И Бёк
И Бёк | |
---|---|
Рожденный | 1754 Кёнгидо, Пчхон-гун |
Умер | 1785 Сеул, Корея |
Национальность | корейский |
Другие имена | Тоок-джо (добродетельное поведение), Кван-ам (куанъань) |
Занятие | ученый |
Известный | Один из первых обращенных корейских католиков |
Корейское имя | |
хангыль | Ли Бёк |
Ханджа | |
Пересмотренная романизация | И Бёк |
МакКьюн-Рейшауэр | Йи Пёк |
И Бёк (李檗, 1754–1785) был исследователем корейского позднего периода Чосон , который в 1784 году сыграл ведущую роль в основании первой католической общины Кореи. В одном источнике сообщается, что его настоящее имя было И Тэк Джо . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]И Бёк родился в 1754 году в Кёнгидо , Почхон-гун, Начхон-мён, Хвахён-ри. Его джа был Док-джо (德操), его Хо Кван-ам (曠庵). Его отцом был И Бу-ман (李溥萬), 1727—1817, из клана Кёнджу И, а мать была членом клана Чхонджу Хан . Он был вторым сыном среди шести детей.
Его дед И Гын занимал высокое звание в армии, а его отец, старший брат И Гёк (李格) и младший брат И Сок (李晳) также были военными чиновниками. И Бёк был удивительно высоким, и его отец пытался сделать из него солдата; но с раннего возраста он отказался, заработав себе прозвище Бёк (蘗 ( пробковое дерево ) или 僻, подразумевающее изоляцию и странность) за свое упрямство. [ 2 ]
Его семья принадлежала к фракции Намин, в которую входили многие семьи, проживающие в Кёнгидо, и поэтому, за исключением нескольких лет, когда И Бёк был жив, были исключены из занимаемых должностей фракционной политикой периода Чосон . Это отстранение от власти могло бы объяснить, почему многие ученые из этих семей проводили исследования, которые указывали на их несогласие с ортодоксальным неоконфуцианством. И Бёк в раннем возрасте решил не готовиться к национальным экзаменам, которые были необходимы для карьеры в государственном управлении. Вместо этого он выбрал чистую ученость, сосредоточившись на китайской классике Конфуция, изучая «Четыре книги» и «Пять классических произведений», как нечто само собой разумеющееся.
Прадед И Бёк, И Кён Сан, сопровождал наследного принца Сохёна (1612–1645) в течение восьми лет, которые он провел в Китае. Вполне вероятно, что он привез с собой книги, написанные миссионерами - иезуитами («Западное обучение»), в том числе о католицизме, которые позже изучал И Бёк. [ 3 ]
Труды Сонхо Ика вдохновили многих ученых, принявших подход практического обучения ( Силхак ). И Бёк и другие учёные, вместе с которыми он в последующие годы исследовал догматы католицизма, конечно же, не были исключением.
Чонджин-ам
[ редактировать ]В 1777 (по Даллету ) или 1779 (по Чон Як Ёну) [ 4 ] Ученый Намина Гвон Чхоль Син (權哲身, 1736-1801), кажется, начал серию учебных занятий для своих учеников и других ученых, которые, как и он, находились под влиянием вдохновленных Силхаком сочинений его учителя Сонхо И. Ик.
Эти встречи проводились в отдаленном горном монастыре Чонджин-ам, который принадлежал храму Джу-ео-са недалеко от Кванджу, Кёнгидо.
Встречи, вероятно, были задуманы как постоянный семинар, чтобы лучше понять человеческую жизнь посредством возобновления изучения китайской классики, а также книг, знакомящих с европейскими знаниями, которые были написаны на китайском языке Маттео Риччи и другими иезуитами. Если среди них и были книги о католицизме, то, похоже, они давали лишь очень поверхностное представление о вере. Даллет начал свою «Историю» с описания трудного пути И Бёка к присоединению к группе. [ 5 ]
Среди присутствовавших в группе был Чон Як Чжон (丁若銓, 1758–1816), чья жена была сестрой И Бёка (умершей к 1784 году). [ 6 ] и (возможно) Манчхон И Сын Хун (蔓川 李承薰, 1756–1801), чья жена была сестрой Чон Як Чона. Жена И Бёка (Гвон Рю-Хан-Данг) была племянницей Гвон Чхоль-сина и дочерью его брата Гвон Иль-сина (權日身, 1742-1792). [ 7 ]
Обращение в католицизм
[ редактировать ]Даллет сообщает, что именно И Бёк, узнав в 1783 году, что И Сын Хун должен сопровождать своего отца в ежегодном посольстве в Пекине , посоветовал ему связаться с местными католическими священниками и креститься, а затем принести дополнительную информацию. [ 5 ] Он сделал это должным образом, приняв крещение в начале 1784 года. Он вернулся в Корею с книгами и предметами поклонения.
