Восторг (эстетика)
Восторг , или эстетический восторг, — это высшее переживание или состояние, на которое воздействует искусство в сочетании с воображением. Это эстетическая концепция в дискурсе о функции искусства. В одном описании говорится, что это результат человеческого опыта прекрасного, поэтому оно приобретает метафизическую ценность, которая затем становится средством приближения к существованию. [1]
Томистская концептуализация
[ редактировать ]Для Фомы Аквинского увлечение эстетикой красоты имело религиозную концептуализацию. Оно составило часть его богословских размышлений о философии искусства. Фома Аквинский поместил восторг в сферу интеллектуального и, по его мнению, независимого от сенсорного воздействия, основываясь на представлении о том, что сенсорные силы препятствуют видению Бога. [2] Затем он описал это как интенсивную интеллектуальную деятельность, которая также влечет за собой отказ от телесной и сенсорной деятельности. Оно также не происходит в памяти, так как, по мнению Фомы Аквинского, оно не самопроизвольно, непроизвольно и происходит по особому божественному промыслу. [2] В томистической традиции восторг позволяет человеческому разуму сосредоточиться на понятных реалиях благодаря признанию того, что внутри человека есть что-то божественное, а не из-за какой-то человеческой предрасположенности. [3] Фома Аквинский отмечал, что эта точка зрения была рано сформулирована Аристотелем в «Эвдемовой этике», VII.14.1248a . [3]
Мыслители, такие как Джеймс Джойс , опирались на томистическое видение и объясняли, как эта концепция фигурирует в так называемом «настоящем искусстве», воплощении возвышенной красоты. В эстетической теории Джойса эта концептуализация искусства, которое доставляет однажды постигнутое удовольствие, действует как передатчик эстетической идеи или внутренней необходимости, следовательно, опыт считается духовным и трансцендентным. [5] Теория Джойса, которая также опиралась на «Поэтику» Аристотеля , утверждала, что настоящие художники обязаны создавать настоящее искусство, в отличие от так называемого «неправильного искусства», которое описывается как причина желания зрителя получить материальный объект. Последний, по мнению Джойса, статичен и способен вызывать «эстетический арест», означающий бесстрастный восторг или захват внимания зрителя. [6] С этой точки зрения Джойс придерживался томасианского видения искусства как воплощения возвышенной красоты. [ нужна ссылка ]
Восторг также является концепцией Ганса Урса фон Бальтазара теологии . По его мнению, в прекрасном есть два элемента, которые традиционно управляли любой эстетикой: вид (форма) и люмен (великолепие) Фомы Аквинского. [7] Форма, которую он также называл гештальтом, относится к раскрытию тайны Бытия и к тому, что она позволяет материально постичь Бытие. По словам фон Бальтазара, «только то, что имеет форму, может привести человека в состояние восторга». [7] Концепция Бальтазара под названием «двойное движение», касающаяся феноменального явления в теле, предполагает видение и восторг. [8] Основное внимание уделяется привлекательности формы и эротической реакции субъекта. Он отклонился от Фомы Аквинского, когда критиковал идею о том, что тело является лишь «авансценой» духа. [8]
Кантианская эстетика
[ редактировать ]По Иммануилу Канту , всякое переживание красоты вызывает восторг. [9] Эта широкая концептуализация смягчалась его утверждением, что эстетическое наслаждение представляет собой особый вид субъективного явления, поскольку оно представляет себя совсем не как субъективное. [10] В «Критике суждения» (1790) он утверждал, что «суждение о прекрасном, окрашенное хоть малейшим интересом, весьма пристрастно и не является чистым суждением вкуса». [11] В частности, эстетическое упоение было связано с понятием возвышенного , которое Кант описывал как чувство, возбуждаемое неспособностью человеческого разума постичь абсолютно великое, будь то по мере или по силе. [12] Он писал, что существуют две основные категории возвышенного: «математически» и «динамически» возвышенное. Последнее описывалось как эстетическое наслаждение, вызванное проявлением огромной силы или силы, воздействующей на природу или произведения искусства. [13] По мнению Хайдеггера, нигилистическая неправильная интерпретация Ницше кантовской теории эстетики неуместна, поскольку она также поддерживает дионисийское понимание красоты как восторга или экстаза, полностью подтверждающего существование. [14]
