Я. Будзишевский
Я. Будзишевский | |
---|---|
Рожденный | 1952 (71–72 года) |
Образование | Чикагский университет Университет Южной Флориды ( бакалавр ) Университет Флориды ( МА ) Йельский университет ( доктор философии ) |
Занятие | Академический |
Работодатель | Техасский университет в Остине |
Дж. Будзишевски (род. 1952) — американский философ и профессор государственного управления и философии Техасского университета в Остине , где он преподает с 1981 года. Он специализируется на этике, политической философии и взаимодействии этих двух областей с религией и теологией. . [1]
Будзишевский много писал как в научных, так и в популярных изданиях о различных моральных и политических проблемах, включая аборты, брак, сексуальность , смертную казнь и роль судей в конституционной республике. Его основная область публикаций — теория естественного права . На протяжении последних двадцати лет он был ведущим защитником теории естественного права. [2] В этом контексте он уделил особое внимание проблеме морального самообмана: что происходит, когда люди говорят себе, что не знают, что они на самом деле делают. Среди его научных интересов также этика добродетели и проблема толерантности . [1]
Помимо своей научной философской работы, Будзишевский известен статьями и книгами по христианской апологетике , адресованными широкой аудитории, включая молодежь и студентов. Известный как один из выдающихся интеллектуалов -евангелистов Америки и бывший атеист , Будзишевский был принят в Римско-католическую церковь в пасхальное воскресенье 2004 года. [3] После своего обращения он продолжает адресовать свои сочинения и лекции на христианские темы протестантам , католикам и православным христианам , а также тем, кто не уверен в своих верованиях, но искренне ищет. [3] [4]
Образование
[ редактировать ]После окончания средней школы в 1970 году Будзишевский начал обучение в Чикагском университете , выбрав его отчасти из-за его программы по биопсихологии (на которую он фактически так и не поступил), а отчасти из-за его репутации как скопления левой активности. Интеллектуально Будзишевский тогда был одержим проблемами разума и тела; в политическом отношении он был крайне левым. Однако через два года он бросил школу, убежденный, что ему следует освоить ремесло и присоединиться к пролетариату . Став сварщиком , он работал на самых разных работах, в итоге оказался на верфях Тампы. Когда он понял, что ему все-таки место в колледже, он получил степень бакалавра в Университете Южной Флориды , степень магистра в Университете Флориды и степень доктора философии в Йельском университете . Он преподает в Техасском университете в Остине с момента окончания докторской диссертации в 1981 году, где читает курсы по основам Америки и естественного права традиции Фомы Аквинского .
Исследования самообмана
[ редактировать ]Одним из исследовательских интересов Будзишевского был анализ того, что он считал общей человеческой склонностью к самообману . [5] Проблема возникает из-за теоретического принципа, защищаемого Фомой Аквинским, который, по его словам, «мы должны сказать, что естественный закон, что касается общих принципов, одинаков для всех, как в отношении честности, так и в отношении знания». [6] Это утверждение равнозначно утверждению, что самые общие принципы добра и зла не только верны для всех, но и известны каждому, хотя того же нельзя сказать об их отдаленных последствиях. По мнению Будзишевского, Фома Аквинский прав. Он утверждает, что часто, даже когда люди кажутся неосведомленными об основах морали, гипотеза о том, что они самообманываются, обеспечивает лучшее объяснение их фактического поведения. [7]
Это приводит к теории Будзишевского о виновном знании, о нарушенной совести. Вслед за Фомой Аквинским Будзишевский проводит различие между синдерезисом , который обеспечивает первые принципы практического разума и который он называет «глубокой совестью», и конциентией, которую он называет «поверхностным сознанием» и дает суждения о конкретных действиях. По мнению Будзишевского, совесть действует в трех различных режимах: в предостерегающем режиме она предупреждает нас об опасности морального вреда и создает препятствия против его совершения. В обвинительном режиме он обвиняет нас в том зле, которое мы уже совершили. В режиме мести он наказывает человека, который сознательно поступает неправильно, но отказывается признать, что он или она это сделали. Совесть, следовательно, является учителем, судьей или палачом, в зависимости от режима, в котором она действует. [8]
Самая оригинальная часть этой схемы — то, что Будзишевский говорит о режиме мести. Самым очевидным наказанием за знание вины является чувство раскаяния . Раскаяние присутствует не всегда. Однако Будзишевский предполагает, что даже когда раскаяние отсутствует, осознание вины порождает объективные потребности в признании, искуплении, примирении и оправдании. Называя остальных четырех «Фуриями» «старшими сестрами раскаяния», он утверждает, что они «негибкие, неумолимые и неустанные, требующие удовлетворения, даже когда простые чувства подавляются, угасают или никогда не приходят». [7]
