Хуан Руис де Аларкон
Хуан Руис де Аларкон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Хуан Руис де Аларкон и Мендоса в. 1580 г. Таско , Мексика |
Умер | 4 августа 1639 г. Мадрид , Испания | ( 1639-08-04 )
Занятие | Писатель |
Подпись | |
![]() |
Хуан Руис де Аларкон (ок. 1581 г.) [1] — 4 августа 1639) — новый испанский писатель Золотого века , развивавший различные варианты драматургии . Среди его работ — комедия «La verdad sospechosa» ( эс ), считающаяся шедевром латиноамериканского барокко театра .
Семья
[ редактировать ]Хуан Руис де Аларкон родился в Реаль-де-Таско, позже названном в его честь Таско-де-Аларкон . Его семья принадлежала к старой астурийской знати. Имя Аларкон было дано его предку Феррену Мартинесу де Себальосу Альфонсо VIII Кастильским после того, как он успешно изгнал мавров из крепости Аларкон недалеко от Куэнки в 1177 году. Бабушка и дедушка Хуана Руиса де Аларкона по материнской линии Эрнандо и Мария де Мендоса были одними из первых. Испанцы прибыли в Мексику в 1535 году, когда обосновались в Таско. Их дочь Леонор де Мендоса вышла замуж за Педро Руиса де Аларкона, которого называли идальго .
У Хуана Руиса де Аларкона было четыре брата: Педро Руис де Аларкон, который был ректором колледжа Святого Иоанна Латеранского , Эрнандо Руис де Аларкон, который был священником и известен тем, что написал трактат, документирующий нехристианские религиозные практики науа . Индейцы центральной Мексики Гаспар и Гарсиа, о которых мало что известно.
Жизнь
[ редактировать ]
Хуан Руис де Аларкон родился около 1581 года в Реаль-де-Таско, Новая Испания, где его отец был начальником шахты; его мать происходила из одной из самых прославленных семей Испании, Мендоса. Он был маленького роста и страдал горбатостью . Кроме того, его рыжий цвет лица делал его периодически объектом презрения, поскольку некоторые слои консервативного католического общества, в котором он позже жил, придерживались предрассудков, что Иуда Искариот был рыжим. Из-за этого его критики часто высмеивали его внешность, а не произведения.
Он отправился в Испанию в 1600 году, где изучал право в Университете Саламанки . Он продолжил обучение, получив степень лиценциата права, что примерно эквивалентно современной степени магистра, которую он закончил в 1605 году, однако так и не получив этой степени. Вместо этого он некоторое время занимался юридической практикой в Севилье, затем в 1608 году вернулся в Мексику и в 1609 году получил лицензию Мексиканского университета . Довольно скоро после этого он завершил обучение на докторскую степень, но так и не получил ученую степень, по всей вероятности, из-за довольно значительных затрат, связанных с этой церемонией. Некоторое время он работал юрисконсультом, адвокатом и временным следственным судьей, все время безуспешно пытаясь получить преподавательскую кафедру в университете.
Вернувшись в Испанию около 1611 года, он вошел в дом маркиза де Салинаса и начал разочаровывающую жизнь в поисках работы при дворе. В то же время, очевидно, чисто ради заработка, он погрузился в бурную литературную и театральную жизнь столицы, в конечном итоге поставив ряд своих пьес. Его первая пьеса « El semejante de sí mismo» оказалась неудачной, но привлекла к нему внимание. Некоторые его высмеивали и критиковали; от других он получил поддержку.
В течение десяти лет он вел эту двойную жизнь, пока, наконец, не добился сначала временного, а затем постоянного назначения в Королевский совет Индии (1626 г.) — что-то вроде апелляционного суда для испанских колоний в Америке. По-видимому, когда пришел политический успех, он почти прекратил свои литературные усилия - хотя два тома его пьес действительно были опубликованы (в 1628 и 1634 годах), возможно, потому, что некоторые из них были пиратскими и ранее опубликованы с ложным приписыванием его театральному сопернику. Феликс Лопе де Вега . После тринадцати лет юридической службы короне он умер в Мадриде в 1639 году.