Фридрих Ницше
[ редактировать ]Фридрих Ницше подчеркнул важность восторга ( der Rausch ) в своей концептуализации искусства, где он рассматривается как основная конфигурация воли к власти и величайшие стимулы жизни. [15] Описание Ницше эстетического восторга связано с концепцией дионисийского опыта и предполагает тотальность и единство телесно-физического. [1] Для Ницше восторг представляет собой живую природу человека и является высшей формой удовольствия – удовольствия жизни, утверждающей себя и выживающей. [1] С этой точки зрения восторг связывает волю с человеческим опытом и психической реальностью. [1] По этой причине Ницше определил восторг как основное эстетическое чувство. [15] Он утверждал, что «в восторге важно ощущение возрастания силы и полноты». [15] Говорят, что чувство с этой точки зрения «прекрасное» есть отражение того, что раскрывается в восторге и что переносит нас в чувство. [ нужна ссылка ]
Как основное эстетическое чувство, восторг для Ницше заключается в том, чтобы быть объектом физиологии. Речь идет не о том, что происходит в нашей внутренней жизни, а о «способе воплощения настроенной позиции по отношению к существам в целом». [15] Здесь красота и восторг взаимно связаны, где восторг является основным настроением, а красота выполняет настройку. [16] По мнению Хайдеггера, это легло в основу идеи Ницше об эстетической оппозиции между аполлоническими и дионисическими взглядами. [17]
Эстетика эффектов Альтьери
[ редактировать ]Восторг был использован Чарльзом Алтиери для определения своей теории аффекта. [18] В этой эстетике эффектов это понятие связано с термином « аффект» , который представляет собой настолько всеобъемлющий аспект переживания и любви, что его невозможно удержать в рамках обыденной речи. [18] Для Альтьери концепция аффективного опыта возникает независимо от требований трансцендентальных систем убеждений, а также от бессознательных желаний и фантазий человека. [19] Он утверждал, что аффективный опыт реализуется посредством динамичного и непосредственного культивирования аффективных установок. Восторг концептуализируется в рамках убеждения Альтиери, что философия исказила нашу эмоциональную жизнь и эстетические обязательства. Это противоречит критике Платона поэтического эскапизма, ссылающегося на аффективный аспект опыта, когда эмоции изменяют сознание, а также приносят человеку удовлетворение. [20]
Индийская традиция
[ редактировать ]Концепция восторга ( раса ) также присутствует в индийской эстетической традиции. Этой теме посвящены древнеиндийские трактаты. Одной из них была теория газелей , которая описывала восторг как проявление в форме сильного эстетического наслаждения, вызванного семантической игрой, языковыми играми и сладкозвучным воспроизведением равани . [21] Также говорится, что восторг — это способ познания Кришны , и поэтому его называют «фантастической расой ». [22] Переживание описывается как единство различных устойчивых эмоций и эстетических элементов. Это аналогично сочетанию различных ингредиентов (например, перца, соли, сахара для создания смешанного напитка) так, что они образуют совершенно другое единство, независимое от их индивидуальных характеристик. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Таубер, А.И. (1997). Неуловимый синтез: эстетика и наука . Дордрехт: Springer Science & Business Media. п. 301. ИСБН 978-0-7923-4763-7 .
- ^ Jump up to: а б Александракис, Афродита; Мутафакис, Николас Дж. (2002). Неоплатонизм и западная эстетика . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 49–50. ISBN 0-7914-5279-4 .
- ^ Jump up to: а б Александракис, Афродита; Мутафакис, Николас Дж. (2002). Неоплатонизм и западная эстетика . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 47. ИСБН 0-7914-5279-4 .
