Призрачная карета
Призрачная карета | |
---|---|
Режиссер | Виктор Сьостром |
Автор сценария | Виктор Сьостром |
На основе | Круглый безрукий от Сельмы Лагерлёф |
Продюсер: | Чарльз Магнусон |
В главных ролях |
|
Кинематография | Юлиус Джензон |
Под редакцией | Ойген Хеллман |
Распространено | AB Шведская киноиндустрия |
Даты выхода |
|
Время работы | 107 минут |
Страна | Швеция |
Языки |
|
Призрачная карета ( швед . Körkarlen , буквально «Вагонер») — шведский немой фильм 1921 года , снятый Виктором Шёстремом и в главной роли , основанный на романе 1912 года « Твоя душа будет свидетелем!» ( Körkarlen ) шведской писательницы Сельмы Лагерлёф . В фильме Шёстрем играет пьяницу по имени Дэвид Холм, которого в ночь перед Новым годом призрачный водитель кареты Смерти заставляет задуматься о своих прошлых ошибках. Помимо Сьёстрёма в актёрский состав фильма входят Хильда Боргстрем , Торе Свеннберг и Астрид Холм . [ 1 ]
«Призрачная карета» была выпущена в Скандинавии в первый день Нового 1921 года. В следующем году Metro Pictures Corporation отредактировала и выпустила фильм в США под названием «Полуночный удар» ; [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] он был известен как «Твоя душа будет свидетельствовать»! в Соединенном Королевстве.
«Призрачная карета» известна своими спецэффектами, новаторской структурой повествования с воспоминаниями внутри воспоминаний, а также тем, что оказала большое влияние на произведения Ингмара Бергмана . [ 4 ] Ее характеризуют как принадлежащую к нескольким жанрам: ее называют моральной сказкой . [ 5 ] [ 6 ] мелодрама , [ 5 ] [ 6 ] фильм -фэнтези и фильм ужасов . [ 5 ] [ 6 ] Иногда его считают одним из первых фильмов ужасов из-за его атмосферы и влияния на более поздние произведения этого жанра. [ 5 ] Этот фильм вообще считается одним из центральных произведений в истории шведского кино .
Сюжет
[ редактировать ]В канун Нового года у умирающей сестры Армии Спасения Эдит есть последнее желание: поговорить с Дэвидом Холмом. Давид, пьяница, сидит на кладбище и рассказывает двум своим собутыльникам о своем старом друге Жорже, который рассказал ему легенду о том, что последний человек, который умирает каждый год, должен управлять каретой Смерти и собирать души всех, кто умирает в следующем году. Сам Жорж умер в канун Нового года годом ранее.
Густафссон, коллега Эдит, находит Дэвида, но не может уговорить его навестить ее. Когда друзья пытаются затащить его туда, начинается драка, и Дэвида бьют бутылкой по голове незадолго до того, как часы пробьют двенадцать. Душа Дэвида выходит из его тела при появлении кареты. Водитель - Жорж.
Жорж напоминает Давиду, как тот когда-то прожил счастливую жизнь со своей женой Анной, двумя детьми и братом, пока Жорж не сбил его с пути. Как показано в последующем воспоминании, Дэвида посадили в тюрьму за пьянство. Перед выходом из тюрьмы ему показали брата, приговоренного к длительному сроку за убийство мужчины в нетрезвом виде. Когда Дэвид вернулся домой, он обнаружил, что квартира пуста. В ярости он решил выследить Анну и отомстить.
Во время своих поисков по Швеции Дэвид в канун Нового года прибывает на новую миссию Армии Спасения. Мария не хочет отвечать на звонок, так как уже очень поздно, но Эдит впускает его. Несмотря на его грубость по отношению к ней, она чинит ему пальто, пока он спит. На следующий день она просит его вернуться через год; она молилась, чтобы первому посетителю повезло в этот период, и хочет знать результат ее молитвы. Он соглашается, но прежде чем уйти, срывает с нее заплатки.
