Мариам Дадиани
Мариам Дадиани | |
---|---|
![]() Мариам Дадиани. Рисунок из альбома современного римско-католического миссионера Кристофоро Кастелли , жившего в Грузии с 1627 по 1654 год. | |
Королева-консорт Картли | |
Срок владения | 1638–1658 1659–1675 |
Рожденный | между 1599 и 1609 годами |
Умер | 1682 |
Похороны | |
Супруг | Симон I Гуриели Rostom of Kartli Vakhtang V of Kartli |
Проблема | Принц Отиас Гуриели |
Династия | Дадиани |
Отец | Манучар и Дадиани |
Мать | Тамар Джакели |
Религия | Грузинская Православная Церковь |
Хелртва | ![]() |
Мариам Дадиани ( грузинский : Мариам Дадиани ; родилась между 1599 и 1609 годами; [ 1 ] умерла в 1682 году) была дочерью Манучара I Дадиани , принца Мегрелии , от его второй жены Тамар Джакели. Трижды вышла замуж последовательно за Симона I Гуриели , князя Гурии , в 1621 году, за царя Картли Ростома в 1638 году и за приемного сына и преемника последнего, царя Вахтанга V в 1658 году.
Династические браки Мариам были частью сложных политических отношений в государствах-преемниках бывшего Королевства Грузия . Ее первый брак был расторгнут ее сводным братом Леваном II Дадиани , принцем Мегрелии, в ответ на отцеубийственный переворот Симона Гуриели. Второй брак, с Ростомом Картлийским, превратил Мариам в важную фигуру в современной грузинской политике. Свадебным окружением было многотысячное войско, которому пришлось с боем пробиваться в Картли против сил главного противника союза, имеретинского царя Георгия III , союзника главного врага Ростома, царя Теймураза I. Кахети
Мариам, набожная христианка, не только способствовала сближению Мегрелии и Картли, но и выступала в роли защитницы грузинского христианства вместо своего мусульманского и религиозно толерантного мужа и помогла ослабить религиозную напряженность в стране. пары По ее просьбе церемония бракосочетания прошла по христианскому обряду. Царица отремонтировала и отреставрировала несколько церквей, а также скопировала и скомпилировала средневековые грузинские хроники.
Единственный ребенок Мариам, рожденный от первого брака с принцем Гуриэли, умер молодым. Бездетный Ростом, стремясь обеспечить династическое выживание семьи Багратиони под защитой империи Сефевидов Иранской , также родом из Багратиони, который после его смерти стал Вахтангом V, и женился на , усыновил принца Мухрани вдовствующей царице Мариам как ее третий муж. Она пережила Вахтанга и умерла в возрасте старше 70 лет. Похоронена с царскими почестями в соборе Живого Столпа во Мцхете .
Семейное прошлое и первый брак
[ редактировать ]Мариам была дочерью Манучара I, правящего принца Мингрелии из династии Дадиани , от его второй жены Тамар Джакели, дочери Кайхосро II Джакели , принца Самцхе . Леван II Дадиани, преемник Манучара на посту принца Мегрелии, с политическими расчетами которого была тесно связана последующая судьба Мариам, [ 2 ] был ее сводным братом, рожденным от первого брака Манучара с Нестан-Дареджан, дочерью Александра II Кахетинского . В 1621 году Леван II устроил брак Мариам с Симоном Гуриели, сыном Мамиа II Гуриели , князя Гурии. Симон убил своего отца и захватил контроль над Гурией в 1625 году, что побудило Левана провести военное вмешательство. Побежденный и взятый в плен при Ланчхути , Симон потерял трон, зрение и семью; Леван ослепил его, установил лояльный режим в Гурии и увез Мариам и ее сына с собой в Мегрелию. [ 2 ] Симон поддерживал связь со своей бывшей женой и умер монахом в Иерусалиме в 1672 году. [ 3 ]
Второй брак
[ редактировать ]Главный поворотный момент в жизни Мариам наступил в 1638 году, когда картлийский царь Ростом попросил ее руки и сердца. Ростом, недавно овдовевший около 70 лет, был грузином-мусульманином , естественным сыном покойного царя Картли Давида XI (Дауд-хана) . Влиятельный придворный Сефевидских шахов Ирана . , он взошел на картлийский трон в 1633 году. Его готовность сотрудничать со своими сефевидскими сюзеренами принесла Картли относительный мир и большую степень автономии Но контроль Ростома над Картли был оспорен его свергнутым предшественником Теймуразом I из кахетинского Багратиони , который десятилетиями боролся против иранской гегемонии. В