Лигия Кларк
Лигия Кларк | |
---|---|
![]() Кларк (слева) и Файга Островер | |
Рожденный | Лигия Пиментель Линс 5 октября 1920 г. |
Умер | 25 апреля 1988 г. | ( 67 лет
Известный | Живопись , Инсталляция |
Движение | Нео-бетонное движение |
Лигия Пиментель Линс (23 октября 1920 — 25 апреля 1988), более известная как Лигия Кларк , была бразильской художницей , наиболее известной своими живописными и инсталляционными работами. Ее часто ассоциировали с бразильскими конструктивистскими движениями середины 20 века и движением Тропикалии . Вместе с бразильскими художниками Амилкаром де Кастро , Францем Вейсманом , Лигией Папе и поэтессой Феррейрой Гулларом Кларк стал соучредителем движения «Неоконкрет» . С 1960 года Кларк открыла для зрителей (которых позже будут называть «участниками») способы взаимодействия с ее произведениями искусства. Работа Кларка касалась отношений между внутренним и внешним и, в конечном счете, между собой и миром. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Кларк родился в 1920 году в Белу-Оризонти , Бразилия. [2] [3] В 1938 году она вышла замуж за Алуизио Кларка Риберио, инженера-строителя, и переехала в Рио-де-Жанейро , где в период с 1941 по 1945 год родила троих детей. [4]
В 1947 году она училась живописи у бразильского ландшафтного архитектора Роберто Бурле Маркса и стала художницей. С 1950 по 1952 год она училась у Исаака Добринского , Фернана Леже и Арпада Сенеша в Париже. [2]
В 1953 году она стала одним из основателей группы художников Рио-Френте. В 1957 году Кларк участвовал в в Рио-де-Жанейро первой Национальной выставке бетонного искусства . [ нужна ссылка ]
Вскоре Кларк стал главной фигурой среди неоконкретистов, чей манифест 1959 года призывал абстрактное искусство быть более субъективным, менее рациональным и идеалистическим. В 1960 году она начала создавать свои знаменитые Bichos (Животные), шарнирные объекты, которые могли принимать разные формы и предназначались для физического манипулирования зрителем. В 1964 году она начала разрабатывать «предложения», которые каждый мог реализовать, используя повседневные материалы, такие как бумага, пластиковые пакеты и т. д. и эластичный. После 1966 года Кларк заявил, что отказался от искусства. [5]
Во время военной диктатуры в Бразилии Кларк сослалась в Париж, где в 1970-х годах преподавала уроки искусства в Сорбонне . [2] В это время Кларк также исследовала идею чувственного восприятия через свое искусство. Ее искусство стало мультисенсорным опытом, активным участником которого стал зритель. Между 1979 и 1988 годами Кларк перешла к арт-терапии, используя свои объекты в интерактивных сеансах с пациентами. В 1977 году Кларк вернулась в Рио-де-Жанейро , Бразилия, и умерла от сердечного приступа в своем доме в 1988 году. [ нужна ссылка ]
Влияния
[ редактировать ]Ранние работы Кларка находились под влиянием конструктивистского движения и других форм европейской геометрической абстракции, включая работы Макса Билла , хотя вскоре она отошла от отстраненного рационализма большей части абстрактного искусства. Ранние работы Кларк отражали ее интерес к психоанализу, включая исследования Зигмунда Фрейда . Она опиралась на труды французского философа Мориса Мерло-Понти , чья феноменология перекликалась с переплетением субъекта и объекта, которое она искала в своей революционной работе 1960-х годов. Позже в ее более целостных работах отразилось влияние ее опыта работы с психотическими и невротическими пациентами. [6] Как и многие интеллектуалы 1950-х и 60-х годов, Кларк сама проходила терапию, и предложения, которые она разрабатывала, исследовали границу между искусством, терапией и жизнью. [7]
Ностальгия по телу
[ редактировать ]В 1964 году Кларк начала свою серию «Ностальгия по телу» с намерением отказаться от производства предметов искусства и создать искусство, основанное на чувствах. [8] Работы « Ностальгия по телу» основывались на индивидуальном опыте участников, происходящем непосредственно в их телах. Эти произведения обращались к одновременному существованию противоположностей в одном пространстве: внутреннего и внешнего, метафорического и буквального, мужского и женского. [8] В ее работе 1966 года Diálogo de mãos («Диалог рук»), созданной в сотрудничестве с Элио Ойтисикой, руки двух участников были связаны эластичной лентой Мёбиуса, и движения двух тел создавали каскад стимулов и воплощали реакцию. [9] Также в 1966 году Кларк создал Pedra e ar («Камень и воздух») — камешек, помещенный в небольшой пластиковый пакет, наполненный воздухом. Давление рук зрителей заставляло камешек танцевать.