Жорж сообщает Давиду, что обещание необходимо выполнить, и против его воли везет его в карете к Эдит. В другом воспоминании показано, как Эдит однажды нашел Дэвида в баре с Густавссоном и еще одним мужчиной. Эдит убедил другого мужчину пойти домой с женой и дал Густавссону объявление о встрече Армии Спасения. На встрече Густавссон покорился Богу, но Давид остался совершенно нераскаянным. Анна была на встрече, но Дэвид ее не узнал. Позже Анна рассказала Эдит, кто она такая, и Эдит попыталась добиться примирения. Поначалу супруги были настроены оптимистично, но вскоре поведение Дэвида вновь довело Анну до отчаяния. Однажды ночью Анна умоляла его не подвергать своих детей его чахотке (той самой смертельной болезни, которую от него заразила Эдит). Когда он отказался, Анна заперла его на кухне и снова попыталась сбежать вместе с детьми, но потеряла сознание. Он проломил дверь топором, но не причинил ей физического вреда.
Когда Жорж заходит в комнату Эдит, она умоляет его оставить ее в живых, пока она снова не увидит Дэвида. Она думает, что виновата в его огромных грехах, поскольку она снова свела пару вместе. Когда Дэвид слышит это, он глубоко тронут. Он целует ей руки, и когда Эдит видит его сожаление, она может умереть спокойно. Жорж не забирает ее, говоря, что за ней придут другие. Затем он показывает Дэвиду, что Анна, боясь оставить своих детей одних после того, как сама умрет от чахотки, планирует отравить их и себя. Дэвид умоляет Жоржа что-нибудь сделать, но Жорж не имеет власти над живыми. Затем Дэвид приходит в сознание на кладбище. Он бросается к Анне, прежде чем она успевает действовать. С большим трудом он убеждает ее, что искренне желает исправиться.
Бросать
[ редактировать ]- Виктор Шёстрем в роли Дэвида Холма
- Хильда Боргстрем в роли Анны Холм
- Торе Свеннберг, как Жорж
- Астрид Холм в роли Edit
- Конкордия Селандер — мать Эдит
- Лиза Лундхольм в роли Марии
- Эйнар Аксельсон (в титрах - Эйнар Аксельсон) в роли брата Давида
- Нильс Арен — тюремный капеллан
- Улоф Ос — первый водитель
- Тор Вейден, как Густавссон
- Саймон Линдстранд — спутник Дэвида
- Нильс Эльффорс — спутник Давида
- Джон Экман, как полицейский констебль
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]была заключена договоренность С 1917 года между Сельмой Лагерлёф и AB Svenska Biografteatern о ежегодной экранизации хотя бы одного романа Лагерлёфа для кино. До «Призрачной кареты » Шёстрем сделал три таких адаптации, которые были хорошо приняты критиками, публикой и самой Лагерлёф. Поскольку все они происходили в сельской местности, Шёстрем почувствовал, что хочет перемен в четвертом, и предложил городской, суровый Коркарлен . романа Лагерлёф поначалу скептически относился к адаптации элементов оккультизма и мистицизма к фильму, и Шёстрем хорошо осознавал трудности. На создание сценария ушло восемь дней, и в апреле 1920 года Сьёстрём отправился в особняк Лагерлёфа Морбака в Вермланде, чтобы представить его. После двух часов чтения Шёстрёмом вслух и самого исполнения всего сценария Лагерлёф в ответ предложил ему ужин, что Шёстрем воспринял как одобрение. [ 7 ]
Съемки
[ редактировать ]Съемки проходили с мая по июль 1920 года в только что открывшейся студии Filmstaden в Сольне . Сценография была вдохновлена южным шведским городом Ландскрона , что соответствовало тому, что имел в виду Лагерлёф при написании романа. Первоначальное желание Лагерлёфа состояло в том, чтобы снять фильм на натуре в Ландскроне, но Шёстрём решил сделать это в студии по техническим причинам. [ 2 ]
Постпродакшн