Он утверждает, что
[t] нормальный выход раскаяния — это бегство от зла; о необходимости исповеди, признания того, что ты сделал; искупления, чтобы оплатить долг; примирения, чтобы восстановить разорванные узы; и оправдания, чтобы вернуться в правоту. Но если фуриям отказывают в выплате [их собственной] монеты, они требуют ее любой ближайшей монетой, еще больше разрушая жизнь обидчика. Мы бежим не от зла, а от мыслей о нем. Мы навязчиво исповедуем каждую деталь нашей истории, кроме морали. Мы наказываем себя снова и снова, принося любую жертву, кроме той, которую требуют. Мы имитируем восстановление нарушенной близости, ища таких же виноватых, как и мы сами, товарищей. И мы стремимся не стать справедливыми, а оправдать себя. [9]
Будзишевский считает, что единственный способ разорвать этот порочный круг — это признать свою ошибку и покаяться, полагаясь на благодать Божию. Неспособность вырваться из порочного круга приводит к разнообразным моральным патологиям в личности, культуре и политическом организме . [10]
Исследования толерантности
[ редактировать ]Второй важной областью научной деятельности Будзишевского является проблема толерантности . Будзишевский считает толерантность одной из добродетелей . Подобно аристотелевским моральным добродетелям, она находится посередине между крайностями. Один из способов промахнуться – это чрезмерное баловство, когда мы терпим то, чего не должны терпеть. Другой путь — это ограниченность, из-за которой мы не можем терпеть то, что должны терпеть. Поскольку «терпимость» означает не просто мириться с вещами, но и мириться с вещами, которые мы считаем ложными, плохими или оскорбительными, может возникнуть вопрос, почему терпимость вообще является добродетелью. По мнению Будзишевского, ответ заключается в том, что иногда сама природа добра требует мириться с каким-то злом. Христиане, например, терпят атеистов не потому, что они сомневаются в истинности христианских убеждений, а потому, что они убеждены в том, что вера по своей природе не подлежит принуждению и что Бог не желает вынужденного послушания. [11]
Этот анализ толерантности делает Будзишевского резким критиком современных либеральных теорий толерантности, которые обычно основаны на моральной нейтральности, на воздержании от суждений о добре и зле. Будзишевский настаивает на том, что если бы мы постоянно откладывали суждения, мы не смогли бы ни защитить практику терпимости, ни решить, какие плохие вещи следует терпеть. Истинная основа толерантности – это не отстранение от суждений, а лучшее суждение, и не нейтральность в отношении добра и зла, а более глубокое понимание их. Действительно, утверждает Будзишевский, сторонники нейтралистских теорий на самом деле лишь выборочно приостанавливают суждение, используя видимость нейтралитета, чтобы тайно пронести свои моральные взгляды в политику, не защищая их. [11]
Исследование традиции естественного права
[ редактировать ]Значительная часть работ Будзишевского была сосредоточена на традиции естественного права. Его понимание естественного закона во многом обязано пониманию Фомы Аквинского . [12] В своей книге « Линия, проходящая через сердце » Будзишевский пытается показать нам, как закон природы продолжает освещать этические и политические аспекты человеческого существования сегодня, несмотря на все наши усилия игнорировать его. [13] Естественный закон — это факт в том смысле, что он реален, мы его знаем и не можем его изменить. Это теория, потому что мы можем размышлять над нашими дотеоретическими знаниями о естественном законе и попытаться разработать его систематическое объяснение. Наконец, естественный закон — это скандал, он возмущает нас, потому что противостоит нам. [13]
Исследования Фомы Аквинского
[ редактировать ]Томист , Будзишевский совсем недавно предпринял постоянную серию публикаций о творчестве Фомы Аквинского, особенно построчные комментарии к Summa Theologica .
Книги
[ редактировать ]- Воскрешение природы: политическая теория и человеческий характер (1 января 1986 г.; распродано)
- Ближайший берег тьмы: оправдание политики добродетелей (31 августа 1988 г.; распродано)
- Написано на сердце: аргументы в пользу естественного закона (14 мая 1997 г.)
- Истинная толерантность: либерализм и необходимость суждения (1 января 1999 г.; распродано)
- Как оставаться христианином в колледже (1 апреля 1999 г.)
- Месть совести: политика и грехопадение человека (1 октября 1999 г.; ранее не издавалось)
- Чего мы не можем не знать: Путеводитель (1 января 2003 г.)
- Спросите меня о чем угодно: провокационные ответы для студентов колледжей (1 января 2004 г., как Дж. Будзишевский, он же профессор Теофил; распродано)
- Естественный закон для юристов (1 Января 2006 г.)
