Джа Лама
Джа Лама | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Виновный 1862 Улус Бага Дёрбет, Астрахань , Российская империя. |
Умер | 1922 ( казнь ) |
Занятие | Партизан |
Джа Лама ( монгольский : Жа Лама , также известный как Дамбийжанцан , монгольский : Дамбийжанцан или Дамбийджаа , монгольский : Дамбийжаа ; 1862–1922) был авантюристом и военачальником неизвестного происхождения и происхождения, который вел последовательные кампании против правления династии Цин на западе. Монголия между 1890 и 1922 годами. Он утверждал, что был буддистом. лама , хотя неясно, был ли он им на самом деле, а также внуком, а позднее и реинкарнацией Амурсана , хойд - ойратского князя, возглавившего последнее великое монгольское восстание против Цин в 1757 году. Он был одним из командиров Монгольские войска, освободившие город Ховд от контроля Цин в 1912 году.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Хотя Джа Лама неоднократно заявлял как о российском гражданстве, так и о калмыцком происхождении, его настоящая личность неизвестна, но широко распространено мнение, что его настоящее имя было Дамбииджанцан и что он родился примерно в 1862 году в Бага Дёрбет улусе (племя или племенное подразделение). ) где-то в Астраханской области.
Джа Ламу описывали как «фанатично антицарского русского, антисоветского русского и антикитайского». [ 1 ]
Считается, что Джа Лама впервые прибыл в Монголию где-то в 1890 году. К лету того же года он был арестован властями Цин за кампанию против правления Цин. Однако Джа Лама избежал тюремного заключения после того, как российский консул в Их Хурээ (современный Улан-Батор ) опознал его как «Амура Санаева», российского гражданина калмыцкого происхождения из Астраханской губернии, и добился его освобождения и высылки в Россию.
Осенью 1891 года Джа Лама вернулся в Монголию, распространяя антиманьчжурские настроения . [ 2 ] пропаганда [ 3 ] за что его еще дважды арестуют. После каждого ареста Джа Ламу депортировали в Россию. Где он остался после второго ареста, неясно, но в 1910 году он вновь появился среди ойратских торгутов в Синьцзяне .
Борьба Монголии за независимость
[ редактировать ]Монгольская революция 1911 года велась монголами Халха против Цинского Китая. Однако западная Монголия оставалась под контролем маньчжуров. Весной 1912 года Джа Лама вернулся в Монголию; на этот раз он направился в Ховд на северо-западе Монголии, последний оплот Цин в этом районе, где маньчжурский амбань в форте размещались и солдаты.
Все цинские чиновники были изгнаны из Монголии независимым монгольским правительством под руководством Богд-хана. [ 4 ] Амбань Улиастай решил эвакуироваться под защитой России; однако амбань Ховда предпочел остаться и сражаться с монгольскими повстанцами своими войсками. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Монгольский посланник, посланный для доставки послания в Ховд, был казнен амбаном, затем монголы приготовились атаковать Ховд с 2000 солдатами, предоставленными Джа Ламой в состав монгольских войск. [ 8 ] [ 9 ] В 1912 году в Ховде Джа Лама помог разгромить маньчжуров и разграбить их форт. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Джа Лама дал всем знать, что он собирается освободить монголов от власти династии Цин. Монголы отметили, что у Джа Ламы была шапка, к которой была прикреплена золотая Калачакранская ваджра вместо пуговицы, обычной у монголов. Он быстро мобилизовал свои силы и присоединился к 5000 монголам из провинции Ховд . Эти объединенные силы возглавили Джа Лама, генералы Хатанбаатар Магсарджав и Манлайбаатар Дамдинсурен , а также Джалханз Хутагт Содномын Дамдинбазар . Вместе монгольские бойцы освободили город Улиастай , город Улаангом в мае и Ховд в августе, заявив о своем единстве с вновь созданным Монгольским государством. Ховд был последним городом под контролем маньчжуров-китайцев (Цин), который был захвачен монголами. [ 14 ]
Маньчжурские солдаты предприняли попытку бежать на запад и эвакуировать Ховд, но после того, как их поймали, они были убиты монголами. [ 15 ]
Востоковед Оуэн Латтимор описал как «странную, романтическую, а иногда и дикую фигуру» монгола Сандагдоржийна Магсарджава (1877-1927). Магсарджав служил под командованием российского генерала-антикоммуниста Романа фон Унгерн-Штернберга , известного как «Кровавый барон» за жестокое обращение со своими врагами. В Урянхае пленным казахским бандитам вырезали сердца и приносили их в жертву Магсарджаву. [ 16 ] Ходили слухи, что он левой рукой вырывал сердца пленников и помещал их в чаши из черепов вместе с кусочками мозга и внутренностями в качестве подношений тибетским богам ужаса . Затем он якобы повесил на стены своей юрты очищенные шкуры своих врагов-казахов.
