Лейб Гланц
Лейб Гланц ( идиш : לייב גלאנץ украинского происхождения ; 1 июня 1898 — 27 января 1964) — лирический тенор- кантор ( хазан ), , композитор , музыковед еврейской музыки , писатель, педагог и сионистский лидер.
Он родился в 1898 году в Киеве , Украина, тогда входившая в состав Российской империи . Его отец и оба деда были важными канторами хасидского происхождения. Лейбеле, как его ласково прозвали, было восемь лет, когда он впервые выступил в качестве кантора в Киеве. быстро распространился Слух о вундеркинде , и его пригласили выступать с концертами по всей Европе. В подростковом возрасте он организовал и дирижировал большим хором в хасидской синагоге своего отца Талнер.
Гланц учился игре на фортепиано у украинского пианиста и композитора Николая Тутковского, а затем окончил по классу фортепиано и композиции у композитора Рейнхольда Глира Киевскую консерваторию . В те годы Гланц неоднократно путешествовал в качестве делегата на конгрессы движения Хе'Чалуц и Всемирные сионистские конгрессы. Он также занял должность главного редактора лейбористской сионистской газеты Ard Un Arbeit.
В июле 1926 года из-за своей интенсивной сионистской активности и растущего антагонизма по отношению к евреям со стороны румынского режима в Бессарабии Гланц покинул Восточную Европу . Его план состоял в том, чтобы иммигрировать в Палестину, которой тогда управляли британцы, чтобы присоединиться к тем из своих друзей-сионистов, которые уже иммигрировали в Израиль. Однако сначала он поехал в США, чтобы записать на RCA свои композиции Shema Yisrael и Tal. Его пригласили выступить в Нью-Йорке, он произвел большое впечатление и ему предложили престижную должность главного кантора синагоги «Охев Шалом» в Нью-Йорке.
В Америке Гланц продолжал развивать свое музыкальное образование под руководством профессора Аспинола, преподавателя вокала оперных певцов Энрико Карузо и Бенджамино Джильи .
В 1929 году он сделал серию пластинок на RCA, в которую вошли Шма Исраэль, Тефилат Таль, Шомер Исраэль, Кол Адошем, Леху Неранена, Биркат Коханим, Ки Ке'Шимча, Ки Хине Ка'Чомер и Эйн Ке'Эркеча.
Гланц гастролировал по Соединенным Штатам. [ 1 ] Канада, Мексика, Южная Америка , Западная и Восточная Европа, Южная Африка и Палестина.
В 1936 году Гланц женился на Мириам Липтон. У них было два сына, Кальман и Эзра (Джерри).
В 1941 году семья переехала в Лос-Анджелес, Калифорния , где Гланц служил главным кантором Синайского храма, а с 1949 по 1954 год — в синагоге Шаарей Тефила. Он также был профессором еврейской музыки в Университете иудаизма в Лос-Анджелесе.
В 1948 году он читал лекцию перед делегатами Первой ежегодной конференции Канторской ассамблеи Америки на тему: «Как были созданы различные еврейские нушаот (режимы молитвы)».
Он сформулировал свои музыкальные теории в знаменитой лекции делегатам 5-го съезда Канторской ассамблеи в 1952 году — лекции, вызвавшей серьезные дебаты, поскольку его идеи считались новым путем к анализу древних еврейских молитвенных способов, Нусаха. . В целом его исследования и теории установили историческую преемственность еврейской музыки с момента ее зарождения в священных храмах Иерусалима. Гланц предположил, что много веков назад еврейский народ трансформировал определенные греческие гаммы и лады, создавая при этом оригинальные еврейские комбинации. Они стали основой для пения Торы (Таамейха-Микра) и еврейских молитвенных режимов (Нусах ха-Тфила).
Гланц продолжал активно участвовать в сионистском движении как один из его выдающихся лидеров. Он был назначен делегатом не менее чем на одиннадцати Всемирных сионистских конгрессах с 1921 по 1961 год - два последних как делегат, представляющий Израиль.
Гланц прожил в Израиле последние десять лет своей жизни (1954–1964). Многие из его важнейших произведений были написаны в этот период его жизни. Всего Лейб Гланц сочинил 215 композиций канторской, хасидской и израильской музыки .
В дополнение к своей канторской карьере, Гланц играл главные роли тенора, в частности, в «Пастыре Израиля» Алана Ованесса, в «Пастыре Израиля» Жака Халеви. «La Juive» и «Саул в Эйн Доре» Джозефа Таля.
В 1959 году Гланц основал Тель-Авивский институт еврейской литургической музыки и консерваторию академического уровня для подготовки канторов - Академию канторов (Ha'Akademia Le'Chazanut). Он также был одним из основателей AKUM, Израильского музыкального института , Лиги композиторов Израиля , а также был членом редакционной коллегии «Бат Кол».
После смерти Гланца 27 января 1964 года во время его концерта в Тель-Авиве Тель-Авивский институт еврейской литургической музыки был преобразован в издательский орган музыкальных сочинений Лейба Гланца, а также его исследовательской и литературной деятельности . Этот орган совместно с Израильским музыкальным институтом опубликовал семь книг музыкальных сочинений Гланца, а также книгу на иврите «Зеарим - памяти Лейба Гланца».
В 2008 году его сын Джерри Гланц опубликовал новую книгу (на английском языке): Лейб Гланц — «Человек, который говорил с Богом». В эту книгу вошли два компакт-диска, на которых Лейб Гланц исполняет 30 своих важных композиций.
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2021 г. ) |
- ^ «Кантор очаровывает публику в Центре» . Утренний звонок . Аллентаун, Пенсильвания. 25 ноября 1929 г. с. 5 . Проверено 18 марта 2022 г. - через Newspapers.com .
- Лучшие канторские произведения кантора Лейба Гланца , Нью-Йорк: The Greater Recording Co. (ранее Golden Voice Recordings) GRC242, 1972, биографический очерк на обложке