поисках политических союзников Ростом направил дипломата и церковника Николоза Чолокашвили в качестве брачного посредника при дворе Дадиани. Союз также способствовал желанию Левана II держать под контролем короля Имерети Георгия III , зятя и союзника главного соперника Ростома Теймураза. Как верный вассал, Ростом посоветовался с шахом Сафи по поводу этого решения. Шах одобрил эту стратегическую брачную договоренность, поскольку она отвечала интересам Сефевидов расширить свое влияние на Мегрелию и, в конечном итоге, завоевать Мегрелию. Имеретия считала своей сферой влияния , которую Османская империя , в то время находилась в состоянии войны с Ираном . Шах Сафи прислал свадебные подарки, заплатил Дадиани 50 000 маршилей (около 1,5 тонн серебра) и назначил ему годовое жалованье в 1000 туманов (золотые монеты весом 3 грамма). [ 4 ] [ 5 ]
Подготовка к свадьбе встревожила имеретинцев. Отряд жениха представлял собой 30-тысячную армию, идущую навстречу тяжеловооруженной свите Левана. Имеретинский Георгий III перекрыл границу с Картли, вынудив свадебную свиту Ростома идти окольным путем через Ахалцихе , и перехватил Дадиани, направлявшегося на свадьбу, но тот был разбит и взят в плен Леваном у моста Кака близ Багдати . [ 2 ] [ 5 ]
Свадьбу пышно отпраздновали в столице Ростома, Тбилиси . Ростом, мусульманин, выросший в Иране, известный своей религиозной терпимостью и решивший сохранить мир в Картли и укрепить свою власть в стране под покровительством Сефевидов, согласился на просьбу своей невесты-христианки, и церемония была проведена по христианским обрядам с номинальное ритуальное крещение короля перед свадьбой, как сообщает итальянский очевидец дон Пьетро Авитабиле. Далее он подчеркивает, что Ростом часто крестился в присутствии Мариам и присутствовал на литургии. [ 6 ]
Меценатство культуры
[ редактировать ]
Религиозная дихотомия тбилисского двора придала политическому браку Ростома и Мариам еще один, социокультурный смысл. Картли, управляемая мусульманским царем, которого его преимущественно христианские подданные обвиняли в насаждении в стране иранских и мусульманских обычаев, приобрела покровительницу христианской церкви и культуры. [ 7 ] Действуя с согласия и одобрения Ростома, иногда даже независимо от него, Мариам смогла снизить налоги, взимаемые с церковных учреждений и погибнуть, отремонтировать и обустроить церкви по всей восточной Грузии, в том числе Сионскую церковь в Тбилиси, патриарший собор Живой столп в Мцхете и церковь Алаверди в Кахетии. [ 2 ] Однако она не смогла спасти своего духовника, католикоса Евдема I , от мести Ростома; он был арестован и задушен в тюремной камере в 1642 году за сговор с изгнанным королем Теймуразом с целью убийства Ростома. [ 8 ]
У Мариам также были средневековые грузинские хроники «Жизнь Картли» , скопированные, сопоставленные и отредактированные где-то между 1638 и 1645 годами. Рукопись, известная как « Мариамисеули» («Вариант царицы Мариам»), была найдена в 1885 году и представлена до открытия XV века Анасеули («Вариант царицы Аны») 1913 года, самый ранний известный грузинский текст «Жизни Картли » . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Вопрос о преемственности
[ редактировать ]У Ростома не было детей ни от одного из браков. Стремясь обеспечить династическую преемственность в Картли, он сначала усыновил сына Мариам от первого брака с Гуриели, князя Отию, который был женат на дочери Заала, герцога Арагвского . Князь умер в 1645 или 1646 году (по мнению историка Кирилла Туманова , «дату 1646 года, найденную на его могиле в соборе Максета, следует понимать как относящуюся к ее возведению, а не к смерти князя». [ 9 ] ). Другой кандидатурой был принц Имеретинского Мамука , сын покойного короля Имерети Георгия III и брат правящего царя Имерети Александра III , с которым беспощадно боролся сводный брат Мариам Леван Дадиани. Мамука нашел убежище в Картли, но снова оказался в Имерети в 1647 году, когда Леван захватил его в бою и выколол ему глаза. Александр III пожаловался Ростому, который возмутился и с согласия царицы Мариам торжественно проклял Левана Дадиани. [ 12 ] Ослепленный принц Мамука умер в 1654 году.
