Jump to content

Восторг (эстетика)

Восторг , или эстетический восторг, — это высшее переживание или состояние, на которое воздействует искусство в сочетании с воображением. Это эстетическая концепция в дискурсе о функции искусства. В одном описании говорится, что это результат человеческого опыта прекрасного, поэтому оно приобретает метафизическую ценность, которая затем становится средством приближения к существованию. [1]

Томистская концептуализация

[ редактировать ]

Для Фомы Аквинского увлечение эстетикой красоты имело религиозную концептуализацию. Оно составило часть его богословских размышлений о философии искусства. Фома Аквинский поместил восторг в сферу интеллектуального и, по его мнению, независимого от сенсорного воздействия, основываясь на представлении о том, что сенсорные силы препятствуют видению Бога. [2] Затем он описал это как интенсивную интеллектуальную деятельность, которая также влечет за собой отказ от телесной и сенсорной деятельности. Оно также не происходит в памяти, так как, по мнению Фомы Аквинского, оно не самопроизвольно, непроизвольно и происходит по особому божественному промыслу. [2] В томистической традиции восторг позволяет человеческому разуму сосредоточиться на понятных реалиях благодаря признанию того, что внутри человека есть что-то божественное, а не из-за какой-то человеческой предрасположенности. [3] Фома Аквинский отмечал, что эта точка зрения была рано сформулирована Аристотелем в «Эвдемовой этике», VII.14.1248a . [3]

В « Эвдемовой этике» (на фото) Аристотель утверждал, что созерцание красоты не связано с деятельностью плоти. [4]

Мыслители, такие как Джеймс Джойс , опирались на томистическое видение и объясняли, как эта концепция фигурирует в так называемом «настоящем искусстве», воплощении возвышенной красоты. В эстетической теории Джойса эта концептуализация искусства, которое доставляет однажды постигнутое удовольствие, действует как передатчик эстетической идеи или внутренней необходимости, следовательно, опыт считается духовным и трансцендентным. [5] Теория Джойса, которая также опиралась на «Поэтику» Аристотеля , утверждала, что настоящие художники обязаны создавать настоящее искусство, в отличие от так называемого «неправильного искусства», которое описывается как причина желания зрителя получить материальный объект. Последний, по мнению Джойса, статичен и способен вызывать «эстетический арест», означающий бесстрастный восторг или захват внимания зрителя. [6] С этой точки зрения Джойс придерживался томасианского видения искусства как воплощения возвышенной красоты. [ нужна ссылка ]

Восторг также является концепцией Ганса Урса фон Бальтазара теологии . По его мнению, в прекрасном есть два элемента, которые традиционно управляли любой эстетикой: вид (форма) и люмен (великолепие) Фомы Аквинского. [7] Форма, которую он также называл гештальтом, относится к раскрытию тайны Бытия и к тому, что она позволяет материально постичь Бытие. По словам фон Бальтазара, «только то, что имеет форму, может привести человека в состояние восторга». [7] Концепция Бальтазара под названием «двойное движение», касающаяся феноменального явления в теле, предполагает видение и восторг. [8] Основное внимание уделяется привлекательности формы и эротической реакции субъекта. Он отклонился от Фомы Аквинского, когда критиковал идею о том, что тело является лишь «авансценой» духа. [8]

Кантианская эстетика

[ редактировать ]

По Иммануилу Канту , всякое переживание красоты вызывает восторг. [9] Эта широкая концептуализация смягчалась его утверждением, что эстетическое наслаждение представляет собой особый вид субъективного явления, поскольку оно представляет себя совсем не как субъективное. [10] В «Критике суждения» (1790) он утверждал, что «суждение о прекрасном, окрашенное хоть малейшим интересом, весьма пристрастно и не является чистым суждением вкуса». [11] В частности, эстетическое упоение было связано с понятием возвышенного , которое Кант описывал как чувство, возбуждаемое неспособностью человеческого разума постичь абсолютно великое, будь то по мере или по силе. [12] Он писал, что существуют две основные категории возвышенного: «математически» и «динамически» возвышенное. Последнее описывалось как эстетическое наслаждение, вызванное проявлением огромной силы или силы, воздействующей на природу или произведения искусства. [13] По мнению Хайдеггера, нигилистическая неправильная интерпретация Ницше кантовской теории эстетики неуместна, поскольку она также поддерживает дионисийское понимание красоты как восторга или экстаза, полностью подтверждающего существование. [14]

Фридрих Ницше

[ редактировать ]
Художественное изображение Фридриха Ницше.

