Jump to content

Лигия Кларк

Лигия Кларк
Кларк (слева) и Файга Островер
Рожденный
Лигия Пиментель Линс

( 1920-10-05 ) 5 октября 1920 г.
Умер 25 апреля 1988 г. ) ( 1988-04-25 ) ( 67 лет
Известный Живопись , Инсталляция
Движение Нео-бетонное движение

Лигия Пиментель Линс (23 октября 1920 — 25 апреля 1988), более известная как Лигия Кларк , была бразильской художницей , наиболее известной своими живописными и инсталляционными работами. Ее часто ассоциировали с бразильскими конструктивистскими движениями середины 20 века и движением Тропикалии . Вместе с бразильскими художниками Амилкаром де Кастро , Францем Вейсманом , Лигией Папе и поэтессой Феррейрой Гулларом Кларк стал соучредителем движения «Неоконкрет» . С 1960 года Кларк открыла для зрителей (которых позже будут называть «участниками») способы взаимодействия с ее произведениями искусства. Работа Кларка касалась отношений между внутренним и внешним и, в конечном счете, между собой и миром. [1]

Кларк родился в 1920 году в Белу-Оризонти , Бразилия. [2] [3] В 1938 году она вышла замуж за Алуизио Кларка Риберио, инженера-строителя, и переехала в Рио-де-Жанейро , где в период с 1941 по 1945 год родила троих детей. [4]

В 1947 году она училась живописи у бразильского ландшафтного архитектора Роберто Бурле Маркса и стала художницей. С 1950 по 1952 год она училась у Исаака Добринского , Фернана Леже и Арпада Сенеша в Париже. [2]

В 1953 году она стала одним из основателей группы художников Рио-Френте. В 1957 году Кларк участвовал в в Рио-де-Жанейро первой Национальной выставке бетонного искусства . [ нужна ссылка ]

Вскоре Кларк стал главной фигурой среди неоконкретистов, чей манифест 1959 года призывал абстрактное искусство быть более субъективным, менее рациональным и идеалистическим. В 1960 году она начала создавать свои знаменитые Bichos (Животные), шарнирные объекты, которые могли принимать разные формы и предназначались для физического манипулирования зрителем. В 1964 году она начала разрабатывать «предложения», которые каждый мог реализовать, используя повседневные материалы, такие как бумага, пластиковые пакеты и т. д. и эластичный. После 1966 года Кларк заявил, что отказался от искусства. [5]

Во время военной диктатуры в Бразилии Кларк сослалась в Париж, где в 1970-х годах преподавала уроки искусства в Сорбонне . [2] В это время Кларк также исследовала идею чувственного восприятия через свое искусство. Ее искусство стало мультисенсорным опытом, активным участником которого стал зритель. Между 1979 и 1988 годами Кларк перешла к арт-терапии, используя свои объекты в интерактивных сеансах с пациентами. В 1977 году Кларк вернулась в Рио-де-Жанейро , Бразилия, и умерла от сердечного приступа в своем доме в 1988 году. [ нужна ссылка ]

Ранние работы Кларка находились под влиянием конструктивистского движения и других форм европейской геометрической абстракции, включая работы Макса Билла , хотя вскоре она отошла от отстраненного рационализма большей части абстрактного искусства. Ранние работы Кларк отражали ее интерес к психоанализу, включая исследования Зигмунда Фрейда . Она опиралась на труды французского философа Мориса Мерло-Понти , чья феноменология перекликалась с переплетением субъекта и объекта, которое она искала в своей революционной работе 1960-х годов. Позже в ее более целостных работах отразилось влияние ее опыта работы с психотическими и невротическими пациентами. [6] Как и многие интеллектуалы 1950-х и 60-х годов, Кларк сама проходила терапию, и предложения, которые она разрабатывала, исследовали границу между искусством, терапией и жизнью. [7]

Ностальгия по телу

[ редактировать ]

В 1964 году Кларк начала свою серию «Ностальгия по телу» с намерением отказаться от производства предметов искусства и создать искусство, основанное на чувствах. [8] Работы « Ностальгия по телу» основывались на индивидуальном опыте участников, происходящем непосредственно в их телах. Эти произведения обращались к одновременному существованию противоположностей в одном пространстве: внутреннего и внешнего, метафорического и буквального, мужского и женского. [8] В ее работе 1966 года Diálogo de mãos («Диалог рук»), созданной в сотрудничестве с Элио Ойтисикой, руки двух участников были связаны эластичной лентой Мёбиуса, и движения двух тел создавали каскад стимулов и воплощали реакцию. [9] Также в 1966 году Кларк создал Pedra e ar («Камень и воздух») — камешек, помещенный в небольшой пластиковый пакет, наполненный воздухом. Давление рук зрителей заставляло камешек танцевать.