Падение от благодати
[ редактировать ]Я нищий монах из Русского Царского царства, но я рожден от великих монголов. Стада мои на Волге, источник воды — Иртыш. Со мной много героев-воинов. У меня много богатств. Теперь я пришел встретиться с вами, нищими, остатками ойратов, в то время, когда начинается война за власть. Поддержите ли вы врага? Моя родина – Алтай, Иртыш, Хобук-сари, Эмиль, Бортала, Или и Алатай. Это родина ойратов. По происхождению я правнук Амурсаны, реинкарнации Махакалы, владеющий лошадью Маралбаши. Я тот, кого называют героем Дамбиджанцаном. Я пришел, чтобы вернуть свои пастбища на свою землю, собрать подвластных мне домочадцев и рабов, оказать благосклонность и свободно передвигаться.
За свою роль в ряде примечательных военных побед Джа-лама был удостоен высоких религиозных и дворянских титулов Ном-ун Хан Хутухту и хошуу принца Тюше Гюн соответственно Восьмым Джебцундамба Хутухту . Более того, эти победы закрепили за Джа Ламой репутацию военачальника и воинствующего буддийского монаха. Он назначил себя военным губернатором Западной Монголии, тиранизируя огромную территорию посредством господства страха и насилия.
Вокруг Кобдо Джа-лама строил сепаратистское государство для ойратов. [ 19 ] Джа-Лама и другие ойраты с Алтая хотели подражать первоначальной ойратской империи и построить еще одну великую объединенную ойратскую нацию из кочевников западного Китая и Монголии. [ 20 ] Ходили пророчества о возвращении Амурсаны и возрождении ойратов на Алтае. [ 21 ]
В феврале 1914 года Джа-лама был арестован сибирскими казаками по приказу сотрудников российского консульства в Ховде. [ 22 ] В консульство поступило множество жалоб от знати из района Ховд, которые не одобряли автократическое поведение и деспотические методы Джа-ламы. Джа Лама находился в заключении в Томске около года , а затем переехал в Иркутск . В 1916 году Джа Лама вернулся в свой родной Нижнее Поволжье , а летом 1918 года снова въехал в Монголию. Джа Лама отказался признать власть Богд- хана , и правительство немедленно выдало ордер на его арест. Джа Ламе, однако, удалось уйти от монгольских властей и обосноваться в убежище в Чёрной Гоби , на границе между Монголией и китайскими провинциями Синьцзян и Ганьсу . Оттуда он набирал последователей и вымогал или грабил проходящие караваны. [ 23 ] [ 24 ] Джа Лама получил прибыльное количество золота и серебра после разграбления тибетского каравана из пятидесяти торговцев. [ 25 ]
В аймаке Засагт-хана опиум выращивали китайские рабочие, нанятые Джа Ламой в 1918 году. [ 26 ]
Джа-лама убил всех членов делегации, отправленной бароном Романом фон Унгерн-Штернбергом в Лхасу в 1920 году. [ 27 ] Джа-лама, по-видимому, разочаровал Унгерна, который был его поклонником, только для того, чтобы намекнуть на него оскорблениями после фактического въезда в Монголию. [ 28 ]
Смерть
[ редактировать ]После восстановления независимости Монголии в 1921 году Джа Лама продолжал действовать независимо от своего укрытия. Новое коммунистическое правительство намеревалось подавить восстания и нацелилось на Джа Ламу и его силы. [ 29 ] В начале 1922 года военачальник Монголии Дамдин Сухэ-Батор приказал арестовать Джа Ламу. Начальник полиции Ниислеля Хюри Балдандорж был отправлен арестовать его. Балдандоржу удалось проникнуть в его лагерь, выдав себя за посланника Богд -хана , и застрелить его, а затем обезглавить. [ 30 ] Войска Джа Ламы рассеялись, и его голова была выставлена сначала в Улиастае, а затем в Ниислеле Хюри. Позже голову Джа-ламы привезли в Санкт-Петербург и выставили на обозрение в Кунсткамере Эрмитажа под грифом «№ 3394, голова монгола». [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Латтимор, Оуэн; Начукдорджи, Ш (1955). Национализм и революция в Монголии . Архив Брилла. п. 9 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Латтимор, Оуэн; Начукдорджи, Ш (1955). Национализм и революция в Монголии . Архив Брилла. п. 57 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Боннский университет. Восточноазиатский семинар (1982 г.). Азиатские исследования, тома 73-75 . О. Харрасовиц. п. 164. ИСБН 344702237X . