Jump to content

Был человек

Был человек
Режиссер Виктор Сьостром
Написал
На основе Терье Виген
Генрик Ибсен
Продюсер: Чарльз Магнусон
В главных ролях Виктор Сьостром
Кинематография Юлиус Джензон
Производство
компания
Распространено Шведский кинотеатр
Дата выпуска
  • 29 января 1917 г. ( 29.01.1917 )
Время работы
65 минут
Страна Швеция
Язык Немой фильм
Бюджет 60 000 шведских крон

«Там был человек» ( швед . Terje Vigen ) — 1917 года немая шведская драма , написанная в соавторстве с Виктором Шёстрёмом . [ 1 ] по мотивам одноименного стихотворения Генрика Ибсена . С бюджетом в 60 000 шведских крон это был самый дорогой шведский фильм, созданный на тот момент. [ 2 ] отмечая новое направление в шведском кино с увеличением финансирования меньшего количества фильмов, что приводит к улучшению общего качества. [ 3 ]

Этот фильм считается началом золотого века шведского немого кино, который закончился после «Саги о Гёста Берлинге» в 1925 году, хотя такие фильмы, как « Ингеборг Хольм» (1913), также часто относят к этой эпохе.

Терье Виген счастливо живет со своей женой и маленькой дочкой на маленьком острове в Норвегии . В 1809 году во время наполеоновских войн город голодал из-за британской блокады . Терье решает плыть в Данию, чтобы привезти еду своей семье. На обратном пути его захватывает безжалостный английский капитан и отправляет в тюрьму в Англии . Когда война заканчивается и он наконец освобождается, Терье обнаруживает, что его жена и дочь умерли. Он ведет уединенную жизнь в своем доме с видом на море. Однажды ночью он видит британскую яхту, терпящую бедствие во время шторма. Он бросается ей на помощь и обнаруживает, что шкипер — это тот самый человек, который взял его в плен и разрушил его жизнь много лет назад. Он отказывается от мести и спасает шкипера вместе с женой и ребенком шкипера.

Производство

[ редактировать ]

В Гримстаде , Норвегия, работая в аптеке, Хенрик Ибсен часто слушал рассказы норвежских лоцманов. Он стал близким другом одного из старейших и опытнейших пилотов, прожившего замечательную жизнь и поведавшего молодому писателю захватывающие истории. Его звали Свенд Ханссен Хаао, он с острова Хаао (современный норвежский Хоя). История его жизни часто считается важным источником для Ибсена, когда он писал свое стихотворение « Терье Виген» .

Жизнь Свенда Ханссена Хаао содержит многие важные элементы истории Терье Вигена. В 1807–1814 годах Хаао совершил несколько поездок на весельной лодке в Данию через британскую блокаду, чтобы переправить еду обратно своей семье и друзьям в Гримстад. Британцы захватывали его целых четыре раза, а часть его команды, как и в поэме, была заключена в тюрьму в Англии. Стихотворение представляло собой патриотическую оду, популярность которой возродилась после обретения Норвегией независимости от Швеции в 1905 году.

Раньше весьма сдержанно относившийся к возможностям экранизации произведений Хенрика Ибсена, «Виктор Сьостром не видел, как можно совместить стиль норвежского автора с господствовавшей модой на комедии и триллеры». [ 4 ] Следовательно, он не сразу согласился с пожеланиями, высказанными Чарльзом Магнуссоном (1878-1948), директором-основателем « Свенской биографии» , который отчаянно хотел, чтобы он экранизировал стихотворение Ибсена. Магнуссон договорился о правах на стихотворение с сыном Ибсена Сигурдом в 1915 году.

Позже, во время сентиментальной поездки в регион Вармланд , где он провел свое детство, Шьостром снова увидел свою няню, которая рассказала ему о мужестве его матери. [ 5 ] Продолжая путешествие на велосипеде, режиссер прибыл в Гримстад на норвежском побережье, где Ибсену впервые пришла в голову идея написать стихотворение. Поездка не стала катализатором для создания фильма, поскольку к осени 1915 года у продюсера Магнуссона уже был сценарий, написанный новичком (и будущим режиссером) Густавом Моландером, но время, проведенное Шёстрёмом в месте, которое вдохновило Ибсена, почти наверняка повлияло на концепцию фильма. Когда он вернулся в Стокгольм в августе 1916 года, он был готов снять фильм, о котором мечтал Магнуссон. [ 6 ] Летом 1916 года Шёстрем исследовал места среди островов внешнего архипелага Стокгольма, той самой территории, где он снимал «Морских стервятников» . Бюджет составил 60 000 шведских крон, съемки начались в августе и длились три месяца. Бюджет этого фильма был заложен как один из самых дорогих шведских постановок на сегодняшний день, что в три раза превышает средний полнометражный фильм.

По меркам своего времени « Жил-был человек» был чрезвычайно амбициозным фильмом из-за его обширных и невероятно смелых морских сцен. Использование реальных мест, вызывающих ощущение величия и могущества природы, было важным компонентом творчества Сьострома. Никакая визуальная реализация поэмы Ибсена не состоялась бы без ярких образов моря в его самых беспощадных проявлениях. С помощью камеры, привязанной к лодкам разного размера, часто отправляющихся в самые опасные условия, оператору Сьострома Юлиусу Йензону удается придать морю в фильме подавляющее присутствие, самое мощное проявление превосходства природы над человеком и ее силы, направляющей его жизнь. судьба. Хаэнзон продолжал вызывать подобные мощные образы в «Сокровище сэра Арне» 1919 года . [ 7 ]

Этот фильм также знаменует собой значительное развитие техники Сьострома: более драматичные настройки камеры, более быстрый монтаж и меньшая зависимость от субтитров для передачи истории. В драматических сценах, в которых Терье пытается избежать захвата англичанами, перекрестные кадры используются для создания напряжения и усиления эмоций. Позже, когда Терье сталкивается с человеком, который разрушил его жизнь, используется короткое воспоминание, которое устраняет необходимость в титульной карточке.