Арт-терапия

[ редактировать ]

Искусствовед Гай Бретт заметил, что Кларк «изготовил множество устройств, позволяющих растворить визуальное чувство в осознании тела». [10] Более поздние работы Кларка в значительной степени были сосредоточены на бессознательных чувствах: осязании, слухе и обонянии. В своей работе 1966 года «Дыши со мной» Кларк сформировала из резиновой трубки круг и предложила участникам поднести трубку к уху. Участники могли слышать звук воздуха, входящего и выходящего из трубки, что вызывало индивидуальный сенсорный опыт у каждого участника. [11]

Художественное движение Tropicália

[ редактировать ]

Кларк — один из самых известных художников, связанных с движением Tropicália . Кларк исследовала роль сенсорного восприятия и психического взаимодействия участников с ее произведениями искусства. [12] Примером увлечения Кларк человеческим взаимодействием является ее произведение 1967 года O eu eo tu («Я и ты»). Изделие состоит из двух резиновых костюмов, соединенных пуповиной. Участники, одетые в костюмы, присоединялись, но не могли видеть друг друга, образуя между ними почти психосексуальную связь. [13] Кларк сказала о своих произведениях: «Что важно, так это действие в настоящем; художник растворяется в мире». [13]

Стилистические периоды

[ редактировать ]

В начале карьеры Кларк сосредоточилась на создании небольших монохромных картин, выполненных в черном, сером и белом цветах. [14] В 1960-е годы ее работы стали более концептуальными, и она использовала мягкие предметы, которыми мог манипулировать зритель. Позже Кларк стал соучредителем движения Neo-Concrete, к которому присоединился бразилец Элио Ойтисика . [ нужна ссылка ]

В конце 1950-х годов Кларк и некоторые из ее современников отделились от группы «Бетон», чтобы начать движение «Необетон». [15] Они опубликовали свой манифест в 1959 году. [16]

В следующем году к группе вскоре присоединится Элио Ойтисика. [15] Неоконкретисты считали, что искусство — это результат опыта субъекта в реальном времени и пространстве, но в отличие от минималистов в США, у которых были схожие интересы, Кларк и неоконкретисты приравнивали «реальное пространство» к живости и органичности. В произведениях Кларка она утверждает, что произведение искусства следует рассматривать не как «машину» или «объект», а, скорее, как почти тело, которое можно сделать целостным только благодаря участию зрителя. [17] Кларк и Ойтисика соединили современное европейское геометрическое абстракционное искусство с бразильским культурным колоритом. Бразильское движение неоконкретизма позаимствовало свои художественные идеи у Макса Билла, который был директором Ульмской школы дизайна в Германии в начале 1950-х годов. [14]

Грег, нет. 4 (1955) в Гленстоне в 2023 году.

Неоконкретистов интересовало, как можно использовать искусство для «выражения сложных человеческих реалий». [18] Вскоре они начали создавать произведения искусства, с которыми зритель мог взаимодействовать физически, например, «Бичос» Кларка (Звери), 1960–1963 гг., которые представляют собой хитроумное сочетание шарнирных металлических пластин, которые можно складывать или разворачивать в трех измерениях и принимать множество различных конфигураций. Взаимодействуя с этими работами, зритель должен был лучше осознать свое физическое тело и метафизическое существование. Участие зрителя было необходимо для завершения произведения искусства (на самом деле, Кларк и Ойтисика называли аудиторию «участниками», а не зрителями. Кларк описал обмен между зрителем и Бичо как диалог между двумя живыми организмами. [17]

После государственного переворота 1964 года в Бразилии и прихода к власти военной диктатуры в ответ на усиление внимания правительства к общественности выросло контркультурное движение. В этот момент был принят Институциональный закон номер пять , и художники были вынуждены покинуть страну или бежать из страны из-за страха преследования. [19] Кларк провела эти годы в Париже, где она преподавала в Сорбонне , UFR d'Arts Plastiques et Sciences de l'Art de l'Université de Paris 1, недавно основанной школе, примечательной своей открытой, экспериментальной моделью в отличие от более традиционных школ. -формат академии искусств. [20]