[ редактировать ]Пост-продакшн, как известно, был долгим и интенсивным из-за широкого использования спецэффектов, разработанных оператором Юлиусом Джензоном и руководителем лаборатории Эженом Хеллманом. Двойная экспозиция, сделанная в камере ( оптическая печать не была доступна до начала 1930-х годов), использовалась ранее Хаэнзоном, уже в «Сокровище сэра Арне» 1919 года, но здесь была разработана как гораздо более совершенная с несколькими слоями. Это позволило персонажам-призракам передвигаться в трех измерениях, сначала будучи прикрытыми объектом на переднем плане, но когда в том же дубле они подходили перед объектом, его можно было увидеть сквозь полупрозрачное тело призрака. . [ 2 ] Одна из трудностей заключалась в том, что камеры запускались вручную, а это означало, что камеру нужно было вращать с одинаковой скоростью при разных экспозициях, чтобы результат выглядел естественным. [ 7 ]
Выпускать
[ редактировать ]«Phantom Carriage» был выпущен в Скандинавии в первый день Нового 1921 года. [ 8 ] Первый зарубежный показ фильма состоялся в Лондоне 4 февраля 1921 года. [ 8 ] В Великобритании он был выпущен под названием Thy Soul Shall Bear Witness! [ 3 ]
В следующем году Metro Pictures Corporation отредактировала и выпустила фильм в США под названием «Полуночный удар» . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В этой версии фильма структура повествования изменена таким образом, что легенда о карете Смерти не появляется примерно до середины фильма. [ 3 ] Эта версия фильма была показана в театре Criterion в Нью-Йорке . [ 3 ]
По словам Пола Майерсберга , разные названия, под которыми был выпущен фильм, «отражают неуверенность дистрибьюторов того времени в определении его жанра: история о привидениях, ужасы, триллер , религиозные басни?» [ 3 ]
Критический прием
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2021 г. ) |
После выхода в свет рецензент журнала «Биоскоп» пришел к выводу, что «где бы ни была показана [ Призрачная карета ], это поможет добавить достоинства и важности искусству кино». [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Ретроспективные оценки
[ редактировать ]На агрегатора рецензий сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 100% на основе 15 рецензий со средней оценкой 8,9 из 10. [ 9 ]
В 1976 году Джастин Фокс из Films and Filming написал, что «Призрачная карета» уступает немецкому экспрессионистскому фильму ужасов 1920 года «Кабинет доктора Калигари» , утверждая, что Калигари избегает «мелодраматических наивностей, которые можно найти в интересном, но слишком трезвом «втором фильме» Шёстрема. случайная аллегория». [ 10 ] Спустя годы Джонатан Розенбаум из Chicago Reader похвалил «Призрачную карету» , назвав ее шедевром Шёстрема. [ 11 ] В 2008 году Марко Ланзагорта из PopMatters аплодировал операторской технике и структуре повествования в фильме; он отметил элементы социальных комментариев , сославшись на «политически заряженную сюжетную линию фильма, посвященную негативным социальным последствиям алкоголизма и бедности в Швеции 1920-х годов», и назвал его «возможно [...] одним из величайших фильмов, когда-либо созданных». [ 5 ]
В 2012 году «Призрачная карета» была признана лучшим шведским фильмом всех времен по результатам опроса 50 кинокритиков и ученых, проведенного шведским киножурналом FLM . [ 12 ]
В 2019 году Collider Дэйв Трамбор из назвал «Призрачную карету» одним из лучших фильмов ужасов, выпущенных в период с 1900 по 1950-е годы. [ 13 ] В том же году Джим Ворел из Paste назвал его лучшим фильмом ужасов 1921 года, назвав его «шедевром композиции и прорывом в ранних практических эффектах (особенно двойной экспозиции для имитации призрачной прозрачности) в жанре ужасов, хотя фильм функционирует всего лишь столько же, сколько пьеса о морали и чрезмерная мелодрама». [ 6 ]
Влияние
[ редактировать ]«Призрачная карета» оказала влияние на более позднего шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана , который также использовал образ Смерти в «Седьмой печати» , где обращение к нему как к «строгим хозяину» является отсылкой к «Призрачной карете » . [ 14 ] Бергман также выбрал Шёстрема на главную роль в фильме «Дикая клубника» , в котором также есть отсылки к фильму. Бергман сказал, что впервые увидел его в 15 лет и пересматривал как минимум один раз в год. [ 15 ] Телевизионный спектакль «Создатели имиджа» (2000) режиссера Бергмана представляет собой историческую драму, рассказывающую о создании «Призрачной кареты» . [ нужна ссылка ]