Фридрих Ницше подчеркнул важность восторга ( der Rausch ) в своей концептуализации искусства, где он рассматривается как основная конфигурация воли к власти и величайшие стимулы жизни. [15] Описание Ницше эстетического восторга связано с концепцией дионисийского опыта и предполагает тотальность и единство телесно-физического. [1] Для Ницше восторг представляет собой живую природу человека и является высшей формой удовольствия – удовольствия жизни, утверждающей себя и выживающей. [1] С этой точки зрения восторг связывает волю с человеческим опытом и психической реальностью. [1] По этой причине Ницше определил восторг как основное эстетическое чувство. [15] Он утверждал, что «в восторге важно ощущение возрастания силы и полноты». [15] Говорят, что чувство с этой точки зрения «прекрасное» есть отражение того, что раскрывается в восторге и что переносит нас в чувство. [ нужна ссылка ]

Как основное эстетическое чувство, восторг для Ницше заключается в том, чтобы быть объектом физиологии. Речь идет не о том, что происходит в нашей внутренней жизни, а о «способе воплощения настроенной позиции по отношению к существам в целом». [15] Здесь красота и восторг взаимно связаны, где восторг является основным настроением, а красота выполняет настройку. [16] По мнению Хайдеггера, это легло в основу идеи Ницше об эстетической оппозиции между аполлоническими и дионисическими взглядами. [17]

Эстетика эффектов Альтьери

[ редактировать ]

Восторг был использован Чарльзом Алтиери для определения своей теории аффекта. [18] В этой эстетике эффектов это понятие связано с термином « аффект» , который представляет собой настолько всеобъемлющий аспект переживания и любви, что его невозможно удержать в рамках обыденной речи. [18] Для Альтьери концепция аффективного опыта возникает независимо от требований трансцендентальных систем убеждений, а также от бессознательных желаний и фантазий человека. [19] Он утверждал, что аффективный опыт реализуется посредством динамичного и непосредственного культивирования аффективных установок. Восторг концептуализируется в рамках убеждения Альтиери, что философия исказила нашу эмоциональную жизнь и эстетические обязательства. Это противоречит критике Платона поэтического эскапизма, ссылающегося на аффективный аспект опыта, когда эмоции изменяют сознание, а также приносят человеку удовлетворение. [20]

Индийская традиция

[ редактировать ]

Концепция восторга ( раса ) также присутствует в индийской эстетической традиции. Этой теме посвящены древнеиндийские трактаты. Одной из них была теория газелей , которая описывала восторг как проявление в форме сильного эстетического наслаждения, вызванного семантической игрой, языковыми играми и сладкозвучным воспроизведением равани . [21] Также говорится, что восторг — это способ познания Кришны , и поэтому его называют «фантастической расой ». [22] Переживание описывается как единство различных устойчивых эмоций и эстетических элементов. Это аналогично сочетанию различных ингредиентов (например, перца, соли, сахара для создания смешанного напитка) так, что они образуют совершенно другое единство, независимое от их индивидуальных характеристик. [ нужна ссылка ]


