Henry Tayali
Henry Tayali | |
---|---|
Рожденный | Генри Нколе Таяли 22 ноября 1943 г. |
Умер | 22 июля 1987 г. Ахен , Западная Германия | ( 43 года
Национальность | замбийский |
Образование | Бакалавр изящных искусств, Университет Макерере , Уганда; MA , Дюссельдорфская академия искусств , Западная Германия |
Известный | Художник , гравер , скульптор, рассказчик , преподаватель |
Заметная работа | Выпускник , Бык , Судьба , Мать Африка |
Генри Нколе Таяли (22 ноября 1943 — 22 июля 1987) — многоязычный замбийский художник , скульптор , гравер , рассказчик и лектор . [ 1 ] Его называют самым известным художником Замбии. [ 2 ] [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Тайали родился 22 ноября 1943 года в семье Эдварда Нколе Тайали (1914–1995) и Эснати Мумбы Тайали (урожденная Чола, 1923–1963) в Серендже в британской колонии Северная Родезия (позже ставшая Замбией), городе недалеко от места, где наскальные и пещерные рисунки Нсалу, которым 12 000 лет. [ 4 ] Его отец, первенец из пяти детей, выиграл стипендию для обучения в Южноафриканском университете, но так и не воспользовался ею, потому что его собственная мать внезапно умерла, и он решил остаться и присматривать за своими младшими братьями и сестрами. Чтобы поддержать их, отец Таяли эмигрировал из Северной Родезии, чтобы работать в Булавайо в Южной Родезии , и в итоге оказался в Департаменте жилищного строительства и благоустройства. [ нужна ссылка ]
Образование
[ редактировать ]Таяли впервые начал рисовать, когда учился в школе в Булавайо в конце 1950-х годов. Он посещал среднюю школу в Булавайо в средней школе Мпопома и за это время продюсировал работу «Судьба» . [ 5 ] Доходы от продажи его картин хранились в Фонде живописи Генри Тайали, которым управляли попечители, в число которых входили Эрик Гаргетт и Э. Х. Эштон. Деньги в Фонде будут высвобождены, когда Генри будет принят в университет (см. также [ 6 ] ).
В начале 1967 года, еще до того, как стали известны результаты его Кембриджского сертификата уровня «O», Таяли покинул Родезию (Южная была исключена, когда Замбия получила независимость в 1964 году) и перебрался в Замбию и подал заявку на стипендию от правительства Замбии, выразив интерес к архитектуре с Искусство. С помощью своего отца (который учился в школе при миссии Лубва в Чинсали в Северной Родезии вместе с такими людьми, как Кеннет Каунда (президент Замбии 1964–1991 гг.), Саймон Капвепве (вице-президент 1967–1970 гг.), Уэсли Ньиренда и другие, и который лоббировал интересы Министерства образования в Риджуэе в Лусаке), он получил стипендию правительства Замбии для обучения в угандийском университете Макерере в Кампале, который он окончил [ 7 ] в 1971 году получил степень бакалавра гуманитарных наук. Вскоре после того, как Иди Амин захватил власть в Уганде, Таяли вернулся в Замбию, а затем начал работать в Университете Замбии , где поступил в Институт африканских исследований в Лусаке в качестве преподавателя африканского искусства , а затем в качестве университетского художника. [ 8 ] В 1972 году Таяли получил стипендию Немецкой службы академических обменов ( DAAD ) для обучения на степень магистра изящных искусств в Государственной художественной академии Дюссельдорфа , Западная Германия . Таяли был первым получателем DAAD, выбранным к югу от экватора. [ 9 ]
Его профессор Герд Вебер сказал о нем: «Из всех иностранных студентов, работавших в моем классе, Генри Тайали, безусловно, самый талантливый из них. Его работы представляют собой синтез традиционного африканского искусства, инструментов и техник. современной эпохи». (см. также [ 10 ] ).
Окончив обучение в 1975 году и свободно владея немецким языком (помимо английского, бембы, ндебеле и нгони), он вернулся в Лусаку в Институт африканских исследований.
В начале 1978 года Таяли вернулся в Западную Германию, чтобы получить степень доктора изящных искусств в Академии художественного творчества, но договоренности не сработали, и он вернулся в Замбию горько разочарованным.