И Бёк, похоже, потратил некоторое время на изучение книг, прежде чем заявить о своей убежденности. Затем он приступил к евангелизации окружающих, в том числе Гвон Чхоль Сина и его младшего брата Гвон Иль Сина.
В «Ячан мёджимён» (автобиографической эпитафии), написанной позже Дасаном Чон Як Ёном, есть описание момента в апреле 1784 года, когда И Бёк впервые рассказал ему о католицизме и показал ему книгу. [ 6 ] Чон Як Ён очень высокого мнения об интеллектуальных способностях И Бёка, особенно после того, как в 1784 году он помог ему сформулировать ответ на вопросы короля о конфуцианской философии, ответ, который очень впечатлил короля своей «объективностью». [ 8 ]
Жан Сангбэ Ри отметил, что теория об эманации Ле и Ки возникла у И Бёка, который следовал за И Хван Тогье; Затем Чон Як Ён начал следовать идеям, высказанным И И Юльгоком. Говорят, что крещение этих первых новообращенных, включая И Бёк, произошло в сентябре 1784 года, после чего И Бёк взял имя Жан Баптист. Неясно, был ли Чон Як Ён среди тех, кто тогда крестился.
Его старшему брату Чон Як Чжону суждено было стать главным лидером общины наряду с Ли Сын Хоном, и он погиб за свою веру во время гонений 1801 года.
Среди наиболее строго конфуцианских ученых возникла немедленная враждебная реакция на новую религию, о которой еще мало что было известно. Оппозиция существовала даже среди фракции Намина.
Шелковое письмо, написанное в 1801 году епископу Пекина Александром Хван Са Ёном, содержало подробный отчет о происхождении корейской церкви. В нем он рассказывает о том, как И Га Хван (李家煥, 1742–1801), дослужившийся до должности министра юстиции (刑曹判書, хёнджо пансо), был одним из самых высокопоставленных членов фракции и очень великий учёный, пытался спорить с И Бёком, но в итоге был обращен им. Он был замучен в 1801 году. [ 9 ]
Арест и смерть
[ редактировать ]В начале 1785 года растущая группа верующих и сочувствующих перенесла свои регулярные собрания для поклонения из дома И Бёк в дом, принадлежавший другому новообращенному, Ким Бом У, на холме, где сейчас стоит собор Мёндон. Ким не был аристократом, как многие другие. Почти сразу же власти совершили обыск в доме, заподозрив, что это игорный дом, и были смущены, обнаружив, что он полон дворян. В отчете правительственного агента министру юстиции перечислены лица, исполняющие обязанности лидеров: И Сын Хун, братья Чон Як Чжон, Чон Як Чжон , Чон Як Ён , Гвон Иль Син, а лидером является И Бёк. роль учителя во время церемонии. [ 10 ]
Всех арестовали, найденные книги конфисковали, а дворян отправили домой с предупреждением не продолжать. Однако Ким Бом-у подвергся пыткам, сослали и, наконец, казнили, поскольку он не был благородного происхождения. [ 11 ]
Даллет [ 5 ] (Том 1, страницы 28–9) говорит, что И Бёк находился под сильным давлением со стороны своего отца, пока, наконец, более или менее не отказался от веры. Его мучили угрызения совести, пока он не умер от чумы в 1786 году. [ 12 ] Другой отчет о его смерти дает Антон Ираола, который сообщил, что он умер 14 июня 1785 года, после 15 дней постоянных молитв, в течение которых он не ел и не спал. Что кажется очевидным, так это то, что его семья под сильным давлением со стороны конфуцианских лидеров, враждебно настроенных к Намину и их недавно обретенной иностранной вере, держала его в той или иной степени запертым в своем доме. Нет никаких записей о каких-либо обращениях, адресованных католической общине, исходивших от него после ареста.
