Исаак Лампронти

Исаак Лампронти (3 февраля 1679 — 16 ноября 1756) — итальянский раввин и врач, наиболее известный как автор раввинской энциклопедии « Пахад Ицхак» .
Лампронти родился в Ферраре . Его прадед, Самуэль Лампронти , эмигрировал из Константинополя в Феррару в шестнадцатом веке. Его отец, богатый человек, умер, когда Исааку было шесть лет. Исаака отправили в школу на восьмом году обучения, его учителями были Шаббетай Эльханан Реканати и С.Э. Сангвинети . На четырнадцатом году он пошел в Луго , в школу Р. Маноа Провансальского ; оттуда он отправился в Падую изучать медицину, посещая одновременно лекции по философии. Там он особенно наслаждался общением и обучением врача Р. Исаака Кантарини .
По завершении медицинского образования он какое-то время работал учителем в различных итальянских городах, а по возвращении в родной город ешиба присвоил ему титул хабера . Вскоре после этого он отправился в Мантую, чтобы завершить свое раввинское обучение под руководством р. Иуды Бриала и р. Джозефа Кейса , который также был врачом. Особенно близкие отношения Лампронти вступил с Р. Иудой, о котором он часто упоминает в своем большом труде. Когда в 1701 году Мантуе угрожала война, Лампронти, следуя желанию своей семьи, вернулся в Феррару, где зарекомендовал себя как врач и учитель, читая лекции для взрослых в своем доме как в будние дни, так и в субботу.
Учитель
[ редактировать ]
В 1709 году Лампронти был назначен преподавателем итальянского Талмуд-Торы, получая ежемесячную зарплату в размере двенадцати скуди в обмен на то, что он посвящал большую часть своего дня преподаванию в основном грамматики иврита, арифметики и итальянского языка. Лампронти давал своим ученикам собственные проповеди по еженедельным разделам, составленные на итальянском языке, для практики перевода на иврит. Он также поручил некоторым своим ученикам переписывать из источников материалы, необходимые ему для предпринятой им энциклопедической работы.
Руководители общины, считавшие, что это мешает его обязанностям учителя, запретили ему в октябре 1725 года хранить материалы для своей работы в здании школы. Когда в 1729 году испанский Талмуд-Тора был прекращен, ученики этой школы также перешли в руки Лампронти. Таким образом, он стал учителем большинства членов общины, и спустя много времени после его смерти в общине Феррары говорили: «Все учения, найденные среди нас, исходят из уст нашего отца Исаака».
Помимо своих обязанностей учителя, он занимал должность проповедника с 1704 года в сефардской общине, а начиная с 1717 года — в итальянской синагоге. Его проповеди, пользовавшиеся большой популярностью, не сохранились. Он упоминает один из них, об истине и неправде, ссылаясь на свою «Сефер ха-Дерушим Шелли» в статье своего «Пахад Йихах» (буква מ, статья). Свою надгробную речь («Тарке Шалом») о Самсоне Морпурго он упоминает в своем одобрении ответа последнего «Шемеш Цедаха». Его имя связано с Ковчегом Закона в сефардской синагоге в Ферраре, установленным им в 1710 году за свой счет.
В 1718 году Лампронти был назначен действительным членом раввинской коллегии. Его подпись как последнего члена, последовавшая за подписью Мордехая Захалона , Шаббатая Эльханана Реканати и Самуэля Баруха Борги , находится в ответе иешибы Феррары 1727 года, который он цитирует (письмо ב, стр. 20d).
Врач
[ редактировать ]
В 1738 году он был избран раввином испанской синагоги вместо своего бывшего учителя Реканати; а после смерти Мордехая Захалона он стал президентом иешибы ( 1749 г.). Он немедленно приступил к печати своего великого произведения (см. ниже). Тогда ему исполнилось семьдесят лет, и в течение следующих восьми лет до самой смерти он непрерывно преподавал, хотя ученики вынуждены были отводить его в школу из-за болезни ног.