Море играет ведущую роль наряду с героями. Море представлено не только как поэтическая красота природы, но и как сила, с которой героям приходится бороться и выживать. Внутренние чувства Вигена ярко визуализируются в кадрах моря, которое становится зеркалом его души, способным к гораздо большему выражению, чем может показать человеческое лицо. Субтитры не описывают сюжет или диалоги, а лишь цитируют отрывки из стихотворения Генрика Ибсена.

Помимо «Поцелуя смерти» (1916), «Там был человек» считается ранней крупной работой Виктора Шёстрема, а также ключевой работой для раннего шведского кино.

Новая цветокоррекция, проведенная Шведским институтом кино в 2006 году, отражает оттенок и тонирование оригинального фильма, частично меняя цвет от лазурно-синего до пурпурного. Длина фильма 1160 метров, продолжительность 59 минут.

Премьера фильма состоялась 29 января 1917 года одновременно в Стокгольме, Гетеборге , Мальмё и Копенгагене с полной программой со стихами Ибсена in extenso, афишами художника Эйгиля Шваба и специально написанной музыкой. [ 8 ] Когда фильм был выпущен, публика и критики восприняли его положительно. Фильм получил несколько хороших отзывов в Швеции.

Первая мировая война препятствовала выпуску фильма за пределами Скандинавии до 1919 года. На тот момент за границу было экспортировано 43 копии фильма. Виктор Шёстрём был представлен как величайший режиссёр своего времени. Лишь в феврале 1920 года «Человек был» можно было увидеть в Соединенных Штатах. Пресса была в восторге от У. Стивена Буша в «Афише», назвавшего его «настоящим шедевром», и почти все согласились с Бернсом Мэнтлом в «Фотоспектакле»: «Это настолько просто, что касается сюжета, непрерывности, монтажа и актерской игры, что задаешься вопросом». почему некоторые из наших продуктов, даже далеко не столь мощных, должны потреблять так много энергии и проявляться с такой показухой». [ 9 ] Другой журналист написал: «Систром — (его имя в англоязычных странах) — должен приехать в Америку, чтобы научить своих конкурентов снимать фильмы». [ 10 ] Единственная критика, почти всеобщая, заключалась в том, что титры были слишком плотными, что привело к тому, что торговый агент Л.Э. Миллер из Radiosoul Films разместил в отраслевых изданиях рекламные объявления на всю страницу, объявляющие, что голоса критиков были услышаны и субтитры были вырезают и переписывают. Однако возникает вопрос, насколько Миллер действительно понимал свой продукт, учитывая, что он разместил его как двойной полнометражный фильм с Мака Сеннета фильмом «На ферме » с Беном Терпином в главной роли и парой собаки и кошки из «Тедди и Пеппер». Чтобы завершить вечер, Бродвейский театр включил девичье ревю под названием «Квартет Ашеров», в котором приняли участие четыре молодые девушки, выбранные из персонала различных театров Мосса. [ 11 ]

Рене Жанна и Чарльз Форд описали этот шедевр как «своего рода интимную «Песню Роланда», которая прославляет море и людей, живущих в нем, осуждает жестокость войны и амбиции диктаторов и вызывает жалость ко всем людям, которых война забрала». вдали от всего, что им дороже всего на свете, и кто оказался одиноким». [ 12 ]

Говорят, что зрители декламировали строфы во время показов, чему, несомненно, способствовали титры, взятые непосредственно из стихотворения, и зрители того времени чувствовали дополнительный эмоциональный рывок, учитывая аналогичные блокады, действовавшие тогда в Северном море из-за Первой мировой войны.

Терье Виген – фундаментальная веха в творчестве режиссёра. «Это начало великого периода Сьёстрема. Он определенно нашел медленный темп Ибсена, его тяжелую, торжественную походку, окутывающую мир природы мистикой. [ 13 ]

  1. ^ «Список прогрессивного немого кино: Был человек» . Тихая Эра . Проверено 23 апреля 2009 г.
  2. ^ Резюме на Svenskfilmdatabas.se. [ постоянная мертвая ссылка ] (на шведском языке) Шведский институт кино
  3. ^ «Жил-был человек» . сайт Silentfilm.org . Проверено 27 апреля 2023 г.
  4. ^ Питер Коуи: Кино стран Северной Европы, Editions du Centre Georges-Pompidou, Париж, 1990.
  5. Этим летом Шёстрем также встретил Эдит Эрастофф, английскую леди из фильма, которая стала его женой почти на тридцать лет.
  6. ^ Питер Коуи: Кино стран Северной Европы, Editions du Centre Georges-Pompidou, Париж, 1990.
  7. ^ «Рецензия на фильм «Жил-был мужчина» (1917)» . 3 сентября 2014 г.
  8. ^ Биографблад 4417 - Терье Виген». 1917.
  9. ^ «Жил-был человек» .
  10. ^ Питер Коуи: Кино стран Северной Европы, Editions du Centre Georges-Pompidou, Париж, 1990.
  11. ^ «Жил-был человек» .
  12. ^ Р. Жанна / Гл. Форд: Энциклопедическая история кино, 5 тт. Робер Лаффон, Париж, 1947 год.
  13. ^ Всемирный словарь кино, Larousse Publishing, первое издание 1986 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4cbc22f7ca2f6694e4e5baf426e4fbbd__1714328100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/bd/4cbc22f7ca2f6694e4e5baf426e4fbbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
A Man There Was - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)