Он внесен в справочник по фильмам « 1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть », в котором говорится: « Призрачная карета не только закрепила славу режиссера, сценариста и актера Виктора Шёстрема и шведского немого кино, но также имела хорошо документированную, художественное влияние на многих великих режиссеров и продюсеров». [ 16 ] В фильме ужасов Стэнли Кубрика 1980 года «Сияние» есть несколько тематических и визуальных сходств с «Призрачной каретой» , а именно влияние алкоголизма на семью и эпизод, в котором отец использует топор, чтобы прорваться через деревянную дверь, чтобы добраться до своего убегающего жена и ребенок. [ 17 ] [ 18 ] В фильме 1979 года «Ужас Амитивилля» есть похожая сцена.
Реставрации и домашние медиа
[ редактировать ]На протяжении десятилетий «Призрачная карета» была доступна только в черно-белых распечатках низкого качества, часто в американской версии, с английскими субтитрами. [ нужна ссылка ]
1975: Шведский институт кино объединил два неполных позитивных нитратных отпечатка, один черно-белый со шведскими субтитрами, а другой цветной с английскими субтитрами, чтобы сделать полный 35-миллиметровый черно-белый дубликат негатива со шведскими субтитрами (около 6438 футов при 16 кадрах в секунду). С этого отреставрированного негатива были сняты новые просмотровые отпечатки с использованием тонированного нитратного отпечатка в качестве эталона цвета. [ нужна ссылка ]
1995: Неполный (около 6057 футов при 18 кадрах в секунду), но хорошего качества цветной тонированный отпечаток с индивидуальной партитурой Елены Кац-Чернин транслировался на ZDF / Arte , а позже выпущен на немецких VHS (1995) и DVD (2009). [ 19 ]
1998: Тонированная шведская реставрация была выпущена внутри страны на VHS с совершенно новой индивидуальной партитурой шведского музыканта Матти Байя . В 2007 году он также был выпущен на шведском DVD с партитурой Bye. В 2008 году он был одновременно выпущен на двух британских DVD: один с музыкой Байя, а другой - с новой музыкой электронного дуэта KTL . [ 20 ]
2011: В сотрудничестве со Шведским институтом кино компания Criterion Collection выпустила новый цифровой скан реставрации Шведского института кино на американских Blu-ray и DVD, в котором представлены как партитуры «Пока», так и KTL. [ 21 ]
2015: Шведский институт кино осуществил дальнейшую цифровую передачу их реставрации; эта версия доступна только в формате DCP , с записанной партитурой Бай или без нее. [ 22 ] [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Список прогрессивного немого кино: Призрачная карета» . Тихая Эра . Архивировано из оригинала 3 марта 2010 года . Проверено 25 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Кёркарлен (ссылка на PDF)» . Шведский киноинститут. Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Майерсберг, Пол (27 сентября 2011 г.). «Фантомные формы: Призрачная карета» . Коллекция критериев . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Бо Флорин (2010), «Виктор Шёстрем и Золотой век», Мэрайя Ларссон и Андерс Марклунд (редакторы), «Шведский фильм: введение и читатель», Лунд: Nordic Academic Press, стр. 76-85, стр.83 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ланзагорта, Марко (10 июня 2008 г.). «Фантасмагорическая карета-призрак» . ПопМатерс . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ворел, Джим (24 июля 2019 г.). «Век террора: 100 лучших фильмов ужасов за последние 100 лет» . Вставить . Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грёнквист, Ларс « Сельма Лагерлёф пыталась остановить киноверсию Стиллера. Архивировано 1 февраля 2009 г. в Wayback Machine » (на шведском языке) Сельме Лагерлёф 150 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Томсон, К. Клэр, изд. (2006). Северные созвездия: новые чтения в скандинавском кино . Норвик Пресс. п. 203. ИСБН 978-1870041638 .
