе , Чоква , Дохонд, Пазман, Медса, Маги, Кисдукань, Цен и Велин, а также три пруда с рыбой вдоль реки Тиса . Клетус подарил аббатству Белхаромкут [ 5 ] С согласия Эгерского капитула Клетус также пожаловал пятидесятую часть епископской десятины монастырю . Его пожертвования были подтверждены Папой Григорием IX в 1239 году и Папой Иннокентием IV в 1253 году. [ 11 ] Устав аббатства Белхаромкут был записан епископом Чанадом Телегди в 1330 году. [ 10 ] Помимо двух вышеупомянутых монастырей, Клетус восстановил больницу Св. Иакова в Эгере, когда он снова подчинил это учреждение помощи бедным и больным, отменив решение своих неназванных предшественников (возможно, Катапана и Томаса), которые превратили больницу в церковное благо . Папа Григорий IX подтвердил этот акт 7 марта 1240 года по просьбе его настоятеля . [ 12 ]

Клетус вместе с Робертом, архиепископом Эстергомским , Григорием, епископом Дьёрским , Палатином Денисом, сыном Ампуда и другими высокопоставленными лицами, приняли крест в знак своего желания участвовать в крестовом походе на Святую Землю. Однако папа Григорий освободил их от присяги в 1231 году; вместо этого он призвал их направить финансовую помощь в Латинскую империю . К началу 1230-х годов Андрей II оказался втянутым в конфликт со Святым Престолом по поводу приема на работу евреев и мусульман в королевскую администрацию. Архиепископ Роберт отлучил от церкви Палатина Дениса и других советников и 25 февраля 1232 года наложил на Венгрию интердикт . Клетус также подписал документ. Папа Григорий добивался соглашения и послал в королевство кардинала Джакомо ди Пекорари. 20 августа 1233 года в лесах Берега на территории Эгерской епархии Андрей II примирился с Церковью. [ 9 ] Согласно письму Папы Григория IX, отправленному Клетусу и четырем другим венгерским прелатам от 1235 года, на территории Эгерского епископства проживало значительное количество мусульманских («сарацинских» или Бёсёрменских) общин. [ 12 ]
Во время Первого монгольского вторжения в Венгрию в 1241–1242 годах Эгерская епархия вместе с городом и его собором серьезно пострадала, а епископские сокровища были разграблены. Клетусу Белу удалось пережить вторжение, но его местонахождение во время событий неизвестно. Вполне вероятно, что он не принадлежал к свите Белы IV Венгерского , принявшего бегство в Далмации . [ 12 ] Клетусу пришлось реорганизовать церковное учреждение в своей епархии; он попросил Белу IV расписать и подтвердить привилегии епископства. В 1245 году викарии епархии пожаловались Папе Иннокентию IV, что Клетус, капитул, а также архидьяконы конфисковали себе все церковные доходы, что сделало их средства к существованию невозможными. Папа поручил иподиакону Мартину расследовать это дело и призвал епископа справедливо обращаться с викариями. [ 13 ] Последний раз Клетус упоминался как живой человек 12 декабря 1245 года. Он умер еще в том же месяце, поскольку его преемник Ламперт Хонт-Пазмани уже был избран избранным епископом в 1245 году. [ 8 ] Согласно более позднему документу, Клетус пожаловал церковное дворянство (« nobilis ecclesiæ ») некоему Самуилу, сыну Сибина. Однако после смерти Клета этот Самуил по неизвестным причинам собрал и поджег ранее переизданные привилегированные грамоты епархии. Избегая возмездия, Самуил бежал в Малороссию . [ 13 ] Греко-католический священник и историк Янош Шарка считал, что Эгерская епархия первоначально следовала византийскому (или греческому) обряду , который, однако, постепенно перешел на латинский обряд во время епископской деятельности Фомы и Клетуса. Соответственно, последние уже после монгольского нашествия переписали привилегии епархии по новому обряду. Шарка утверждал, что Самуил был священнослужителем, практиковавшим греческий обряд, и это стало причиной уничтожения дипломов. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Законы средневекового Венгерского королевства, стр. 170–171.
- ^ Csizmadia 1981 , с. 10.
- ^ Марко 2006 , с. 307.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и Чизмадия 1981 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Радиус 1984 , с. 69.
- ^ Ногради 1995 , стр. 157, 168.
- ^ Jump up to: а б Ззолдос 2011 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Радиус 1984 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Радиус 1984 , с. 71.
- ^ Csizmadia 1981 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с Радиус 1984 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Радиус 1984 , с. 73.
- ^ Сорока 2018 , стр. 46–47.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Бак, Янош М., « Online Decreta Regni Mediaevalis Hungariae. Законы средневекового королевства Венгрия » (2019). Все полные монографии. 4. Центрально-Европейский университет .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Чизмадия, Андор (1981). «Урбарий и администрация в Апатфалве в эпоху феодализма ». В Романе, Янош (ред.). Архивный ежегодник Борсоди 4 (на венгерском языке). Архивы округа Боршод-Абауй-Земплен. стр. 9–48. ISSN 0134-1847 .
- Марко, Ласло (2006). ( Великие государственные деятели Венгрии от короля Святого Стефана до наших дней: Биографическая энциклопедия] на венгерском языке). Издательство «Геликон». ISBN 963-208-970-7 .
- Ногради, Арпад (1995). « Magistratus et comitatus tenetibus». К вопросу о системе Андрея II . правления Столетия (на венгерском языке). 129 (1). Венгерское историческое общество: 157–194. ISSN 0039-8098 .
- Шугар, Иштван (1984). История епископов Эгера (на венгерском языке). Общество Святого Стефана. ISBN 963-360-392-7 .
- Шарка, Янош (2018). «Епископство греческого обряда Эгера в эпоху Арпада ». Мишкольц Христианское обозрение (на венгерском языке). 14 (1). Ассоциация христианских интеллектуалов: 42–55. ISSN 2676-8127 .
- Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] (на венгерском языке). História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN 978-963-9627-38-3 .