Брак и семья
[ редактировать ]В 1971 году он женился на Регине Мэри Бирунги Кивубиро, еще находясь в Уганде, незадолго до возвращения в Замбию, и в 1972 году у них родился сын Родрик Тайали. Регина умерла в 1976 году. В 1980 году у Таяли родилась дочь Катвиши Аланда Тайали, а в 1983 году родился сын Часве Анджио Тайали от Розмари Калува, на которой он позже женился. Сын Таяли Родрик — художник и дизайнер интерьеров по образованию, выпускник Fachhochschule Aachen , а также сам по себе опытный художник. [ 11 ] [ 12 ]
Таяли умер 22 июля 1987 года во время посещения своего старшего сына и друзей семьи Мойков/Мойк-Беккеров в Аахене , Западная Германия, после посещения свадьбы своего младшего брата в Саутгемптоне , Англия. Он был похоронен на кладбище Леопардс-Хилл в Лусаке. [ нужна ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]Когда семья жила в Булавайо, природный талант Таяли был рано замечен Алексом Ламбетом, руководившим отделом по делам Африки городского совета Булавайо. Ламбет призвал Таяли заняться искусством как карьеру и записал его на курсы художественного творчества. Это привело к первой выставке Генри в Булавайо, когда ему было пятнадцать. [ 3 ] [ 13 ] После этого его карьера художника пошла в гору, и, используя акварель, Таяли начал создавать разнообразные, яркие и динамичные работы, такие как « Дорога заката» и «Судьба» . [ 14 ] [ 15 ] Он также создавал скульптуры, в том числе «Выпускник». [ 16 ] в кампусе Университета Замбии в Лусаке, а также шелкографии и гравюры на дереве , некоторые из них были напечатаны в виде поздравительных открыток и проданы через газетные киоски и книжные магазины. Таяли проводил выставки в Лусаке, Булавайо, Аахене, Дюссельдорфе , Лондоне ( Институт Содружества , 1983), Альберте и Торонто, а также в Замбии, где несколько его выставок были открыты Кеннетом Каундой , первым президентом Замбии . [ 17 ] Он был связан с художниками, писателями и политиками, в том числе с Саймоном и Синтией Зукас. [ 18 ] Эндрю Сарданис [ 19 ] (в чьей собственности в Чаминуке, среди прочего, находится коллекция картин и скульптур Таяли) и американский профессор Мелвин Эдвардс [ 20 ] дома и за рубежом, многие из них становятся друзьями на всю жизнь. Были также совместные выставки и поддержка, например, со стороны Французского Альянса. [ 21 ]
Его работы до сих пор продолжают выставляться в Замбии и по всему миру, и его влияние продолжается. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] в Национальной галерее Зимбабве. [ 25 ] Многочисленные образцы работ Таяли хранятся в частных коллекциях по всему миру. [ 26 ]
Таяли также был заядлым фотографом, изучал фотографию для получения степени магистра и всегда носил проверенную зеркальную камеру Leica, с собой куда бы он ни направлялся. В своих проектах для университета он подготовил огромный каталог фотографий (часто сам разрабатывая отпечатки и делая фотографические слайды) артефактов и людей, над чем он усердно работал, чтобы сохранить его для потомков. [ 27 ] Некоторые фотографии, которые он сделал во время поездок по Замбии, были превращены в открытки.
Другая работа включала усилия по созданию Школы изящных искусств в Замбии и многочисленные поездки по Замбии для записи и сохранения искусства и культуры различных племен для потомков, включая аудиозаписи. Он участвовал в организации и частично участвовал в посещении замбийской делегации на Втором африканском фестивале искусств и культуры в Лагосе , Нигерия, 1977 год (FESTAC'77). [ 28 ]
Помимо лекций в Университете Замбии, Таяли также читал лекции в колледже Эвелин Хоун недалеко от центра города Лусака.
Он также был критиком ресторанов и отелей, много путешествовав в этой роли по всему миру, а также по Замбии.
Работает
[ редактировать ]В молодости Таяли начал рисовать акварелью, создавая произведения с множеством деталей, яркостью и яркостью – его изображение человеческих фигур схоже по стилю со стилем итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело США (например, его акварели, хранящиеся в Национальном архиве : см. Внешние ссылки ниже) — прежде чем перейти к картинам маслом. Его картины развивались от стиля изобразительного искусства конца 1950-х/1960-х/начала 1970-х годов к полуабстрактному, затем к абстрактному , а затем к минимализму во время его смерти. Его картины были самобытны, сочетая в себе африканский и западный стили, отражая влияние на его жизнь.
Размер картин Таяли варьировался от небольших до больших настенных фресок, как в посольстве Германии в Лусаке. [ 29 ] – и очень большие полотна длиной более двух метров минимум на полтора метра. Часто он работал одновременно над четырьмя или более картинами, а также над разными гравюрами и скульптурами одновременно – все это время на фоне чтения лекций в университете или проведения исследований в разных и отдаленных частях Замбии (в основном по дороге) или путешествуя по всему миру.
