Сад Фанда
«Сад Фанда» (1916) — тональная поэма английского композитора Арнольда Бакса . Он был вдохновлен ирландской мифической фигурой Фанд, женой повелителя океана. Работа не изображает события мифической сказки, а напоминает остров Фанда. Композитор находился под сильным влиянием кельтской культуры в своих ранних произведениях, но назвал это произведение своим последним в этом духе.
Фон
[ редактировать ]Произведение было завершено в фортепианной партитуре незадолго до Первой мировой войны и оркестровано в 1916 году. Премьера состоялась Чикагским симфоническим оркестром под управлением Фредерика Стока . 29 октября 1920 года [ 1 ] и впервые исполнено в Великобритании 11 декабря 1920 года Британским симфоническим оркестром под управлением Адриана Боулта . [ 2 ]
Бакс был большим поклонником кельтской культуры, в том числе ирландских мифов, в которых сад Фанда — это море. Старая сага «Одр Кухулина» рассказывает о герое Кухулине, которого уводит от дома и обязанностей леди Фанд, жена Мананнана, повелителя океана. Жена Кухулина, Эмер, преследует его и уговаривает Фанд освободить его. Мананнан трясет своим «Плащом забвения» между Кухулином и Фандом, и каждый полностью забывает друг друга. [ 1 ] Бакс не изобразил в своей симфонической поэме первоначальный сюжет, а нарисовал картину корабля, выброшенного на берег на заколдованном острове Фанда. Экипаж втягивается в вечный мир танцев и пиршеств Фанда, поскольку поднимающееся море захлестывает остров, а сад Фанда теряется из виду. [ 3 ]
В предисловии к партитуре говорится, что «Сад Фанда — это море», и излагается легенда о Кухулине, при этом отмечается, что «эта тональная поэма не имеет особого отношения к событиям вышеупомянутой легенды». [ 4 ] Композитор описал это произведение своей партнерше Гарриет Коэн как «последнее из моей ирландской музыки». [ 1 ]
Музыка
[ редактировать ]Произведение имеет троичную форму: в конце возвращается музыка вступительной части, а между ними - песня о любви Фанд. Вступление представляет собой мерцающую тему, которую играют деревянные духовые инструменты, две арфы и разделенные верхние струны, при этом нижние струны играют восходящую и нисходящую тему, иллюстрирующую волнение моря. Песня Фанда в центральной части исполняется на флейте и английском рожке в унисон на струнных, разделенных на десять частей. [ 5 ] Оркестровка Бакса находится в его обычном роскошном масштабе. Рецензент в США после того, как произведение было впервые исполнено там, отметил «исключительную поэтическую интенсивность, исключительное красноречие и красоту партитуры», хотя и добавил, что Бакс «конечно, дитя своего времени, и он не может забыть Дебюсси». . [ 3 ] Музыковед Эндрю Кинер также отмечает влияние Дебюсси: «есть характерное письмо в параллельных третях, которые перемещаются на целые тона, а также детали духовых и деревянных духовых инструментов, которые сверкают в нарастающем богатом оркестровом звучании». [ 5 ]
Требуемый оркестровый состав - три флейты и пикколо, два гобоя и английский рожок, три кларнета и бас-кларнет, два фагота и контрфагот; четыре валторны, три трубы, тромбон и туба; литавры, колокольчики, тарелки, большой барабан, челеста; две арфы и струны. [ 4 ]
История выступлений
[ редактировать ]Это произведение оставалось одним из наиболее популярных сочинений Бакса даже в самые заброшенные годы его жизни, в конце 1940-х и 1950-х годах. Среди тех, кто держал ее перед публикой, были сэр Томас Бичем и сэр Джон Барбиролли , которые играли ее на концертах и делали ее записи: Бичем для пластинок со скоростью 78 об / мин в 1948 году, [ 5 ] и Барбиролли для LP десять лет спустя. [ 6 ] Благодаря значительному увеличению представленности работ Бакса на пластинках, а затем и в каталогах компакт-дисков, начиная с 1960-х годов, The Garden of Fand получил несколько современных записей, в том числе запись под управлением Боулта, спустя пятьдесят два года после того, как он представил это произведение в Англии. [ 7 ]
Партитура Бакса была использована Фредериком Эштоном для его балета «Пикник в Тинтагеле» ( New York City Ballet , 1952). [ 8 ] где супружеская измена между эдвардианскими туристами противопоставляется сказке о Тристране и Изольде; он нашел партитуру более подходящей для танцев, чем «Тинтагель» Бакса . [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Форман, Льюис (2006). Примечания к компакт-диску Chandos 10362, OCLC 887670232.
- ^ Британский симфонический оркестр", The Times , 13 декабря 1920 г., стр. 16.
- ^ Jump up to: а б Гилман, Лоуренс. «Музыка месяца: немного кельтской музыки, старой и новой» , The North American Review , май 1921 г., стр. 697–704 (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Арнольд Бакс. Миниатюрная партитура «Сад Фанда» для оркестра. Мердок, Мердок и Ко.
- ^ Jump up to: а б с Кинер, Эндрю. Примечания к компакт-диску Chandos 10156, OCLC 225847440
- ^ "Сад Фанда" WorldCat, получено 20 сентября 2015 г.
- ^ Парлетт, Дискография Грэма , веб-сайт сэра Арнольда Бакса, получено 20 сентября 2015 г.; и Стюарт, Филип. Decca Classical, 1929–2009 , Центр истории и анализа записанной музыки, получено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Сад фаната », Оксфордский музыкальный словарь , 2-е издание, Эд. Майкл Кеннеди , Oxford Music Online, Oxford University Press, получено 20 сентября 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Кавана, Джули. Тайные музы — жизнь Фредерика Эштона . Фабер и Фабер, Лондон, 1996, с. 396-397.