Уэда Акинари
Уэда Акинари или Уэда Сюсей ( 上田 秋成 , 25 июля 1734 в Осаке — 8 августа 1809 в Киото ) — японский писатель, учёный и поэт вака , а также выдающийся литературный деятель Японии XVIII века. [1] Он был одним из первых писателей в жанре ёмихон , и два его шедевра, Угецу Моногатари («Сказки о дожде и луне») и Харусаме Моногатари («Сказки о весеннем дожде»), занимают центральное место в каноне японской литературы . [2]
Биография
[ редактировать ]Родившийся в семье проститутки из Осаки и неизвестного отца, Уэда был усыновлен на четвертом курсе богатым торговцем, который вырастил его в комфортных условиях и дал ему хорошее образование. В детстве он тяжело заболел оспой и, хотя выжил, у него остались деформированные пальцы на обеих руках. Во время его болезни его родители молились богу храма Касима Инари , и Уэда почувствовал, что это божество вмешалось и спасло ему жизнь. На протяжении всей своей жизни он оставался убежденным сторонником сверхъестественного , и эта вера, кажется, легла в основу важных элементов его литературы и научных исследований, таких как его самая известная работа — сборник рассказов о привидениях под названием «Угецу Моногатари» . [3]
Он унаследовал нефтяной и бумажный бизнес семьи Уэда, когда умер его приемный отец. Однако он не был успешным торговцем и потерял бизнес из-за пожара после десяти лет неудачного управления им. За это время он опубликовал несколько юмористических рассказов в стиле укиё-дзоси , что буквально переводится как «сказки о плавучем мире».
Восприняв огонь как возможность покинуть деловой мир, Уэда начал изучать медицину у Цуги Тейсё , который не только научил Уэду быть врачом, но и научил его разговорной китайской художественной литературе. В 1776 году он начал заниматься медициной, а также опубликовал книгу «Угэцу моногатари» . Эта работа ставит Уэду рядом с Такизавой Бакином в число самых выдающихся писателей ёмихона — нового жанра, который представляет собой резкое изменение в практике чтения по сравнению с популярной художественной литературой, существовавшей до него. [4]
Помимо художественной литературы, Уэда занимался исследованиями, известными как кокугаку , изучением филологии и классической японской литературы. Кокугаку часто характеризовался отказом от иностранного влияния на японскую культуру, особенно китайского языка, буддизма и конфуцианства . Уэда занимал в этих кругах весьма независимую позицию, и его энергичный полемический спор с ведущим ученым движения Мотоори Норинагой зафиксирован в диалоге последнего «Кагайка» ( 呵刈葭 1787–1788). Некоторые утверждают, что Уэда также разрешил этот конфликт в историях, подобных тем, что появляются в «Угецу Моногатари» , начав свои рассказы, основанные на китайских историях, а также моральных и интеллектуальных дискурсах, и что затем он выдвинул на первый план японскую чувствительность, призывая к сверхъестественным элементам и заставляя своих героев чувствовать глубокие чувства. эмоции (в отличие от китайской зависимости от интеллекта ).
Через несколько лет после смерти жены в 1798 году он испытал временную слепоту, и хотя в конечном итоге зрение вернулось к его левому глазу, с этого момента ему приходилось диктовать большую часть своих сочинений. Именно в это время он начал работать над своим вторым ёмихоном и закончил первые два рассказа того, что впоследствии стало Харусаме Моногатари («Сказки о весеннем дожде»), примерно в 1802 году. [5] Харусаме сильно отличается от Угецу Моногатари . Помимо других отличий, Харусаме не использует сверхъестественное, а продолжительность историй очень разная. История под названием «Ханкай» рассказывает о хулигане с дурной репутацией, который внезапно принимает буддизм и проводит остаток своей жизни как монах .
В 1809 году Уэда умер в возрасте 76 лет в Киото .
Современные ссылки
[ редактировать ]Уэда Акинари обсуждается в книге Харуки Мураками « Убийство командора» . Главный герой романа Мураками разделяет опыт сверхъестественного Акинари. История Акинари «Судьба двух поколений» разворачивается в наши дни в романе Мураками.
Говорят, что фильм индийского режиссера А. К. Шриканта «Двиджа» (2022) вдохновлен работами Уэды Акинари.
Работает
[ редактировать ]- Угецу Моногатари («Сказки о дожде и луне») (1776 г.)
- Харусаме Моногатари [6] ( Харусаме ) моногатари (1809) [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кин, Дональд. 1976. Мир внутри стен: японская литература досовременной эпохи, 1600–1867 . Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Хамада, Кенги. «Об авторе». В «Сказках о лунном свете и дожде» . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Рейдер, Норико Т. 2002. Сказки о сверхъестественном в Японии раннего Нового времени: Кайдан, Акинари, Угецу Моногатари . Эдвин Меллен Пресс .
- ^ Уошберн, Деннис. «Писатели-призраки и литературные призраки: подчинение этики искусству в Угецу Моногатари». Монумента Ниппоника 45.1 (1996)
- ^ Уэда Акинари. 1974. Угецу Моногатари: Сказки о лунном свете и дожде, Транс, Леон М. Зольброд. Джордж Аллен и Анвин Лтд.
- ^ Зольброд, Леон М., пер. и изд. Введение. Угецу Моногатари: Сказки о лунном свете и дожде . Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1974.
- ^ Дональд Кин Мир в стенах: японская литература досовременной эпохи , 1978, стр. 371 «...античность, продукт его долгого сотрудничества с учеными кокугаку, занимал его в течение большей части его зрелых лет, и только в конце В своей жизни он снова обратился к художественной литературе, когда написал «Харусамэ Моногатари» («Сказки о весеннем дожде»)».