Илонка Караш
Илонка Караш | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 26 мая 1981 г. | ( 84 года
Национальность | Венгерско-американский |
Род занятий | Дизайнер Иллюстратор |
Заметная работа | Обложки для The New Yorker |
Илонка Карас (13 июля 1896 - 26 мая 1981) была венгерско-американским дизайнером и иллюстратором, известной своим авангардным промышленным дизайном и многочисленными обложками журналов New Yorker . [1]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Караш родился в Венгрии столице Будапеште и был старшим из троих детей Мэри Хубер Караш и серебряного мастера Самуэля Караша. [2] Одной из ее младших сестер была модельер и художница по текстилю Маришка Караш . Она изучала искусство в Королевской академии искусств и ремесел в период, когда господствующая эстетика во многом была обязана Wiener Werkstätte , и была одной из первых женщин, принятых в школу. [3] В возрасте 17 лет она иммигрировала в Соединенные Штаты в 1913 году и начала делать карьеру в Нью-Йорке в Гринвич-Виллидж , где зарекомендовала себя как влиятельный практик современного искусства и дизайна. [4] В 1914 году Карас стала соучредителем (вместе с Винольдом Рейссом ) европейско-американского коллектива художников современного искусства, а вскоре после этого ей было поручено создать рекламу для универмага Bonwit Teller . В подростковом возрасте она несколько лет преподавала текстильный дизайн в Школе современного искусства.
Карьера
[ редактировать ]Текстильный и промышленный дизайн
[ редактировать ]В подростковом возрасте Карас преподавала текстильный дизайн в Школе современного искусства, учреждении, основанном в 1915 году, где она преподавала вместе с Маргаритой и Уильямом Зораками . Карас и группа других художников и дизайнеров европейского происхождения, включая Винольда Рейсса , основали Общество современного искусства в 1914 году. Организация издавала «Коллекционер современного искусства» , в котором была опубликована большая часть ранних работ Караша. Ее первой работой, представленной в журнале, стал театральный плакат с шахматными мотивами — распространённым австрийско-немецким графическим стилем. Издание также продемонстрировало ее смелые стилизованные цветочные узоры, дизайн обложек, книжные иллюстрации, типографику и декоративные панели. [4]
Караш был директором-основателем Design Group, фирмы промышленных дизайнеров, ремесленников и художников. С 1910-х по 1960-е годы ее проекты, вдохновленные в равной степени народным искусством и современным искусством, нашли отражение в самых разных тканях, обоях, коврах, керамике, мебели, столовом серебре и игрушках. [2] Между 1916 и 1918 годами она выиграла несколько призов (и получила известность) за дизайн текстиля, участвовавший в конкурсах, проводимых модным журналом Women's Wear . Еще в 1918 году ее называли «одним из лучших дизайнеров современного текстиля». [3] а к 1950 году она считалась одним из ведущих дизайнеров обоев Америки, известным своими экспериментами с различными методами переноса и наложения изображений. [5] В 1950-х годах она была одной из немногих художников, выбранных производителем алюминия Alcoa для экспериментов с использованием алюминия для настенных покрытий.

На протяжении всей своей карьеры Карас работала в текстильной промышленности для производителей в Соединенных Штатах, включая Mallinson, Schumacher, Lesher-Whitman, Dupont-Rayon, Schwarzenbach and Huber, Cheney, Susquehanna Silk Mills, Standard Textile и Belding Brothers. Один из ее самых успешных проектов, «Дубовые листья», был создан по заказу Лешера-Уитмана и появился во многих публикациях, посвященных современному дизайну и современному текстилю. Коллеги-дизайнеры Караша считали ее пионером в области современного тканого текстиля в Америке, области, которую многие текстильщики избегали из-за необходимости разбираться в жаккардовых ткацких станках. [4]
Карас отважился освоить ряд необычных областей, связанных с дизайном и производством текстиля. Она была известна как пионер современного дизайна текстиля, требующего использования жаккардового ткацкого станка , и стала одной из немногих женщин, создавших текстиль для самолетов и автомобилей. [2] В конце 1920-х годов компания Dupont-Rayon наняла ее, чтобы она помогла улучшить текстуру и ощущение вискозы и в целом повысить стандарты производства этого нового на тот момент материала. [2] На протяжении всей своей карьеры Карас экспериментировала со многими новыми материалами и производственными процессами. Ее работа для «Ф. Шумахера и компании» в 1929 году была использована в самолете «Фоккер». [4]