- ^ Дэйви, Эрл (2022). Искусство и христианская жизнь . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. п. 20. ISBN 978-1-6667-2784-5 .
- ^ Анна, Урсин (2012). Биологические вычисления в искусстве: научные данные через графику: научные данные через графику . Херши, Пенсильвания: IGI Global. п. 307. ИСБН 978-1-4666-0942-6 .
- ^ Анна, Урсин (2012). Биологические вычисления в искусстве: научные данные через графику: научные данные через графику . Херши, Пенсильвания: IGI Global. п. 307. ИСБН 978-1-4666-0942-6 .
- ^ Jump up to: а б Чонг, Висенте (2019). Богословская эстетика освобождения: Бог, искусство и социальные изгои . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. ISBN 978-1-5326-4613-3 .
- ^ Jump up to: а б Поттер, Бретт Дэвид (2022). Ганс Урс фон Бальтазар и феноменология искусства: раскрытое красотой . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. п. 114. ИСБН 978-1-7936-4549-4 .
- ^ Эллиотт, Рэймонд Кеннет (2006). Эстетика, воображение и единство опыта . Хэмпшир, Великобритания: Ashgate Publishing, Ltd. 43. ИСБН 0-7546-0433-0 .
- ^ Мартель, Дж. Ф. (10 февраля 2015 г.). Возвращение искусства в эпоху искусств: трактат, критика и призыв к действию . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 18. ISBN 978-1-58394-578-0 .
- ^ Стэм, Роберт (2015). Ключевые слова в подрывном кино / Медиаэстетика . Молден, Массачусетс: John Wiley & Sons. стр. 9–10. ISBN 978-1-118-28892-4 .
- ^ Тан, Чэньси (2008). Географическое воображение современности: география, литература и философия в немецком романтизме . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 187. ИСБН 978-0-8047-5839-0 .
- ^ Ватт, Стивен; Хасслер-Форест, Дэн; Бохман, Эрик; Шапиро, Стивен; Рэглин, Джек; Саттар, Атия; Мортон, Сет; Рутвен, Андреа; Солдат-Яффе, Татьяна (2014). Годовая работа в Центре исследования зомби . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 433. ИСБН 978-0-253-01382-8 .
- ^ Один, Стив (2001). Художественная отстраненность в Японии и на Западе: психическая дистанция в сравнительной эстетике . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 72. ИСБН 0-8248-2211-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Шрифт, Алан (2014). Ницше и вопрос интерпретации . Нью-Йорк: Рутледж. п. 39. ИСБН 978-0-415-90311-0 .
- ^ Кокельманс, Джей Джей (2012). Хайдеггер об искусстве и художественных произведениях . Дордрехт: Springer Science & Business Media. стр. 58. ИСБН 978-90-247-3144-2 .
- ^ Шрифт, Алан (2014). Ницше и вопрос интерпретации . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 39. ИСБН 978-0-415-90311-0 .
- ^ Jump up to: а б Каррильо-Рангель, Дэвид; Ньето-Изабель, Дельфи И.; Акоста-Гарсия, Пабло (2019). Прикосновения, религиозные практики и визионерский опыт в позднем средневековье . Чам, Швейцария: Springer Nature. стр. XII. ISBN 978-3-030-26028-6 .
- ^ Гасиорек, Анджей (2016). Т.Э. Хьюм и вопрос модернизма . Оксон: Рутледж. п. 228. ИСБН 978-1-317-04711-7 .
- ^ Либерт, Рана Саади (2016). Трагическое удовольствие от Гомера до Платона . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 28. ISBN 978-1-107-18444-2 .
- ^ Анеджа, Ану (2021). Феминистская теория и внутренняя эстетика: взгляд из Южной Азии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-51587-9 .
- ^ Поллок, Шелдон (26 апреля 2016 г.). Читатель расы: классическая индийская эстетика . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 304. ИСБН 978-0-231-17390-2 .