Несмотря на другие свои занятия, он продолжал заниматься медицинской практикой, посещая своих пациентов рано утром, потому что, по его словам, у врача более зоркий глаз и он может лучше судить о состоянии своего пациента после ночного отдыха. Он имел большую репутацию врача, и современники обычно добавляли к его имени эпитет «знаменитый врач».
Он переписывался по медицинским вопросам со своим учителем Исааком Кантарини и использовал свои медицинские знания во многих отрывках своей работы.
Он умер, глубоко оплаканный общиной и своими многочисленными учениками. На его могиле не было возведено ни одного камня, ибо за полгода до его смерти надгробия еврейского кладбища Феррары были уничтожены по наущению духовенства (Феррара принадлежала Папской области ), а евреям в то же время было запрещено класть камни на могилы своих умерших. Более века спустя Феррара публично почтила память Лампронти; 19 апреля 1872 г. на доме, в котором он жил, была поставлена каменная плита, на создание которой пожертвовали евреи и христиане; на нем есть следующая надпись: «Abitò in questa casa Isacco Lampronti, nato nel MDCLXXIX., morto nel MDCCLVI. Medico Teologo tra i dotti Celebratissimo. Onorò la patria. Riverenti alla scienza alcuni cittadiniposero MDCCCLXXII».
«Пачад Ицхак»
[ редактировать ]Делом всей жизни Лампронти была его раввинская энциклопедия « Пахад Ицхак» (название происходит от Быт. XXXI, 42), материал для которой он начал собирать еще в студенческие годы в Мантуе и над которой работал всю свою жизнь. Когда он на старости лет решил опубликовать этот великий труд, он путешествовал вместе со своим учеником Якобом Рафаэлем Саравалем , как говорит последний в предисловии корректоров (Саравал и Симха Калимани ), по итальянским городам, чтобы заручиться одобрением ( хаскамот ) раввинских властей Италии за работу.
Сборник этих одобрений, данных в 1749 и 1750 годах, представляет собой любопытный памятник еврейским ученым северной Италии восемнадцатого века; он включает сонеты и стихи в других формах в честь Лампронти. Следующие города представлены своими иешибами или раввинами: Венеция, Ливорно, Реджо, Верона, Анкона, Падуя, Мантуя, Казале Монферрато, Модена, Турин, Флоренция, Алессандрия делла Палья, Пезаро, Финале, Луго, Ровиго. Во второй том добавлены одобрения Р. Малачи бен Якоба Кона из Ливорно, автора «Яд Малахи», и трех палестинских ученых, остановившихся в Ферраре.
Планировалось, что работа составит шесть томов, как записано в разрешении на печать Еврейского общинного управления Венеции. Но при жизни автора появились только первый том и первая половина второго тома. Том. я. (1750 г.) содержит в двух специально размеченных разделах (соответственно 124 и 76 листов) букву א; первая часть тома. ii. (1753 г.) содержит буквы ב (л. 1–75) и ו (л. 76–105). Вторая часть тома. ii. появилось через сорок лет после смерти автора (1796 г.); содержит буквы ח (л. 1-49), ו (л. 50-60), ן (л. 67-77), ח, начало (78-110). Том. iii. появился в том же году; содержит: ח, конец (л. 1-61), ט (л. 63-93). Эти тома были напечатаны в типографии Исаака Фоа (ранее Брагадини) в Венеции. Два других тома появились в 1813 году (том IV, Реджо) и 1840 году (том V, Ливорно); том. iv. содержит буквы י (л. 1-41а.), ב (л. 41а-108); ל (специальные страницы, 1–26); том. v. содержит букву מ (241 л.). Этот последний том содержит дополнения к тексту, сделанные Авраам Барух Пиперно под титулом «Зехор ле-Авраам».
