Jump to content

Джа Лама

(Перенаправлено с Дамбиджанцана )
Джа Лама
Рожденный
Виновный

1862
Умер 1922 ( казнь )
Занятие Партизан

Джа Лама ( монгольский : Жа Лама , также известный как Дамбийжанцан , монгольский : Дамбийжанцан или Дамбийджаа , монгольский : Дамбийжаа ; 1862–1922) был авантюристом и военачальником неизвестного происхождения и происхождения, который вел последовательные кампании против правления династии Цин на западе. Монголия между 1890 и 1922 годами. Он утверждал, что был буддистом. лама , хотя неясно, был ли он им на самом деле, а также внуком, а позднее и реинкарнацией Амурсана , хойд - ойратского князя, возглавившего последнее великое монгольское восстание против Цин в 1757 году. Он был одним из командиров Монгольские войска, освободившие город Ховд от контроля Цин в 1912 году.

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Хотя Джа Лама неоднократно заявлял как о российском гражданстве, так и о калмыцком происхождении, его настоящая личность неизвестна, но широко распространено мнение, что его настоящее имя было Дамбииджанцан и что он родился примерно в 1862 году в Бага Дёрбет улусе (племя или племенное подразделение). ) где-то в Астраханской области.

Джа Ламу описывали как «фанатично антицарского русского, антисоветского русского и антикитайского». [ 1 ]

Считается, что Джа Лама впервые прибыл в Монголию где-то в 1890 году. К лету того же года он был арестован властями Цин за кампанию против правления Цин. Однако Джа Лама избежал тюремного заключения после того, как российский консул в Их Хурээ (современный Улан-Батор ) опознал его как «Амура Санаева», российского гражданина калмыцкого происхождения из Астраханской губернии, и добился его освобождения и высылки в Россию.

Осенью 1891 года Джа Лама вернулся в Монголию, распространяя антиманьчжурские настроения . [ 2 ] пропаганда [ 3 ] за что его еще дважды арестуют. После каждого ареста Джа Ламу депортировали в Россию. Где он остался после второго ареста, неясно, но в 1910 году он вновь появился среди ойратских торгутов в Синьцзяне .

Борьба Монголии за независимость

[ редактировать ]

Монгольская революция 1911 года велась монголами Халха против Цинского Китая. Однако западная Монголия оставалась под контролем маньчжуров. Весной 1912 года Джа Лама вернулся в Монголию; на этот раз он направился в Ховд на северо-западе Монголии, последний оплот Цин в этом районе, где маньчжурский амбань в форте размещались и солдаты.

Все цинские чиновники были изгнаны из Монголии независимым монгольским правительством под руководством Богд-хана. [ 4 ] Амбань Улиастай решил эвакуироваться под защитой России; однако амбань Ховда предпочел остаться и сражаться с монгольскими повстанцами своими войсками. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Монгольский посланник, посланный для доставки послания в Ховд, был казнен амбаном, затем монголы приготовились атаковать Ховд с 2000 солдатами, предоставленными Джа Ламой в состав монгольских войск. [ 8 ] [ 9 ] В 1912 году в Ховде Джа Лама помог разгромить маньчжуров и разграбить их форт. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Джа Лама дал всем знать, что он собирается освободить монголов от власти династии Цин. Монголы отметили, что у Джа Ламы была шапка, к которой была прикреплена золотая Калачакранская ваджра вместо пуговицы, обычной у монголов. Он быстро мобилизовал свои силы и присоединился к 5000 монголам из провинции Ховд . Эти объединенные силы возглавили Джа Лама, генералы Хатанбаатар Магсарджав и Манлайбаатар Дамдинсурен , а также Джалханз Хутагт Содномын Дамдинбазар . Вместе монгольские бойцы освободили город Улиастай , город Улаангом в мае и Ховд в августе, заявив о своем единстве с вновь созданным Монгольским государством. Ховд был последним городом под контролем маньчжуров-китайцев (Цин), который был захвачен монголами. [ 14 ]

Маньчжурские солдаты предприняли попытку бежать на запад и эвакуировать Ховд, но после того, как их поймали, они были убиты монголами. [ 15 ]

Востоковед Оуэн Латтимор описал как «странную, романтическую, а иногда и дикую фигуру» монгола Сандагдоржийна Магсарджава (1877-1927). Магсарджав служил под командованием российского генерала-антикоммуниста Романа фон Унгерн-Штернберга , известного как «Кровавый барон» за жестокое обращение со своими врагами. В Урянхае пленным казахским бандитам вырезали сердца и приносили их в жертву Магсарджаву. [ 16 ] Ходили слухи, что он левой рукой вырывал сердца пленников и помещал их в чаши из черепов вместе с кусочками мозга и внутренностями в качестве подношений тибетским богам ужаса . Затем он якобы повесил на стены своей юрты очищенные шкуры своих врагов-казахов.