  1. ^ Jump up to: а б с д Таубер, А.И. (1997). Неуловимый синтез: эстетика и наука . Дордрехт: Springer Science & Business Media. п. 301. ИСБН  978-0-7923-4763-7 .
  2. ^ Jump up to: а б Александракис, Афродита; Мутафакис, Николас Дж. (2002). Неоплатонизм и западная эстетика . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 49–50. ISBN  0-7914-5279-4 .
  3. ^ Jump up to: а б Александракис, Афродита; Мутафакис, Николас Дж. (2002). Неоплатонизм и западная эстетика . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 47. ИСБН  0-7914-5279-4 .
  4. ^ Дэйви, Эрл (2022). Искусство и христианская жизнь . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. п. 20. ISBN  978-1-6667-2784-5 .
  5. ^ Анна, Урсин (2012). Биологические вычисления в искусстве: научные данные через графику: научные данные через графику . Херши, Пенсильвания: IGI Global. п. 307. ИСБН  978-1-4666-0942-6 .
  6. ^ Анна, Урсин (2012). Биологические вычисления в искусстве: научные данные через графику: научные данные через графику . Херши, Пенсильвания: IGI Global. п. 307. ИСБН  978-1-4666-0942-6 .
  7. ^ Jump up to: а б Чонг, Висенте (2019). Богословская эстетика освобождения: Бог, искусство и социальные изгои . Юджин, Орегон: Wipf and Stock Publishers. ISBN  978-1-5326-4613-3 .
  8. ^ Jump up to: а б Поттер, Бретт Дэвид (2022). Ганс Урс фон Бальтазар и феноменология искусства: раскрытое красотой . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. п. 114. ИСБН  978-1-7936-4549-4 .
  9. ^ Эллиотт, Рэймонд Кеннет (2006). Эстетика, воображение и единство опыта . Хэмпшир, Великобритания: Ashgate Publishing, Ltd. 43. ИСБН  0-7546-0433-0 .
  10. ^ Мартель, Дж. Ф. (10 февраля 2015 г.). Возвращение искусства в эпоху искусств: трактат, критика и призыв к действию . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 18. ISBN  978-1-58394-578-0 .
  11. ^ Стэм, Роберт (2015). Ключевые слова в подрывном кино / Медиаэстетика . Молден, Массачусетс: John Wiley & Sons. стр. 9–10. ISBN  978-1-118-28892-4 .
  12. ^ Тан, Чэньси (2008). Географическое воображение современности: география, литература и философия в немецком романтизме . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 187. ИСБН  978-0-8047-5839-0 .
  13. ^ Ватт, Стивен; Хасслер-Форест, Дэн; Бохман, Эрик; Шапиро, Стивен; Рэглин, Джек; Саттар, Атия; Мортон, Сет; Рутвен, Андреа; Солдат-Яффе, Татьяна (2014). Годовая работа в Центре исследования зомби . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 433. ИСБН  978-0-253-01382-8 .
  14. ^ Один, Стив (2001). Художественная отстраненность в Японии и на Западе: психическая дистанция в сравнительной эстетике . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 72. ИСБН  0-8248-2211-0 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Шрифт, Алан (2014). Ницше и вопрос интерпретации . Нью-Йорк: Рутледж. п. 39. ИСБН  978-0-415-90311-0 .
  16. ^ Кокельманс, Джей Джей (2012). Хайдеггер об искусстве и художественных произведениях . Дордрехт: Springer Science & Business Media. стр. 58. ИСБН  978-90-247-3144-2 .
  17. ^ Шрифт, Алан (2014). Ницше и вопрос интерпретации . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 39. ИСБН  978-0-415-90311-0 .
  18. ^ Jump up to: а б Каррильо-Рангель, Дэвид; Ньето-Изабель, Дельфи И.; Акоста-Гарсия, Пабло (2019). Прикосновения, религиозные практики и визионерский опыт в позднем средневековье . Чам, Швейцария: Springer Nature. стр. XII. ISBN  978-3-030-26028-6 .
  19. ^ Гасиорек, Анджей (2016). Т.Э. Хьюм и вопрос модернизма . Оксон: Рутледж. п. 228. ИСБН  978-1-317-04711-7 .
  20. ^ Либерт, Рана Саади (2016). Трагическое удовольствие от Гомера до Платона . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 28. ISBN  978-1-107-18444-2 .
  21. ^ Анеджа, Ану (2021). Феминистская теория и внутренняя эстетика: взгляд из Южной Азии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-000-51587-9 .
  22. ^ Поллок, Шелдон (26 апреля 2016 г.). Читатель расы: классическая индийская эстетика . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 304. ИСБН  978-0-231-17390-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 467f1ed89e7414d6ab76876b72e0c1c1__1679431140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/c1/467f1ed89e7414d6ab76876b72e0c1c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rapture (aesthetics) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)