Литературная карьера и значение
[ редактировать ]
Аларкон был наименее плодовитым из всех великих драматургов Испании и одним из очень немногих американцев испанского происхождения среди великих драматургов Сигло де Оро . Он писал меньше, чем другие, и многие из его работ распространялись под их именами. Он старался обдумать свои пьесы и отшлифовать как их стихосложение, так и общую композицию. Фицморис-Келли сказал об Аларконе: «Есть испанские драматурги, более великие, чем Руис де Аларкон: нет никого, чьи работы были бы столь превосходны». [2]

Он автор около двадцати пяти пьес. Двадцать из них были опубликованы драматургом в двух томах. Первый, 1628 года, содержит восемь пьес ( «Благосклонности мира» , «Трудолюбие и удача» , «Стены слышат» , «Похожий на самого себя» , «Пещера Саламанки» , «Движение к совершенствованию себя» , «Все есть шанс » и «Неудачник в притворстве» ); а второй том 1634 года состоит из двенадцати пьес ( Усилия мошенника , Хозяин звезд , Наказанная дружба , Манганилья из Мелильи , Завоевывайте друзей , Подозрительная истина , Антихрист , Ткач из Сеговии , Доказательство обещания , Привилегированные груди , Жестокость ради чести и Проверка мужей ). Остальные пьесы публиковались в сборниках. К ним относятся: Тот, кто поступает неправильно, кончает плохо . Нет зла, которое не приходит во благо , Вина ищет наказания, а обида ищет мести . Он также является автором написанной в сотрудничестве пьесы « Некоторые подвиги дона Гарсиа Уртадо де Мендоса» (1622). [3]
Самая известная из его пьес — «La verdad sospechosa» (опубликована в 1634 году). По его образцу, по общему признанию, была создана первая великая французская комедия в современной французской литературе, ») Корнеля ( «Le menteur» « Лжец . Las paredes oyen ( «У стен есть уши ») часто рассматривается как сопутствующая пьеса, поскольку обе пьесы посвящены лжи. [4] Его пьесы можно разделить как минимум на три отдельные категории: социальные комедии, политические драмы и пьесы, драматизирующие астрологию, магию и другие оккультные практики. [5] Среди политических пьес « Эль дуэньо де лас эстреллас» выделяется как потрясающая трагедия, повествующая о Ликурге , спартанском законодателе. Хотя оракул предсказал, что он либо убьет короля, либо будет убит им, столкнувшись с дилеммой, он совершает самоубийство, преодолевая таким образом силу звезд. [6] Вторая политическая пьеса, La amistad castigada , необычна тем, что в конце король свергается. Магические пьесы включают в себя удивительные примеры оккультизма в то время, когда подобные практики осуждались. См., например, La cueva de Salamanca и La prueba de las promesas . [7] Quien Mal Anda, Mal Acaba, возможно, первая испанская пьеса, драматизирующая договор с дьяволом. Действительно, даже в социальных комедиях, таких как « Las paredes oyen», мы можем встретить обширные астрологические аллюзии. [8]
Озлобленный своим уродством, Аларкон постоянно был вовлечен в личные ссоры со своими соперниками; но его позиция в этой полемике всегда достойна, а его сокрушительная реплика Лопе де Веге в «Los pechos privilegiados» представляет собой непревзойденный пример холодных и пренебрежительных оскорблений.
Больше, чем любой другой испанский драматург, Аларкон был озабочен этическими целями, и его дар драматического изложения настолько же блестящ, насколько естественны и живы его диалоги. Утверждалось, что в его пьесах заметно его неиспанское происхождение, и для этого наблюдения есть некоторые основания; но его мастерство исключительно добросовестно, и в Эль-Техедор-де-Сеговия он создал шедевр национального искусства, национального чувства и национального самовыражения.
Работает
[ редактировать ]
Драмы в стихах
[ редактировать ]- Подозрительная правда
- Благосклонность мира
- Промышленность и удача
- Las paredes oyen ( У стен есть уши )
- Себе подобен , Кто Тот
- Пещера Саламанки ( Пещера в Саламанке )
- Переезд, чтобы стать лучше
- Все это счастье
- Несчастный, притворяющийся
- Попытки обмана
- Мастер звезд
- Дружба Friendship Punishedнаказана
- Манганилья Мелильи ( Уловка в Мелилье )
- Завоевывайте друзей
- Антихрист (The Antichrist
- Ткач Сеговии из
- Испытание через обещания
- Привилегированная грудь
- Жестокость ради чести
- Испытание женихов
- , кто Тот следует злым путем, заканчивает злом
- Нет зла, которое не приходит во благо
- Ла Монха Альферес ( Монахиня-лейтенант ), по мотивам Каталины де Эраузо [9]
Недраматические тексты в стихах
[ редактировать ]
- Раунд и четыре десятых по делу, что будет видно позже
- Академическое унижение Брисиана Диеса Крузате, когда он получил докторскую степень в Мексиканском университете (1609–1613).
- Десятое от г-на Хуана Руиса де Аларкона, уроженца Мексики.
- Романс против дона Франсиско де Кеведо
- Г-н Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса г-ну Диего Агреде-и-Варгасу
- Доктору Кристобалю Пересу де Эррере, г-ну Хуану Руису де Аларкон-и-Мендоса
- Г-ну Гонсало де Сеспедес-и-Менесес, г-ну Хуану Руису де Аларкон-и-Мендоса
- Эти сонеты адресованы Святому Христу, который был найден в Прете, городе в нижнем Пфальце, снят с креста и растерзан кальвинистами, восстановлен католиками.