- Евангелисты на общественной площади: четыре формирующих голоса (1 июня 2006 г.; распродано)
- Спросите меня о чем угодно 2: Более провокационные ответы для студентов колледжей (8 мая 2008 г., как Дж. Будзишевский, он же профессор Теофил; распродано)
- Линия, проходящая через сердце: естественный закон как факт, теория и признак противоречия (15 мая 2009 г.)
- О значении секса (15 Ноября 2011 г.)
- Комментарий к «Трактату о праве» Фомы Аквинского (1 января 2014 г.)
- Комментарий к «Этике добродетели» Фомы Аквинского (20 апреля 2017 г.)
- Комментарий к «Трактату о счастье и конечной цели» Фомы Аквинского (9 января 2020 г.)
- Комментарий к Фоме Аквинскому о Божественном Законе (15 апреля 2021 г.)
- Как и как не быть счастливым (1 марта 2022 г.)
- Комментарий к «Трактату о Едином Боге» Фомы Аквинского (31 октября 2024 г.)
В дополнение к этим публикациям Будзишевский написал и опубликовал несколько сотен статей, публикаций в блогах, диалогов в «рабочие часы», ответов на вопросы и ответы на запросы общественности, а также переформатировал измененные публикации предыдущих глав и статей в различных формах. [14] [15] [16] [17] [18] Кроме того, он дал более сорока интервью, в том числе эксклюзивное телеинтервью на канале EWTN «Путешествие домой» в 2005 году, вскоре после его обращения в католическую веру. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Колледж гуманитарных наук UT
- ^ Кевин Ли: «Современные вызовы теориям естественного права», The Catholic Social Science Review 12 (2007): 41.
- ^ Jump up to: а б «Возражения, препятствия, принятие: Интервью с Я. Будзишевским» . Игнатиус Пресс. Архивировано из оригинала 1 ноября 2010 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Загрузка аудиобиблиотеки
- ^ Наиболее доступную трактовку этой темы см. в разделе « Чего мы не можем не знать: руководство» (Spence Publishing, 2003, второе издание выйдет в свет в 2011 г., издательство Ignatius Press); наиболее научную трактовку см. в книге «Линия, проходящая через сердце: естественный закон как факт, теория и признак противоречия» (ISI Books, 2009).
- ^ Фома Аквинский: Summa Theologiae , I II, Q. 94, Art. 4
- ^ Jump up to: а б Я. Будзишевский: Чего мы не можем не знать: Путеводитель , глава 7; см. также «Месть совести: политика и грехопадение человека».
- ^ Дж. Будзишевский: Чего мы не можем не знать: Путеводитель , глава 7; см. также «Месть совести : политика и грехопадение человека».
- ^ Дж. Будзишевский: Чего мы не можем не знать: Путеводитель , с. 140; см. также «Месть совести: политика и грехопадение человека».
- ^ Дж. Будзишевский: Чего мы не можем не знать: Путеводитель , глава 7; см. также «Месть совести: политика и грехопадение человека».
- ^ Jump up to: а б Дж. Будзишевский: Линия, проходящая через сердце , глава 10. См. также Дж. Будзишевский: Истинная толерантность: либерализм и необходимость суждения (Сделка, 1992).
- ^ Дж. Будзишевский: Линия, проходящая через сердце: естественный закон как факт, теория и признак противоречия . Уилмингтон: Del: ISI Books. 2009.
- ^ Jump up to: а б Стивен МакГуайр: Рецензия на книгу Дж. Будзишески «Линия через сердце». http://lehrman.isi.org/blog/post/view/id/461
- ^ «Авторы: Я. Будзишевский» . Первые вещи . 1 августа 1993 года . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Будзишевский, Дж. «Диалоги в рабочее время» . Подпольный томист . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Будзишевский, Дж. «Спросите Теофила о письмах» . Подпольный томист . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Будзишевский, Дж. «Читайте статьи» . Подпольный томист . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ «Я. Будзишевский» . Безграничный . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Доктор Дж. Будзишевский: Член епископальной церкви, ставший католиком - Путешествие домой (9 мая 2005 г.) , получено 8 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1952 года рождения
- Американские политические философы
- Переходит в англиканство
- Переходит в католицизм из англиканства
- Бывшие баптисты
- Бывшие англиканцы
- Живые люди
- Жители округа Трэвис, штат Техас
- Философы из Техаса
- Католические философы
- Выпускники Университета Флориды
- Выпускники Университета Южной Флориды
- Техасский университет на факультете Остина
- Выпускники Йельского университета
- Католики из Техаса
- Люди из Техаса
- Специалисты по этике естественного права