- ^ «Карета-призрак (1921)» . Гнилые помидоры . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Фокс, Джулиан (1976). «Джулиан Фокс завершает свой взгляд на некоторые аспекты фильмов ужасов-фэнтези с 1930 по 1936 год» . Фильмы и съемки . Проверено 22 июня 2021 г.
Во всяком случае, влияние [ Кабинета доктора Калигари со ] временем возрастает, и в качестве упражнения по контролируемому зрительному беспокойству он опережает Мурнау визуально впечатляющий, но лишь иногда жуткий Носферату , избегая при этом мелодраматических наивностей, которые можно найти в произведении Сьёстрёма. интересная, но слишком трезвая аллегория «второго шанса», «Призрачная карета» , в которой в неудобном сопоставлении сочетаются трюковая фотография и моральный пыл.
- ^ Розенбаум, Джонатан (26 октября 1985 г.). «Призрачная карета» . Чикагский читатель . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «25 лучших шведских фильмов всех времен» . ФЛМ (на шведском языке). 30 августа 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ Трамбор, Дэйв (24 октября 2019 г.). «Лучшие фильмы ужасов 1900–1950-х годов: немое кино, вселенские монстры и табу-террористы» . Коллайдер . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Бломквист, Мортен (14 декабря 2007 г.) « Тупые жемчужины загораются. Архивировано 1 августа 2012 г. в Wayback Machine » (на шведском языке) Dagens Nyheter . Проверено 3 марта 2009 г.
- ↑ Бергдал, Гуннар (31 июля 2007 г.). « Высказывания Ингмара Бергмана о шведских фильмах — Körkarlen » (на шведском языке) Aftonbladet . Проверено 14 февраля 2009 г.
- ^ Шнайдер, Стивен Джей, изд. (2013). 1001 фильм, который нужно посмотреть, прежде чем умереть . Издания Quintessence (6-е изд.). Хауппож, Нью-Йорк: Образовательная серия Бэррона . п. 34. ISBN 978-1844037339 . OCLC 828076912 .
- ^ «Золотой век шведского кино» . Фильм Торелли (на шведском языке). Архивировано из оригинала 9 мая 2011 года . Проверено 25 февраля 2009 г.
- ^ Бревет, Брэд (27 сентября 2011 г.). «Карета-призрак: «сияющее» вдохновение для Стэнли Кубрика» . ComingSoon.net . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ DVD "Картер смерти" . Абсолютно медийное.
- ^ «Сравнение DVD «Призрачная карета»» . DVDСравнить.
- ^ «Сравнение Blu-ray «Призрачной кареты»» . DVDСравнить.
- ^ «Тележка-призрак» . Французская кинотека.
- ^ «Водитель» . Шведский институт кино.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1921 года
- Фэнтези-фильмы 1920-х годов
- фильмы ужасов 1921 года
- Фильмы о привидениях 1920-х годов
- Праздничные фильмы ужасов
- Художественная литература об Армии Спасения
- Шведские немые художественные фильмы
- Шведские фэнтези-фильмы
- Шведские фильмы ужасов
- Шведские черно-белые фильмы
- Фильмы по шведским романам
- Фильмы по произведениям Сельмы Лагерлёф
- Фильмы Виктора Шёстрема
- Фильмы об алкоголизме
- Фильмы о смерти
- Фильмы, действие которых происходит в преддверии Нового года.
- Призрачные автомобили
- Шведскоязычные фильмы 1920-х годов
- Немые фильмы ужасов