Аластер Мортон
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2016 г. ) |

Сэр Роберт Аластер Ньютон Мортон (11 января 1938 — 1 сентября 2004) был генеральным директором Eurotunnel и председателем Управления стратегических железных дорог , промышленником и последним председателем правления Британских железных дорог .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мортон родился 11 января 1938 года в Йоханнесбурге , Южная Африка . [ 1 ] Сын отца-шотландского инженера-нефтяника и матери-африканера. Мортон получил образование в колледже Святого Иоанна в Йоханнесбурге и университете Витватерсранда, но приехал в Великобританию, чтобы изучать право в Вустер-колледже в Оксфорде в качестве стипендиата компании De Beers, и остался в Англии до конца своей жизни, хотя некоторое время он действительно провел там. в Африке, а также со Всемирным банком в Вашингтоне. [ 2 ] Он был управляющим директором Британской национальной нефтяной корпорации в 1976–80 годах; в качестве управляющего директора он боролся против приватизации. Он был генеральным директором Guinness Peat Group в 1982–87 годах и председателем правления в 1987 году. В 1993 году он возглавил Соединенного Королевства группу по частному финансированию Казначейства , которая занималась поиском частного капитала для транспортных проектов.
Евротоннель
[ редактировать ]В 1987 году он был назначен сопредседателем Евротуннеля и занимал эту должность до 1996 года. Стоимость проекта более чем вдвое превышала запланированную цену в 4,8 миллиарда фунтов стерлингов. Консервативное правительство Маргарет Тэтчер настаивало на том, что проект должен окупаться самостоятельно, а британское законодательство, которое санкционировало и содействовало реализации проекта, содержало полный запрет на любые британские государственные субсидии на эти работы. [ 3 ] В 1990 году он стал исполнительным директором группы в 1990–94 годах.
Стратегическое железнодорожное управление
[ редактировать ]![]() |
В 1999 году заместитель премьер-министра Великобритании Джон Прескотт, член парламента, назначил Мортона председателем Совета Британских железных дорог и созданного в феврале 2001 года Управления стратегических железных дорог , из которого он ушел в отставку в октябре 2001 года после краха Railtrack . Мортон придумал знаменитую фразу, согласно которой последствия железнодорожной катастрофы в Хэтфилде представляют собой «коллективный нервный срыв» со стороны британской железнодорожной отрасли.
Управление было создано по неоднозначным политическим причинам, с возложенными на него значительными политическими и общественными ожиданиями, но почти без возможности их оправдать. Отношения с Министерством транспорта , Казначейством и Регулятором железных дорог , которые в совокупности обладали полномочиями, которых хотел Мортон, довольно быстро ухудшились.
К концу своего пребывания в SRA Мортон делал публичные заявления, которые все более и более критиковали его политических хозяев и то, что он считал их непримиримостью, предоставляя ему как власть, так и свободу, которые, по его мнению, он должен был иметь. Что касается полномочий привлекать к ответственности компанию Railtrack — национальную железнодорожную инфраструктурную компанию, то юрисдикционные стычки Мортона с Регулятором железных дорог стали достоянием общественности после крушения железной дороги в Лэдброк-Гроув , и Мортон никогда не признавал, что Регулятор железных дорог, а не SRA, имеет право определять какими должны быть финансовая основа и расчеты Railtrack.
Он подытожил свои возражения в фразе, ставшей его второй самой запоминающейся железнодорожной фразой: «Тот, кто платит, должен заказывать музыку», под которой он имел в виду, что SRA должно устанавливать общий уровень государственных расходов на железные дороги, и что должно было быть доставлены вместе с наличными, а регулятору железных дорог следует просто проверить, что деньги были использованы эффективно. Этого никогда не происходило во время его пребывания в SRA, хотя это стало реальностью в 2005 году с принятием Закона о железных дорогах 2005 года , который ограничил полномочия Управления железнодорожного регулирования (которое заменило Управление железнодорожного регулирования в июле 2004 года) в финансовых вопросах. Мортон ушел в отставку в октябре 2001 года.
Частная жизнь
[ редактировать ]В 1990 году ему была присвоена почетная степень (доктор юридических наук) Университета Бата . [ 4 ] Мортон был посвящен в рыцари в 1992 году.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1994–2004 годах он был председателем Национального молодежного оркестра Великобритании . Он умер 1 сентября 2004 года в возрасте 66 лет. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кристиан Вольмар (3 сентября 2004 г.). «Некролог: сэр Аластер Мортон» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года.
- ^ Кристиан Вольмар (3 сентября 2004 г.). «Некролог: сэр Аластер Мортон» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года.
- ^ «Некролог: сэр Аластер Мортон» . TheGuardian.com . 3 сентября 2004 г.
- ^ «Почетные выпускники с 1989 года по настоящее время» . Bath.ac.uk. Университет Бата . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ Кристиан Вольмар (3 сентября 2004 г.). «Некролог: сэр Аластер Мортон» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года.