Арт-терапия
[ редактировать ]Искусствовед Гай Бретт заметил, что Кларк «изготовил множество устройств, позволяющих растворить визуальное чувство в осознании тела». [10] Более поздние работы Кларка в значительной степени были сосредоточены на бессознательных чувствах: осязании, слухе и обонянии. В своей работе 1966 года «Дыши со мной» Кларк сформировала из резиновой трубки круг и предложила участникам поднести трубку к уху. Участники могли слышать звук воздуха, входящего и выходящего из трубки, что вызывало индивидуальный сенсорный опыт у каждого участника. [11]
Художественное движение Tropicália
[ редактировать ]Кларк — один из самых известных художников, связанных с движением Tropicália . Кларк исследовала роль сенсорного восприятия и психического взаимодействия участников с ее произведениями искусства. [12] Примером увлечения Кларк человеческим взаимодействием является ее произведение 1967 года O eu eo tu («Я и ты»). Изделие состоит из двух резиновых костюмов, соединенных пуповиной. Участники, одетые в костюмы, присоединялись, но не могли видеть друг друга, образуя между ними почти психосексуальную связь. [13] Кларк сказала о своих произведениях: «Что важно, так это действие в настоящем; художник растворяется в мире». [13]
Стилистические периоды
[ редактировать ]В начале карьеры Кларк сосредоточилась на создании небольших монохромных картин, выполненных в черном, сером и белом цветах. [14] В 1960-е годы ее работы стали более концептуальными, и она использовала мягкие предметы, которыми мог манипулировать зритель. Позже Кларк стал соучредителем движения Neo-Concrete, к которому присоединился бразилец Элио Ойтисика . [ нужна ссылка ]
В конце 1950-х годов Кларк и некоторые из ее современников отделились от группы «Бетон», чтобы начать движение «Необетон». [15] Они опубликовали свой манифест в 1959 году. [16]
В следующем году к группе вскоре присоединится Элио Ойтисика. [15] Неоконкретисты считали, что искусство — это результат опыта субъекта в реальном времени и пространстве, но в отличие от минималистов в США, у которых были схожие интересы, Кларк и неоконкретисты приравнивали «реальное пространство» к живости и органичности. В произведениях Кларка она утверждает, что произведение искусства следует рассматривать не как «машину» или «объект», а, скорее, как почти тело, которое можно сделать целостным только благодаря участию зрителя. [17] Кларк и Ойтисика соединили современное европейское геометрическое абстракционное искусство с бразильским культурным колоритом. Бразильское движение неоконкретизма позаимствовало свои художественные идеи у Макса Билла, который был директором Ульмской школы дизайна в Германии в начале 1950-х годов. [14]

Неоконкретистов интересовало, как можно использовать искусство для «выражения сложных человеческих реалий». [18] Вскоре они начали создавать произведения искусства, с которыми зритель мог взаимодействовать физически, например, «Бичос» Кларка (Звери), 1960–1963 гг., которые представляют собой хитроумное сочетание шарнирных металлических пластин, которые можно складывать или разворачивать в трех измерениях и принимать множество различных конфигураций. Взаимодействуя с этими работами, зритель должен был лучше осознать свое физическое тело и метафизическое существование. Участие зрителя было необходимо для завершения произведения искусства (на самом деле, Кларк и Ойтисика называли аудиторию «участниками», а не зрителями. Кларк описал обмен между зрителем и Бичо как диалог между двумя живыми организмами. [17]