Его гравюры на дереве и шелкографии оставались в основном неизменными по композиции на протяжении второй половины его жизни, и он использовал их, чтобы откровенно комментировать жизнь своих подданных – обычных, простых людей Замбии (а ранее и Зимбабве), [ 30 ] особенно пивные сады с их многочисленными характерами, множеством граней, богатым разнообразием общественных собраний и социальных взаимодействий (см. Bier Garten ниже). Некоторые критики назвали некоторые из его работ «переполненным соцреализмом». [ 31 ] Точно так же он не упускал из виду свои наблюдения за одиноким нищим на улице или женщинами-торговцами на рынке. [ 32 ] или политики в Африке. Он был не прочь использовать свое искусство, чтобы прокомментировать любое из них. [ 33 ]
С юных лет Таяли всегда интересовался скульптурой и моделированием, и он продолжал создавать такие скульптуры, как «Выпускник», который можно увидеть здесь на баннере веб-страницы Университета Замбии в кампусе UNZA Great East Road. На нем, финансируемом за счет пожертвований Государственной лотереи Замбии, Англо-Американской корпорации и некоторых частных лиц, изображен выпускник в развевающемся халате и шапке из минометной доски, с книгой в левой руке, символизирующей прогресс в обучении в современном мире, и мотыгой. в правой руке упорный труд и прогресс в сельском хозяйстве, которые поддерживают страну в целом. Он также создал огромную скульптуру птицы (работа из бетона) на железнодорожной станции Капири Мпоши - конечной станции построенной в середине семидесятых годов китайской железной дороги Тазара (Танзания-Замбия), другой конец которой находится в Дар-эс-Саламе . Столица Танзании на побережье Индийского океана. Примерно с 1976 года он начал работать со сварными металлическими скульптурами. Первоначально они были довольно простыми, поскольку он был новичком в этой технике и ее методах, но ко времени его смерти они приобрели величественную сложность - вероятно, самый известный пример - Бык , установленный на дороге в международный аэропорт Лусаки .
Его картина «Судьба» , созданная, когда Таяли еще учился в школе, была описана как «попытка выразить глубокие мысли серьезного молодого человека о борьбе человечества сейчас и в будущем» и выставлялась по всему миру. [ 5 ] см. также [ 34 ] В 1991 году его приобрела Lechwe Trust , благотворительная организация, поддерживающая художников изобразительного искусства в Замбии. Таяли был тесно связан с галереей Мпапа , где его работы часто выставлялись. [ 8 ] [ 35 ]
Говоря о своей работе в 1979 году, Таяли сказал: «Мое искусство связано со страданиями людей, и я хочу, чтобы оно было отголоском этих страданий. Я вижу проблемы континента... Я просто записываю то, что я и мои люди чувствуют, но я не пытаюсь дать ответы на наши проблемы». [ 36 ]
В 1980 году американский академик Боб Бард поставил гравюры на дереве Таяли в один ряд с великими европейскими гравюрами, такими как Кете Кольвиц и Теодор Жерико . [ 36 ] Сюжеты гравюр Таяли обычно были посвящены обычному африканскому мужчине (и женщине), чувствам, вызванным его повседневными трудностями, а также преобладающему политическому ландшафту того времени. Барде назвал свои гравюры «мощными» и сказал, что ему «похоже, суждено сыграть важную роль в современном африканском искусстве».
Что касается личного характера, его фирменные забрызганные краской джинсы и величественная походка, он также обладал потрясающим чувством юмора, которое уравновешивало его серьезный подход к работе. [ 37 ] и это иногда выражалось - помимо комментариев - в преувеличенных физических характеристиках некоторых его героев в некоторых его работах. [ 38 ] Писатель-художник Джин Кеннеди сказала, что работы Таяли «делают резкие заявления, часто приправленные юмором, о личных и общественных трагедиях». [ 39 ]
Наследие
[ редактировать ]Таяли был одним из первых африканцев, которые неустанно работали над повышением известности искусства и ремесел коренных народов Африки в Замбии, Африке и во всем мире посредством семинаров, конференций, дискуссий, выставок, газетных статей, журналов и выступлений на телевидении. [ 40 ]
Он сыграл очень важную и влиятельную роль в культурном и художественном развитии Замбии. [ 3 ] [ 41 ] и Африка. [ 42 ] [ 43 ] Он был президентом Международной ассоциации художников Замбии (подпадающей под юрисдикцию ЮНЕСКО) и представлял Замбию на различных международных симпозиумах и конференциях. [ 44 ] Он также возглавлял Фонд Центра искусств, Национальный ремесленный совет Замбии и Совет национальных музеев.