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Онон, Ургунге (1976). Онон, Ургунге (ред.). Монгольские герои ХХ века . Автор Ургунге Онон (иллюстрированный ред.). АМС Пресс. п. 82. ИСБН 0404154026 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Позднеев, Алексей Матвеевич (1971). Монголия и монголы, Тома 61–63 . Серия Medievalia hungarica под редакцией Литературного общества Суомалайнен Уральско-алтайская серия, Уральско-алтайская серия. Соавтор Университет Индианы. Университет Индианы. п. XIX. ISBN 0877501572 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Позднеев, Алексей Матвеевич (1971). Монголия и монголы, Том 1; Том 61 . Том. 61 из уральской и алтайской серии, Университет Индианы, Блумингтон. Исследовательский центр языковых и семиотических исследований. Соавтор Университет Индианы. Университет Индианы. п. XIX. ISBN 0877501572 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Кронер, Дон (2009). «Жизнь и смерть Дамбиджанцана» (PDF ) dambijantsan.doncroner.com . Персонал батареи: Дон Кроун. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября . Получено 29 августа.
- ^ Баабар (1999). Каплонски, Кристофер (ред.). Монголия двадцатого века, Том 1 (иллюстрированное издание). Пресса Белой Лошади. п. 139. ИСБН 1874267405 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Бабар, Бат-Эрденийн Бабар (1999). Каплонски, Кристофер (ред.). История Монголии (иллюстрировано, переиздание под ред.). Паб Монсудар. п. 139. ИСБН 9992900385 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Кронер, Дон (2009). «Жизнь и смерть Дамбиджанцана» (PDF ) dambijantsan.doncroner.com . Персонал батареи: Дон Кроун. п. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября . Получено 29 августа.
- ^ Кронер, Дон (2010). «Джа Лама - Жизнь и смерть Дамбиджанцана» (PDF ) dambijantsan.doncroner.com . Персонал батареи: Дон Кроун. п. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 11 января . Получено 29 августа.
- ^ Пегг, Кэрол (2001). Монгольская музыка, танец и устное повествование: исполнение разнообразных идентичностей, Том 1 (иллюстрированное издание). Вашингтонский университет Press. стр. 268–9. ISBN 0295980303 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Синор, Денис, изд. (1990). Аспекты алтайской цивилизации III: материалы тридцатого заседания Постоянной международной алтаистической конференции, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, 19-25 июня 1987 г. Том. 3 Аспекты алтайской цивилизации / под ред. Денис Синор. Том 145 серии Уральских и Алтайских языков Университета Индианы, Университет Индианы в Блумингтоне. Соавтор Университет Индианы, Блумингтон. Научно-исследовательский институт исследований внутренней Азии. Психология Пресс. п. 5. ISBN 0700703802 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Онон, Ургунге (1976). Онон, Ургунге (ред.). Монгольские герои ХХ века . Автор Ургунге Онон (иллюстрированный ред.). АМС Пресс. п. 84. ИСБН 0404154026 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Боуден, Чарльз Р. (1970). «Современный монгольский отчет о периоде автономии» . Бюллетень Общества Монголии . 9 (1 [16]): 5–29. ISSN 0026-9654 . JSTOR 43192934 .