В 1845 году рукопись всего произведения с автографом была приобретена Национальной библиотекой Парижа в 120 томах, 68 из которых соответствовали уже вышедшим частям. В парижской рукописи содержится также итальянская переписка автора, не вошедшая в издание (см. Cat. Hebr. MSS. Bibliothèque Nationale. стр. 61. №№ 458-577). Общество «Мекице Нирдамим» при своем основании поставило в качестве одной из своих первых задач публикацию тех частей работы Лампронти, которые еще не были напечатаны. Первыми появились (в октаво вместо фолио, размера предыдущих томов) буквы נ (1864 г.; 100 л.), ס (1866 г.; 196 л.), ע (1868 г.; 173 л.), פ ( 1871 г.; 74 л.), и צ и первая половина ק (1874 г.; 200 л.). Десять лет спустя работу продолжило реорганизованное общество «Мекице Нирдамим»; в 1885-87 гг. была опубликована оставшаяся часть буквы ק, а также буквы ר (148 листов), ש (318 листов) и ח (183 листов). Таким образом, публикация произведения завершилась через 127 лет после выхода первого тома.
Характер произведения
[ редактировать ]Работа Лампронти представляет собой энциклопедию Талмуда и талмудической литературы, расположенную в алфавитном порядке. В разрешении цензора от июня 1749 года, приставленном к первому тому, оно обозначено как «Dizionario Rituale in Lingua Ebraica», обозначение, которое, вероятно, исходило от автора. На самом деле энциклопедия Лампронти посвящена главным образом Галахе , материал для статей взят из всей галахической литературы вплоть до новейших респонсов, которые он частично имел в рукописи. Он уделяет много места обсуждению вопросов ритуального права, найденных в ответах современных итальянских раввинов. По некоторым вопросам приводит всю переписку, как и по л.с. 9д-13а, 31д-37д, 46д-50а, 74б-76а, 79в-80б, 102б-107а, в первом томе.
Аранжировка – характерная черта произведения. В качестве заголовков его статей иногда используются отдельные слова, но чаще всего он употребляет целые предложения либо в том виде, в котором он их нашел в источниках, либо в виде выводимых из источников предложений. В об. я. тридцать статей начинаются со слова <?> ; а в специальной статье, кроме того, упоминается около ста других статей произведения, в которых трактуется это понятие (см. Иудей. Энцикл. II. 215-218). Около сотни артиклей начинаются со слова <?>, а специальный артикль обозначает еще столько же статей, в которых встречается это слово. Статьи расположены строго в алфавитном порядке, что особенно важно в работах такого рода. Цитаты сопровождаются точным указанием их источников. Помимо Галахи, много места отведено Агаде Талмуда, и эту работу также можно рассматривать как алфавитный указатель талмудических агадических предложений.
В качестве любопытного примера можно отметить, что в статье (II, 766) Лампронти ссылается на произведение на итальянском языке, название которого он цитирует в тщательно пунктуированной транскрипции на иврите: «Demostrazioni della Essenza di Dio dalle Opere della sua Creazione; da Гульельмо Дерам [], Флоренция, 1719 год». Работа Лампронти еще не подверглась критическому анализу, и не был составлен список источников, которые он использовал или цитировал. Дополнения, сделанные Лампронти, хранятся в библиотеке Талмуд-Торы в Ферраре; по словам раввина Бенедетто Исаака Леви из Феррары, автора краткой биографии Лампронти («Ха-Маггид», XIX, 70), существует тридцать пять листов, большая часть которых, однако, пуста. Но дополнения, разбросанные по нескольким томам самой работы, если их собрать, составили бы толстый том.
старший сын Лампронти, Самуэль Хэй В статье упоминается ; его младший сын, Соломон Лампронти , был врачом, как и его отец, и сведущим в раввинских знаниях.
Ссылки
[ редактировать ]- Б. Дж. Леви , О жизни и творчестве Исакко Лампронти, Падуя, 1871 г.;
- То же, в Ха-Маггид (1875), XIX. 69 и последующие;
- Непи-Жиронди , Толедот Гедоле Исраэль;
- Гейгер , еврей. Время. 1871, ix. 183 и след.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Лампронти, Исаак б. Самуил» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.