После государственного переворота 1964 года в Бразилии и прихода к власти военной диктатуры в ответ на усиление внимания правительства к общественности выросло контркультурное движение. В этот момент был принят Институциональный закон номер пять , и художники были вынуждены покинуть страну или бежать из страны из-за страха преследования. [19] Кларк провела эти годы в Париже, где она преподавала в Сорбонне , UFR d'Arts Plastiques et Sciences de l'Art de l'Université de Paris 1, недавно основанной школе, примечательной своей открытой, экспериментальной моделью в отличие от более традиционных школ. -формат академии искусств. [20]
В 1970-е годы Кларк исследовала роль сенсорного восприятия и психического взаимодействия участников с ее произведениями искусства. Она назвала это «ритуалом без мифа». [14]
Более поздние, более известные работы Кларка рассматривались как «живой опыт», чему она уделяла внимание на протяжении трех десятилетий своей карьеры. [21] Она не отделяла разум от тела и считала, что искусство нужно ощущать всеми пятью чувствами. После 1963 года работа Кларка больше не могла существовать вне опыта участника. [19] Ее искусство стало интерактивным опытом. Она считала, что зритель или «участник» выполняет активную и важную функцию в мире искусства. В большинстве музеев работы прикрепляются к подставке или стене, в то время как работы Кларка предназначались для манипулирования зрителем/участником. Она считала, что искусство должно быть мультисенсорным опытом, а не просто наслаждением глазами. В какой-то момент она написала: «Мы — предлагающие: наше предложение — это диалог. В одиночку мы не существуем. Мы в вашей власти», — затем она сказала: «Мы — предлагающие: мы похоронили произведение искусства». как таковые, и мы призываем вас, чтобы мысль могла выжить благодаря вашим действиям». [22]
Одно из ее самых известных интерактивных произведений искусства — «Баба Антропофагика». Эта пьеса была вдохновлена сном Кларка об анонимном веществе, которое вытекло из ее рта. Этот опыт не принес Кларку удовольствия. Она рассматривала это как рвоту пережитого опыта, который, в свою очередь, был проглочен другими. [21]
Во второй половине своей карьеры Кларк больше сосредоточилась на арт-терапии, а не на реальном создании произведения. Когда она вернулась в Рио-де-Жанейро в 1976 году, терапевтический фокус Кларка был сосредоточен на воспоминаниях о травме. [19] Когда она изменила свое творческое направление в 1971 году, она написала: «Я обнаружила, что тело — это дом… и что чем больше мы осознаем это, тем больше мы заново открываем тело как разворачивающуюся целостность». [22] Она хотела выяснить, почему сила определенных объектов вызывает яркие воспоминания у ее пациентов-психотерапевтов, чтобы она могла лечить их психоз. В зависимости от человека сеансы могли быть краткосрочными или долгосрочными, в которых лечение осуществлялось через отношения между объектом отношений и тем, как участник интерпретировал его значение.
Коллекции
[ редактировать ]Работы Кларка хранятся в коллекциях по всему миру, включая МоМА (Нью-Йорк), [23] Тейт Модерн (Лондон), [24] Музей изящных искусств (Хьюстон); [25] Музей современного искусства, Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро), Национальный музей искусств королевы Софии (Мадрид), [26] Центр искусств Уокера (Миннеаполис) и Центр Помпиду (Париж).
Арт-рынок
[ редактировать ]На аукционе Sotheby's в 2014 году алюминиевая складная скульптура Кларка Bicho-Em-Si-Md (№ IV) (1960) была продана за 1,2 миллиона долларов, что вдвое превысило ее высокую оценку в 600 000 долларов. [27]
Библиография
[ редактировать ]- Гай Бретт, «Предложение Лигии Кларк». В: Кэтрин де Зегер (ред.), Внутри видимого . Институт современного искусства, Бостон и MIT Press, 1996.
- Лигия Кларк, «Ностальгия по телу». В: Октябрь. Второе десятилетие, 1986-1996 гг . Октябрьские книги / MIT Press, 1997.