Отражая его работу и наследие, было высказано предположение, что его работа «Судьба» - это историческое произведение искусства, а не просто привлечение внимания. [ 45 ]
В 1989 году более семидесяти художников со всей Замбии собрались в Колледже прикладных искусств и наук Эвелин Хоун и сформировали в его честь Национальный совет изобразительных искусств Замбии (VAC) - национальную организацию художников изобразительного искусства, которой будут управлять художники Замбии. Они назвали свою штаб-квартиру на выставочном центре Лусаки «Центром визуальных искусств Генри Таяли». [ 3 ] Совет визуальных искусств начал свою работу в 1991 году, но Центр визуальных искусств был официально открыт позже, в 1995 году. Здесь проводятся художественные конкурсы, выставки и семинары, и это одно из мест, которые обязательно нужно посетить в туристической сфере Замбии. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Награды Нгома, [ 49 ] спонсируемый Национальным советом искусств Замбии, вручает «Премию Генри Тайали» лучшему двухмерному художнику. [ 50 ]
-
Нищий , 1971, Гравюра на дереве, 1/3
-
Мать-Африка , 1974, Гравюра на дереве, 20/6
-
Деревня , 1974, Шелкография, 30 сентября
-
Пивной сад , 1974, Гравюра на дереве, 2/6
-
Абстрактная живопись , середина восьмидесятых.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тернер, Джейн Д. (1996). Словарь искусства . Роща. стр. 602 . ISBN 1-884446-00-0 . Retrieved 22 May 2009 .
Tayali.
- ^ Тейлор, Скотт Д. (2006). Культура и обычаи Замбии . Издательская группа Гринвуд. стр. 60 . ISBN 978-0-313-33246-3 . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Калейи, Кальвин (октябрь 1998 г.). «Наследие Генри Таяли». Выгода . стр. 34–35.
- ^ «Пещера Нсалу» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сказка о двух спасениях!» . Подробности о Замбии . 2005. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ Уоткин, Элизабет (27 июня 2012 г.). «Тайное наследие: современное искусство Замбии» . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Каканде, Анджело (июль 2011 г.). «Размышляя о выставке «Ранние годы», минуя пропаганду: критический обзор» . Журнал искусств и ремесел START, Кампала, Унганда . Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чибеса, Дэвид (8 октября 1988 г.). «Искусство Таяли выставляется в Мпапе». Времена Замбии . п. 4.
- ^ «Африка: немецкий обзор политических, экономических и культурных вопросов в Африке и Мадагаскаре» . 1978.
- ^ «Генри Тайали (Замбия) – признанный артист» . КАУРУ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ИЗ АФРИКИ . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ «ТАЯЛИ» (на немецком языке). Родрик Тайали. Архивировано из оригинала 22 августа 2009 года . Проверено 11 июня 2009 г.
- ^ Хорнеманн, Ина (17 марта 2008 г.). «Таяли переживает вторую весну в Альтене» . ДерВест (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2009 г.
- ^ «Генри Таяли» . Национальный совет визуальных искусств Замбии. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ «Отголоски страданий - Генри Тайали из Замбии: художник международного уровня». Самолеты - Бортовой журнал Zambia Airways Нет. 37. Март 1993. с. 28–32.
- ^ «Генри Таяли». Африканский рассвет . 1988. стр. 43–47.
- ^ «Выпускник». Времена Замбии . 3 апреля 1979 г. с. 4.
- ^ Тембо, Франклин (9 июля 1978 г.). «У искусства светлое будущее, если относиться к нему серьезно». Времена Замбии .
- ^ Лейб, Шэрон Розен (октябрь 2010 г.). «Путешествие – евреи Замбии» . Еврей из Сан-Диего . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ «Чаминука: Место на холме» . Архивировано из оригинала 12 октября 2006 года . Проверено 11 июня 2009 г.
- ^ «Биография Мелвина Эдвардса» . Проверено 11 июня 2009 г.
- ^ Качингве, Кельвин. «Беженцы из Калы хотят получить возможность обучения» . Времена Замбии . Архивировано из оригинала 25 ноября 2004 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ Муленга, Эндрю. «В фокусе Замбия: Генри Таяли - вне внимания» . Получено 23 января.
