Пепельная пещера

Ахтакакуп ( кри : Atāhkakohp , «Звездное одеяло») (ок. 1816–1896) был главой подразделения дома кри ( Wāskahikaniwiyiniwak ) равнинного кри , который вел свой народ через переход от охотника и воина к фермеру, а также от Традиционный местный спиритуализм к христианству в последней трети XIX века. [ 1 ]
Он стал уважаемым и тактическим лидером нации кри во второй половине XIX века. В начале его правления стада равнинных буйволов были в изобилии на северных равнинах и в парках, что в значительной степени обеспечивало социальный, экологический и экономический баланс, жизненно важный для выживания кри. К 1860-м годам буйволы начали быстро исчезать, а с приходом европейских поселенцев этот баланс изменился. Вождь Ахтакакуп понимал, что образ жизни, к которому привыкла его группа, необходимо изменить, чтобы она и ее будущие поколения выжили. [ 2 ] Вместе со своим другом и коллегой-вождем Миставасисом («Большой ребенок») он подписал Договор 6 1876 года в качестве второго подписавшего вождя в Форт-Карлтоне, Саскачеван . Подписав этот договор, он согласился переместить свою группу в резервацию площадью 67 квадратных миль у Сэнди-Лейк , в 45 милях к северо-западу от современного Принца Альберта, Саскачеван .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ахтакакуп родился около 1816 года в стране реки Саскачеван . Ахтакакуп Джон Шатлен родился в семье франко-канадского отца Антуана Шатлена и женщины смешанного происхождения Окимавинотук. [ 3 ] Он был одним из пяти братьев. Остальные называются: Масускапо Шатлен, Сасакамус Джейкоб Шатлен, Ахенакев Дэвид Шатлен и Напескис Шатлен. [ 3 ] Считается, что потомки Ахтакакупа и его братьев довольно обширны, хотя и не полностью собраны.

Ахаткакуп был воспитан на традиционных ценностях и образе жизни народов равнинного кри. Таким образом, Ахтакакуп вырос в обществе охотников-собирателей. Каждое лето его семья, а также другие участники группы отправлялись из своих лагерей на луга прерий. Здесь они охотились на буйволов и собирали коренья, травы и ягоды. [ 4 ] Буйволы были особенно важны для выживания народа Ахтакакупа. Буйволы давали не только еду, но и свои шкуры, которые использовались для самых разных целей; от чехлов и одежды типи до сумок для хранения и посуды для приготовления пищи. Зимой его люди снова разделялись на свои семейные группы и переезжали в парковые зоны. Всю зиму, помимо буйволов, его семья охотилась на лосей, лосей и оленей. Как только к концу зимы станет теплее, на эти земли вернутся такие птицы, как гуси и утки, на которых также будут охотиться. За это время собирали сок клена и березы и превращали его в сироп и сахар. [ 4 ]
Духовность также была важным аспектом жизни равнинного кри. С юных лет Ахтакакуп был знаком с историями о Создателе ( mamawiwiyohtāwīmaw ), его духах-помощниках и их месте на Матери-Земле. [ 4 ] Он также узнал о различных церемониях, молитвах и песнях, связанных с этими церемониями. Когда он был достаточно взрослым, Ахтакакуп принимал участие в этих церемониях, таких как возможность окуриться и очиститься, церемонии с трубкой и парилки . Очень важным ритуалом, в котором Ахтакакуп принимал участие в молодости, был поиск видений . Примерно в 14 лет Ахтакакуп оставил свою семью и уединился на холмах или в лесах вокруг своего лагеря. Там, без еды и воды, он постился в надежде получить видение от Создателя. [ 4 ] Этот ритуал был важной частью полового созревания и обрядом посвящения.
Ахтакакуп, вождь
[ редактировать ]На протяжении всей своей взрослой жизни Ахтакакуп отличался своими лидерскими качествами. Даже когда он был еще молодым человеком, другие замечали его способность брать на себя ответственность и эффективно руководить своим народом. Помимо своих впечатляющих охотничьих навыков, он часто знал, где лучше всего разбить лагеря и где охотиться на буйволов. Наиболее примечательными были его навыки воина. Было рассказано много историй о его великих военных подвигах против других соплеменников. Во многих случаях, например, в столкновении с воинами черноногих , он был в меньшинстве, но все же смог привести свой отряд к победе, сохранив при этом своих людей невредимыми. [ 4 ] Это не только показало другим его потенциал как впечатляющего лидера, но также то, как духи благосклонно относились к нему и насколько могущественными были его духовные помощники.