Примерно в 1639 году выбор Ростома пал на сына его двоюродного брата, воспитанного иранцами принца Луарсаба , который был убит во время охоты в 1652 году. Затем Ростом пытался склонить брата Луарсаба, Вахтанга, стать его наследником, но царский посланник нашел его уже мертвым от болезни в Иране. Посланник, князь Бахута, из боковой ветви Багратиони Мухрани, в конце концов был усыновлен Ростомом как его сын и наследник в 1653 году. [ 13 ]
Третий брак и последние годы
[ редактировать ]Ростом умер в возрасте 93 лет в 1658 году. Иранские чиновники в Тбилиси отправили его останки на захоронение в Кум , «священный город» шиитского ислама , и приказали вдовствующей королеве Мариам переехать в цитадель Тбилиси . Она была вызвана шахом в Исфахан , но отправила гонцом князя Папуну Цицишвили с локоном своего седого наследника, чтобы показать, что она слишком стара для поездки в Иран, и письмо, заверяющее шаха в верности ее семьи. [ 14 ] Приемный сын Ростома, князь Мухрани, был утвержден новым царем под именем Вахтанга V или, после принятия им ислама, Шах-Наваз-хана. [ 15 ]
По приказу шаха Вахтанг, которому тогда было 40 лет, неохотно развелся с принцессой Родам Орбелиани, от которой у него было несколько детей, и женился на своей приемной матери, вдовствующей королеве Мариам. [ 11 ] С приходом на престол Вахтанга на обширных территориях Картли кипели волнения. Внутренняя политика терпения и покровительства Вахтанга в сочетании с авторитетом Мариам среди грузин относительно умиротворила Картли. В последующие годы стареющая королева Мариам менее активно участвовала в политике. [ 2 ] хотя она повлияла на решение мужа более энергично вмешаться в борьбу за власть в Мегрелии и Имерети в 1661 году. [ 16 ] Она также оказала поддержку церковным реформам, предпринятым Патриархом Грузии Доментием III . [ 17 ]
Мариам умерла в 1682 году, во время правления ее приемного сына Георга XI , пережив третьего мужа на семь лет. Похоронена она со всеми царскими почестями в соборе Живого Столпа в Мцхете, где был похоронен ее единственный сын Отия. [ 16 ]
Родословная
[ редактировать ]Предки Мариам Дадиани |
---|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тугуши 1992 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и Сургуладзе , Царица Мария, XVII век. .
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 195.
- ^ Гелашвили 2012 , с. 494.
- ^ Jump up to: а б Рэйфилд 2012 , стр. 199.
- ^ Гелашвили 2012 , с. 495.
- ^ Маэда 2012 , с. 107.
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Туманов 1943 , с. 163.
- ^ Рэпп 2003 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б Рэйфилд 2012 , с. 211.
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 208.
- ^ Рэйфилд 2012 , стр. 208–209.
- ^ Маэда 2012 , с. 127, н. 66.
- ^ Рэйфилд 2012 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Тугуши 1992 , с. 55.
- ^ Ланг 1957 , с. 77.
Ссылки
[ редактировать ]
- Гелашвили, Нана (2012). «Ирано-грузинские отношения в период правления Ростома (1633–1658 гг.)». Ин Флор, Виллем; Херциг, Эдмунд (ред.). Иран и мир в эпоху Сефевидов . Лондон: IBTauris. ISBN 978-1-85043-930-1 .
- Ланг, Дэвид Маршалл (1957). Последние годы грузинской монархии, 1658–1832 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Маэда, Хиротаке (2012). «Рабские элиты, вернувшиеся домой: грузинский вали-царь Ростом и империя Сефевидов» (PDF) . Мемуары научно-исследовательского отдела Тойо Бунько . 69 : 97–127. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Рэпп, Стивен Х. (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты . Левен: Издательство Peeters. ISBN 90-429-1318-5 .
- Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй: История Грузии . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-78023-030-6 .
- Сургуладзе, Мзия. «Королева Мария, XVII век». [Королева Мариам, 17 век]. Грузинские исторические деятели (на грузинском языке). Национальный центр рукописей . Проверено 31 августа 2013 г.
- Туманов, Кирилл (1943). «Средневековая грузинская историческая литература (VII-XV вв.)». Традицио . Я : 139–182. дои : 10.1017/S0362152900017530 . S2CID 149191210 .
- Тугуши, Абесалом (1992). королевы Мариам Дадиани PDF Жизнь и деятельность ( ) (на грузинском языке). Тбилиси: Орнати.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Броссе, Мари-Фелисите (1856). История Грузии от древности до XIX века. Часть II. Современная история [ История Грузии от древности до 19 века. Часть II. Современная история ] (на французском языке). С.-Петербург: К типографии Императорской Академии наук.