Анна Доротея Тербуш
Анна Доротея Тербуш | |
---|---|
![]() Автопортрет 1761 года. | |
Рожденный | |
Умер | 9 ноября 1782 г. Берлин , Королевство Пруссия | ( 61 год
Другие имена | Лисевски (девичья фамилия) мадам Тербуш |
Занятие | Художник |
Анна Доротея Тербуш (урожденная Анна Доротея Лисевски , польский : Анна Дорота Лисьевска , 23 июля 1721 — 9 ноября 1782) была выдающейся художницей в стиле рококо , родившейся в Королевстве Пруссия . Сохранилось около 200 ее работ, и она написала не менее восьмидесяти пяти проверенных портретов. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Анна Доротея Тербуш родилась в Берлине . Она происходила из знатной семьи, [ 2 ] дочь Марии Элизабеты (урожденной Калов) [ 3 ] ) и Георга Лисевского (1674–1751), берлинского портретиста польского происхождения, прибывшего в Пруссию в 1692 году в составе свиты придворного архитектора Иоганна Фридриха Эозандра фон Гёте . [ 4 ] Георг научил Анну, ее сестру Анну Розину Лисевски и их брата Кристиана Фридриха Рейнхольда рисовать. [ 3 ] В подростковом возрасте она училась на художника. [ 5 ] Анну Доротею и ее старшую сестру Анну Розину называли вундеркиндерами живописи. В юности она рисовала копии Антуана Песне и галантных праздников , как и Песне, научилась подражать стилям Ватто , Ланкре и Патера – художников, которыми особенно восхищался Фридрих II. [ 5 ]
Тербуш писал во всех жанрах. Она также писала исторические картины и экспериментировала с жанровыми сценами в голландском стиле, похожими на сцены Жерара Доу . [ 5 ]
К концу жизни она получила награды Берлина, Штутгарта и Мангейма. Она получала прибыльные заказы от своих работ и в конечном итоге получила королевское покровительство после множества рекомендательных писем от своих покровителей из Парижа, Италии, Германии и Пруссии. [ 5 ]
Свадьба
[ редактировать ]Анна Доротея вышла замуж за берлинского трактирщика Эрнста Фридриха Тербуша (1711–1773) в 1742 году. [ 3 ] и бросила живопись примерно до 1760 года, чтобы помогать мужу в ресторане. Пока ее супружеские обязательства не были выполнены, [ 6 ] как «близорукая женщина средних лет», [ 7 ] вернулась ли она к своей художественной карьере в 1760 году. [ 3 ] К сорока годам у нее было трое детей. Она покинула Берлин, чтобы рисовать в Штутгарте для двора герцога Карла Ойгена, герцога Вюртембергского, стремясь к большему признанию своих работ. [ 5 ]
Известные работы
[ редактировать ]«Качели» и «Игра в волан» (Новый дворец, Потсдам) — это пара бесед, определивших ее первый период творчества. [ 3 ] Игра «Волан» была подписана и датирована 1741 годом. [ 3 ] Эти две картины были созданы по образцу работ Жана-Антуана Ватто и похожи на работы Николя Ланкре . [ 3 ]
Париж
[ редактировать ]У нее нет недостатка в таланте возбудить интерес к такой стране, как наша, ей не хватает молодости, красоты, скромности, кокетства. Она могла бы восхищаться достоинствами наших великих художников, брать у них уроки, иметь большую грудь и красивую задницу и должна была бы предложить художникам и то, и другое.
Первое зарегистрированное возвращение Тербуша к живописи произошло в 1761 году при штутгартском дворе герцога Карла Ойгена . В кратчайшие сроки она написала восемнадцать картин для галереи замка. В 1762 году она стала почётным членом Штутгартской Академии художеств , основанной герцогом Карлом Ойгеном в 1761 году, работала в Штутгарте и Мангейме . Она получила признание за свои работы. Ее талант был признан Академией Болоньи . Ее также удостоил чести суд Мангейма. Тербуш расписал Курфюрст Карла Тродора и получил заказ от принца Гогенцоллерн-Хехингена . [ 5 ] В 1765 году она поехала в Париж . Французская королевская академия живописи и скульптуры первой представила ее работы, с гордостью поддержав художницу. Дени Дидро , противоречивый и откровенный искусствовед и философ, симпатизировал ей, даже позировал ей обнаженным. [ 9 ] [ 10 ] Анна Доротея была избрана членом Королевской академии в 1767 году. [ 3 ] жил с Дидро и встречался с известными художниками, [ 11 ] и даже нарисовал Филиппа Хакерта [ 1 ] но в Париже она осталась безуспешной. Однако это время считается для нее самым творческим.