Хотя определенной даты нет, считается, что Ахтакакуп был признан вождем не позднее, чем где-то в 1850-х годах (хотя, возможно, раньше). [ 4 ] Отряд Ахтакакупа входил в состав «Людей форта» ( wāskaahikaniyiniwak ), названных так из-за их непосредственной близости к форту Карлтон . Территория народа форта простиралась на север, запад и юго-запад от форта Карлтон, хотя типичные охотничьи угодья Ахтакакупа располагались к северу от Бад-Хилла ( maci-waciy ), к северо-западу от современного Розтауна . [ 4 ] Другим крупным вождем народа форта в то время был Миставасис. Ахтакакуп и Миставасис были близкими союзниками и друзьями на протяжении всей своей жизни, часто разбивая лагерь рядом друг с другом и проводя лето на охоте вместе с народами друг друга. Их семьи также были тесно связаны. Старший сын Ахтакакупа Камиё - ахчахквев (Добрый дух) женился на дочери Миставасиса Джудик, а дочь Ахтакакупа Изабелла вышла замуж за старшего сына Миставасиса Веятоквапью (Живого человека). [ 4 ] Эти двое мужчин также тесно сотрудничали во время охоты и ловли для компании Гудзонова залива , которая признала обоих выдающихся вождей.
Ахтакакупу, как признанному вождю и человеку высокого ранга, было уместно иметь несколько жен. Известно, что у него было как минимум три жены, одна из которых, по имени Мария, была дочерью Натовева (хотя имена других женщин неизвестны). [ 4 ] Эти женщины сыграли бы важную роль в распределении рабочей нагрузки группы в целом, а также в решении семейных вопросов. Все женщины, вероятно, были из других известных групп, поскольку межгрупповые браки имели решающее значение для создания связей и союзов.
Джон Хайнс
[ редактировать ]
Летом 1874 года Ахтакакуп и его группа отправились в Форт-Карлтон, чтобы забрать припасы, прежде чем отправиться на охоту на буйволов. [ 4 ] встретил молодого миссионера Джона Хайнса На остановке в Карлтоне он лишь мимоходом . Однако Ахтакакуп надеялся встретить кого-то, кто мог бы помочь его людям адаптироваться к меняющемуся миру вокруг них. Пути двух мужчин разошлись: Ахтакакуп ушел на охоту, а Хайнс отправился строить себе новый дом. Однако, когда Ахтакакуп услышал, что Хайнс живет неподалеку, на озере Уайтфиш, он решил навестить Хайнса. Во время этого визита Ахтакакуп предложил Хайнсу присоединиться к ним и переместить свое поселение в Сэнди-Лейк ( yēkawiskāwikamāw ), чтобы стать там министром. [ 2 ] [ 4 ] В октябре того же года Хайнс перенес свое поселение на Сэнди-Лейк, разбив лагерь на земле Ахтакакупа, которая гораздо более подходила для обработки, чем места его предыдущих поселений. [ 5 ]
Это была не первая встреча Ахтакакопа с миссионерами. До его встречи с Хайнсом римско-католические священники посетили Ахтакакупа и его людей. Ахтакакуп разрешил этим священникам крестить его детей. Ахтакакуп еще не обратился и не крестился, когда Хайнс прибыл в его лагерь. Он был крещен 20 мая 1877 года вместе со своей женой, которая осторожно относилась к обращению в Англиканскую церковь из-за того, что эта церковь отличалась от церкви ее детей. [ 6 ] Ахтахкакуп не только познакомил Хайнса и его религиозные учения со своим народом, но и с другими группами, такими как Миставасис и Окиномотаю из Стоуни-Лейк. [ 6 ] Он заявил, что ни работа Хайнса, ни его собственная работа не привели к распространению христианства, а скорее люди обращались в веру по собственному желанию. [ 6 ]
У Ахтакакупа сложилось впечатление, что предыдущие миссионеры Римско-католической церкви, посещавшие его народ, пошлют кого-нибудь для обучения его детей и других членов его группы, как они и заявляли. [ 6 ] Однако эти миссионеры его не впечатлили, и поэтому он был рад, что Хайнс начал обучать своих детей и других людей в его лагере. Поэтому Хайнс открыл на территории Ахтакакупа дневную школу. Позже он открыл дополнительные дневные школы в других лагерях, одну из которых в Стоуни-Лейк, которой руководил один из предыдущих учеников Хайна, обучавшийся в школе в Сэнди-Лейк. [ 6 ]
Ахтакакуп был обеспокоен не только религиозными и практическими учениями, которые мог дать Хайнс, но и обучением сельскому хозяйству . Ахтакакуп осознавал меняющийся экономический мир вокруг него. В связи с резким сокращением популяции буйволов, от которых так зависели люди кри, Ахтакакуп решил, что обращение к сельскому хозяйству обеспечит группе лучший и наиболее стабильный экономический доход. [ 6 ] Поэтому Хайнс научил Ахтакакупа и его людей различным сельскохозяйственным инструментам, например, сеять зерно и сажать сады. [ 5 ] В любой момент времени на земле Ахтакакупа было от 20 до 120 акров земли, используемой в сельскохозяйственных целях. В последующие годы правительство Канады похвалило Ахтакакупа и Хайнса за их сельскохозяйственные усилия.