- ^ Диллон, Майкл (2019). Монголия: политическая история страны и ее народа . Издательство Блумсбери. п. 55. ИСБН 978-1788316958 .
- ^ Пердью, Питер С. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (переиздание). Издательство Гарвардского университета. п. 493. ИСБН 978-0674042025 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Палмер, Джеймс (2011). Кровавый белый барон: необыкновенная история русского дворянина, ставшего последним ханом Монголии (переиздание). Основные книги. п. 59. ИСБН 978-0465022076 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Дюпри, Луи; Наби, Иден (1994). Блэк, Сирил Э. (ред.). Модернизация Внутренней Азии . Автор Элизабет Эндикотт-Уэст (переиздание). Я Шарп. п. 55. ИСБН 0873327799 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 40. ИСБН 978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. стр. 27, 28, 29. ISBN. 978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 41. ИСБН 978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Андреев, Александр (2003). Советская Россия и Тибет: Дебаркль тайной дипломатии, 1918-1930-е годы . Том. 4 Библиотеки тибетских исследований Брилла, т. 4 (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 139. ИСБН 9004129529 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Андреев, Александр (2014). Миф о возрожденных мастерах: Оккультные жизни Николая и Елены Рерих . БРИЛЛ. п. 285. ИСБН 978-9004270435 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 138. ИСБН 978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Эйвери, Марта (2003). Чайный путь: Китай и Россия встречаются через степь . Wuzhou Communication Press, стр. 139 . 7508503805 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Андреев, Александр (2003). Советская Россия и Тибет: Дебаркль тайной дипломатии, 1918-1930-е гг . Том. 4 Библиотеки тибетских исследований Брилла, т.4 (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 150. ИСБН 9004129529 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Палмер, Джеймс (2011). Кровавый белый барон: необыкновенная история русского дворянина, ставшего последним ханом Монголии (переиздание). Основные книги. п. 60. ИСБН 978-0465022076 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Морозова, Ирина Юрьевна (2009). Социалистические революции в Азии: социальная история Монголии в ХХ веке . Рутледж. п. 39. ИСБН 978-1135784379 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 141. ИСБН 978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Сандерс, Алан Дж. К. (2010). Исторический словарь Монголии . Том. 74 исторических словарей Азии, Океании и Ближнего Востока (3, иллюстрированное изд.). Пугало Пресс. п. 188. ИСБН 978-0810874527 . Проверено 24 апреля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боуден, Чарльз Р. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ , Серия Praeger Asia-Africa, издательство Frederick A. Praeger Publishers, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1968).
- Борманшинов, Араш. Известный западно-монгольский авантюрист двадцатого века , с. 148, Altaic Opuscula: Очерки, представленные в честь Генри Шварца ; Эдвард Х. Каплан и Дональд В. Уизенхант, редакторы Центра восточноазиатских исследований, Университет Западного Вашингтона, Беллингем, Вашингтон (1994).
- Дон Кронер, Ложный лама: Жизнь и смерть Дамбиджантсана (2009), http://dambijantsan.doncroner.com/index.html. Архивировано 1 февраля 2008 г. на Wayback Machine (по состоянию на 31 августа 2009 г.).
- Латтимор, Оуэн. Пустынная дорога в Туркестан , Little, Brown and Company, Inc., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1929).
- Lomakina, Inessa, Golova Dzha-Lamy [Ja-Lama's Head] (Ulan-Ude and St. Petersburg: Ecoart, 1993)
- Lomakina, Inessa, Golova Dja-lamy [ The head of Ja Lama] (Ulan-Ude and St. Petersburg: Agentstvo 'Ekoart', 1993).
- Ломакина И. 1993. Голова Джа-Ламы (Руководитель Джа-Ламы), Улан-Удэ-Санкт-Петербург. — . 2001. Великий Беглец, Москва.
- Ломакина И. 1993. Голова Джа-ламы. Улан-Удэ-ул. Петербург: Агентство «Экоарт».
- Lomakina, Golova Dza-lamy. (Lygiima Chaloupkovd)
- Оссендовски, Фердинанд А. Звери, люди и боги , EP Dutton & Company, Inc., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1922).
- Знаменский Андрей. Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии. Уитон, Иллинойс: Quest Books, 2011. ISBN 978-0-8356-0891-6