Вернуться в Пруссию
[ редактировать ]Париж был и остается дорогим городом, и у Анны Доротеи были финансовые трудности. С ноября 1768 по начало 1769 года художница с большими долгами вернулась в Берлин через Брюссель и Нидерланды и стала главным художником в Пруссии, где она пользовалась большим уважением. Она была художником-портретистом Фридриха II Прусского (Фридриха Великого), чей недавно построенный дворец Сан-Суси она украсила мифологическими сценами. Она также написала портреты восьми прусских членов королевской семьи для Екатерины II Российской (Екатерины Великой). [ 12 ] Хотя Анна Доротея никогда не бывала в России, ее работы оценили и российские коллекционеры. [ 13 ] Она также познакомилась с группой художников, окружавших Иоганна Вольфганга фон Гете . Тербуш продолжал рисовать свою позднюю жизнь. Она часто писала автопортреты, всего двенадцать. Когда ее зрение начало ухудшаться, она часто добавляла монокли в свои автопортреты. Ее поздние картины были в некоторой степени классическими, с одеждами и намеками на римских богинь. [ 14 ]
Она умерла в Берлине 9 ноября 1782 года в возрасте 61 года. [ 3 ] и был похоронен на кладбище Доротеенштадт , чья соответствующая церковь была разрушена во время Второй мировой войны . Ее могила осталась нетронутой.
Ее отношения с Дидро вдохновили Эрика-Эммануэля Шмитта на написание пьесы Der Freigeist («Свободный дух»), также известной как Der Libertin («Распутник»).
Галерея
[ редактировать ]-
Анна фон Вартенслебен, 1760-е гг.
-
Туалет Венеры, 1772 г.
-
Генриетта Герц, 1778 г.
-
Ученый, сидящий за столом при свечах, 1767 год.
-
Анна Амалия, аббатиса Кведлинбургская , 1771 г.
-
Генрих Альберт Тальбицер, 1762 г.
-
Апофеоз принца Августа Фердинанда Прусского , 1779 г.
Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Artnet.com , получено 21 июля 2009 г.
- ↑ Он — солнце, она — луна , автор Хайде Вундер, получено 20 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Взгляд, Делия (2001). Краткий словарь женщин-художниц . Лондон: Фицрой Дирборн. ISBN 9781579583354 . OCLC 48951109 .
- ^ Страница 37 , Словарь женщин-художников Делии Гейз, стр.37
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Форт, Б. (2004). «Обвинение женщине-художнице: Дидро, Ле Либертен и Анна Доротея Тербуш» . Люмен: Избранные материалы Канадского общества исследований восемнадцатого века . 23 : 1–37. дои : 10.7202/1012185ar .
- ^ Хиггинс, Шарлотта; корреспондент, искусство (17.10.2005). «Выставка автопортретов выдающихся женщин-художниц» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 2 июля 2023 г.
{{cite news}}
:|last2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Кем она себя возомнила? Архивировано 7 февраля 2017 г. в Wayback Machine , The Independent , 4 апреля 1998 г., получено 20 июля 2009 г.
- ^ Цитируется в «Словаре женщин-художников» Делии Гейз, стр.99.
- ^ Взгляд, Делия (1997). Словарь женщин-художников: Вводные обзоры; Художники, ИИ . Тейлор и Фрэнсис. п. 99. ИСБН 978-1-884964-21-3 .
- ^ Уилсон, Артур МакКэндлесс (1972). Дидро . Издательство Оксфордского университета. п. 525 . ISBN 0-19-501506-1 .
- ^ Портретная живопись: лицом к лицу , Джоанна Вудалл , с. 154, получено 20 июля 2009 г.
- ↑ Санкт-Петербург Великий , The Washington Post , 7 февраля 2003 г., получено 20 июля 2009 г.
- ^ Русское Откровение; В журнале «Женщины в искусстве, Екатерининский Санкт-Петербург воскрес» , The Washington Post , 23 февраля 2003 г., получено 20 июля 2009 г.
- ^ Моррил Р., Райт К. и Элдертон Л. (2019). Великие женщины-художницы . Фиадон.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
- Источники
Эта статья была переведена с эквивалента в немецкой Википедии 20 июля 2009 г.
- Катарина Кюстер, Беатрис Шерцер и Андреа Фикс: Беспрепятственный обзор. Анна Доротея Тербуш и Людовике Симановиц . Два художника-портретиста XVIII века. (Каталог для выставки в Метрополитен-музее Людвигсбург, Kunstverein Ludwigsburg, Villa Franck, 2002/2003), Kehrer Verlag Heidelberg, ISBN 3-933257-85-9
- Бербель Ковалевски (ред.): Между идеалом и реальностью, художники времен Гете между 1750 и 1850 годами , каталог выставки, Hatje Crantz Verlag, Гота, Констанция, 1999, ISBN 3-7757-0806-5
- Фрэнсис Борзелло : Как женщины видят себя. Автопортреты пяти веков. Карл Блессинг Верлаг Мюнхен 1998.
- Готфрид Селло: Женщины-художники пяти веков. Эллерт и Рихтер, Гамбург, 1988 г., ISBN 3-89234-077-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Анной Доротеей Тербуш, на Викискладе?
- Анна Доротея Тербуш в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- 1721 рождений
- 1782 смерти
- Немецкие художники XVIII века.
- Немецкие художницы XVIII века.
- Художники Королевства Пруссия.
- Художники из Берлина
- Люди из маркграфства Бранденбург
- Немецкие женщины-художницы
- Прусские женщины XVIII века
- Прусские люди XVIII века
- немцы польского происхождения
- Похороны на Доротеенштадтском кладбище.
- Женщины-художницы XVIII века.