Исследование Карасом мебели и столового серебра было наиболее интенсивным в конце 1920-х и 1930-х годах. Ее мебель часто была прямолинейной и строго плоской, вдохновленной европейским движением Де Стиль ; она также разработала ряд многофункциональных изделий. В 1928 году она была включена в европейско-американскую выставку, организованную универмагом Macy's в Нью-Йорке, вместе с такими выдающимися дизайнерами, как Кем Вебер , Бруно Пауль и Йозеф Хоффманн . [2] На другой выставке 1928 года, организованной галереей американских дизайнеров в Нью-Йорке, она была единственной женщиной, которой было поручено спроектировать целую комнату, и фактически она спроектировала и модель квартиры-студии, и детскую. [2] Последняя считается, возможно, первой современной детской, спроектированной в Америке, и Караш последовал за ней, создав несколько более поздних проектов детских комнат, в которых прагматично использовалась трансформируемая мебель и моющиеся ткани. [2] Ее дизайн детской комнаты был направлен на то, чтобы дать ребенку «интимное ощущение владения комнатой, а не того, чтобы он принадлежал ей». Комнаты, которые позволяли детям исследовать и развивать интеллектуальные, драматические и пространственные способности. [6] Она также попыталась включить элементы, которые помогут очень маленьким детям учиться, например, цветные ручки на комодах. [2] Ее простая эстетика дизайна мебели отражала внимание к проектированию для массового производства. [4]
В 1934-1937 годах Карас проектировал и декорировал керамическую посуду для Buffalo Pottery . [7]
Иллюстрация
[ редактировать ]
В период своей иллюстративной карьеры Караш часто называли «художником-отшельником». Однако это прозвище искажает неоднократную работу, которую она выполняла для различных изданий Гринвич-Виллидж, и впечатление, которое она производила на сверстников. [4] Карас начал рисовать обложки для The New Yorker в 1924 году и продолжал до 1973 года. [5] За эти шесть десятилетий у нее было в общей сложности 186 обложек New Yorker , на многих из которых были изображены яркие виньетки из повседневной жизни, увиденные сверху и нарисованные с использованием необычных цветовых комбинаций. Она также создавала обложки и иллюстрации для авангардных журналов, в том числе Гвидо Бруно » « Еженедельника Бруно , «Коллекционер современного искусства» и «Плейбой: портфолио искусства и сатиры », а также для детских книг, таких как «Небесные жильцы» . Менее известны многочисленные карты, которые она создала, в основном для книг, но также и для обложек журналов. [8]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1920 году Караш вышла замуж за голландского химика Виллема Нюланда (умер в 1975 году), от которого у нее было двое детей. Они построили дом в Брюстере, штат Нью-Йорк , где Караш прожила большую часть своей жизни и который был упомянут в развороте журнала House Beautiful в 1928 году . Пара жила на Яве с 1929 по 1931 год, где Карас дополнила свое эклектичное сочетание современной и традиционной мебели фресками, отдающими дань уважения окружающей тропической листве. [2]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Карас умерла в доме своей дочери в Уорике, штат Нью-Йорк , за семь недель до своего 85-летия. Через год после ее смерти нью-йоркская галерея Fifty/50 организовала персональную выставку ее работ. [8] была организована ретроспектива ее картин, гравюр и рисунков под названием «Чарующий модерн: Илонка Карас, 1896–1981» В 2003 году в Художественном музее Джорджии . [9] Несколько десятков ее рисунков и альбомов с образцами обоев, ковров и металлических изделий находятся в коллекции музея Купера Хьюитта . [10]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Илонка Карас, 84 года, художник-дизайнер; рисовала обложки для The New Yorker . The New York Times , 30 мая 1981 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Браун, Эшли. «Илонка Караш: заново открывая пионера модернизма» . Исследования в области декоративного искусства, том. 8, нет. 1 (осень-зима 2000–2001 гг.), стр. 69–91.
- ^ Jump up to: а б Браун, Эшли. «Илонка Карас: Создавая модерн». В создании текстиля: производители, методы, рынки. Материалы шестого двухгодичного симпозиума Текстильного общества Америки, Нью-Йорк, 23–26 сентября 1998 г. Эрлевиль, Мэриленд: Текстильное общество Америки, 1999.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Браун, Эшли (2000). «Илонка Караш: заново открывая пионера модернизма». Исследования декоративного искусства . 8 (1). Издательство Чикагского университета: 69–91. doi : 10.1086/studdecoarts.8.1.40662760 . JSTOR 40662760 . S2CID 191365348 .
- ^ Jump up to: а б «Чарующий модерн: Илонка Караш, 1896–1981» . Ресурс журнала «Библиотека» . (Сайт.)
- ^ Фридман, Мэрилин (2007). «Определение модернизма в Галерее американских дизайнеров». Исследования декоративного искусства . дои : 10.1086/652880 . S2CID 191395036 .
- ^ Забар, Лори. «Ревущий в будущее: Нью-Йорк 1925–35» (PDF) . Институт искусств Проктора Мансона Уильямса . Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2019 года . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Винтер, Ариэль С. «Илона Караш: картограф». Мы тоже были детьми, мистер Барри , 4 июня 2010 г. (Веб-сайт).
- ^ Художественный музей Джорджии и Эшли Каллахан. Чарующий модерн: Илонка Караш . Художественный музей Джорджии, 2003.
- ^ "Илонка Карас" . Сайт музея Купера Хьюитта.