Падение от благодати

[ редактировать ]

Я нищий монах из Русского Царского царства, но я рожден от великих монголов. Стада мои на Волге, источник воды — Иртыш. Со мной много героев-воинов. У меня много богатств. Теперь я пришел встретиться с вами, нищими, остатками ойратов, в то время, когда начинается война за власть. Поддержите ли вы врага? Моя родина – Алтай, Иртыш, Хобук-сари, Эмиль, Бортала, Или и Алатай. Это родина ойратов. По происхождению я правнук Амурсаны, реинкарнации Махакалы, владеющий лошадью Маралбаши. Я тот, кого называют героем Дамбиджанцаном. Я пришел, чтобы вернуть свои пастбища на свою землю, собрать подвластных мне домочадцев и рабов, оказать благосклонность и свободно передвигаться.

Эпическая поэма Джа Ламы 1912 года. [ 17 ] [ 18 ]

За свою роль в ряде примечательных военных побед Джа-лама был удостоен высоких религиозных и дворянских титулов Ном-ун Хан Хутухту и хошуу принца Тюше Гюн соответственно Восьмым Джебцундамба Хутухту . Более того, эти победы закрепили за Джа Ламой репутацию военачальника и воинствующего буддийского монаха. Он назначил себя военным губернатором Западной Монголии, тиранизируя огромную территорию посредством господства страха и насилия.

Вокруг Кобдо Джа-лама строил сепаратистское государство для ойратов. [ 19 ] Джа-Лама и другие ойраты с Алтая хотели подражать первоначальной ойратской империи и построить еще одну великую объединенную ойратскую нацию из кочевников западного Китая и Монголии. [ 20 ] Ходили пророчества о возвращении Амурсаны и возрождении ойратов на Алтае. [ 21 ]

В феврале 1914 года Джа-лама был арестован сибирскими казаками по приказу сотрудников российского консульства в Ховде. [ 22 ] В консульство поступило множество жалоб от знати из района Ховд, которые не одобряли автократическое поведение и деспотические методы Джа-ламы. Джа Лама находился в заключении в Томске около года , а затем переехал в Иркутск . В 1916 году Джа Лама вернулся в свой родной Нижнее Поволжье , а летом 1918 года снова въехал в Монголию. Джа Лама отказался признать власть Богд- хана , и правительство немедленно выдало ордер на его арест. Джа Ламе, однако, удалось уйти от монгольских властей и обосноваться в убежище в Чёрной Гоби , на границе между Монголией и китайскими провинциями Синьцзян и Ганьсу . Оттуда он набирал последователей и вымогал или грабил проходящие караваны. [ 23 ] [ 24 ] Джа Лама получил прибыльное количество золота и серебра после разграбления тибетского каравана из пятидесяти торговцев. [ 25 ]

В аймаке Засагт-хана опиум выращивали китайские рабочие, нанятые Джа Ламой в 1918 году. [ 26 ]

Джа-лама убил всех членов делегации, отправленной бароном Романом фон Унгерн-Штернбергом в Лхасу в 1920 году. [ 27 ] Джа-лама, по-видимому, разочаровал Унгерна, который был его поклонником, только для того, чтобы намекнуть на него оскорблениями после фактического въезда в Монголию. [ 28 ]

После восстановления независимости Монголии в 1921 году Джа Лама продолжал действовать независимо от своего укрытия. Новое коммунистическое правительство намеревалось подавить восстания и нацелилось на Джа Ламу и его силы. [ 29 ] В начале 1922 года военачальник Монголии Дамдин Сухэ-Батор приказал арестовать Джа Ламу. Начальник полиции Ниислеля Хюри Балдандорж был отправлен арестовать его. Балдандоржу удалось проникнуть в его лагерь, выдав себя за посланника Богд -хана , и застрелить его, а затем обезглавить. [ 30 ] Войска Джа Ламы рассеялись, и его голова была выставлена ​​сначала в Улиастае, а затем в Ниислеле Хюри. Позже голову Джа-ламы привезли в Санкт-Петербург и выставили на обозрение в Кунсткамере Эрмитажа под грифом «№ 3394, голова монгола». [ 31 ]