- От дона Хуана Руиса де Аларкона по поводу смерти графа Вильямедины (21 августа 1622 г.)
- Описательная похвала торжествам, которые устроил для него Его Величество король Филипп III в Мадриде 21 августа 1623 года на праздновании концертов между светлейшим Карлом Стюартом, принцем английским, и светлейшей Марией Австрийской, инфантой Кастилия, Продвинутому герцогу и т. д.
- г-н Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса ему (Хосе Камерино)
- К вулкану в огне Везувия, г-н Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса, докладчик Совета Индий. Эпиграмма XXIX
- Sonero посвящен тому же выпуску, что и предыдущий.
- Сатира против дона Франсиско де Кеведо
- г-н Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса, докладчик Совета Индий. Автору. Десятые доли
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сервантес, Виртуальная библиотека Мигеля де. «Хуан Руис де Аларкон: биографически-критическая реконструкция / Маргарита Пенья Муньос | Виртуальная библиотека Мигеля де Сервантеса» . www.cervantesvirtual.com (на испанском языке) . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Фицморис-Келли, с. 317.
- ^ Гарса Куарон, с. 564.
- ^ Парр, 1991, стр. 22–36.
- ^ Уикер, с. 9.
- ^ Парр (1974) и Халперн, стр. 82-92.
- ↑ О «Доказательстве обещаний» см. Перри.
- ^ Об оккультизме в Аларконе см. Фоли; по астрологии см. Де Армас.
- ^ Джонс, Сэм (5 февраля 2023 г.). «Искусственный интеллект обнаружил утраченную работу титана «золотого века» Испании » . Наблюдатель .
Ссылки
[ редактировать ]- Кастро Леаль, Антонио. Хуан Руис де Аларкон. Его жизнь и его работа . Мексика: Американские тетради, 1943 год.
- Калл, Джон Т. «Некоторые стилистические особенности драматических произведений Хуана Руиса де Аларкона». Бюллетень Комедиантов 68, вып. 1 (2016): 39–64.
- Де Армас, Фредерик А. , «Солнце восходит в полночь: любовь и астрология в книге «Стены слышат », Criticón 59 (1993): 119–26.
- Фицморис-Келли, Джеймс. История испанской литературы . Нью-Йорк: Эпплтон и компания, 1900.
- Фоли, Огаста Э. Оккультные искусства и доктрина в Театре Хуана Руиса де Аларкона . Женева: Дроз, 1972.
- Гарса Куарон, Беатрис, История мексиканской литературы: от истоков до наших дней , том. 2, Мексика, Сигло XXI, 1996 г.
- Халперн, Синтия. Политический театр Испании начала семнадцатого века с особым акцентом на Хуана Руиса де Аларкона . Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1993.
- Хоса, Лола, Драматическое искусство Хуана Руиса де Аларкона . Кассель: Райхенбергер, 2003.
- Кинг, Уиллард Ф. Хуан Руис де Аларкон: юрист и драматург . Мехико: Колледж Мексики, 1989.
- Парр, Джеймс А. Критические очерки жизни и творчества Хуана Руиса де Аларкона . Мадрид: Два континента, 1972.
- Парр, Джеймс А. «О судьбе, самоубийстве и свободе воли в книге Аларкона El Owner de las Estrellas », Hispanic Review 42 (1974): 199–207.
- Парр, Джеймс А. «Виртус, честь, благородство обязывает: подозрительная правда и стены слышатся как сопутствующие произведения», в своем роде. Подходы к комедии , ред. Мэтью Д. Страуд, Энн М. Пасеро и Эми Р. Уильямсен, Кассель, Райхенбергер, 1991: 22–36.
- Перри, Чарльз Э. «Вопрос о средствах и магии в «Испытании обещаний » Аларкона », Бюллетень Comediantes 27 (1975): 14–19.
- Шонс, Дороти, Примечания и новые документы к биографии Хуана Руиса де Аларкона и Мендосы (Чикаго: 1929. Частное издание)
- Уикер, Джулс. Пьесы Хуана Руиса де Аларкона . Лондон: Тамесис, 2003.
- Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аларкон, Хуан Руис де ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 469. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1580-е годы рождения
- 1639 смертей
- Испанские драматурги и драматурги XVII века.
- Писатели из Герреро
- Люди из Таско
- Испанские драматурги и драматурги-мужчины
- Мексиканские драматурги и драматурги
- Мексиканцы астурийского происхождения
- Выпускники Университета Саламанки
- Писатели-мужчины 17 века
- Писатели эпохи барокко