В 1970-е годы Кларк исследовала роль сенсорного восприятия и психического взаимодействия участников с ее произведениями искусства. Она назвала это «ритуалом без мифа». [14]

Более поздние, более известные работы Кларка рассматривались как «живой опыт», чему она уделяла внимание на протяжении трех десятилетий своей карьеры. [21] Она не отделяла разум от тела и считала, что искусство нужно ощущать всеми пятью чувствами. После 1963 года работа Кларка больше не могла существовать вне опыта участника. [19] Ее искусство стало интерактивным опытом. Она считала, что зритель или «участник» выполняет активную и важную функцию в мире искусства. В большинстве музеев работы прикрепляются к подставке или стене, в то время как работы Кларка предназначались для манипулирования зрителем/участником. Она считала, что искусство должно быть мультисенсорным опытом, а не просто наслаждением глазами. В какой-то момент она написала: «Мы — предлагающие: наше предложение — это диалог. В одиночку мы не существуем. Мы в вашей власти», — затем она сказала: «Мы — предлагающие: мы похоронили произведение искусства». как таковые, и мы призываем вас, чтобы мысль могла выжить благодаря вашим действиям». [22]

Одно из ее самых известных интерактивных произведений искусства — «Баба Антропофагика». Эта пьеса была вдохновлена ​​сном Кларка об анонимном веществе, которое вытекло из ее рта. Этот опыт не принес Кларку удовольствия. Она рассматривала это как рвоту пережитого опыта, который, в свою очередь, был проглочен другими. [21]

Во второй половине своей карьеры Кларк больше сосредоточилась на арт-терапии, а не на реальном создании произведения. Когда она вернулась в Рио-де-Жанейро в 1976 году, терапевтический фокус Кларка был сосредоточен на воспоминаниях о травме. [19] Когда она изменила свое творческое направление в 1971 году, она написала: «Я обнаружила, что тело — это дом… и что чем больше мы осознаем это, тем больше мы заново открываем тело как разворачивающуюся целостность». [22] Она хотела выяснить, почему сила определенных объектов вызывает яркие воспоминания у ее пациентов-психотерапевтов, чтобы она могла лечить их психоз. В зависимости от человека сеансы могли быть краткосрочными или долгосрочными, в которых лечение осуществлялось через отношения между объектом отношений и тем, как участник интерпретировал его значение.

Коллекции

[ редактировать ]

Работы Кларка хранятся в коллекциях по всему миру, включая МоМА (Нью-Йорк), [23] Тейт Модерн (Лондон), [24] Музей изящных искусств (Хьюстон); [25] Музей современного искусства, Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро), Национальный музей искусств королевы Софии (Мадрид), [26] Центр искусств Уокера (Миннеаполис) и Центр Помпиду (Париж).

Арт-рынок

[ редактировать ]

На аукционе Sotheby's в 2014 году алюминиевая складная скульптура Кларка Bicho-Em-Si-Md (№ IV) (1960) была продана за 1,2 миллиона долларов, что вдвое превысило ее высокую оценку в 600 000 долларов. [27]