Руководство группой взял на себя Ли Сын Хун, который, казалось, установил местную иерархию, по крайней мере, до того, как епископ Пекина вмешался, чтобы остановить это. [ 13 ]
Жизнь И Бёк плохо документирована, и основным источником большой информации о нем является довольно драматизированный отчет в «Histoire de l'église de Corée» Дале (2 тома, 1874 г.), который в значительной степени опирался на переводы документов, отправленных во Францию епископом Давелуи ( Даллет, История, Том 1, Введение, стр. xi). [ 14 ]
Работает
[ редактировать ]- Единственные сохранившиеся тексты, написанные И Бёком, находятся в томе, содержащем собрание сочинений первых корейских верующих-католиков, известное как Манчхон юго (蔓川遺稿), которое было обнаружено примерно в 1970 году. Манчхон был хо И Сын- хун , чьи сочинения занимают большую часть книги. Но она также содержит два поэтических произведения, приписываемых И Бёку, « Гимн поклонения». Владыки Небес (天主恭敬歌, Чхонджу гонгёнга ), и, прежде всего, гораздо более длинная и сложная, Сущность Священного Учения (聖敎要旨, Сонгё ёдзи ). Оба переведены на французский язык в книге Жана Сангбэ Ри; к сожалению, английского перевода, похоже, нет.
- Название гимна указывает на то, что он был написан в храме Джу-эо-са в 1779 году.
- особенно Йоджи Сонгё интересен сочетанием христианского учения и конфуцианской классики, особенно Великого Учения (大學, Да сюэ ) и Учения о среднем (中庸, Чжун ён ). Нет никаких указаний на то, когда оно было составлено, хотя оно свидетельствует о более глубоком познании христианства, включая истории из Библии, которые предполагают время после изучения И Бёком книг, привезенных из Пекина И Сын Хоном .
Могила
[ редактировать ]21 июня 1979 года могила И Бёк была случайно обнаружена на месте его рождения. [ 15 ] Его останки были перезахоронены вместе с останками И Сын Хуна, И Га Хвана, братьев Гвон и Чон Як Чона в католическом храме, построенном на месте Чонджин-ама.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ираола, Анттон Эгигурен (2007) Истинные конфуцианцы, смелые христиане: корейский миссионерский опыт. Модель третьего тысячелетия . Амстердам: Родопи
- ^ Джон Сангбэ Ри, страница Конфуция и Иисуса Христа
- ^ см.: Сайт Theologia Korea на корейском языке.
- ^ Джон Сангбэ Ри, страница Конфуция и Иисуса Христа
- ^ Перейти обратно: а б с Даллет, История, Том 1, страницы 14–15.
- ^ Перейти обратно: а б Жан Сангбэ Ри, страница Конфуция и Иисуса Христа
- ^ Введение «Запись слов Рю-Хан-Дана». Серия переводов корейской христианской классики 1. Сеул: Корейский христианский музей, Университет Сунгсил. 2007.
- ^ Джон Сангбэ Ри, страница Конфуция и Иисуса Христа
- ^ Джон Сангбэ Ри, Конфуций и Иисус Христос, стр. 29
- ↑ Французский перевод перепечатан в книге Жана Сангбэ Ри, Конфуций и Иисус Христос , стр. 29–30.
- ^ Жан Сангбэ Ри, Конфуций и Иисус Христос, страницы 29-30.
- ^ Достоверных документов, подтверждающих это утверждение, нет.
- ^ Жан Сангбэ Ри, Конфуций и Иисус Христос, стр. 31
- ^ Джон Сангбэ Ри, страница Конфуция и Иисуса Христа
- ^ «Перенос гробницы Квангам Ли Бёк (Источник: католическое святилище Чхонджинам)» . Поездка на кладбище в Корее — Кафе Даум (на корейском языке) . Проверено 21 июня 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Запись Даума об И Бёке
Интернет-текст Сонгё Ёджи
- http://parabolog.wordpress.com/tag/%EC%84%B1%EA%B5%90%EC%9A%94%EC%A7%80/
- История азиатских миссий - Внедрение католицизма в Корею
- Чон Джин Ам, место рождения католической церкви в Корее
Распечатать
[ редактировать ]- Далет, Чарльз. История корейской церкви, которой предшествует введение в корейскую историю, институты, язык, нравы и обычаи. Париж, В. Пальме. 1874 г. https://archive.org/details/histoiredelegli01dallgoog
- Жан Сангбэ Ри. Конфуций и Иисус Христос. Первое христианское богословие в Корее согласно работам конфуцианского ученого И Пика 1754-1786 гг. Париж: Бошен. 1979.
- Хоанг Са-енг, Письмо Александра Хоанга монсеньору де Гувеа, епископу Пекина, 1801 г., французский перевод с оригинальным текстом, под руководством монсеньора. Гюстав Шарль Мари Мютель. Гонконг. 1925.