  1. ^ Латтимор, Оуэн; Начукдорджи, Ш (1955). Национализм и революция в Монголии . Архив Брилла. п. 9 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  2. ^ Латтимор, Оуэн; Начукдорджи, Ш (1955). Национализм и революция в Монголии . Архив Брилла. п. 57 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  3. ^ Боннский университет. Восточноазиатский семинар (1982 г.). Азиатские исследования, тома 73-75 . О. Харрасовиц. п. 164. ИСБН  344702237X . Проверено 24 апреля 2014 г.
  4. ^ Онон, Ургунге (1976). Онон, Ургунге (ред.). Монгольские герои ХХ века . Автор Ургунге Онон (иллюстрированный ред.). АМС Пресс. п. 82. ИСБН  0404154026 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  5. ^ Позднеев, Алексей Матвеевич (1971). Монголия и монголы, Тома 61–63 . Серия Medievalia hungarica под редакцией Литературного общества Суомалайнен Уральско-алтайская серия, Уральско-алтайская серия. Соавтор Университет Индианы. Университет Индианы. п. XIX. ISBN  0877501572 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  6. ^ Позднеев, Алексей Матвеевич (1971). Монголия и монголы, Том 1; Том 61 . Том. 61 из уральской и алтайской серии, Университет Индианы, Блумингтон. Исследовательский центр языковых и семиотических исследований. Соавтор Университет Индианы. Университет Индианы. п. XIX. ISBN  0877501572 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  7. ^ Кронер, Дон (2009). «Жизнь и смерть Дамбиджанцана» (PDF ) dambijantsan.doncroner.com . Персонал батареи: Дон Кроун. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября . Получено 29 августа.
  8. ^ Баабар (1999). Каплонски, Кристофер (ред.). Монголия двадцатого века, Том 1 (иллюстрированное издание). Пресса Белой Лошади. п. 139. ИСБН  1874267405 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  9. ^ Бабар, Бат-Эрденийн Бабар (1999). Каплонски, Кристофер (ред.). История Монголии (иллюстрировано, переиздание под ред.). Паб Монсудар. п. 139. ИСБН  9992900385 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  10. ^ Кронер, Дон (2009). «Жизнь и смерть Дамбиджанцана» (PDF ) dambijantsan.doncroner.com . Персонал батареи: Дон Кроун. п. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября . Получено 29 августа.
  11. ^ Кронер, Дон (2010). «Джа Лама - Жизнь и смерть Дамбиджанцана» (PDF ) dambijantsan.doncroner.com . Персонал батареи: Дон Кроун. п. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 11 января . Получено 29 августа.
  12. ^ Пегг, Кэрол (2001). Монгольская музыка, танец и устное повествование: исполнение разнообразных идентичностей, Том 1 (иллюстрированное издание). Вашингтонский университет Press. стр. 268–9. ISBN  0295980303 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  13. ^ Синор, Денис, изд. (1990). Аспекты алтайской цивилизации III: материалы тридцатого заседания Постоянной международной алтаистической конференции, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, 19-25 июня 1987 г. Том. 3 Аспекты алтайской цивилизации / под ред. Денис Синор. Том 145 серии Уральских и Алтайских языков Университета Индианы, Университет Индианы в Блумингтоне. Соавтор Университет Индианы, Блумингтон. Научно-исследовательский институт исследований внутренней Азии. Психология Пресс. п. 5. ISBN  0700703802 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  14. ^ Онон, Ургунге (1976). Онон, Ургунге (ред.). Монгольские герои ХХ века . Автор Ургунге Онон (иллюстрированный ред.). АМС Пресс. п. 84. ИСБН  0404154026 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  15. ^ Боуден, Чарльз Р. (1970). «Современный монгольский отчет о периоде автономии» . Бюллетень Общества Монголии . 9 (1 [16]): 5–29. ISSN   0026-9654 . JSTOR   43192934 .
  16. ^ Диллон, Майкл (2019). Монголия: политическая история страны и ее народа . Издательство Блумсбери. п. 55. ИСБН  978-1788316958 .
