Fabula and syuzhet
![]() | Эта статья может сбивать с толку или быть непонятной читателям . В частности, жаргон и непонятный текст, не объясняющий тему. ( Май 2018 г. ) |

In narratology , fabula (Russian: фабула , IPA: [ˈfabʊlə] ) соответствует тематическому содержанию повествования и сюжета . [ 1 ] (Russian: сюжет , ВЛИЯНИЕ: [sʲʊˈʐɛt] ) соответствует хронологической структуре событий в повествовании. Владимир Пропп и Виктор Шкловский создали эту терминологию как часть движения русского формализма в начале 20 века. [ 2 ] Нарратологи описали фабулу как «сырьевой материал истории», а сюжет как «способ организации истории». [ 3 ]
Классические повествования, как правило, имеют синхронные фабулу и сюжет, но их можно трактовать асинхронно в соответствии с современным или постмодернистским стилем. Фильмы и романы часто достигают асинхронного эффекта посредством флэшбэков или флэшфорвардов . Например, фильм «Гражданин Кейн» начинается со смерти главного героя, а затем рассказывает о его жизни через воспоминания, перемежающиеся современным журналистским расследованием жизни Кейна. Фабула фильма — это реальная история жизни Кейна в том виде, в котором она происходила в хронологическом порядке, а сюжет — это то, как история рассказывается на протяжении всего фильма, включая воспоминания.
См. также
[ редактировать ]- Нелинейное повествование
- Организационное повествование
- Сюжетная арка
- Рассказывание историй
- Сюжет (повествование)
- Нарратология
- Теория семян
- Хронотоп , концепция Бахтина о том, как конфигурации времени и пространства представлены в языке и дискурсе.
- «Помни» — фильм, представляющий собой пример истории, рассказанной нелинейно.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Also romanised as sjuzhet , sujet , sjužet , siuzhet or suzet .
- ^ Пропп, Владимир, Морфология народной сказки (1929), Остин, Техасский университет Press, 2010; Шкловский, Виктор, Литература и кинематография (2008) издательства Dalkey Archive Press (впервые опубликовано в 1923 году)
- ^ Кобли, Пол. «Нарратология». Руководство Джона Хопкинса по теории литературы и критике. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, Интернет.
Источники
[ редактировать ]- Аристотель. Поэтика .
- Бахтин, М. (1973). Проблемы поэтики Достоевского (К. Эмерсон, изд. и пер.). Манчестер, Англия: Издательство Манчестерского университета.
- Бахтин, М. (1981). Диалогическое воображение: четыре очерка М. М. Бахтина (ред. Холквист, М.). Остин: Издательство Техасского университета.
- Бенджамин, В. (1969). Рассказчик: наблюдения над произведениями Николая Лескова в озарениях (ред. Ханна Арендт , пер. Гарри Зон). Нью-Йорк: Schocken Books.
- Бойе, DM (2001). Нарративные методы организационных и коммуникационных исследований. Лондон: Сейдж.
- Брунер, Джером. (1986). Реальные разумы, возможные миры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Кокс, Джеймс. (2006). Приглушение белого шума: подрыв повествований популярной культуры о завоеваниях в художественной литературе Шермана Алекси. Университет Оклахомы Пресс.
- Каллер, Джонатан. (1981). В погоне за знаками: семиотика, литература, деконструкция. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Деррида, Жак. (1979). «Жизнь на границе» в книге «Деконструкция и критика» (Нью-Йорк: Seabury Press, под редакцией Гарольда Блума и др., 1979).
- Кинг, Томас. (2003). Правда об историях: местное повествование. Торонто: Дом Ананаси.
- Мос, Леендерт. (2003). Джером Брунер: язык, культура, личность. Канадская психология (февраль), онлайн-обзор Дэвида Бахерста и Стюрарта Шанкера (ред. (Джером Брунер: язык, культура, самость). Лондон: Sage Publications, 2001. Доступно по адресу Bruner).
- Пропп, Владимир. (1928/1968). Морфология народной сказки. английский пер. Лоуренс Скотт. Техас: University of Texas Press (впервые опубликовано в Москве в 1928 г.; на английском языке, 1968 г.).
- Шкловский Виктор. (1917/1965). Искусство как техника в LT Lemon и M Reis, ред. (1965) Русская формалистическая критика. Издательство Университета Небраски.
- Шоттер, Джон (1993). Разговорные реалии. Лондон: Сейдж.
- Силко, Лесли Мармон. (1981). Рассказчик. Нью-Йорк: Издательство Arcade Publishing.
- Уорф, Бенджамин Ли (1956). Язык, мысль и реальность - Избранные произведения.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарсиа-Ланда, Хосе Анхель. 1990. Теория повествования (Университет Сарагосы); Онлайн-издание 2005 г., Русский формализм. Архивировано 7 января 2008 г. в Wayback Machine.
- Пейтман, Тревор. 1991. Английский формализм и русский формализм: Клайв Белл и Виктор Шкловский Английский формализм.
- Уолш, Ричард, 2001. Фабула и вымысел в теории повествования. Стиль. Нарративная теория