Библиография

[ редактировать ]
  • Гай Бретт, «Предложение Лигии Кларк». В: Кэтрин де Зегер (ред.), Внутри видимого . Институт современного искусства, Бостон и MIT Press, 1996.
  • Лигия Кларк, «Ностальгия по телу». В: Октябрь. Второе десятилетие, 1986-1996 гг . Октябрьские книги / MIT Press, 1997.
  • Корнелия Батлер и Луис Перес-Орамас, Лигия Кларк: отказ от искусства, 1948–1988 (Нью-Йорк: Музей современного искусства), 2014.
  1. ^ Кларк, Лигия; Буа, Ив-Ален (лето 1994 г.). «Ностальгия по телу» . Октябрь . 69 : 85–109. дои : 10.2307/778990 . JSTOR   778990 .
  2. ^ Jump up to: а б с Кристин Г. Конгдон; Кара Келли Hallmark (30 октября 2002 г.). Художники латиноамериканских культур: биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 66. ИСБН  978-0-313-31544-2 . Проверено 18 марта 2012 г.
  3. ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 101. ИСБН  978-0714878775 .
  4. ^ Корнелия Батлер и Луис Перес-Орамас, Лигия Кларк: Отказ от искусства, 1948–1988 (Нью-Йорк: Музей современного искусства), 2014. стр. 311
  5. Кен Джонсон (2 мая 2014 г.), Посмотрите, почувствуйте, прикоснитесь, исцелитесь, New York Times .
  6. ^ «Лигия Кларк» . Широкие стены . Проверено 27 ноября 2018 г.
  7. ^ «Радикальный бразильский художник, отказавшийся от искусства» . Гипераллергический . 11 августа 2014 г. Проверено 27 ноября 2018 г.
  8. ^ Jump up to: а б Остхофф, Симона. «Лигия Кларк и Хелио Ойтисика: наследие интерактивности и участия для телематического будущего» . Леонардо Онлайн . Леонардо . Проверено 5 марта 2015 г.
  9. ^ Анагност, Адриан (10 мая 2017 г.). «Присутствие, тишина, близость, продолжительность: объекты отношений Лигии Кларк» . Пеликан Бомба .
  10. ^ Бретт, Гай. «Лигия Кларк: В поисках тела» (PDF) . Государственный университет Калифорнии, Сакраменто . Государственный университет Калифорнии . Проверено 5 марта 2015 г.
  11. ^ Грамматикопулу, Кристина. «Терапевтическое искусство Лигии Кларк» . Interartive.org . Интерартив . Проверено 5 марта 2015 г.
  12. ^ Гай, Бретт. «Лигия Кларк: В поисках тела» (PDF) . Калифорнийский государственный университет Сакраменто . Калифорнийский государственный университет . Проверено 5 марта 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Лигия Кларк: O eu ao tu (Я и Ты)» . МоМА.орг . МоМА . Проверено 5 марта 2015 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Бретт Гай, «Лигия Кларк: В поисках тела», « Искусство в Америке » (июль 1994 г.): «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года . Проверено 31 июля 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  15. ^ Jump up to: а б Тейт. «Необетон – художественный термин | Тейт» . Тейт . Проверено 11 апреля 2017 г.
  16. ^ Стайлз, Кристина (2012). Теории и документы современного искусства: сборник произведений художников . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 79–100.
  17. ^ Jump up to: а б Буа, Ив-Ален и Лигия Кларк. «Ностальгия по телу». MIT Press 69 (лето 1994 г.): 85–109.
  18. ^ Гуллар, Феррейра. «Необетонный манифест». Читатель курса «История современного латиноамериканского искусства». Спокан: Университет Уитворта, 2014.
  19. ^ Jump up to: а б с Сьюли Рольник, «Заразительная память тела; возвращение Лигии Кларк в музей» , перевод Родриго Нуньес, Transversal (январь 2007 г.)
  20. ^ «Рэйвен Роу» . www.ravenrow.org . Проверено 11 апреля 2017 г.
  21. ^ Jump up to: а б Симона Остхофф, «Лигия Кларк и Хелио Ойтисика: наследие интерактивности и участия для телематического будущего», Леонардо , Том. 30, № 4. (1997), 279-289: JSTOR   1513236.
  22. ^ Jump up to: а б Вибе, Марианна Мэйс (декабрь 2014 г. - февраль 2015 г.). «Лигия Кларк». Пограничные переходы . 33 (4): 110–111. ISSN   0831-2559 . ПроКвест   1642150162 .
  23. ^ «Лигия Кларк | МоМА» . Музей современного искусства .
  24. ^ «Лигия Кларк 1920–1988» . Тейт.орг . Проверено 12 октября 2022 г.
  25. ^ «Планы Лигии Кларк на модулированной поверхности № 5» . mfah.org . Проверено 12 октября 2022 г.
  26. ^ «Кларк, Лигия» . museoreinasofia.es (на испанском языке).
  27. ^ Лори Рохас (29 мая 2014 г.), Твари Лигии Кларк ползут на первое место на аукционе. Архивировано 7 июня 2014 г. в Wayback Machine The Art Newspaper .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4cbb40ca01d35c9e9b6988672c3ea6a7__1720597440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/a7/4cbb40ca01d35c9e9b6988672c3ea6a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lygia Clark - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)