Договор 6
[ редактировать ]
15 августа 1876 года Ахтакакуп вместе с другими вождями и чиновниками встретился в форте Карлтон. 18 августа начались переговоры, и к 23 августа Шестой договор был подписан сначала Миставасисом, затем Ахтакакупом и 11 другими вождями под руководством вице-губернатора Александра Морриса . [ 7 ] Каждому вождю были вручены медаль и флаг, а в качестве главных вождей Ахтакаккупу и Миставаси была вручена правительственная форма вождя, которая включала в себя алую куртку с золотой отделкой, фетровый цилиндр, брюки, рубашку и носовой платок. [ 7 ] Им сказали, что, приняв эту форму, они станут представителями королевства и королевы.
Ахтакакуп, осознавая многочисленные изменения, происходящие в окружающем его мире (особенно с уменьшением численности буйволов и увеличением численности поселенцев), видел необходимость учиться и принять новый образ жизни. Ахтакакуп беспокоился не только о своем народе, но и обо всех будущих поколениях, и поэтому он считал подписание договора и соблюдение условий договора жизненно важными для успеха своего народа. Некоторые другие вожди не поспешили обратиться за помощью к правительству. Вожди Паундмейкер , Барсук и Янг Чипевян выступили против подписания договора и последовавшего за ним раздела земель. [ 8 ] Однако, выслушав речи Ахтакакопа, и Миставасис изменили свое мнение о том, почему договор важен для успеха их народа.

Будучи вождем, Ахтакакуп подписал от имени всех своих людей, которые хотели мирно разделить землю с поселенцами и правительством. Поэтому Ахтакакуп и его коллеги-вожди упорно торговались, чтобы получить как можно больше помощи для своего народа. Несмотря на то, что Ахтакакуп и его народ уже начали переходить к использованию сельского хозяйства в качестве источника продовольствия и дохода, он осознавал, что для его народа должна быть какая-то система защиты на случай, если времена станут тяжелыми. [ 4 ] Таким образом, ключевой частью договора было включение пункта о голоде и аптечке; ресурсы, которые будут храниться у индийского агента в каждом резерве на случай голода и чрезвычайных медицинских ситуаций, таких как вспышка болезней (таких как оспа и туберкулез). [ 8 ] [ 9 ] Вожди также попросили оказать им дополнительную поддержку при переходе к сельскохозяйственной жизни, например, предоставить больше припасов и волов, чтобы облегчить этот переход. [ 4 ]
Несмотря на благие намерения Ахтакакупа, возникли недопонимания относительно того, как будут соблюдаться условия договора, из-за различий в традициях кри и европейских поселенцев. Ахтакакуп и другие вожди понимали, что все, что было сказано и обещано устно во время переговоров, будет законным, поскольку во время переговоров присутствовала священная трубка. [ 7 ] Однако правительственные чиновники понимали, что законным является только то, что было записано в договоре, и из-за использования переводчиков с обеих сторон возникло недопонимание относительно того, что было, а что не было включено в договор. Вполне вероятно, что, когда Моррис прибыл в Форт-Карлтон, значительная часть шестого договора уже была написана. [ 4 ] Однако Ахтакакуп и другие вожди успешно убедили Морриса включить в договор дополнительные условия. Это удовлетворило Ахтакакупа, который знал, что невозможно прийти к соглашению по каждому отдельному вопросу, представленному им самим и другими вождями.