- ^ «Переходы» . Галерея Брунея . 2005 . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ «Новости приключенческого туризма» . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ «Постоянная коллекция» . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ 1 произведение Генри Таяли или после него , Art UK . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Таяли, Генри; Джо Кивубиро (1987). Образы Южной Африки: выставка графики . Университет Флиндерса Южной Австралии. ISBN 978-0-7258-0360-5 .
- ^ «ФЕСТАК'77» . Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ Мико, Уильям. «Визуальные голоса» . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Зауча, Гражина (июнь 1996 г.). «Замбия - идентичности в отпечатках» (PDF) . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ Мерфи, Алан; и др. (март 2010 г.). Замбия и Малави (1-е изд.). Одинокая планета. стр. 47 . ISBN 978-1-74179-433-5 .
- ^ «Близнецы Семь Семь и Генри Тайали» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 11 июня 2009 г.
- ^ Тарани, Надир (1989). «Работа замбийского художника Генри Тайала» (PDF) . События Африки . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ Виткамп, Берт (2013). «ГЕНРИ ТАЯЛИ И ФЭКСОН КУЛЯ: Академическое и народное искусство Замбии семидесятых и восьмидесятых годов» . Арт-сайт Z-фактор . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Мубиана, Десмонд (15 июля 1985 г.). «Выставка Mpapa демонстрирует десять лет гравюры». Времена Замбии .
- ^ Перейти обратно: а б Барде, Боб (1980). «Генри Тайали: замбийский гравер». Африканское искусство . 13 (3). Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: 82. doi : 10.2307/3335710 . JSTOR 3335710 .
- ^ Сетти, Годфри (январь 2000 г.). «Анализ вклада четырех художников в развитие современной замбийской живописи с 1950 по 1997 год» . Научно-исследовательское эссе на степень магистра изящных искусств Университета Родса, Южная Африка . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ «Генри Таяли». На месте . Июль 1978 г. с. 38.
- ^ Кеннеди, Джин (1992). Новые течения, древние реки: современные африканские художники в эпоху перемен . Издательство Смитсоновского института. ISBN 978-1-56098-037-7 .
- ^ Гайквад, Мукта (15 марта 2010 г.). «История африканского искусства» . Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ Мейерс, Джейн Кинни (27 июня 2012 г.). «Охват уязвимой молодежи в Африке посредством партнерства в области инновационных программ: Библиотечный проект Лубуто» (PDF) . http://www.conference.ifla.org . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Гайквад, Мукта (15 марта 2010 г.). «История африканского искусства» . Новости . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Кеннеди, Джин (1992). «Между естественным и сверхъестественным» . извлекать . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Мубиана, Десмонд (6 июля 1985 г.). «Обнародована стратегия развития искусства». Времена Замбии .
- ^ «Выставка искусства Лехве» . Времена Замбии . 28 мая 2010 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ «Достопримечательности – Лусака» . Совет по туризму Замбии . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ «АРТ-ЦЕНТР ГЕНРИ ТАЯЛИ» . Африканское цифровое искусство. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Макинтайр, Крис (2008). Замбия: Путеводитель Брэдта . Путеводитель. ISBN 978-1-84162-226-2 .
- ^ «Награды Нгома» . Национальный совет искусств Замбии. Архивировано из оригинала 26 июня 2009 года . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Качингве, Кельвин. «Ежегодная музыкальная премия: 10 лет спустя » Таймс Замбии Получено 22 мая. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «О Генри Таяли» . Художественная галерея Генри Тайали. 2 сентября 2012 года . Проверено 8 октября 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зукас, Синтия (1993) (на английском языке). «Генри Тайали: переоценка»
- Фолл, Н'Гон и Пивин, Жан Лу (2002) (на английском языке). «Антология африканского искусства».
- Питчер, Джемма; Эндрю, Дэвид; Армстронг, Кейт; Бейнбридж, Джеймс; Бьюер, Тим и Карилле, Жан-Бернар (2007) (на английском языке). «Африка»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Три акварели Генри Тайали. Архивировано 3 мая 2019 года в магазинах Wayback Machine Shipwrecked , Sunset Road и The Omen , хранящихся Фондом Хармона США. в Национальном архиве
- 1943 года рождения
- 1987 смертей
- Современные художники
- Замбийский народ 20-го века
- Замбийские художники
- Замбийские скульпторы
- Замбийские фотографы
- Скульпторы 20 века
- Современные скульпторы
- Выпускники Университета Макерере
- Выпускники Дюссельдорфской академии художеств.
- Академический состав Университета Замбии
- Ресторанные критики
- Люди из района Серенье