  17. ^ Пердью, Питер С. (2009). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии (переиздание). Издательство Гарвардского университета. п. 493. ИСБН  978-0674042025 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  18. ^ Палмер, Джеймс (2011). Кровавый белый барон: необыкновенная история русского дворянина, ставшего последним ханом Монголии (переиздание). Основные книги. п. 59. ИСБН  978-0465022076 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  19. ^ Дюпри, Луи; Наби, Иден (1994). Блэк, Сирил Э. (ред.). Модернизация Внутренней Азии . Автор Элизабет Эндикотт-Уэст (переиздание). Я Шарп. п. 55. ИСБН  0873327799 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  20. ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 40. ИСБН  978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  21. ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. стр. 27, 28, 29. ISBN.  978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  22. ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 41. ИСБН  978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  23. ^ Андреев, Александр (2003). Советская Россия и Тибет: Дебаркль тайной дипломатии, 1918-1930-е годы . Том. 4 Библиотеки тибетских исследований Брилла, т. 4 (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 139. ИСБН  9004129529 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  24. ^ Андреев, Александр (2014). Миф о возрожденных мастерах: Оккультные жизни Николая и Елены Рерих . БРИЛЛ. п. 285. ИСБН  978-9004270435 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  25. ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 138. ИСБН  978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  26. ^ Эйвери, Марта (2003). Чайный путь: Китай и Россия встречаются через степь . Wuzhou Communication Press, стр. 139 .  7508503805 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  27. ^ Андреев, Александр (2003). Советская Россия и Тибет: Дебаркль тайной дипломатии, 1918-1930-е гг . Том. 4 Библиотеки тибетских исследований Брилла, т.4 (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 150. ИСБН  9004129529 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  28. ^ Палмер, Джеймс (2011). Кровавый белый барон: необыкновенная история русского дворянина, ставшего последним ханом Монголии (переиздание). Основные книги. п. 60. ИСБН  978-0465022076 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  29. ^ Морозова, Ирина Юрьевна (2009). Социалистические революции в Азии: социальная история Монголии в ХХ веке . Рутледж. п. 39. ИСБН  978-1135784379 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  30. ^ Знаменский, Андрей (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии (иллюстрированное издание). Книги квестов. п. 141. ИСБН  978-0835608916 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  31. ^ Сандерс, Алан Дж. К. (2010). Исторический словарь Монголии . Том. 74 исторических словарей Азии, Океании и Ближнего Востока (3, иллюстрированное изд.). Пугало Пресс. п. 188. ИСБН  978-0810874527 . Проверено 24 апреля 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боуден, Чарльз Р. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ , Серия Praeger Asia-Africa, издательство Frederick A. Praeger Publishers, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1968).
  • Борманшинов, Араш. Известный западно-монгольский авантюрист двадцатого века , с. 148, Altaic Opuscula: Очерки, представленные в честь Генри Шварца ; Эдвард Х. Каплан и Дональд В. Уизенхант, редакторы Центра восточноазиатских исследований, Университет Западного Вашингтона, Беллингем, Вашингтон (1994).
  • Дон Кронер, Ложный лама: Жизнь и смерть Дамбиджантсана (2009), http://dambijantsan.doncroner.com/index.html. Архивировано 1 февраля 2008 г. на Wayback Machine (по состоянию на 31 августа 2009 г.).
  • Латтимор, Оуэн. Пустынная дорога в Туркестан , Little, Brown and Company, Inc., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1929).
  • Lomakina, Inessa, Golova Dzha-Lamy [Ja-Lama's Head] (Ulan-Ude and St. Petersburg: Ecoart, 1993)
    • Lomakina, Inessa, Golova Dja-lamy [ The head of Ja Lama] (Ulan-Ude and St. Petersburg: Agentstvo 'Ekoart', 1993).
    • Ломакина И. 1993. Голова Джа-Ламы (Руководитель Джа-Ламы), Улан-Удэ-Санкт-Петербург. — . 2001. Великий Беглец, Москва.
    • Ломакина И. 1993. Голова Джа-ламы. Улан-Удэ-ул. Петербург: Агентство «Экоарт».
    • Lomakina, Golova Dza-lamy. (Lygiima Chaloupkovd)
  • Оссендовски, Фердинанд А. Звери, люди и боги , EP Dutton & Company, Inc., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1922).
  • Знаменский Андрей. Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии. Уитон, Иллинойс: Quest Books, 2011. ISBN   978-0-8356-0891-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42200c8f91be2df3292ba0ecc912aeee__1716293220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/ee/42200c8f91be2df3292ba0ecc912aeee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ja Lama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)