Северо-Западное восстание
[ редактировать ]
20 марта 1885 года Ахтакакуп был встречен у его дверей посланником из форта Карлтон. [ 4 ] Этот посланник сообщил ему, что метисы украли оружие и боеприпасы со склада и взяли людей в плен. Ахтакакуп быстро собрался, взял Миставасиса и отправился в путь к форту. По прибытии в форт Карлтон вождей встретило множество людей, многие из которых были из принца Альберта , которые пришли, чтобы помочь защитить форт. Им сказали, что Луи Риль получил власть, создав собственное временное правительство, организовал восстание и что он и Габриэль Дюмон требуют передать им форт. [ 4 ] Риэль утверждал, что его действия были оправданы, поскольку он считал, что правительство не смогло помочь метисам в трудную минуту. [ 10 ]
Ахтакакупу и Миставаси были заданы вопросы относительно их лояльности. Оба мужчины были настроены соблюдать договор, который они подписали вместе менее 10 лет назад. Они заявили, что вместо этого будут сохранять нейтралитет во время событий. Обоим мужчинам к тому времени было около 70 лет, и, несмотря на их впечатляющее воинское прошлое, они сомневались, что смогут сильно помочь на поле боя. Поэтому они сказали чиновникам, что, если они не смогут остановить Риэля и его людей силой, они отвезут своих людей к принцу Альберту, чтобы обеспечить их безопасность. [ 4 ] Довольные обещаниями мужчин сохранять лояльность, официальные лица заявили, что они предоставят защиту и снабжение своему народу в случае эвакуации. Несмотря на то, что Риэль неоднократно просил их присоединиться к его силам, мужчины остались верны своим словам и оставались нейтральными в это тревожное время. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Ахтакакуп умер 4 декабря 1896 года в возрасте около 80 лет от сердечного приступа во время прогулки со своим внуком Пачи (Джеймс Старбланкет). [ 4 ] Его сын Ка-миёастотин (Вэзил Старбланкет) сменил его на посту вождя. [ 11 ] Похоронен на территории заповедника, носящего его имя. [ 12 ] была построена средняя школа его имени В 1993 году на территории заповедника Ахтакакуп . Здание этой школы чтит не только его, но и других участников группы, что можно увидеть в Зале достижений школы, где демонстрируются достижения народа кри. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АХТААКОП ПЕРВАЯ НАЦИЯ» . Архивировано из оригинала 1 августа 2013 г. Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Саскачеванские коренные народы: жизнь в прошлом и настоящем . Томпсон, Кристиан, 1954 г., Университет Реджайны. Канадский исследовательский центр равнин. Регина: Исследовательский центр канадских равнин, Университет Реджайны. 2004. ISBN 9780889771611 . OCLC 62134610 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Метис Сэнди-Лейк, покинувший Договор | Коренные народы Северной Америки | Метисы (Канада)» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Дина, Кристенсен (2000). Ахтакакуп: эпический рассказ о вожде равнинного кри, его народе и их видении выживания, 1816-1896 гг . Шелл-Лейк, Саск: паб Ahtahkakoop. ISBN 0968736904 . OCLC 44795807 .
- ^ Jump up to: а б «Биография – ХАЙНС, ДЖОН – Том XVI (1931–1940) – Канадский биографический словарь» . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс, Дэниел (осень 2011 г.). «Объединение частного прошлого с общественным восприятием: миссионерские журналы Джона Хайнса и красные индейцы равнин». Журнал канадских исследований . 45 (3): 108–136. дои : 10.3138/jcs.45.3.109 . S2CID 141052666 .
- ^ Jump up to: а б с Дина, Кристенсен (2000). Ахтакакуп: эпический рассказ о вожде равнинного кри, его народе и их видении выживания, 1816-1896 гг . Шелл-Лейк, Саск: паб Ahtahkakoop. ISBN 0968736904 . OCLC 44795807 .
- ^ Jump up to: а б Миллар, Джеймс Роджер. «Я приму руку королевы» . Мысль и культура североамериканских индейцев .
- ^ Мандельбаум, Дэвид Гудман (1940). Равнинный кри: этнографическое, историческое и сравнительное исследование . Университет Реджайны Пресс. ISBN 9780889770133 .
- ^ Фланаган, Томас (2000). Риэль и восстание: пересмотр 1885 года . Университет Торонто Пресс. ISBN 9780802082824 .
- ^ «Первая нация Ахтакакуп - Энциклопедия коренных народов Саскачевана | Университет Саскачевана» . Learning.usask.ca . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ «Ахтакакуп» в Энциклопедии Саскачевана.