- Корнелия Батлер и Луис Перес-Орамас, Лигия Кларк: отказ от искусства, 1948–1988 (Нью-Йорк: Музей современного искусства), 2014.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кларк, Лигия; Буа, Ив-Ален (лето 1994 г.). «Ностальгия по телу» . Октябрь . 69 : 85–109. дои : 10.2307/778990 . JSTOR 778990 .
- ^ Jump up to: а б с Кристин Г. Конгдон; Кара Келли Hallmark (30 октября 2002 г.). Художники латиноамериканских культур: биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 66. ИСБН 978-0-313-31544-2 . Проверено 18 марта 2012 г.
- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 101. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ Корнелия Батлер и Луис Перес-Орамас, Лигия Кларк: Отказ от искусства, 1948–1988 (Нью-Йорк: Музей современного искусства), 2014. стр. 311
- ↑ Кен Джонсон (2 мая 2014 г.), Посмотрите, почувствуйте, прикоснитесь, исцелитесь, New York Times .
- ^ «Лигия Кларк» . Широкие стены . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ «Радикальный бразильский художник, отказавшийся от искусства» . Гипераллергический . 11 августа 2014 г. Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Остхофф, Симона. «Лигия Кларк и Хелио Ойтисика: наследие интерактивности и участия для телематического будущего» . Леонардо Онлайн . Леонардо . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Анагност, Адриан (10 мая 2017 г.). «Присутствие, тишина, близость, продолжительность: объекты отношений Лигии Кларк» . Пеликан Бомба .
- ^ Бретт, Гай. «Лигия Кларк: В поисках тела» (PDF) . Государственный университет Калифорнии, Сакраменто . Государственный университет Калифорнии . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Грамматикопулу, Кристина. «Терапевтическое искусство Лигии Кларк» . Interartive.org . Интерартив . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Гай, Бретт. «Лигия Кларк: В поисках тела» (PDF) . Калифорнийский государственный университет Сакраменто . Калифорнийский государственный университет . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Лигия Кларк: O eu ao tu (Я и Ты)» . МоМА.орг . МоМА . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Бретт Гай, «Лигия Кларк: В поисках тела», « Искусство в Америке » (июль 1994 г.): «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года . Проверено 31 июля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Тейт. «Необетон – художественный термин | Тейт» . Тейт . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Стайлз, Кристина (2012). Теории и документы современного искусства: сборник произведений художников . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 79–100.
- ^ Jump up to: а б Буа, Ив-Ален и Лигия Кларк. «Ностальгия по телу». MIT Press 69 (лето 1994 г.): 85–109.
- ^ Гуллар, Феррейра. «Необетонный манифест». Читатель курса «История современного латиноамериканского искусства». Спокан: Университет Уитворта, 2014.
- ^ Jump up to: а б с Сьюли Рольник, «Заразительная память тела; возвращение Лигии Кларк в музей» , перевод Родриго Нуньес, Transversal (январь 2007 г.)
- ^ «Рэйвен Роу» . www.ravenrow.org . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Симона Остхофф, «Лигия Кларк и Хелио Ойтисика: наследие интерактивности и участия для телематического будущего», Леонардо , Том. 30, № 4. (1997), 279-289: JSTOR 1513236.
- ^ Jump up to: а б Вибе, Марианна Мэйс (декабрь 2014 г. - февраль 2015 г.). «Лигия Кларк». Пограничные переходы . 33 (4): 110–111. ISSN 0831-2559 . ПроКвест 1642150162 .
- ^ «Лигия Кларк | МоМА» . Музей современного искусства .
- ^ «Лигия Кларк 1920–1988» . Тейт.орг . Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ «Планы Лигии Кларк на модулированной поверхности № 5» . mfah.org . Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ «Кларк, Лигия» . museoreinasofia.es (на испанском языке).
- ^ Лори Рохас (29 мая 2014 г.), Твари Лигии Кларк ползут на первое место на аукционе. Архивировано 7 июня 2014 г. в Wayback Machine The Art Newspaper .
Внешние ссылки
[ редактировать ]